Храмовая гора

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Arachn0 (Обсуждение | вклад)
(Ссылки: шаблон)
(Перенаправление на ej:Храмовая гора)
 
(24 промежуточные версии не показаны)
Строка 1: Строка 1:
-
{{гора
+
#redirect [[:ej:Храмовая гора]]
-
|Название =Храмовая гора
+
-
|Фото = Temple mount.JPG
+
-
|Комментарии = <small>Вид на Храмовую гору с юго-востока</small>
+
-
|Высота =
+
-
|Расположение =
+
-
|Горная система =
+
-
|Координаты ={{coord|31|46|40|N|35|14|8|E|type:mountain(4807)_region:IL}}
+
-
|Первое восхождение =
+
-
|Классический маршрут =
+
-
}}
+
-
'''Хра́мовая гора''' ({{lang-he|הַר הַבַּיִת}}, ''Хар а-Баит''; {{lang-ar|الحرم القدسي الشريف‎}}, ''ал-Харам аль-Кудс аш-Шариф'' — «благородное святилище») — гора в юго-восточной части [[Старый город (Иерусалим)|Старого города]] [[Иерусалим]]а, священное место для [[иудаизм]]а и [[ислам]]а. В настоящее время представляет собой обнесённую высокими стенами прямоугольную площадь, возвышающуюся над остальными частями Старого города, на которой расположены мусульманские святыни — [[Аль-Акса]] (''дальняя мечеть'') и [[Куббат ас-Сахра]] (известная также как [[Купол Скалы]], или «Купол над Скалой»), построенные [[Абд аль-Малик (халиф)|Абд аль-Маликом]] в [[691 год]]у.
+
-
 
+
-
==История==
+
-
На Храмовой горе царь [[Давид]] выкупил [[гумно]] у некоего Аравны (Орны) — [[иевусеи|иевусея]] и воздвиг жертвенник Богу Израиля, а его сын и наследник престола [[Соломон]] построил [[Первый Храм]] в X веке до н. э. В 586 году до н. э. [[Первый Храм]] был разрушен [[Навуходоносор II|Навуходоносором]].
+
-
 
+
-
После возвращения евреев в [[Иерусалим]] из [[Вавилонский плен|вавилонского пленения]] в 515 г. до н. э. был построен [[Второй Храм]].
+
-
 
+
-
Царь [[Ирод Великий|Ирод]] во время предпринятой им реконструкции Храма (22 г до н. э.) увеличил площадь Храмовой горы, возведя вокруг неё мощную подпорную стену и засыпав землёй промежуток между стеной и холмом. Реконструкция продолжалась и наследниками Ирода — [[Агриппа I|Агриппой I]] и [[Агриппа II|Агриппой II]] вплоть до [[Иудейская война|Иудейской войны]] (67 г н. э.). [[Второй Храм|Храм Ирода]] просуществовал до 70 года н. э., когда был разрушен [[Древний Рим|римлянами]] под предводительством Тита.
+
-
 
+
-
После этого город длительное время находился в руинах и запустении.
+
-
 
+
-
* В 130 г. император [[Адриан]] повелел построить на развалинах Иерусалима римскую колонию Элиа Капитолина<ref>в честь себя — Publius Aelius Hadrianus, а также в честь [[Юпитер (мифология)|Юпитера Капитолийского]]</ref>. В новом городе на месте Храма было воздвигнуто святилище, посвященное Юпитеру, а на том самом месте, где некогда находилась [[Святая Святых]], была воздвигнута конная статуя Адриана. По свидетельству греческого историка [[Дион Кассий|Диона Кассия]] (155—235) это вызвало «свирепую и затяжную войну». Вспыхнуло новое еврейское восстание (Восстание [[Симон Бар-Кохба|Бар-Кохбы]] или 2-я Иудейская война, 132—136 гг.).
+
-
Восставшим евреям удалось отвоевать Элию Капитолину (то есть Иерусалим), где они даже соорудили «временный Храм» и, возможно, на короткое время возобновили жертвоприношения. Так продолжалось три года, пока летом 135 года восстание не было подавлено и римляне вновь захватили город. Адриан издал декрет, по которому всем, кто подвергся обрезанию, доступ в город был запрещён.
+
-
 
+
-
* В 361 году, на престол римской империи взошел [[Флавий Клавдий Юлиан|Юлиан]] (361—363 гг.), которого христиане называют «отступником» (Apostata), за его стремление вернуться к старой языческой «религии отцов». В декабре 361 года, воцарившись на троне в [[Константинополь|Константинополе]], Юлиан начал проведение в жизнь новой имперской религиозной политики. Он объявил о свободе отправления культа на подвластной ему территории, в том числе, и для различных христианских сект, и о возврате конфискованного имущества языческих храмов. Среди прочего, Юлиан обнародовал также и свой план о восстановлении еврейского Храма в [[Иерусалим]]е<ref>см. [http://jhistory.nfurman.com/lessons8/08-59.htm курс лекций Иерусалим в веках]</ref>.
+
-
 
+
-
: Его отношение к иудаизму и намерение заново построить Иерусалимский храм объясняется тем, что он старался лишить церковь её еврейского основания. Возобновление жертвоприношений в Храме могло публично продемонстрировать ложность пророчества Иисуса о том, что от Храма «не останется камня на камне»<ref>{{Библия|Мф|24:2}}; {{Библия|Мк|13:2}}; {{Библия|Лк|21:6}}</ref> и неверность утверждения об унаследовании иудаизма христианством.
+
-
 
+
-
: Император без промедления приступил к осуществлению своего плана. Требуемые средства были ассигнованы из государственной казны, а главой проекта был назначен Элипий Антиохийский, один из преданнейших помощников Юлиана и бывший наместник [[Британия|Британии]]. Подготовка материалов и инструментов, их доставка в Иерусалим и установка на месте, а также набор мастеров и рабочих продолжались в течение длительного времени. Планирование работы потребовало немалых усилий со стороны архитекторов. Первым этапом работ было удаление развалин, находившихся на месте строительства. Лишь после этого, по-видимому, 19-го мая, строители непосредственно приступили к возведению Храма.
+
-
 
+
-
: Однако 26-го мая 363 года работы по восстановлению Храма были прекращены из-за пожара, который возник в результате стихийного бедствия или аварии на Храмовой горе<ref>Разумеется, сегодня невозможно определить был ли данный пожар результатом естественных причин (например, скопления газов в подземных помещениях) или умышленного поджога. Следует, однако, иметь в виду, что за несколько месяцев до описываемых событий, осенью 362 года, произошел пожар в храме [[Аполлон]]а в предместье [[Антиохия|Антиохии]] Дафне. Население Антиохии состояло в основном из христиан и было враждебно настроено по отношению к императору. Христиане Антиохии были публично обвинены Юлианом в поджоге. Так или иначе, результаты обоих пожаров были весьма благоприятны с точки зрения христиан, хотя и невозможно с точностью установить их причастность к этим пожарам.</ref>. А спустя месяц Юлиан пал в бою, и его место занял христианский полководец [[Иовиан]], который положил конец всем его планам.
+
-
 
+
-
* После того, как Палестину захватили арабы в 638 г., они на этом же месте построили свои святилища.
+
-
 
+
-
== Значение Храмовой горы в иудаизме ==
+
-
 
+
-
Храмовая гора традиционно<ref>[[Талмуд]], Йома</ref> отождествляется с горой Мория — местом, указанным [[Авраам]]у Богом для принесения в жертву [[Исаак]]а ([[Жертвоприношение Исаака]]). На этом же месте, впоследствии, видел свой знаменитый сон праотец [[Иаков]].
+
-
 
+
-
Между X веком до н. э. и I веком н. э. на Храмовой горе стоял [[Иерусалимский храм]], который служил единственным разрешённым местом [[Жертвоприношения в иудаизме|жертвоприношений Единому Богу]], а также являлся центром религиозной жизни еврейского народа и объектом паломничества всех евреев три раза в год (на [[Песах]], [[Шавуот]] и [[Суккот]]).
+
-
 
+
-
В настоящее время на месте [[Храм Соломона|Храма Соломона]] находится мечеть Куббат ас-Сахра ([[Купол Скалы]]). От [[Второй Храм|Храма Ирода]] до настоящего времени дошли всего две руины: западная опорная стена Храмовой площади (южная часть которой известна как «[[Стена Плача]]», превратившаяся в символ веры и надежды многих поколений евреев) и заложенные блоками и застроенные т. н. «Золотые ворота» — бывшие входные арки в восточной стене. Утверждается, что эти ворота сами собой откроются в момент прихода [[Мессия|Мессии]].
+
-
 
+
-
Храмовая гора является самым святым для евреев местом: религиозные евреи всего мира во время молитв обращаются лицом к Израилю, евреи в Израиле — к Иерусалиму, а евреи в Иерусалиме — к Храмовой горе.
+
-
 
+
-
Согласно обещаниям еврейских пророков, после прихода [[Мессия|Мессии]] на Храмовой горе будет отстроен последний, [[Третий Храм]], который станет духовным центром для еврейского народа и всего человечества. Также с Храмовой горой связано ожидание  [[Страшный Суд|Страшного Суда]].
+
-
 
+
-
В период Храма существовали различия в святости между разными частями Храмовой горы. Вход в [[Святая святых]] Храма был разрешён только [[первосвященник]]у, и только в [[Йом-Киппур]] для ведения службы. Внутрь Храма могли заходить лишь [[коэн (жрец)|коэны]]. Тем, кто был ритуально нечист, запрещалось входить на территорию Храмовой площади, а согласно более строгой точке зрения, — вообще вступать на Храмовую гору. Также было запрещено подниматься на Храмовую гору с иными, нежели религиозные, целями или в непристойном виде.
+
-
 
+
-
Согласно мнению большинства галахических авторитетов, в частности, [[Маймонид]]а, святость Иерусалима и Храмовой горы остаются в силе и после разрушения Храма. Сегодня считается, что все евреи ритуально нечисты, и поэтому никто не может взойти на Храмовую гору. Однако существует точка зрения, согласно которой этот запрет относится лишь к восхождению на территорию, где стоял Храм, тогда как вход на остальную часть Храмовой горы разрешён. Проблема заключается в том, что библейские источники не позволяют с точностью идентифицировать разрешённую зону.
+
-
 
+
-
=== Местоположение Храма ===
+
-
 
+
-
Традиционно [[Иерусалимский храм|Храм]] располагают на том месте, где сегодня стоит [[Купол Скалы]] (Kubbet es-Sachra). Сторонники этой точки зрения опираются на сведения исторических источников, согласно которым [[Купол Скалы|Куббат-ас-Сахра]] перекрыла остатки стоявшего здесь [[Второй Храм|Второго Храма]]. Наиболее аргументировано и последовательно эта концепция была изложена профессором Лином Ритмейером.
+
-
 
+
-
[[Файл:The rock of the Dome of the Rock PD-OLD.jpg.JPG|thumb|right|120px|[[Краеугольный камень]] (Камень Основания)]]
+
-
В средине Купола Скалы возвышается на 1,25-2 метра большая скала длинной 17,7 метров и шириной 13,5 метров. Этот камень считается священным и окружён позолоченной решёткой, чтобы никто к нему не прикасался. Считается, что это и есть тот ''Эвен а-Штия'' («Камень Основания» или «[[Краеугольный камень]]»), о котором в [[Талмуд]]е говорится, что с него Господь начал [[Сотворение мира]]<ref>[[Талмуд]], Йома 54б; ср. [[Таргум]] Ионатана к Исх. 18:30</ref> и который помещался в [[Святая святых]] Иерусалимского храма. Однако это противоречит тому, что известно о «[[Краеугольный камень|Краеугольном камне]]» из еврейских источников. Так, согласно [[Мишна|Мишне]], он поднимался над почвой всего на три пальца, а видимая теперь скала доходит до двух метров; кроме того, она крайне неровна и заострена вверх и [[первосвященник]] не мог бы ставить на неё кадильницу в [[Йом Киппур]].
+
-
 
+
-
Другие полагают, что на этом камне во дворе Храма находился [[Жертвенник всесожжения]]. В таком случае, Храм располагался к западу от этого камня. Это мнение более вероятно, поскольку это соответствует пространственным отношениям на Храмовой площади и позволяет разместить ровную площадь достаточно больших размеров.<ref>В пользу этого мнения говорит также и тот факт, что под этим «Камнем Основания» имеется высеченная в скале обширная пещера в виде маленького подземного храма с тремя нишами, у которых, по преданию мусульман, молились [[Авраам]], [[Сарра]] и [[Агарь]]. Вход в эту пещеру находится сбоку скалы, снаружи от окружающей её решетки. Эта пещера, по-видимому, представляет то подземное пространство под жертвенником, которое описывается в [[Мишна|Мишне]] (Миддот III, 2) и носило название «''Шитин''» (ср. [[Талмуд]], Сукка 49а).</ref>.
+
-
 
+
-
Существуют и другие варианты локализации Храма. Почти два десятилетия назад израильский физик Ашер Кауфман предположил, что как Первый, так и Второй храмы были расположены в 110 метрах к северу от мечети Скалы. По его расчетам, Святая святых и Камень Основания находятся под нынешним «Куполом Духов» — небольшой мусульманской средневековой постройкой.
+
-
 
+
-
Противоположную, «южную» (по отношению к Куполу Скалы) локализацию Храма на протяжении последних пяти лет разрабатывает известный израильский архитектор Тувия Сагив. Он помещает его на месте современного фонтана Аль-Кас.
+
-
 
+
-
== Значение Храмовой горы в христианстве ==
+
-
Храмовая гора многократно упоминается в [[Пятикнижие|Пятикнижии]], которое является основой [[Ветхий Завет|Ветхого Завета]], поэтому это место священно как для иудеев, так и для христиан<ref>Это справедливо в отношении только тех христиан, которые доверяют традиционному мнению, приводимому в трактате Йома Вавилонского [[Талмуд]]а, где утверждается тождественность Храмовой горы и [[Мория (Библия)|горы Мория]], неоднократно упоминаемой в Торе</ref>. Кроме того, в [[Новый Завет|Новом Завете]] утверждается, что [[Иисус Христос|Иисус]] является прямым потомком царя [[Давид]]а ({{Библия|Мф|1:17}}), сын которого, [[Соломон]], основал [[Первый Храм]] на этой горе.
+
-
 
+
-
Тем не менее, среди многочисленных святых мест христианства в Иерусалиме, Храмовой горе особого значения не придавалось.
+
-
 
+
-
== Значение Храмовой горы в исламе ==
+
-
[[Файл:Harhab mini.JPG||thumb|Мечеть Скалы]]
+
-
[[File:SWqanatirTempleMount.JPG|thumbnail]]
+
-
{{main|Аль Акса|Купол Скалы}}
+
-
[[Иерусалим]] и святыни, расположенные на Храмовой горе, признаются [[мусульмане|мусульманами]] третьими по значению после [[Мекка|Мекки]] и [[Медина|Медины]]. Куббат ас-Сахра построена в самом центре Храмовой горы, и внутри неё находится выступающий из земли камень — это вершина горы, единственная её часть, которая возвышается над плоским плато. Согласно [[Коран]]у, этот камень и есть та скала, с которой пророк [[Мухаммед]] вознёсся в небо на крылатом коне.
+
-
 
+
-
== Политическое значение Храмовой горы ==
+
-
 
+
-
В периоды мамелюкского, османского и британского правления [[Палестина|Палестиной]], евреи на Храмовую гору не допускались. Британская мандатная администрация ввела специальный орган по попечительству над святыми местами ислама на Храмовой горе — [[ВАКФ]], так называемый Исламский совет (Muslim Council), который получил фактическую власть над всей территорией Храмовой горы.
+
-
 
+
-
По окончании [[Война за независимость Израиля|Войны за независимость Израиля]] в [[1948 год]]у, Храмовая гора вместе со всем Восточным Иерусалимом перешла под контроль [[Иордания|Иордании]]. До 1967 года евреи не допускались не только на Храмовую гору, но и к [[Стена Плача|Стене Плача]], что являлось грубым нарушением соглашения о прекращении огня.
+
-
 
+
-
Во время [[Шестидневная война (1967)|Шестидневной войны]], в ходе боёв за Иерусалим, израильские десантники установили контроль и над Храмовой горой, установив над ней израильский флаг, и командующий операцией, Мота Гур, объявил по армейской радиосвязи: «Храмовая гора в наших руках!». Однако вскоре, по приказу министра обороны [[Даян, Моше|Моше Даяна]], флаг был спущен, и полномочия ВАКФа вновь были официально подтверждены.
+
-
 
+
-
С [[1967 год]]а на Храмовую гору был открыт доступ всем желающим в отведённые дни и часы.
+
-
 
+
-
В [[1993]] г., после подписания [[Соглашения Осло|соглашений в Осло]], управление ВАКФом перешло от Иордании к [[Палестинская автономия|Палестинской автономии]]. Работников этой организации обвиняют в том, что, под видом ремонтно-строительных работ, они систематически уничтожают археологические ценности — следы еврейского присутствия на Храмовой горе. В то же время, мусульманские проповедники беспрепятственно занимаются антиизраильской пропагандой, подстрекательствами к насилию и вообще отказываются признавать сам факт существования [[Иерусалимский Храм|Иерусалимского Храма]] на Храмовой горе.{{Нет АИ|18|05|2009}}
+
-
 
+
-
Неурегулированность ситуации вокруг Храмовой горы между евреями и палестинцами приводит к постоянным конфликтам.
+
-
 
+
-
* В сентябре [[1996]] г., после многолетних раскопок и реконструкции, был открыт для посещения так называемый «туннель Хасмонеев» — участок древнего водовода и улицы хасмонейско-иродианского периода, проходящий от площади у [[Стена Плача|Стены Плача]] до [[Виа Долороза]], в 300 м к западу от Храмовой горы и параллельно её западной подпорной стене. Глава [[ООП]] и Палестинской автономии [[Арафат, Ясир|Ясир Арафат]] тогда заявил, что израильтяне якобы планируют подрыть фундамент мечети Аль-Акса и таким образом разрушить её, освободив место для своего Храма. В Иерусалиме и в некоторых районах на территориях, находящихся под контролем Палестинской автономии, произошли серьёзные беспорядки и вооружённые столкновения, в ходе которых палестинская полиция впервые применила оружие против израильских сил безопасности. Арабы неоднократно забрасывали камнями евреев, молящихся у [[Стена Плача|Стены Плача]]. В ходе беспорядков погибло 15 израильтян и 52 араба.
+
-
 
+
-
* В [[1998]] г. ВАКФ открыл новую, третью по счёту, мечеть на Храмовой горе, в так называемых [[Соломоновы конюшни|Соломоновых конюшнях]]. Масштабные строительные работы в подземельях Храмовой горы привели к нарушению древней системы дренажа и другим деформациям, вследствие чего южная стена Храмовой горы оказалась под угрозой обрушения. В 1999—2002 гг. здесь вели восстановительные работы инженерные службы Иордании, поскольку ВАКФ не желает сотрудничать с соответствующими израильскими службами и запрещает любой надзор за своими работами с их стороны.
+
-
 
+
-
* С начала так называемой «[[Вторая интифада|Второй интифады]]» («Интифада аль-Аксы») в сентябре [[2000]] г., по указанию израильского правительства, вход на Храмовую гору для немусульман был прекращён вплоть до середины [[2003]] г., когда положение несколько нормализовалось. В эти годы израильская полиция периодически ограничивала доступ мусульман на Храмовую гору, как для жителей автономии, так и для других граждан по возрастному цензу.
+
-
 
+
-
* Один из последних конфликтов был вызван решением израильских властей построить пешеходный мост в районе Магрибских ворот, ведущий к комплексу Храмовой горы. Строительство, начатое в феврале [[2007 год]]а, было приостановлено из-за массовых протестов мусульман, опасавшихся, что при возведении моста могут быть нанесены повреждения мечети Аль-Акса.
+
-
 
+
-
Таким образом, в настоящее время на Храмовой горе расположены лишь религиозные святыни ислама, что является постоянным предметом раздора между мусульманами и евреями, и одной из причин [[арабо-израильский конфликт|арабо-израильского конфликта]] вообще. Существует несколько проектов совмещения на Храмовой горе святынь нескольких религий, однако ни один из них не имеет пока реальной перспективы осуществления.
+
-
 
+
-
== Примечание ==
+
-
<references />
+
-
 
+
-
== Ссылки ==
+
-
{{commonscat|Temple Mount}}
+
-
* {{ЭЕЭ|14562|Храмовая гора}}
+
-
* [http://www.templemount.org/ The Temple Mount in Jerusalem] {{ref-en}}
+
-
 
+
-
{{Иерусалим}}
+
-
 
+
-
[[Категория:Иудаизм]]
+
-
[[Категория:Иерусалимский храм]]
+
-
[[Категория:Библейские места]]
+
-
[[Категория:Горы Израиля]]
+
-
[[Категория:Ислам]]
+
-
[[Категория:Достопримечательности Иерусалима]]
+
-
[[Категория:Культовые сооружения Иерусалима‎]]
+
-
[[Категория:Палестино-израильский конфликт]]
+
-
 
+
-
[[ar:الحرم القدسي الشريف]]
+
-
[[bg:Храмов хълм]]
+
-
[[ca:Mont del Temple]]
+
-
[[cs:Chrámová hora]]
+
-
[[da:Tempelbjerget]]
+
-
[[de:Tempelberg]]
+
-
[[en:Temple Mount]]
+
-
[[eo:Templa Monto]]
+
-
[[es:Explanada de las Mezquitas]]
+
-
[[eu:Mezkiten Zelaigunea]]
+
-
[[fi:Temppelivuori]]
+
-
[[fr:Mont du Temple]]
+
-
[[he:הר הבית]]
+
-
[[it:Monte del Tempio]]
+
-
[[ja:神殿の丘]]
+
-
[[mk:Рид на храмовите]]
+
-
[[ms:Al Haram Al Sharif]]
+
-
[[nl:Tempelberg]]
+
-
[[no:Tempelhøyden]]
+
-
[[pl:Wzgórze Świątynne]]
+
-
[[pt:Monte do Templo]]
+
-
[[simple:Temple Mount]]
+
-
[[sv:Tempelberget]]
+
-
[[yi:הר הבית]]
+
-
[[zh:圣殿山]]
+

Текущая версия на 01:28, 31 мая 2013

  1. redirect ej:Храмовая гора
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация