Цефанья (Софония), библейская книга

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (убрана категория «Требует категоризации» с помощью HotCat)
Raphael (Обсуждение | вклад)
(консолидация)
Строка 1: Строка 1:
-
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 1
+
{{О_статье\ЭЕЭ
 +
| ТИП СТАТЬИ  = 1
| АВТОР1  =  
| АВТОР1  =  
| АВТОР2 =
| АВТОР2 =
Строка 13: Строка 14:
}}   
}}   
-
'''Кни́га проро́ка Цефаньи''' (צְפַנְיָה) — часть [[ТаНаХ]]а, девятая среди книг малых [[пророк]]ов как в еврейской масоретской [[Библия|Библии]], так и в текстах греческом [[Септуагинта|Септуагинты]], латинском [[Вульгат]]ы и в других переводах.
+
'''Кни́га проро́ка Цефаньи''' ('''Софонии''') (צְפַנְיָה) — часть [[ТаНаХ]]а, девятая среди книг [[Пророки Малые|малых пророк]]ов как в еврейской масоретской [[Библия|Библии]], так и в текстах греческом [[Септуагинта|Септуагинты]], латинском [[Вульгат]]ы и в других переводах.
== Автор ==
== Автор ==
Никаких сведений о личности, жизни и деятельности пророка Цфаньи в исторической и современной пророческой литературе Танаха не сохранилось, и единственным прямым библейским свидетельством о личности пророка является заглавие (первый стих) книги:
Никаких сведений о личности, жизни и деятельности пророка Цфаньи в исторической и современной пророческой литературе Танаха не сохранилось, и единственным прямым библейским свидетельством о личности пророка является заглавие (первый стих) книги:
-
{{ВЗ|Слово Господне, которое было к Цфанье, сыну Куши, сына Гедальи, сына Амарьи, сына Хизкии, в дни Йошияѓу, сына Амона, царя Йеѓуды.|Соф|1:1}}  
+
{{ВЗ|Слово Господне, которое было к Цфанье, сыну Куши, сына Гедальи, сына Амарьи, сына Хизкии, в дни [[Йошияhу]], сына [[Аммон (царь Иудеи)|Амона]], царя Йеѓуды.|Соф|1:1}}  
-
По-видимому, он был потомком в четвертом поколении царя [[Хизкияѓу]] и, таким образом, дальним родственником царя [[Йошияѓу]], в годы правления которого (640–609 гг. до н. э.) Цфанья действовал. В «De vita prophetarum» псевдо-Епифания Кипрского сохранилось предание, что Цфанья был из колена Шимона и родина его была на некоей горе Сарабата или, по другим версиям текста, Барата или Сарата.
+
По-видимому, он был потомком в четвертом поколении царя [[Хизкияhу]] и, таким образом, дальним родственником царя [[Йошияhу]], в годы правления которого (640–609 гг. до н. э.) Цфанья действовал. В «De vita prophetarum» псевдо-Епифания Кипрского сохранилось предание, что Цфанья был из колена Шимона и родина его была на некоей горе Сарабата или, по другим версиям текста, Барата или Сарата.  
-
 
+
-
На протяжении длительного 55-летнего правления сына Хизкияѓу [[Менаше]] в Иудею широко проникло ассирийское культурное, политическое и религиозное влияние, а еврейская религия претерпела упадок. Выступление Цфании против распространения языческой веры (Цфан. 1:4–8) совпадает с реформой царя Йошияѓу, направленной на искоренение языческих религиозных влияний (621 г. до н. э.). Дезинтеграция [[Ассирия|Ассирийской империи]] и сопровождавшие ее политические катаклизмы на Ближнем Востоке были фоном пророчеств Цфании о близящемся [[День Господа|Дне Господнем]] (Цфан. 1:14–18).
+
-
 
+
-
Первая глава книги Цфания — пророчество о скором Суде и истреблении рода людского в целом и жителей Иудеи, в частности. Пророк не произносит ни одного слова утешения, не оставляет надежды никому. Картина грядущего уничтожения — прямая противоположность изображения Творения мира (Бер. 1). Грех народа, и в первую очередь его вождей, — поклонение [[Баал]]у и звездам и отступление от веры в Бога Израиля. В описании грядущего Дня Господня Цфания развивает традиции пророков [[Амос (Софонии)|Амос]]а (5:18–20) и [[Йешаяѓу]] (2:6–22). Этот день будет днем, когда жертвенный огонь пожрет все живое на земле.
+
-
 
+
-
Вторая глава начинается с предостережения, обращенного, по-видимому, к жителям Иудеи (Цфан. 2:1–3), «взыскать Господа» и справедливости; только исполняющим Его законы, может быть, удастся спастись в день Его гнева (ср. Ам. 5:14–15). Предостережение и обетование подкреплены пророчеством об уничтожении [[филистимляне|филистимлян ]]и других обитателей приморской полосы, истребление которых будет избавлением для «остатков дома Йеѓуды» (Цфан. 2:4–7). За этим следуют пророчества о гибели [[Моав]]а и [[Аммон]]а, истреблении жителей [[Куш]]а и наконец об уничтожении Ассирии и запустении ее столицы — [[Ниневия|Ниневии ]](Цфан. 2:8–15). Это пророчество должно было быть произнесено незадолго до падения Ниневии (612 г. до н. э.).
+
-
 
+
-
Третья глава начинается как пророчество о «нечистом и оскверненном» Иерусалиме и его беззаконных владыках. Возможно, что это пророчество было произнесено после реформы Йошияѓу и отражало недовольство ее недостаточно радикальным характером, подобно пророчествам [[Ирмеяѓу]]. Обвинения и угрозы в адрес неправедных жителей города (3:1–13) повторяют мотив всеобщего уничтожения (ср. 1:18), который, однако, превращается здесь в пророчество спасения. Как первая глава представляет собой противоположность описанию Творения, так третья глава рисует картину, противоположную вавилонскому столпотворению (Быт. 11). Спасение носит космический характер — очистившиеся народы обратятся к Богу и будут поклоняться Ему и Его священной горе. Пророчество переходит в гимн [[Цион]]у (Цфан. 3:14–17), выражающий радость, что Господь отвратил Свою кару от уповающих на Него и дал Своему народу дух справедливости и смирения. Книга завершается обещанием Бога избавить Израиль от его притеснителей и возвеличить его между народами (Цфан. 3:18–20).
+
 +
На протяжении длительного 55-летнего правления сына Хизкияhу [[Менашше (царь Иудеи)|Менаше]] в Иудею широко проникло ассирийское культурное, политическое и религиозное влияние, а еврейская религия претерпела упадок. Выступление Цфании против распространения языческой веры (Цфан. 1:4–8) совпадает с реформой царя Йошияhу, направленной на искоренение языческих религиозных влияний (621 г. до н. э.). Дезинтеграция [[Ассирия|Ассирийской империи]] и сопровождавшие ее политические катаклизмы на Ближнем Востоке были фоном пророчеств Цфании о близящемся [[День Господа|Дне Господнем]] (Цфан. 1:14–18).
 +
== Содержание книги ==
 +
# Первая глава книги Цфания — пророчество о скором Суде и истреблении рода людского в целом и жителей Иудеи, в частности. Пророк не произносит ни одного слова утешения, не оставляет надежды никому. Картина грядущего уничтожения — прямая противоположность изображения Творения мира (Бер. 1). Грех народа, и в первую очередь его вождей, — поклонение [[Баал]]у и звездам и отступление от веры в Бога Израиля. В описании грядущего Дня Господня Цфания развивает традиции пророков [[Амос]]а (5:18–20) и [[Йешаяhу]] (2:6–22). Этот день будет днем, когда жертвенный огонь пожрет все живое на земле.
 +
# Вторая глава начинается с предостережения, обращенного, по-видимому, к жителям Иудеи (Цфан. 2:1–3), «взыскать Господа» и справедливости; только исполняющим Его законы, может быть, удастся спастись в день Его гнева (ср. Ам. 5:14–15). Предостережение и обетование подкреплены пророчеством об уничтожении [[филистимляне|филистимлян ]]и других обитателей приморской полосы, истребление которых будет избавлением для «остатков дома Йеhуды» (Цфан. 2:4–7). За этим следуют пророчества о гибели [[Моав]]а и [[Аммон]]а, истреблении жителей [[Куш]]а и наконец об уничтожении Ассирии и запустении ее столицы — [[Ниневия|Ниневии ]](Цфан. 2:8–15). Это пророчество должно было быть произнесено незадолго до падения Ниневии (612 г. до н. э.).
 +
# Третья глава начинается как пророчество о «нечистом и оскверненном» [[Иерусалим]]е и его беззаконных владыках. Возможно, что это пророчество было произнесено после реформы Йошияhу и отражало недовольство ее недостаточно радикальным характером, подобно пророчествам [[Ирмеяhу]]. Обвинения и угрозы в адрес неправедных жителей города (3:1–13) повторяют мотив всеобщего уничтожения (ср. 1:18), который, однако, превращается здесь в пророчество спасения. Как первая глава представляет собой противоположность описанию Творения, так третья глава рисует картину, противоположную вавилонскому столпотворению (Быт. 11). Спасение носит космический характер — очистившиеся народы обратятся к Богу и будут поклоняться Ему и Его священной горе. Пророчество переходит в гимн [[Цион]]у (Сиону) (Цфан. 3:14–17), выражающий радость, что Господь отвратил Свою кару от уповающих на Него и дал Своему народу дух справедливости и смирения. Книга завершается обещанием Бога избавить Израиль от его притеснителей и возвеличить его между народами (Цфан. 3:18–20).
 +
== Значение книги ==
Стиль книги Цфания выказывает высокое словесное мастерство автора, использующего широкий спектр поэтических приемов. Части книги, содержащие гимны, — описание Дня Господня и Гимн Циону — высокие образцы библейской литературы.
Стиль книги Цфания выказывает высокое словесное мастерство автора, использующего широкий спектр поэтических приемов. Части книги, содержащие гимны, — описание Дня Господня и Гимн Циону — высокие образцы библейской литературы.
-
 
Пророчество Цфании является частью ежедневной молитвы. Так вспоминают слова Цфании о будущем избавлении {{ВЗ2|В то время приведу вас и в то время соберу вас, ибо сделаю вас именитыми и почетными между всеми народами земли, когда возвращу пленников ваших перед глазами вашими, сказал Господь|Соф|3:20}}
Пророчество Цфании является частью ежедневной молитвы. Так вспоминают слова Цфании о будущем избавлении {{ВЗ2|В то время приведу вас и в то время соберу вас, ибо сделаю вас именитыми и почетными между всеми народами земли, когда возвращу пленников ваших перед глазами вашими, сказал Господь|Соф|3:20}}
В [[Талмуд]]е слова пророчества Цфании понимаются как говорящие о будущем величии всех народов, которые будут едины с евреями в служении Всевышнему, как сказано в пророчестве {{ВЗ2|Тогда опять Я дам народам уста чистые, чтобы все призывали имя Господа и служили Ему единодушно|Соф|3:9}}.<ref>Вавилонский Талмуд, трактат Авода Зара, 24а</ref>
В [[Талмуд]]е слова пророчества Цфании понимаются как говорящие о будущем величии всех народов, которые будут едины с евреями в служении Всевышнему, как сказано в пророчестве {{ВЗ2|Тогда опять Я дам народам уста чистые, чтобы все призывали имя Господа и служили Ему единодушно|Соф|3:9}}.<ref>Вавилонский Талмуд, трактат Авода Зара, 24а</ref>
-
 
+
== Примечания ==
-
{{ЭЕЭ|14650|Цфания}}
+
<references/>
-
 
+
== Ссылки ==
 +
* [http://toldot.ru/tora/library/neviim/trejasar/tzfanya/ Текст книги Цфании] (русс.)
 +
{{ElevenCopyRight|14650|Цфания}}
{{Книги ТаНаХа}}
{{Книги ТаНаХа}}
{{Библейские пророки|Письменные}}
{{Библейские пророки|Письменные}}
[[Категория:Книги ТаНаХа]]
[[Категория:Книги ТаНаХа]]
-
 
[[Категория:Книги по алфавиту]]
[[Категория:Книги по алфавиту]]
-
 
-
<references/>
 
-
 
-
{{checked_final}}
 

Версия 09:14, 28 августа 2012

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья

Кни́га проро́ка Цефаньи (Софонии) (צְפַנְיָה) — часть ТаНаХа, девятая среди книг малых пророков как в еврейской масоретской Библии, так и в текстах греческом Септуагинты, латинском Вульгаты и в других переводах.

Содержание

Автор

Никаких сведений о личности, жизни и деятельности пророка Цфаньи в исторической и современной пророческой литературе Танаха не сохранилось, и единственным прямым библейским свидетельством о личности пророка является заглавие (первый стих) книги:

« Слово Господне, которое было к Цфанье, сыну Куши, сына Гедальи, сына Амарьи, сына Хизкии, в дни Йошияhу, сына Амона, царя Йеѓуды.
»

По-видимому, он был потомком в четвертом поколении царя Хизкияhу и, таким образом, дальним родственником царя Йошияhу, в годы правления которого (640–609 гг. до н. э.) Цфанья действовал. В «De vita prophetarum» псевдо-Епифания Кипрского сохранилось предание, что Цфанья был из колена Шимона и родина его была на некоей горе Сарабата или, по другим версиям текста, Барата или Сарата.

На протяжении длительного 55-летнего правления сына Хизкияhу Менаше в Иудею широко проникло ассирийское культурное, политическое и религиозное влияние, а еврейская религия претерпела упадок. Выступление Цфании против распространения языческой веры (Цфан. 1:4–8) совпадает с реформой царя Йошияhу, направленной на искоренение языческих религиозных влияний (621 г. до н. э.). Дезинтеграция Ассирийской империи и сопровождавшие ее политические катаклизмы на Ближнем Востоке были фоном пророчеств Цфании о близящемся Дне Господнем (Цфан. 1:14–18).

Содержание книги

  1. Первая глава книги Цфания — пророчество о скором Суде и истреблении рода людского в целом и жителей Иудеи, в частности. Пророк не произносит ни одного слова утешения, не оставляет надежды никому. Картина грядущего уничтожения — прямая противоположность изображения Творения мира (Бер. 1). Грех народа, и в первую очередь его вождей, — поклонение Баалу и звездам и отступление от веры в Бога Израиля. В описании грядущего Дня Господня Цфания развивает традиции пророков Амоса (5:18–20) и Йешаяhу (2:6–22). Этот день будет днем, когда жертвенный огонь пожрет все живое на земле.
  2. Вторая глава начинается с предостережения, обращенного, по-видимому, к жителям Иудеи (Цфан. 2:1–3), «взыскать Господа» и справедливости; только исполняющим Его законы, может быть, удастся спастись в день Его гнева (ср. Ам. 5:14–15). Предостережение и обетование подкреплены пророчеством об уничтожении филистимлян и других обитателей приморской полосы, истребление которых будет избавлением для «остатков дома Йеhуды» (Цфан. 2:4–7). За этим следуют пророчества о гибели Моава и Аммона, истреблении жителей Куша и наконец об уничтожении Ассирии и запустении ее столицы — Ниневии (Цфан. 2:8–15). Это пророчество должно было быть произнесено незадолго до падения Ниневии (612 г. до н. э.).
  3. Третья глава начинается как пророчество о «нечистом и оскверненном» Иерусалиме и его беззаконных владыках. Возможно, что это пророчество было произнесено после реформы Йошияhу и отражало недовольство ее недостаточно радикальным характером, подобно пророчествам Ирмеяhу. Обвинения и угрозы в адрес неправедных жителей города (3:1–13) повторяют мотив всеобщего уничтожения (ср. 1:18), который, однако, превращается здесь в пророчество спасения. Как первая глава представляет собой противоположность описанию Творения, так третья глава рисует картину, противоположную вавилонскому столпотворению (Быт. 11). Спасение носит космический характер — очистившиеся народы обратятся к Богу и будут поклоняться Ему и Его священной горе. Пророчество переходит в гимн Циону (Сиону) (Цфан. 3:14–17), выражающий радость, что Господь отвратил Свою кару от уповающих на Него и дал Своему народу дух справедливости и смирения. Книга завершается обещанием Бога избавить Израиль от его притеснителей и возвеличить его между народами (Цфан. 3:18–20).

Значение книги

Стиль книги Цфания выказывает высокое словесное мастерство автора, использующего широкий спектр поэтических приемов. Части книги, содержащие гимны, — описание Дня Господня и Гимн Циону — высокие образцы библейской литературы.

Пророчество Цфании является частью ежедневной молитвы. Так вспоминают слова Цфании о будущем избавлении «В то время приведу вас и в то время соберу вас, ибо сделаю вас именитыми и почетными между всеми народами земли, когда возвращу пленников ваших перед глазами вашими, сказал Господь»  (Соф.3:20)

В Талмуде слова пророчества Цфании понимаются как говорящие о будущем величии всех народов, которые будут едины с евреями в служении Всевышнему, как сказано в пророчестве «Тогда опять Я дам народам уста чистые, чтобы все призывали имя Господа и служили Ему единодушно»  (Соф.3:9).[1]

Примечания

  1. Вавилонский Талмуд, трактат Авода Зара, 24а

Ссылки

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья Цфания в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация