Цицит

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Raphael (Обсуждение | вклад)
м (Мидраши о смысле цицит и тхелет: викификация)
Raphael (Обсуждение | вклад)
(дополнение)
Строка 20: Строка 20:
[[Талмуд]] разбирает заповедь о кисточках в трактате [[Менахот]]<ref>Начиная со [[:he:s:מנחות_לח_א|страницы 38А]] </ref>, глава «{{Не переведено 3|Тхелет|га-Тхелет|en|Tekhelet}}».
[[Талмуд]] разбирает заповедь о кисточках в трактате [[Менахот]]<ref>Начиная со [[:he:s:מנחות_לח_א|страницы 38А]] </ref>, глава «{{Не переведено 3|Тхелет|га-Тхелет|en|Tekhelet}}».
-
Этимологически слово ''ציצית'' связано также с попонятием "выглядывать наружу". В библейском иврите этим словом называлась прядь волос или чуб, а также декоративная кисть, украшающая ткань.
+
Этимологически слово ''ציצית'' связано также с понятием "выглядывать наружу". В библейском иврите этим словом называлась прядь волос или чуб, а также декоративная кисть, украшающая ткань.
== Законы ношения цицит ==
== Законы ношения цицит ==
Строка 26: Строка 26:
* Хотя цицит обычно носят постоянно, обязанность их ношения есть только днём, ведь сказано: "посмотрев на которые", а смотреть, видеть можно только днём.
* Хотя цицит обычно носят постоянно, обязанность их ношения есть только днём, ведь сказано: "посмотрев на которые", а смотреть, видеть можно только днём.
* Женщинам носить цицит не запрещается, однако традиционно его носят только мужчины.
* Женщинам носить цицит не запрещается, однако традиционно его носят только мужчины.
 +
* Цицит носят на четырех углах одежды, что напоминает о четырех сторонах света, чтобы евреи не забывали, что они выполняют свою миссию не только ради самих себя, но и во благо всему человечеству<ref>http://threeda.ru/iudaizm/zakony-i-predpisaniya/tscitscit.html Цицит - Законы и предписания</ref>
 +
* Каждую кисть цицит составляют из четырех нитей, продетых в отверстие в углу одежды и сложенных вдвое так, чтобы в итоге их получилось восемь. Две группы по четыре нити связывают в узел, затем одной из нитей прочно обматывают оставшиеся семь. Одна треть цицит должна быть обмотана, а остальные две трети оставляют висеть свободно.
 +
Ограничения Торы нужны для того, чтобы наставить нас на путь истинный, однако многое отдано на наше усмотрение. Выдвинутые Торой принципы предоставляют широкие возможности для такого развития наших способностей, которое бы нас устраивало. Потому свободная часть цицит вдвое больше связанной<ref>http://threeda.ru/iudaizm/zakony-i-predpisaniya/tscitscit.html Цицит - Законы и предписания</ref>.
{{Заготовка_раздела}}
{{Заготовка_раздела}}
Строка 34: Строка 37:
Цвет "[[тхелет]]", которым должна быть покрашена одна из нитей в цицит, - это не просто один из оттенков синего. [[Талмуд]] описывает цвет "тхелет" так: "Это цвет моря, похожий на цвет неба, подобный цвету [[Престол]]а Славы Всевышнего". Приведенная последовательность сравнений указывает нам на те ассоциации, которые должна вызывать у нас кисть с голубой нитью. Само ивритское слово "тхелет" связано со словом "тахлит" - "цель", и потому голубой цвет напоминает нам о цели соблюдения заповедей. Эта цель ассоциируется с морем (которое приносит благо, когда держится в своих границах, и несет несчастье, когда выходит из берегов; точно так же и еврей должен оставаться в предписанных заповедями границах Закона; выходя из них, он разрушает мир); о небе (манящем человека к продвижению вверх) и о Престоле Божественной Славы. Последнее указывает нам, что соблюдение заповедей важно не как самоцель, не само по себе, - но прежде всего как средство (Престол), как инструмент для приближения человека к небу и к Богу. Ощущая постоянно эту цель, человек не будет "блуждать, влекомый страстями своими".  
Цвет "[[тхелет]]", которым должна быть покрашена одна из нитей в цицит, - это не просто один из оттенков синего. [[Талмуд]] описывает цвет "тхелет" так: "Это цвет моря, похожий на цвет неба, подобный цвету [[Престол]]а Славы Всевышнего". Приведенная последовательность сравнений указывает нам на те ассоциации, которые должна вызывать у нас кисть с голубой нитью. Само ивритское слово "тхелет" связано со словом "тахлит" - "цель", и потому голубой цвет напоминает нам о цели соблюдения заповедей. Эта цель ассоциируется с морем (которое приносит благо, когда держится в своих границах, и несет несчастье, когда выходит из берегов; точно так же и еврей должен оставаться в предписанных заповедями границах Закона; выходя из них, он разрушает мир); о небе (манящем человека к продвижению вверх) и о Престоле Божественной Славы. Последнее указывает нам, что соблюдение заповедей важно не как самоцель, не само по себе, - но прежде всего как средство (Престол), как инструмент для приближения человека к небу и к Богу. Ощущая постоянно эту цель, человек не будет "блуждать, влекомый страстями своими".  
-
Именно от цвета цицит (тхелет на белом) берет начало голубые на белом полосы флага Государства [[Израиль]]<ref>[http://www.machanaim.org/tanach/_weekly/shlach05.htm#2 И флаг наш бело-голубой]</ref>
+
Именно от цвета цицит (тхелет на белом) берет начало голубые на белом полосы флага Государства [[Израиль]]<ref>[http://www.machanaim.org/tanach/_weekly/shlach05.htm#2 Пинхас Полонский "И флаг наш бело-голубой"]</ref>
== Восстановление цвета тхелет в цицит ==
== Восстановление цвета тхелет в цицит ==
Строка 43: Строка 46:
Крашение цицит тхелетом прекратилось в византийскую эпоху по причине императорского запрета использовать тхелет для чего-то иного кроме императорских одежд.
Крашение цицит тхелетом прекратилось в византийскую эпоху по причине императорского запрета использовать тхелет для чего-то иного кроме императорских одежд.
-
Полторы тысячи лет не применялось, и цицит используются чисто белые. Относительно недавно начали восстановление цицит.
+
Полторы тысячи лет не применялось, и цицит используются чисто белые. Относительно недавно начали восстановление тхелет.
[[Файл:133-283.jpg | индиго и дибромоиндиго]]
[[Файл:133-283.jpg | индиго и дибромоиндиго]]
Строка 80: Строка 83:
* Сказано в [[Коhелет (Экклезиаст), библейская книга|Коhэлет]]: "И тройная нить не скоро порвётся" (4:12). Мидраш считает, что "тройная нить" нить - это [[Тфилин|тфиллин]], [[мезуза]] и цицит.
* Сказано в [[Коhелет (Экклезиаст), библейская книга|Коhэлет]]: "И тройная нить не скоро порвётся" (4:12). Мидраш считает, что "тройная нить" нить - это [[Тфилин|тфиллин]], [[мезуза]] и цицит.
* В Евангелии дважды упоминается, что Иисус носил цицит - Матфей 9:20 и 14:36. В греческом (и далее в обычных русских переводах) цицит заменено на "края одежды".
* В Евангелии дважды упоминается, что Иисус носил цицит - Матфей 9:20 и 14:36. В греческом (и далее в обычных русских переводах) цицит заменено на "края одежды".
-
 
+
* Считается, что русская поговорка "завязать узелок на память" произошла именно от мицвы цицит.
== Ссылки ==
== Ссылки ==
* {{ЭЕЭ|14631|Цицит}}
* {{ЭЕЭ|14631|Цицит}}

Версия 09:58, 24 мая 2011

Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Raphael


Цици́т (ивр. ציצית‎, на идише ци́цес) — в иудаизме специальным образом сплетённые нити (часто шерстяные), которые надлежит носить мужчинам, прикрепив их к углам четырёхугольной одежды (в частности, талита).

Заповедь ношения цицит основана на на словах Торы Чис.15:38-39: «Говори сынам Израиля и скажи им, чтобы они делали себе цицит (кисти) на краях одежд своих во всех поколениях своих и вставляли в цицит на краях одежды нить голубую (тхелет). И будет она у вас в цицит, и, глядя на неё, вы вспомните все заповеди Господни и исполните их», а также Втор.22:12: «Сделай себе кисточки на четырех углах покрывала твоего, которым ты покрываешься».

Талмуд разбирает заповедь о кисточках в трактате Менахот[1], глава «га-Тхелет[убрать шаблон]».

Этимологически слово ציצית связано также с понятием "выглядывать наружу". В библейском иврите этим словом называлась прядь волос или чуб, а также декоративная кисть, украшающая ткань.

Содержание

Законы ношения цицит

  • Хотя цицит обычно носят постоянно, обязанность их ношения есть только днём, ведь сказано: "посмотрев на которые", а смотреть, видеть можно только днём.
  • Женщинам носить цицит не запрещается, однако традиционно его носят только мужчины.
  • Цицит носят на четырех углах одежды, что напоминает о четырех сторонах света, чтобы евреи не забывали, что они выполняют свою миссию не только ради самих себя, но и во благо всему человечеству[2]
  • Каждую кисть цицит составляют из четырех нитей, продетых в отверстие в углу одежды и сложенных вдвое так, чтобы в итоге их получилось восемь. Две группы по четыре нити связывают в узел, затем одной из нитей прочно обматывают оставшиеся семь. Одна треть цицит должна быть обмотана, а остальные две трети оставляют висеть свободно.

Ограничения Торы нужны для того, чтобы наставить нас на путь истинный, однако многое отдано на наше усмотрение. Выдвинутые Торой принципы предоставляют широкие возможности для такого развития наших способностей, которое бы нас устраивало. Потому свободная часть цицит вдвое больше связанной[3].


Мидраши о смысле цицит и тхелет

См. также статью: Тхелет

Цвет "тхелет", которым должна быть покрашена одна из нитей в цицит, - это не просто один из оттенков синего. Талмуд описывает цвет "тхелет" так: "Это цвет моря, похожий на цвет неба, подобный цвету Престола Славы Всевышнего". Приведенная последовательность сравнений указывает нам на те ассоциации, которые должна вызывать у нас кисть с голубой нитью. Само ивритское слово "тхелет" связано со словом "тахлит" - "цель", и потому голубой цвет напоминает нам о цели соблюдения заповедей. Эта цель ассоциируется с морем (которое приносит благо, когда держится в своих границах, и несет несчастье, когда выходит из берегов; точно так же и еврей должен оставаться в предписанных заповедями границах Закона; выходя из них, он разрушает мир); о небе (манящем человека к продвижению вверх) и о Престоле Божественной Славы. Последнее указывает нам, что соблюдение заповедей важно не как самоцель, не само по себе, - но прежде всего как средство (Престол), как инструмент для приближения человека к небу и к Богу. Ощущая постоянно эту цель, человек не будет "блуждать, влекомый страстями своими".

Именно от цвета цицит (тхелет на белом) берет начало голубые на белом полосы флага Государства Израиль[4]

Восстановление цвета тхелет в цицит

Основная статья: Тхелет

Тхелет представляет собой специальную краску, получаемую из моллюска хилозон.

Крашение цицит тхелетом прекратилось в византийскую эпоху по причине императорского запрета использовать тхелет для чего-то иного кроме императорских одежд.

Полторы тысячи лет не применялось, и цицит используются чисто белые. Относительно недавно начали восстановление тхелет.

индиго и дибромоиндиго Вот такой видят тхелет химики.

Бесцветная прозрачная жидкость, находящаяся в поджаберной железе моллюска вместе с ферментом purpurase, при попадании на солнечный свет превращается в чернила. Рurpurase очень быстро распадается, поэтому реакция должна произойти в самое кратчайшее время после извлечения жидкости из моллюска, в полном соответствии с талмудическим правилом. Молекулы, помещенные в специальный раствор, наносятся на шерсть. Если на этой стадии сине-фиолетовый дибромо-индиго поместить под действие ультрафиолетовых лучей, то он превратится в чистый синий индиго.

В последние два десятилетия был опубликован целый ряд научных статей и произведены интересные изыскания, в частности анализы профессора Цви Корена, сравнивающие современные красители с теми, что обнаружены в археологических раскопках. В 1985 году иерусалимский раввин Элиягу Тавгер начал разработку галахической технологии и основал добровольную организацию «Птиль тхелет», поставившую своей целью внедрение тхелет в повседневную религиозную практику.[5]


Афоризмы о цитит

Каким образом простой взгляд на цицит может напомнить о заветах Бoга? Я думаю, что цицит подобен военной форме. Когда на тебе форма, ты лучше помнишь о том, кому обязан своей присягой

раби Хаим Донин

Интересные факты о цицит

  • Хабадники и некоторые сефарды кроме обязательных узлов делают ещё от 13 до 40 мелких узелков.
  • Сказано в Коhэлет: "И тройная нить не скоро порвётся" (4:12). Мидраш считает, что "тройная нить" нить - это тфиллин, мезуза и цицит.
  • В Евангелии дважды упоминается, что Иисус носил цицит - Матфей 9:20 и 14:36. В греческом (и далее в обычных русских переводах) цицит заменено на "края одежды".
  • Считается, что русская поговорка "завязать узелок на память" произошла именно от мицвы цицит.

Ссылки

Примечания


ca:Tsitsit cs:Cicitja:ツィーツィート lad:Tzitzit nn:Sisít pl:Cicit pt:Tzitzit tr:Tsitsit


Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация
На других языках