Цинберг, Тамара Сергеевна

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (переименовал «Цинберг Тамара Сергеевна» в «Цинберг, Тамара Сергеевна»: Отсутствие запятой между фамилией и И. О.)
(Биография)
Строка 40: Строка 40:
== Биография ==
== Биография ==
-
Родилась в еврейской семье. Отец —- [[Цинберг, Сергей Лазаревич]] (Исраэль) [1873—-1939], известный публицист, выдающийся знаток иудаизма и истории еврейской литературы (арестован в 1938 году —- умер в заключении).
+
Тамара Сергеевна Цинберг родилась в [[Санкт-Петербург|Санкт-Петербурге]] в [[1908]] году в еврейской семье. Её отец [[Сергей (Исраэль) Лазаревич Цинберг]] ([[1873]]—[[1939]]) — известный публицист, выдающийся знаток иудаизма и истории еврейской литературы. Был арестован в [[1938]] году, умер в заключении.
-
В конце 1920 гг. Тамара Цинберг окончила Ленинградский художественно-промышленный техникум.  
+
В [[1929]] году Тамара Цинберг в Ленинграде закончила [[Ленинградское художественное училище имени В. А. Серова|Художественно-промышленный техникум]].
-
Забота о спасении архива своего отца побудила ее остаться в осажденном Ленинграде. В грозные дни [[Блокада Ленинграда|Лениградской блокады]] работала в госпитале и продолжала заниматься художественным оформлением книг. Так, например, в 1942 году выполнила художественное оформление стихотворений В. М. Инбер в книге «Душа Ленинграда». В этом же ряду известны ее работы по оформлению стихотворного сборника «Защита» В. Шефнера [[1943 год]].
+
Высшее образование Цинберг получила в Москве, где училась в [[Высший художественно-технический институт|Высшем художественно-техническом институте]] ([[1929]]—[[1934]] годы, с [[1930]] года — Московский государственный академический художественный институт).
-
+
 
-
Тамара Сергеевна Цинберг написала повесть «Седьмая симфония» о жизни Лениграда во время блокады. В [[1964]] году книга была опубликована в издательстве [[Детгиз]]. По мотивам повести «Седьмая симфония» в [[1966]] году был снят фильм [[Зимнее утро (фильм)|«Зимнее утро»]].
+
В [[1936]] году Т. С. Цинберг вернулась в Ленинград. 
 +
 
 +
Забота о спасении архива своего отца побудила её остаться в осаждённом Ленинграде. В грозные дни [[Блокада Ленинграда|Лениградской блокады]] она работала в госпитале и продолжала заниматься художественным оформлением книг.
 +
 
 +
Имя Т. С. Цинберг неразрывно связано с историей лениниградской книжной графики. «Художник книги, - писала Цинберг в своих заметках, - произведение временного искусства – литературу – истолковывает средствами искусства пространственного – книжной графики».
 +
 
 +
Цинберг была ученицей [[Фаворский, Владимир Андреевич|В. А. Фаворского]]. В её работах не чувствуется прямого влияния его метода оформления книги, тем не менее, он привил молодой художнице понимание того, что все композиционные элементы элементы книги, все её слагаемые – шрифт, орнамент, иллюстрация, цвет – существуют как единый организм.
 +
 
 +
Ранним работам Т. С. Цинберг свойственна декоративность, отточенная нарядная графика, насыщенность цветом. Среди них:
 +
* переплёт к пьесе [[Джонсон, Бен|Б. Джонсона]] «Эпипсин» ([[1938]]) с его серебристо-розовым узором, неожиданно вспыхивающим на чёрном фоне;
 +
* замысловатый орнамент «Китайских сказок» ([[1939]]) с контрастным сочетаниями жёлтого с чёрным;
 +
* зазывная, весёлая обложка «Петькиного петушка» ([[1939]]), где ярко-голубой [[Дымковская игрушка|вятский петушок]] красуется на звонком красном фоне.
 +
 
 +
Художественный мир работ Цинберг индивидуален и необыкновенно глубок. В то же время в её творчестве находят воплощение традиции русской и европейской графики XVIII и XIX веков, эстетика мирискуснической книги, изящество, сдержанность и лаконичность петербургской-ленинградской школы.
 +
 
 +
Книги военных лет несут на себе печать времени. Они строги по ритму и почерку. Среди них - стихотворные сборники В. Саянова и В. Шефнера. В книжке Шефнера "Защита" ([[1943]]) особую выразительность обретают выразительность и расстановка букв: вытянутые вверх, приближенные вплотную друг к другу, они напоминают оборонительные рубежи, острые угловые засечки подчёркивают их напряжённость.
 +
 
 +
Тамара Сергеевна Цинберг написала повесть "Седьмая симфония" о жизни города во время блокады. В [[1964]] году книга была опубликована в издательстве [[Детгиз]]. По мотивам повести "Седьмая симфония" в [[1966]] году был снят фильм [[Зимнее утро (фильм)|«Зимнее утро»]].
 +
 
 +
В послевоенные годы творчество Тамары Сергеевны Цинберг набирает силу. Одна из серьёзных работ этих лет - книга Л. Стерна "Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентельмена" [[1949]]. Здесь уже речь идёт о решении книжного ансамбля, о соответствии внешнего декора внутрикнижной оформительской графике. В облике книги строгость сочетается с изысканностью. Это проявляется и в выборе цветового аккорда - чёрное в соединении с голубым и коричневым.
== Библиография ==
== Библиография ==

Версия 15:28, 12 февраля 2011

Тип статьи: Текст унаследован из Википедии
Автор статьи: Кобринский, Александр Михайлович
Цинберг
Тамара Сергеевна
Имя при рождении:

Цинберг Тамара Сергеевна

Дата рождения:

1908

Место рождения:

Санкт-Петербург,
Российская империя

Дата смерти:

1977

Место смерти:

Ленинград, СССР

Гражданство:

Российская империя Российская империя,
Союз Советских Социалистических Республик СССР

Род деятельности:

художник-график, художник-иллюстратор, писатель, поэт

Тама́ра Серге́евна Ци́нберг (1908, Санкт-Петербург — 1977, Ленинград) — художник-график книжного искусства, писатель.

Содержание

Биография

Тамара Сергеевна Цинберг родилась в Санкт-Петербурге в 1908 году в еврейской семье. Её отец Сергей (Исраэль) Лазаревич Цинберг (1873—1939) — известный публицист, выдающийся знаток иудаизма и истории еврейской литературы. Был арестован в 1938 году, умер в заключении.

В 1929 году Тамара Цинберг в Ленинграде закончила Художественно-промышленный техникум.

Высшее образование Цинберг получила в Москве, где училась в Высшем художественно-техническом институте (1929—1934 годы, с 1930 года — Московский государственный академический художественный институт).

В 1936 году Т. С. Цинберг вернулась в Ленинград.

Забота о спасении архива своего отца побудила её остаться в осаждённом Ленинграде. В грозные дни Лениградской блокады она работала в госпитале и продолжала заниматься художественным оформлением книг.

Имя Т. С. Цинберг неразрывно связано с историей лениниградской книжной графики. «Художник книги, - писала Цинберг в своих заметках, - произведение временного искусства – литературу – истолковывает средствами искусства пространственного – книжной графики».

Цинберг была ученицей В. А. Фаворского. В её работах не чувствуется прямого влияния его метода оформления книги, тем не менее, он привил молодой художнице понимание того, что все композиционные элементы элементы книги, все её слагаемые – шрифт, орнамент, иллюстрация, цвет – существуют как единый организм.

Ранним работам Т. С. Цинберг свойственна декоративность, отточенная нарядная графика, насыщенность цветом. Среди них:

  • переплёт к пьесе Б. Джонсона «Эпипсин» (1938) с его серебристо-розовым узором, неожиданно вспыхивающим на чёрном фоне;
  • замысловатый орнамент «Китайских сказок» (1939) с контрастным сочетаниями жёлтого с чёрным;
  • зазывная, весёлая обложка «Петькиного петушка» (1939), где ярко-голубой вятский петушок красуется на звонком красном фоне.

Художественный мир работ Цинберг индивидуален и необыкновенно глубок. В то же время в её творчестве находят воплощение традиции русской и европейской графики XVIII и XIX веков, эстетика мирискуснической книги, изящество, сдержанность и лаконичность петербургской-ленинградской школы.

Книги военных лет несут на себе печать времени. Они строги по ритму и почерку. Среди них - стихотворные сборники В. Саянова и В. Шефнера. В книжке Шефнера "Защита" (1943) особую выразительность обретают выразительность и расстановка букв: вытянутые вверх, приближенные вплотную друг к другу, они напоминают оборонительные рубежи, острые угловые засечки подчёркивают их напряжённость.

Тамара Сергеевна Цинберг написала повесть "Седьмая симфония" о жизни города во время блокады. В 1964 году книга была опубликована в издательстве Детгиз. По мотивам повести "Седьмая симфония" в 1966 году был снят фильм «Зимнее утро».

В послевоенные годы творчество Тамары Сергеевны Цинберг набирает силу. Одна из серьёзных работ этих лет - книга Л. Стерна "Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентельмена" 1949. Здесь уже речь идёт о решении книжного ансамбля, о соответствии внешнего декора внутрикнижной оформительской графике. В облике книги строгость сочетается с изысканностью. Это проявляется и в выборе цветового аккорда - чёрное в соединении с голубым и коричневым.

Библиография

  • Седьмая симфония [Повесть для старш. возраста. Изд-ние 2-е] / —- Л., "Дет. лит" [Ленингр. отд-ние], 1969. 175 с. 75000 экз.[1]

Сноски

Ссылки

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация