Цунц, Леопольд

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 1: Строка 1:
-
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 4
+
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 2
| АВТОР1  =  
| АВТОР1  =  
| АВТОР2 =
| АВТОР2 =
Строка 36: Строка 36:
  |Викитека            =  
  |Викитека            =  
}}
}}
-
'''Иом Тоб Липман (Леопольд) Цунц''' ({{lang-yi|יום טוב ליפמן צונץ}}) — знаменитый еврейский ученый и деятель [[XIX век]]а, основатель новейшей «еврейской науки» (так называемой «Wissenschaft des Judentums», לארשי תמכח); родился в Детмольде в 1794 г., ум. в Берлине в 1866 г.
+
'''Иом Тоб Липман (Леопольд) Цунц''' ({{lang-yi|יום טוב ליפמן צונץ}}, Zunz, Leopold; 1794, Детмольд, германское княжество Липпе-Детмольд, – 1886, Берлин) — знаменитый еврейский ученый и деятель XIX века, историк, один из основателей новейшей «[[Наука о еврействе|науки о еврействе]]» (так называемой «Wissenschaft des Judentums», לארשי תמכח).
== Биография ==
== Биография ==
-
Отец его, Менахем (Мендль) Иммануил Ц. (ум. в 1803 г.), считался выдающимся талмудистом. Детство Ц. провел в крайней нужде, а после смерти отца, когда Ц. было всего 8 лет, семья очутилась в самом безвыходном положении. Мать Ц. была поэтому вынуждена через год после этого определить его в новооснованную к тому времени в Вольфенбюттеле банкиром Герцом Самсоном талмуд-тору для бедных детей.
+
Его отец, Менахем Мендл Иммануэль Цунц (?–1803), был большим знатоком [[Талмуд|Талмуда]]. Семья была небогатая. Детство Цунц провел в крайней нужде, а после смерти отца, когда Цунцу было всего 8 лет, семья очутилась в безвыходном положении. Мать Цунца отдала сына в основанную банкиром Х. Самсоном [[Талмуд-Тора|талмуд-тору]] для бедных детей в городе Вольфенбюттеле (герцогство Брауншвейг).  
-
В этой талмуд-торе Ц. пробыл четыре года, в продолжение которых он с необыкновенным прилежанием изучал Библию, Мишну и Талмуд. Среди его товарищей в талмуд-торе находился [[Йост, Исаак Маркус|Маркус Йост]]. За недостатком средств Ц. и Иост были вынуждены жить в синагоге, где при тусклом свете огарков так назыв. «свечей поминовения» и свечей «иарцейта» изучали [[Библия|Библию]] и [[Талмуд]]. В 1807 г. талмуд-тора была преобразована в образцовую школу, во главе которой стал просвещенный педагог С. М. Эренберг. Ц. продолжал некоторое время учиться под его руководством. В 1809 г. Ц. поступил в вольфенбюттельскую гимназию, которую он окончил в 1815 г. (Ц. был одним из первых евреев, получивших гимназическое образование в Германии). Во время пребывания Ц. в гимназии он продолжал усиленно заниматься еврейской литературой.
+
=== Школьное образование ===
 +
В этой [[Талмуд-Тора|талмуд-торе]] Цунц пробыл четыре года, в продолжение которых он с необыкновенным прилежанием изучал [[ТАНАХ|Библию]], [[Мишна|Мишну]] и [[Талмуд]].
 +
Его одноклассником был [[Йост, Изак Маркус|Й. М. Йост]]. За недостатком средств оба мальчика жили в [[Синагога|синагоге]] и занимались при свете поминальных свечей.
-
В конце 1815 г. Ц. уехал в Берлин и поступил в университет, где слушал лекции по философии у известного [[Шлейермахер, Фридрих Даниэль Эрнст|Шлейермахера]], по библейской критике и [[Экзегетика|экзегезе]] у [[Де Ветте, Вильгельм Мартин Леберехт|Де Ветте]], по праву у Савиньи. В Берлине он нашел покровительство у старшины общины Реубена-Самуила Гомперца и сразу попал в кружок лиц, пропοведовавших неустанно необходимость реформы еврейского религиозного быта, внутренне лишь тяготившихся своей принадлежностью к еврейству. Цунц жил в доме [[Герц, Генриетта|Генриетты Герц]], в качестве домашнего учителя. В 1817 году был назначен проповедником в храме Израиля Якобзона. В 1818 г. Ц. оставляет свою должность в доме Генриетты Герц и всецело предается изучению еврейской литературы по рукописным источникам. Ц. вместе с Эдуардом Ганзом и другими основывает общество «Jung-Israel», переименованное затем в «Verein für Cultur u. Wissenschaft d. Judentums» (см.), девизом которого было «гармоническое сочетание евр. традиции с современной культурой». Средства к жизни Ц. добывал частными уроками и работой в «Haude und Spener’sche Zeitung», членом редакции которой он состоял. В том же году он задумал издавать орган вышеупомянутого [[ферейн]]а «Zeitschrift für die Wissenschaft d. Judentums» (вышел лишь один том). В 1826 г. Ц. занял пост заведующего общинной школой в Берлине, но в 1830 г. по настоянию местных ортодоксов Ц. был устранен от этой должности. В 1835 г. был приглашен на пост проповедника в Праге, в 1837 г. — директором еврейской учительской семинарии в Берлине. В 1864 г. в 70-летнюю годовщину рождения Ц. в честь его было основано Нейманом и Блейхредером «Zunz’sche Stiftung». В 1871 г. Ц. был удостоен степени доктора honoris causa Галлеского университета. В 1875—1876 гг. было издано собрание сочинений Ц. в трех частях («Gesam. Schriften»), в которое не вошли наиболее крупные сочинения Ц. В 1887 г. в честь Ц. был издан М. Штейншнейдером сборник статей «Zunz Jubelschrift». В личной жизни Ц. представлял образец высокого благородства и необычайной скромности, преданности евр. традиции и идеалам еврейства.
+
В 1807 г. в школу был приглашен педагог-[[Маскилим|маскил]] (см. Хаскала) Ш. М. Эренберг, талмуд-тора была преобразована в образцовую школу и уровень преподавания повысился. Цунц продолжал некоторое время учиться там.
 +
 
 +
В 1809 г. Цунц одним из первых евреев в Германии поступил в гимназию Вольфенбюттеля, которую он окончил в 1815 г. Помимо общих наук он самостоятельно изучал и еврейские, в частности еврейскую литературу.
 +
 
 +
=== Высшее образование ===
 +
В 1815 г., окончив курс гимназии, Цунц переехал в [[Берлин]] и поступил в университет (изучал философию, юриспруденцию, библейскую критику и экзегезу). Там он слушал лекции по философии у известного [[Шлейермахер, Фридрих Даниэль Эрнст|Шлейермахера]], по библейской критике и [[Экзегетика|экзегезе]] у [[Де Ветте, Вильгельм Мартин Леберехт|Де Ветте]], по праву у Савиньи.  
 +
 
 +
В Берлине он нашел покровительство у старшины общины Реубена-Самуила Гомперца. Он привлек Цунца к кружку лиц, выступавших за реформу религиозного быта евреев. Цунц жил в доме [[Герц, Генриетта|Генриетты Герц]] в качестве домашнего учителя.  
 +
 
 +
В 1817 г. он был назначен проповедником в [[Реформизм в иудаизме|реформистскую]] [[синагога|синагогу]] филантропа И. Якобсона (1768–1828); в том же году синагога была закрыта прусскими властями по требованию еврейских ортодоксов. В 1818 г. Цунц оставил дом Г. Герц (которая приняла христианство) и занялся изучением [[Раввинистическая литература|раввинистической литературы]] по рукописным источникам. Для заработка сотрудничал в немецкой газете «Хауде унд шпенерше цайтунг».
 +
 
 +
Цунц вместе с Эдуардом Ганзом и другими основывает общество «Jung-Israel», переименованное затем в «Verein für Cultur u. Wissenschaft d. Judentums» (см.), девизом которого было «гармоническое сочетание евр. традиции с современной культурой». Средства к жизни Цунц добывал частными уроками и работой в «Haude und Spener’sche Zeitung», членом редакции которой он состоял. В том же году он задумал издавать орган вышеупомянутого [[ферейн]]а «Zeitschrift für die Wissenschaft d. Judentums» (вышел лишь один том).  
 +
 
 +
=== Работа в системе еврейского образования ===
 +
В 1826 г. Цунц занял пост заведующего общинной школой в Берлине, но в 1830 г. по настоянию местных ортодоксов Цунц был устранен от этой должности. В 1835 г. был приглашен на пост проповедника в Праге, в 1837 г. — директором еврейской учительской семинарии в Берлине. В 1864 г. в 70-летнюю годовщину рождения Цунц в честь его было основано Нейманом и Блейхредером «Zunz’sche Stiftung». В 1871 г. Цунц был удостоен степени доктора honoris causa Галлеского университета. В 1875—1876 гг. было издано собрание сочинений Цунц в трех частях («Gesam. Schriften»), в которое не вошли наиболее крупные сочинения Цунц В 1887 г. в честь Цунц был издан М. Штейншнейдером сборник статей «Zunz Jubelschrift». В личной жизни Цунц представлял образец высокого благородства и необычайной скромности, преданности евр. традиции и идеалам еврейства.
== Научная деятельность. I период ==
== Научная деятельность. I период ==
-
В этом периоде научное творчество Ц. не было свободно от апологетики реформы в евр. религиозном быту. Введенная им впервые научная критика, дотоле неведомая евр. ученым (после Азарии деи Росси), служит в руках Ц. орудием для защиты умеренной реформы. Ввиду той роли, которую (именно в этот период) сыграла деятельность Ц. в духовном развитии германского еврейства, этот период представляет большой интерес. Ц. очень рано обнаружил склонность к науке. Знакомство с сочинением Вольфа «Bibliotheka Hebraea» дало Ц. первый импульс к мысли ο создании еврейской науки. Изучение критико-историографического произведения [[Росси, Азария бен-Моисей де|Азарии деи Росси]] «Meor Enajim» вызвало желание применить методы научной критики в области еврейской истории и литературы.  
+
В этом периоде научное творчество Цунц не было свободно от апологетики реформы в евр. религиозном быту. Введенная им впервые научная критика, дотоле неведомая евр. ученым (после Азарии деи Росси), служит в руках Цунц орудием для защиты умеренной реформы. Ввиду той роли, которую (именно в этот период) сыграла деятельность Цунц в духовном развитии германского еврейства, этот период представляет большой интерес. Цунц очень рано обнаружил склонность к науке. Знакомство с сочинением Вольфа «Bibliotheka Hebraea» дало Цунц первый импульс к мысли ο создании еврейской науки. Изучение критико-историографического произведения [[Росси, Азария бен-Моисей де|Азарии деи Росси]] «Meor Enajim» вызвало желание применить методы научной критики в области еврейской истории и литературы.  
-
Ц. дебютировал небольшим сочинением «Etwas über die rabbinische Literatur nebst Nachrichten über ein altes bis jetzt ungedrucktes Werk» (опубликовано в 1818 г.; вторично издано в "Gesammte Schriften Z.'а, т. I, Берлин, 1875). Сочинение это, содержащее как бы программу всей последующей деятельности пионеров еврейской науки Ц., Рапопорта, [[Луцатто, Моше Хаим|Луцатто]], Франкля и [[Ландауэр, Густав|Ландауэра]], как и продолжателей их, знаменует собою эпоху в истории евр. мысли — как первая книга в области новейшей «еврейской науки». Отметив различные судьбы древнейшей (то есть библейской) еврейской литературы и побиблейской литературы, Цунц доказывает необходимость созидания еврейской науки, которая должна быть посвящена исследованию судеб еврейской литературы, религии, культуры и жизни, начиная с заключения Библии. Печальная доля выпала, по мнению Ц., на побиблейскую литературу. Библейская письменность, как легшая в основу христианской религии и европейской цивилизации, вызвала несравненно больше, чем античную культуру, обширную и глубокосодержательную научную литературу, хотя от античного мира сохранилась колоссальная литература, а от древнейшей еврейской культуры лишь одна небольшая по размеру книга ([[Библия]]). Иная судьба выпала на долю побиблейской литературы, продолжающейся до сих пор. Являясь уделом несчастного еврейского народа, она не вошла в оборот науки и современной культуры. Еврейская литература находится на пути к совершенному вырождению и исчезновению. Поэтому настало время основать еврейскую науку, которая имела бы целью исследовать еврейскую литературу и подвести ее итоги. Еврейская наука, ввиду намеченных правительствами и обществом коренных преобразований в положении и быте евреев, могла бы служить верным руководством при решении многих вопросов. Нужно с большим вниманием относиться к традиции и сделать тщательный выбор между остатками старины, потерявшими ныне свое значение, и нормами и обычаями, коренящимися в духе иудаизма и народа.  
+
Цунц дебютировал небольшим сочинением «Etwas über die rabbinische Literatur nebst Nachrichten über ein altes bis jetzt ungedrucktes Werk» (опубликовано в 1818 г.; вторично издано в "Gesammte Schriften Z.'а, т. I, Берлин, 1875). Сочинение это, содержащее как бы программу всей последующей деятельности пионеров еврейской науки Цунц, Рапопорта, [[Луцатто, Моше Хаим|Луцатто]], Франкля и [[Ландауэр, Густав|Ландауэра]], как и продолжателей их, знаменует собою эпоху в истории евр. мысли — как первая книга в области новейшей «еврейской науки». Отметив различные судьбы древнейшей (то есть библейской) еврейской литературы и побиблейской литературы, Цунц доказывает необходимость созидания еврейской науки, которая должна быть посвящена исследованию судеб еврейской литературы, религии, культуры и жизни, начиная с заключения Библии. Печальная доля выпала, по мнению Цунц, на побиблейскую литературу. Библейская письменность, как легшая в основу христианской религии и европейской цивилизации, вызвала несравненно больше, чем античную культуру, обширную и глубокосодержательную научную литературу, хотя от античного мира сохранилась колоссальная литература, а от древнейшей еврейской культуры лишь одна небольшая по размеру книга ([[Библия]]). Иная судьба выпала на долю побиблейской литературы, продолжающейся до сих пор. Являясь уделом несчастного еврейского народа, она не вошла в оборот науки и современной культуры. Еврейская литература находится на пути к совершенному вырождению и исчезновению. Поэтому настало время основать еврейскую науку, которая имела бы целью исследовать еврейскую литературу и подвести ее итоги. Еврейская наука, ввиду намеченных правительствами и обществом коренных преобразований в положении и быте евреев, могла бы служить верным руководством при решении многих вопросов. Нужно с большим вниманием относиться к традиции и сделать тщательный выбор между остатками старины, потерявшими ныне свое значение, и нормами и обычаями, коренящимися в духе иудаизма и народа.  
-
По мнению Ц., еврейская литература, как и история, создалась и развилась под влиянием трех главных факторов, а именно:  
+
По мнению Цунц, еврейская литература, как и история, создалась и развилась под влиянием трех главных факторов, а именно:  
а) под действием внутренних законов развития,  
а) под действием внутренних законов развития,  
b) под прямым влиянием идей, течений и событий, лежащих в условиях окружающих народов и культур, и  
b) под прямым влиянием идей, течений и событий, лежащих в условиях окружающих народов и культур, и  
с) под влиянием чувства самосохранения, заставлявшего еврейский народ усваивать в борьбе с идеями и течениями окружающих народов и культур элементы, находящиеся в полном противоречии с основами культуры других народов.  
с) под влиянием чувства самосохранения, заставлявшего еврейский народ усваивать в борьбе с идеями и течениями окружающих народов и культур элементы, находящиеся в полном противоречии с основами культуры других народов.  
-
Новооснованная еврейская наука, по мысли Ц., имеет своей задачей рассматривать «[[иудаизм]]», историю еврейского народа и его литературы с точки зрения этих трех факторов в свете основных дисциплин науки по истории культуры. Первой евр. книгой, в которой научная критика, чуждая евр. ученым, как и методы строгой науки, нашли свое применение, был орган основанного Ц. ферейна евр. культуры и науки «Zeitschrift f. d. Wissenschaft des Judenthums». В этом журнале, редактированном Ц., имеются три важные работы Ц.; «Rabbi Solomo b. Isaak», «Grundlinien einer künftigen Statistik d. Juden» (перепечатано в Gesam. Schr., т. Ι, pp. 134 и сл.) и «Ueber die in den hebräisch. Schriften vorkommenden hispanischen u. provensalischen Ortsnamen». Первая работа, посвященная жизни и литературной деятельности р. Соломона бен-Исаака, всесторонне освещает французскую экзегетическую школу вообще и экзегезу Раши в частности. Она послужила образцом для классических произведений С. И. Рапопорта ο Гаи-гаоне, р. Хананеле и р. Натане из Рима. Евр. перевод ее, сделанный Блохом, пользовался большой популярностью и сыграл важную роль в смысле приобщения талмудистов старой школы к евр. науке. Вторая работа Ц. посвящена постановке вопроса ο евр. «статистике» и методам ее изучения. Ц. подробно обосновывает дисциплину евр. статистики, понимаемую в самом широком смысле слова.  
+
Новооснованная еврейская наука, по мысли Цунц, имеет своей задачей рассматривать «[[иудаизм]]», историю еврейского народа и его литературы с точки зрения этих трех факторов в свете основных дисциплин науки по истории культуры. Первой евр. книгой, в которой научная критика, чуждая евр. ученым, как и методы строгой науки, нашли свое применение, был орган основанного Цунц ферейна евр. культуры и науки «Zeitschrift f. d. Wissenschaft des Judenthums». В этом журнале, редактированном Цунц, имеются три важные работы Цунц; «Rabbi Solomo b. Isaak», «Grundlinien einer künftigen Statistik d. Juden» (перепечатано в Gesam. Schr., т. Ι, pp. 134 и сл.) и «Ueber die in den hebräisch. Schriften vorkommenden hispanischen u. provensalischen Ortsnamen». Первая работа, посвященная жизни и литературной деятельности р. Соломона бен-Исаака, всесторонне освещает французскую экзегетическую школу вообще и экзегезу Раши в частности. Она послужила образцом для классических произведений С. И. Рапопорта ο Гаи-гаоне, р. Хананеле и р. Натане из Рима. Евр. перевод ее, сделанный Блохом, пользовался большой популярностью и сыграл важную роль в смысле приобщения талмудистов старой школы к евр. науке. Вторая работа Цунц посвящена постановке вопроса ο евр. «статистике» и методам ее изучения. Цунц подробно обосновывает дисциплину евр. статистики, понимаемую в самом широком смысле слова.  
Евреи, лишенные территории и политической самостоятельности, составляют однородную группу по следующим трем признакам:  
Евреи, лишенные территории и политической самостоятельности, составляют однородную группу по следующим трем признакам:  
Строка 62: Строка 78:
3) общности исторических судеб в диаспоре и их результатов.  
3) общности исторических судеб в диаспоре и их результатов.  
-
Евр. «статистика», по мнению Ц., имеет целью изучать: политическое, общественное, культурное и нравственное состояние евреев в каждой стране; происхождение и историю евр. поселений и общин; физические свойства евр. расы в каждой стране, язык и влияние языка туземного населения, ритуал, общинное управление, внутренний строй жизни, профессии, ремесла, занятия, экономическое положение, обычаи, культурное состояние, нравственное состояние, течения и движения, общественную и культурную борьбу, благотворительные учреждения, культурные и просветительные общества, правовое положение, взаимоотношения между туземным населением и евреями, народные верования и легенды ο евреях. Третья работа, содержащая сводку рассеянных в евр. письменности данных об испанских городах, послужила образцом для капитальной работы Г. Гросса «Gallia Judaica». Особенный интерес представляет предисловие к названной работе, в котором Ц. излагает свои основные воззрения на евр. историю. В следующем году Ц. начал свой капитальный труд «Die Gottesdienstliche Vorträge der Juden» (появилось в 1832 г.; 2-e изд. 1892 г.) Сочинение это содержит исчерпывающее изложение истории и развития гомилетической литературы у евреев. По точности метода и совершенству приемов, мастерскому изложению, необыкновенной эрудиции и умению развертывать перед читателями грандиозную картину на основании массы случайных и разбросанных данных, труд Ц. может быть назван классическим в научной литературе 19 в. вообще. Это сочинение легло в основу всех последующих работ евр. ученых ο талмуд.-мидрашитской письменности. Ближайшим поводом к составлению этого труда послужило запрещение прусского правительства произносить проповеди на немецком языке в синагогах, как нововведения, стоящего в противоречии с евр. традицией. Задачей Ц. было дать исследование истории проповеди у евреев. Труд Ц. не достиг практической цели, так как запрещение не было следствием незнакомства с евр. историей, а явилось результатом общей реакционной политики. Но зато труду Ц. было суждено сыграть большую роль в развитии евр. науки. Исходной точкой этого труда является мнение, что проповедь была одним из древнейших элементов евр. богослужения наряду с молитвой, чтением Торы и Таргумом (введение). Древнейшие следы проповеди Ц. видит в последних книгах библейского канона: Эзре, Нехемии и кн. Хроник; они совпадают по времени с заключением пророчества (гл. I—II). Затем Ц. дает характеристику проповеди — гомилии и ее видов, мидраш — галаха и мидраш — агада, методов и приемов агады, шести видов агады, таргумим, взаимоотношения галахи и агады, дидактической агады, исторической агады, мистическо-гомилетической литературы, характеристики и датировки всех мидрашим, сущность и значение проповеди-гомилии в культурной и религиозной жизни еврейства, исторические судьбы проповеди и проповедников в связи с общим очерком истории воспитания и религиозного состояния еврейства в западвой и восточной Европе. В 1837 г. появилась интересная работа Ц. «Namen der Juden», посвященная изучению евр. собственных имен и вызванная запрещением правительства евреям называться христианскими именами. В этом же году им был издан под редакцией Ц. перевод Библии на немецкий язык. В работе приняли участие М. Закс, Г. Арнгейм и Ю. Фюрст (арамейские тексты Библии). Самому Ц. принадлежит перевод кн. Хроник с ценным введением, посвященным библейской историографии. Перевод этот, отличающийся большими литературными и научными достоинствами, как и осторожным отношением к традиции, поскольку это не противоречит науке, выдержал 13 изд. Из других работ Ц. за этот период должны быть отмечены: «Zeittafel über die gesammte heil. Schrift» (Б., 1838); «Geographische Literatur der Juden» и «Zur Palästinischen Geographie aus jüdischen Quellen» (эти последние две работы, представляющие ценный вклад в евр. литературу, появились впервые в виде введения к Ашерову изданию соч. Вениамина Тудельского и затем отдельно в Gesam. Schriften, 1875, т. I, pp. 146–216 и 265—304; дополнения к ним Штейншнейдера изданы в «Jerusalem» Luncz’а, V); «Tefillin, eine Betrachtung» (в Jahrbuch Busch’а, II, 1843—1844); «Eine alte Stimme» (ib., IV, 1844); «Gutachtung über die Beschneidung» (1844); םימודאה ןמ הירזע ונינר תודלות (Kerem Chemed, V и отдельно в виде предисловия к изданию Meor Enajim, Бенъякоба). Первый период деятельности Ц. завершается капитальным трудом: «Zur Geschichte u. Literatur» — сборником, состоящим из четырех больших работ: ο немецких и французских ученых, тосафистах, экзегетах, грамматиках, масоретах и моралистах; ο провансальских поэтах; об истории евреев в Сицилии; ο нумизматике.
+
Евр. «статистика», по мнению Цунц, имеет целью изучать: политическое, общественное, культурное и нравственное состояние евреев в каждой стране; происхождение и историю евр. поселений и общин; физические свойства евр. расы в каждой стране, язык и влияние языка туземного населения, ритуал, общинное управление, внутренний строй жизни, профессии, ремесла, занятия, экономическое положение, обычаи, культурное состояние, нравственное состояние, течения и движения, общественную и культурную борьбу, благотворительные учреждения, культурные и просветительные общества, правовое положение, взаимоотношения между туземным населением и евреями, народные верования и легенды ο евреях. Третья работа, содержащая сводку рассеянных в евр. письменности данных об испанских городах, послужила образцом для капитальной работы Г. Гросса «Gallia Judaica». Особенный интерес представляет предисловие к названной работе, в котором Цунц излагает свои основные воззрения на евр. историю. В следующем году Цунц начал свой капитальный труд «Die Gottesdienstliche Vorträge der Juden» (появилось в 1832 г.; 2-e изд. 1892 г.) Сочинение это содержит исчерпывающее изложение истории и развития гомилетической литературы у евреев. По точности метода и совершенству приемов, мастерскому изложению, необыкновенной эрудиции и умению развертывать перед читателями грандиозную картину на основании массы случайных и разбросанных данных, труд Цунц может быть назван классическим в научной литературе 19 в. вообще. Это сочинение легло в основу всех последующих работ евр. ученых ο талмуд.-мидрашитской письменности. Ближайшим поводом к составлению этого труда послужило запрещение прусского правительства произносить проповеди на немецком языке в синагогах, как нововведения, стоящего в противоречии с евр. традицией. Задачей Цунц было дать исследование истории проповеди у евреев. Труд Цунц не достиг практической цели, так как запрещение не было следствием незнакомства с евр. историей, а явилось результатом общей реакционной политики. Но зато труду Цунц было суждено сыграть большую роль в развитии евр. науки. Исходной точкой этого труда является мнение, что проповедь была одним из древнейших элементов евр. богослужения наряду с молитвой, чтением Торы и Таргумом (введение). Древнейшие следы проповеди Цунц видит в последних книгах библейского канона: Эзре, Нехемии и кн. Хроник; они совпадают по времени с заключением пророчества (гл. I—II). Затем Цунц дает характеристику проповеди — гомилии и ее видов, мидраш — галаха и мидраш — агада, методов и приемов агады, шести видов агады, таргумим, взаимоотношения галахи и агады, дидактической агады, исторической агады, мистическо-гомилетической литературы, характеристики и датировки всех мидрашим, сущность и значение проповеди-гомилии в культурной и религиозной жизни еврейства, исторические судьбы проповеди и проповедников в связи с общим очерком истории воспитания и религиозного состояния еврейства в западвой и восточной Европе. В 1837 г. появилась интересная работа Цунц «Namen der Juden», посвященная изучению евр. собственных имен и вызванная запрещением правительства евреям называться христианскими именами. В этом же году им был издан под редакцией Цунц перевод Библии на немецкий язык. В работе приняли участие М. Закс, Г. Арнгейм и Ю. Фюрст (арамейские тексты Библии). Самому Цунц принадлежит перевод кн. Хроник с ценным введением, посвященным библейской историографии. Перевод этот, отличающийся большими литературными и научными достоинствами, как и осторожным отношением к традиции, поскольку это не противоречит науке, выдержал 13 изд. Из других работ Цунц за этот период должны быть отмечены: «Zeittafel über die gesammte heil. Schrift» (Б., 1838); «Geographische Literatur der Juden» и «Zur Palästinischen Geographie aus jüdischen Quellen» (эти последние две работы, представляющие ценный вклад в евр. литературу, появились впервые в виде введения к Ашерову изданию соч. Вениамина Тудельского и затем отдельно в Gesam. Schriften, 1875, т. I, pp. 146–216 и 265—304; дополнения к ним Штейншнейдера изданы в «Jerusalem» Luncz’а, V); «Tefillin, eine Betrachtung» (в Jahrbuch Busch’а, II, 1843—1844); «Eine alte Stimme» (ib., IV, 1844); «Gutachtung über die Beschneidung» (1844); םימודאה ןמ הירזע ונינר תודלות (Kerem Chemed, V и отдельно в виде предисловия к изданию Meor Enajim, Бенъякоба). Первый период деятельности Цунц завершается капитальным трудом: «Zur Geschichte u. Literatur» — сборником, состоящим из четырех больших работ: ο немецких и французских ученых, тосафистах, экзегетах, грамматиках, масоретах и моралистах; ο провансальских поэтах; об истории евреев в Сицилии; ο нумизматике.
== Новый период научной деятельности ==
== Новый период научной деятельности ==
-
Новый период научной деятельности совпадает у Ц. с крушением надежд на всеспасительность реформы вообще и эмансипации в частности. Ц. порывает сношения с реформистами и работает для чистой науки, считая, что будущее принадлежит последней. Если в первом периоде научные работы Ц. направлены к всестороннему исследованию умственной деятельности еврейства, то во втором периоде деятельность Ц. посвящена внутренним переживаниям средневекового еврейства, его надеждам и вожделениям, чувствованиям и настроениям, тревогам и волнениям. Ц. охватывает волна романтизма и заставляет его перенестись всецело в духовную жизнь мрачного средневековья; замыкаясь все более и более в беспросветную жизнь евр. средневековья, Цунц открывает в ней отрадные страницы и считает своим национальным долгом всесторонне исследовать эту жизнь, дабы еврейство сознало себя и в этом сознании одержало верх над всеми препятствиями, не дающими ему нормально развиваться. Плодом этой деятельности являются многие труды, посвященные исследованию религиозной поэзии у евреев, в которой, по мнению Ц., наиболее ярко отразились внутренние переживания и чаяния средневекового еврейства. Исходя из своего основного воззрения на еврейскую историографию, что фокусами еврейской истории, концентрирующими все явления и судьбы еврейства, являются «идеи и бедствия», Ц. считает пиюты отзвуками первых, кинот — отзвуками вторых, а селихот — сочетанием обоих. Происхождение религиозной поэзии, мотивы и сюжеты ее, формы и метрика, виды религиозной поэзии, связь ее с молитвами, события, послужившие поводом к составлению отдельных религиозных поэм, внутренняя композиция этих поэм, развитие религиозной поэзии, распространение и разветвление ее по отдельным ритуалам и странам — все это привлекает внимание Цунца. Главными трудами его за этот период являются: «Die Synagogale Poesie des Mittelalters» (1855); «Die Ritus d. sinagogalen Gottesdienstes geschichtlich entwickelt» (1859); «Literaturgeschichte der synagogalen Poesie» (1865) и «Nachtrag zur Literaturgeschichte der synagogalen Poesie» (1867). В них Ц. рассматривает колоссальную литургическую литературу (содержащую свыше 5000 литургических поэм) с вышеуказанных точек зрения. Прилагаемые переводы 366 поэм отличаются крупными литературными достоинствами, хотя не всегда точностью: самые безвкусные произведения калира превращаются под пером Ц. в мастерски отделанные создания. Главное внимание Ц. обращает на литургическую поэзию немецких и французских евреев, отличающуюся, по его мнению, необыкновенной силой, простотой и непосредственной правдой, сефардская же литургическая поэзия восходит к классической эпохе, когда евреи не терпели никаких гонений, почему произведения ее отличаются рассудочностью и не могут считаться за отражение народной жизни и народных переживаний. Работы Ц. основаны главным образом на рукописных источниках, и, несмотря на изыскания последующих ученых в области литургии и опубликования с этого времени многочисленных памятников литургической поэзии, до сих пор нельзя установить источник многих этих произведений. Из других работ Ц. заслуживают, кроме того, особенного внимания нижеследующие произведения: «Die Eidesleistung der Juden» (1859); введение к изданному Ц. сочинению Крохмаля ןמזה יכוננ הרומ (Львов, 1851); «Die hebräischen Handschriften in Italien» (1864); «Israel’s gottesdienstliche Poesie» (1870; имеется русс. перевод); «Die Monatstage» (1872); «Die Censur hebräischer Werke» (HB., I); «Die Baraita Samuels» (HB., V) и мн. др. Влияние трудов Ц. на всех последующих исследователей в различных областях евр. науки необычайно велико, и данное ему прозвание Нибура евр. науки является вполне заслуженным. Единственным недостатком, присущим всем трудам Ц. является то, что он не всегда указывает рукописные источники своих работ.
+
Новый период научной деятельности совпадает у Цунц с крушением надежд на всеспасительность реформы вообще и эмансипации в частности. Цунц порывает сношения с реформистами и работает для чистой науки, считая, что будущее принадлежит последней. Если в первом периоде научные работы Цунц направлены к всестороннему исследованию умственной деятельности еврейства, то во втором периоде деятельность Цунц посвящена внутренним переживаниям средневекового еврейства, его надеждам и вожделениям, чувствованиям и настроениям, тревогам и волнениям. Цунц охватывает волна романтизма и заставляет его перенестись всецело в духовную жизнь мрачного средневековья; замыкаясь все более и более в беспросветную жизнь евр. средневековья, Цунц открывает в ней отрадные страницы и считает своим национальным долгом всесторонне исследовать эту жизнь, дабы еврейство сознало себя и в этом сознании одержало верх над всеми препятствиями, не дающими ему нормально развиваться. Плодом этой деятельности являются многие труды, посвященные исследованию религиозной поэзии у евреев, в которой, по мнению Цунц, наиболее ярко отразились внутренние переживания и чаяния средневекового еврейства. Исходя из своего основного воззрения на еврейскую историографию, что фокусами еврейской истории, концентрирующими все явления и судьбы еврейства, являются «идеи и бедствия», Цунц считает пиюты отзвуками первых, кинот — отзвуками вторых, а селихот — сочетанием обоих. Происхождение религиозной поэзии, мотивы и сюжеты ее, формы и метрика, виды религиозной поэзии, связь ее с молитвами, события, послужившие поводом к составлению отдельных религиозных поэм, внутренняя композиция этих поэм, развитие религиозной поэзии, распространение и разветвление ее по отдельным ритуалам и странам — все это привлекает внимание Цунца. Главными трудами его за этот период являются: «Die Synagogale Poesie des Mittelalters» (1855); «Die Ritus d. sinagogalen Gottesdienstes geschichtlich entwickelt» (1859); «Literaturgeschichte der synagogalen Poesie» (1865) и «Nachtrag zur Literaturgeschichte der synagogalen Poesie» (1867). В них Цунц рассматривает колоссальную литургическую литературу (содержащую свыше 5000 литургических поэм) с вышеуказанных точек зрения. Прилагаемые переводы 366 поэм отличаются крупными литературными достоинствами, хотя не всегда точностью: самые безвкусные произведения калира превращаются под пером Цунц в мастерски отделанные создания. Главное внимание Цунц обращает на литургическую поэзию немецких и французских евреев, отличающуюся, по его мнению, необыкновенной силой, простотой и непосредственной правдой, сефардская же литургическая поэзия восходит к классической эпохе, когда евреи не терпели никаких гонений, почему произведения ее отличаются рассудочностью и не могут считаться за отражение народной жизни и народных переживаний. Работы Цунц основаны главным образом на рукописных источниках, и, несмотря на изыскания последующих ученых в области литургии и опубликования с этого времени многочисленных памятников литургической поэзии, до сих пор нельзя установить источник многих этих произведений. Из других работ Цунц заслуживают, кроме того, особенного внимания нижеследующие произведения: «Die Eidesleistung der Juden» (1859); введение к изданному Цунц сочинению Крохмаля ןמזה יכוננ הרומ (Львов, 1851); «Die hebräischen Handschriften in Italien» (1864); «Israel’s gottesdienstliche Poesie» (1870; имеется русс. перевод); «Die Monatstage» (1872); «Die Censur hebräischer Werke» (HB., I); «Die Baraita Samuels» (HB., V) и мн. др. Влияние трудов Цунц на всех последующих исследователей в различных областях евр. науки необычайно велико, и данное ему прозвание Нибура евр. науки является вполне заслуженным. Единственным недостатком, присущим всем трудам Цунц является то, что он не всегда указывает рукописные источники своих работ.
== Общественная деятельность ==
== Общественная деятельность ==
-
В общественной деятельности Ц. мы наблюдаем два периода. В первом периоде он находится под влиянием реформистского кружка Якобсона и [[Герц, Генриетта|Генриетты Герц]]. Он придает огромное значение реформе евр. религиозного быта, которая, однако, по мнению Ц., должна быть проведена с большой осторожностью, в согласии с основными началами иудаизма (эта идея, как мы видели выше, дала Ц. толчок к созиданию евр. науки). Он горячо в своих проповедях и публичных речах ратует за введение в ритуале и в частной евр. жизни внешних обычаев окружающих народов и лоска современной культуры, если только они не противоречат духу иудаизма. Он так увлекается идеей реформы, что считает своей миссией стать проповедником и трибуном реформы религиозного быта.
+
В общественной деятельности Цунц мы наблюдаем два периода. В первом периоде он находится под влиянием реформистского кружка Якобсона и [[Герц, Генриетта|Генриетты Герц]]. Он придает огромное значение реформе евр. религиозного быта, которая, однако, по мнению Цунц, должна быть проведена с большой осторожностью, в согласии с основными началами иудаизма (эта идея, как мы видели выше, дала Цунц толчок к созиданию евр. науки). Он горячо в своих проповедях и публичных речах ратует за введение в ритуале и в частной евр. жизни внешних обычаев окружающих народов и лоска современной культуры, если только они не противоречат духу иудаизма. Он так увлекается идеей реформы, что считает своей миссией стать проповедником и трибуном реформы религиозного быта.
[[Файл:Leopold-Zunz-10-August-1884.jpg|thumb|right|200 px|Портрет Цунца, 10 августа 1884 года]]
[[Файл:Leopold-Zunz-10-August-1884.jpg|thumb|right|200 px|Портрет Цунца, 10 августа 1884 года]]
-
Позже, под влиянием нравственного распада реформистских кругов и повального бегства членов последних, даже ближайших его товарищей, от еврейства, с одной стороны, и в результате углубления в прошлые судьбы еврейства — с другой, Ц. отказывается от идеи реформирования евр. религиозного быта. По мнению Ц., евр. народ, живший своеобразной жизнью в продолжение тысячелетий, не должен отказаться от своих традиций и своего быта ради приобретения внешних благ довольно сомнительного свойства. Еврейство имеет такое же право на существование, как всякая национальная культура. Начиная с этого времени, исходной точкой в общественной деятельности Ц. служит тот принцип, что народное самосознание, сознание Израилем своего прошлого является единственным средством спасения еврейского народа от вырождения. Слова: «внешнее евр. гетто разрушится лишь после падения духовного гетто и возвышения уровня духовной евр. культуры» — становятся лозунгом для дальнейшей его жизни. Ц. считает научное самосознание единственным средством удержать новое еврейство от измены славному прошлому своей нации.
+
Позже, под влиянием нравственного распада реформистских кругов и повального бегства членов последних, даже ближайших его товарищей, от еврейства, с одной стороны, и в результате углубления в прошлые судьбы еврейства — с другой, Цунц отказывается от идеи реформирования евр. религиозного быта. По мнению Цунц, евр. народ, живший своеобразной жизнью в продолжение тысячелетий, не должен отказаться от своих традиций и своего быта ради приобретения внешних благ довольно сомнительного свойства. Еврейство имеет такое же право на существование, как всякая национальная культура. Начиная с этого времени, исходной точкой в общественной деятельности Цунц служит тот принцип, что народное самосознание, сознание Израилем своего прошлого является единственным средством спасения еврейского народа от вырождения. Слова: «внешнее евр. гетто разрушится лишь после падения духовного гетто и возвышения уровня духовной евр. культуры» — становятся лозунгом для дальнейшей его жизни. Цунц считает научное самосознание единственным средством удержать новое еврейство от измены славному прошлому своей нации.
 +
 
 +
== Источники ==
 +
* КЕЭ, том 9, кол. 1123–1125
== Литература ==
== Литература ==
Строка 87: Строка 106:
{{rq|wikify|style}}
{{rq|wikify|style}}
-
+
{{ElevenCopyRight|14645|ЦУНЦ Леопольд}}
{{WikiCopyRight}}
{{WikiCopyRight}}
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
Строка 93: Строка 112:
[[Категория:Учёные по алфавиту]]
[[Категория:Учёные по алфавиту]]
[[Категория:Евреи в Европе]]
[[Категория:Евреи в Европе]]
 +
[[Категория:Наука о еврействе]]
 +
 +
<!--
 +
 +
 +
В 1818 г. вышла в свет брошюра Цунца на немецком языке «Нечто о раввинистической литературе по сведениям некоего древнего и доселе не опубликованного произведения», которая произвела подлинный переворот в еврейской мысли периода [[Хаскала|Хаскалы]] и стала программой складывавшейся науки о еврействе. Цунц выдвинул лозунг национальной реконструкции еврейского литературного наследия, он впервые четко сформулировал требование соблюдать в еврейских исследованиях общенаучные методы и приемы.
 +
 +
После погромов [[Хеп-Хеп|хеп-хеп]] (1819) Цунц с группой единомышленников организовал Общество по улучшению положения евреев в Германском союзе, председателем которого был избран Э. Ганс (1798–1839). В 1821 г. оно приняло название Общество культуры и науки евреев. Было заявлено, что основные задачи общества — поощрение исследований еврейской цивилизации, а также содействие реформам в иудаизме. Важным достижением общества был выпуск в свет первого (и единственного) номера журнала «Цайтшрифт фюр ди виссеншафт дес юдентумс» (1822–23) под редакцией Цунца, это был первый шаг по реализации программы, сформулированной в брошюре «Нечто о раввинистической литературе». В журнале были опубликованы три работы самого Цунца: «Рабби Шломо бен Ицхак» (о [[Раши]]), «Основы еврейской статистики» и «Об испанских и провансальских топонимах, упоминаемых в еврейской письменности». Хотя общество распалось уже в 1824 г., оно оставило значительный след в истории науки.
 +
 +
В 1826 г. Цунц занял пост директора общинной школы в Берлине, но в 1830 г. по настоянию ортодоксов был уволен. Занимался частным преподаванием, в 1834–35 гг. ездил по городам Европы с публичными лекциями о [[Псалмы|Псалмах]], в 1835–36 гг. был проповедником пражской реформистской общины. Все это время Цунц не прекращал научной работы. В 1832 г. вышла в свет монография «Еврейская проповедь в историческом развитии», посвященная истории гомилетической литературы (2-е изд. — 1892). В 1837 г. в Лейпциге было опубликовано классическое исследование Цунца «Имена евреев» — исторический обзор еврейской антропонимии, который не утратил актуальности и в конце 20 в. В том же году под редакцией Цунца вышел новый перевод Библии на немецкий язык, в котором ученый выступил как переводчик и комментатор [[Хроник Книга|Хроник книги]]. Перу Цунца принадлежат также исследования «Хронология всего Священного Писания» (1838), «Географическая литература евреев», «География Палестины по еврейским источникам» (1840). Первый период научной деятельности Цунца завершился сборником статей «Об истории и литературе» (1845), объединившим этюды в области еврейской цивилизации.
 +
 +
С 1840 г. по 1850 г. Цунц руководил Еврейской учительской семинарией в Берлине; в 1850 г. берлинская община выделила ему почетную пенсию, чтобы он мог заниматься только научной деятельностью. К этому времени Цунц разочаровался в реформе иудаизма и сосредоточил свое внимание на науке, считая, что лишь народное самосознание, основанное на доскональном знании своего прошлого, способно уберечь евреев от ассимиляции и вырождения.
 +
 +
Основным предметом исследований Цунца во второй период его творческой деятельности стала жизнь средневекового еврейства. Находясь под влиянием романтической школы, Цунц рассматривал еврейскую жизнь главным образом сквозь призму литургической поэзии средневековья (исследовано более пяти тысяч произведений). Мастерские переводы около 400 поэм, точные комментарии и анализ текстов получили заслуженное признание современников. Главные труды Цунца: «Синагогальная поэзия средневековья» (1855), «Ритуал синагогальной службы в историческом развитии» (1859), «Литературная история синагогальной поэзии» (1865) и «Еще о литературной истории синагогальной поэзии» (1867), «Проповедническая поэзия Израиля» (1870). Однако Цунц по-прежнему проявлял интерес к широкому спектру проблем иудаистики, о чем свидетельствуют многочисленные статьи. В общественной деятельности ученый отстаивал идеи демократии и либерализма, участвовал в событиях революции 1848 г.
 +
 +
В 1864 г. в честь 70-летия Цунца и для поддержания исследований по иудаистике в Берлине был основан Институт Цунца К 90-летию со дня его рождения (1884) Институт выпустил сборник научных работ «Тиф’ерет сеива» на иврите и немецком языке. После смерти ученого его архивы были сданы в Институт и хранились в [[Хохшуле Фюр Ди Виссеншафт Дес Юдентумс|Хохшуле фюр ди виссеншафт дес юдентумс]]. В 1939 г. архивы были перевезены в Иерусалим и находятся в [[Еврейская Национальная И Университетская Библиотека|Еврейской национальной и университетской библиотеке]].
 +
-->

Версия 06:58, 1 сентября 2012

Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Иом Тоб Липман Цунц
יום טוב ליפמן צונץ
Файл:Moritz Daniel Oppenheim Portrait Leopold Zunz.jpeg
Дата рождения:

10 августа 1794(1794-08-10)

Место рождения:

Детмольд

Дата смерти:

17 марта 1886(1886-03-17) (91 год)

Место смерти:

Берлин

Страна:

Германия

Иом Тоб Липман (Леопольд) Цунц (идиш יום טוב ליפמן צונץ, Zunz, Leopold; 1794, Детмольд, германское княжество Липпе-Детмольд, – 1886, Берлин) — знаменитый еврейский ученый и деятель XIX века, историк, один из основателей новейшей «науки о еврействе» (так называемой «Wissenschaft des Judentums», לארשי תמכח).

Содержание

Биография

Его отец, Менахем Мендл Иммануэль Цунц (?–1803), был большим знатоком Талмуда. Семья была небогатая. Детство Цунц провел в крайней нужде, а после смерти отца, когда Цунцу было всего 8 лет, семья очутилась в безвыходном положении. Мать Цунца отдала сына в основанную банкиром Х. Самсоном талмуд-тору для бедных детей в городе Вольфенбюттеле (герцогство Брауншвейг).

Школьное образование

В этой талмуд-торе Цунц пробыл четыре года, в продолжение которых он с необыкновенным прилежанием изучал Библию, Мишну и Талмуд. Его одноклассником был Й. М. Йост. За недостатком средств оба мальчика жили в синагоге и занимались при свете поминальных свечей.

В 1807 г. в школу был приглашен педагог-маскил (см. Хаскала) Ш. М. Эренберг, талмуд-тора была преобразована в образцовую школу и уровень преподавания повысился. Цунц продолжал некоторое время учиться там.

В 1809 г. Цунц одним из первых евреев в Германии поступил в гимназию Вольфенбюттеля, которую он окончил в 1815 г. Помимо общих наук он самостоятельно изучал и еврейские, в частности еврейскую литературу.

Высшее образование

В 1815 г., окончив курс гимназии, Цунц переехал в Берлин и поступил в университет (изучал философию, юриспруденцию, библейскую критику и экзегезу). Там он слушал лекции по философии у известного Шлейермахера, по библейской критике и экзегезе у Де Ветте, по праву у Савиньи.

В Берлине он нашел покровительство у старшины общины Реубена-Самуила Гомперца. Он привлек Цунца к кружку лиц, выступавших за реформу религиозного быта евреев. Цунц жил в доме Генриетты Герц в качестве домашнего учителя.

В 1817 г. он был назначен проповедником в реформистскую синагогу филантропа И. Якобсона (1768–1828); в том же году синагога была закрыта прусскими властями по требованию еврейских ортодоксов. В 1818 г. Цунц оставил дом Г. Герц (которая приняла христианство) и занялся изучением раввинистической литературы по рукописным источникам. Для заработка сотрудничал в немецкой газете «Хауде унд шпенерше цайтунг».

Цунц вместе с Эдуардом Ганзом и другими основывает общество «Jung-Israel», переименованное затем в «Verein für Cultur u. Wissenschaft d. Judentums» (см.), девизом которого было «гармоническое сочетание евр. традиции с современной культурой». Средства к жизни Цунц добывал частными уроками и работой в «Haude und Spener’sche Zeitung», членом редакции которой он состоял. В том же году он задумал издавать орган вышеупомянутого ферейна «Zeitschrift für die Wissenschaft d. Judentums» (вышел лишь один том).

Работа в системе еврейского образования

В 1826 г. Цунц занял пост заведующего общинной школой в Берлине, но в 1830 г. по настоянию местных ортодоксов Цунц был устранен от этой должности. В 1835 г. был приглашен на пост проповедника в Праге, в 1837 г. — директором еврейской учительской семинарии в Берлине. В 1864 г. в 70-летнюю годовщину рождения Цунц в честь его было основано Нейманом и Блейхредером «Zunz’sche Stiftung». В 1871 г. Цунц был удостоен степени доктора honoris causa Галлеского университета. В 1875—1876 гг. было издано собрание сочинений Цунц в трех частях («Gesam. Schriften»), в которое не вошли наиболее крупные сочинения Цунц В 1887 г. в честь Цунц был издан М. Штейншнейдером сборник статей «Zunz Jubelschrift». В личной жизни Цунц представлял образец высокого благородства и необычайной скромности, преданности евр. традиции и идеалам еврейства.

Научная деятельность. I период

В этом периоде научное творчество Цунц не было свободно от апологетики реформы в евр. религиозном быту. Введенная им впервые научная критика, дотоле неведомая евр. ученым (после Азарии деи Росси), служит в руках Цунц орудием для защиты умеренной реформы. Ввиду той роли, которую (именно в этот период) сыграла деятельность Цунц в духовном развитии германского еврейства, этот период представляет большой интерес. Цунц очень рано обнаружил склонность к науке. Знакомство с сочинением Вольфа «Bibliotheka Hebraea» дало Цунц первый импульс к мысли ο создании еврейской науки. Изучение критико-историографического произведения Азарии деи Росси «Meor Enajim» вызвало желание применить методы научной критики в области еврейской истории и литературы.

Цунц дебютировал небольшим сочинением «Etwas über die rabbinische Literatur nebst Nachrichten über ein altes bis jetzt ungedrucktes Werk» (опубликовано в 1818 г.; вторично издано в "Gesammte Schriften Z.'а, т. I, Берлин, 1875). Сочинение это, содержащее как бы программу всей последующей деятельности пионеров еврейской науки Цунц, Рапопорта, Луцатто, Франкля и Ландауэра, как и продолжателей их, знаменует собою эпоху в истории евр. мысли — как первая книга в области новейшей «еврейской науки». Отметив различные судьбы древнейшей (то есть библейской) еврейской литературы и побиблейской литературы, Цунц доказывает необходимость созидания еврейской науки, которая должна быть посвящена исследованию судеб еврейской литературы, религии, культуры и жизни, начиная с заключения Библии. Печальная доля выпала, по мнению Цунц, на побиблейскую литературу. Библейская письменность, как легшая в основу христианской религии и европейской цивилизации, вызвала несравненно больше, чем античную культуру, обширную и глубокосодержательную научную литературу, хотя от античного мира сохранилась колоссальная литература, а от древнейшей еврейской культуры лишь одна небольшая по размеру книга (Библия). Иная судьба выпала на долю побиблейской литературы, продолжающейся до сих пор. Являясь уделом несчастного еврейского народа, она не вошла в оборот науки и современной культуры. Еврейская литература находится на пути к совершенному вырождению и исчезновению. Поэтому настало время основать еврейскую науку, которая имела бы целью исследовать еврейскую литературу и подвести ее итоги. Еврейская наука, ввиду намеченных правительствами и обществом коренных преобразований в положении и быте евреев, могла бы служить верным руководством при решении многих вопросов. Нужно с большим вниманием относиться к традиции и сделать тщательный выбор между остатками старины, потерявшими ныне свое значение, и нормами и обычаями, коренящимися в духе иудаизма и народа.

По мнению Цунц, еврейская литература, как и история, создалась и развилась под влиянием трех главных факторов, а именно: а) под действием внутренних законов развития, b) под прямым влиянием идей, течений и событий, лежащих в условиях окружающих народов и культур, и с) под влиянием чувства самосохранения, заставлявшего еврейский народ усваивать в борьбе с идеями и течениями окружающих народов и культур элементы, находящиеся в полном противоречии с основами культуры других народов.

Новооснованная еврейская наука, по мысли Цунц, имеет своей задачей рассматривать «иудаизм», историю еврейского народа и его литературы с точки зрения этих трех факторов в свете основных дисциплин науки по истории культуры. Первой евр. книгой, в которой научная критика, чуждая евр. ученым, как и методы строгой науки, нашли свое применение, был орган основанного Цунц ферейна евр. культуры и науки «Zeitschrift f. d. Wissenschaft des Judenthums». В этом журнале, редактированном Цунц, имеются три важные работы Цунц; «Rabbi Solomo b. Isaak», «Grundlinien einer künftigen Statistik d. Juden» (перепечатано в Gesam. Schr., т. Ι, pp. 134 и сл.) и «Ueber die in den hebräisch. Schriften vorkommenden hispanischen u. provensalischen Ortsnamen». Первая работа, посвященная жизни и литературной деятельности р. Соломона бен-Исаака, всесторонне освещает французскую экзегетическую школу вообще и экзегезу Раши в частности. Она послужила образцом для классических произведений С. И. Рапопорта ο Гаи-гаоне, р. Хананеле и р. Натане из Рима. Евр. перевод ее, сделанный Блохом, пользовался большой популярностью и сыграл важную роль в смысле приобщения талмудистов старой школы к евр. науке. Вторая работа Цунц посвящена постановке вопроса ο евр. «статистике» и методам ее изучения. Цунц подробно обосновывает дисциплину евр. статистики, понимаемую в самом широком смысле слова.

Евреи, лишенные территории и политической самостоятельности, составляют однородную группу по следующим трем признакам: 1) расе, следам языка и традициям, сохранившимся у евреев ο классической родине — Палестине, 2) вере, конгломерату обычаев, верований и т. д. и 3) общности исторических судеб в диаспоре и их результатов.

Евр. «статистика», по мнению Цунц, имеет целью изучать: политическое, общественное, культурное и нравственное состояние евреев в каждой стране; происхождение и историю евр. поселений и общин; физические свойства евр. расы в каждой стране, язык и влияние языка туземного населения, ритуал, общинное управление, внутренний строй жизни, профессии, ремесла, занятия, экономическое положение, обычаи, культурное состояние, нравственное состояние, течения и движения, общественную и культурную борьбу, благотворительные учреждения, культурные и просветительные общества, правовое положение, взаимоотношения между туземным населением и евреями, народные верования и легенды ο евреях. Третья работа, содержащая сводку рассеянных в евр. письменности данных об испанских городах, послужила образцом для капитальной работы Г. Гросса «Gallia Judaica». Особенный интерес представляет предисловие к названной работе, в котором Цунц излагает свои основные воззрения на евр. историю. В следующем году Цунц начал свой капитальный труд «Die Gottesdienstliche Vorträge der Juden» (появилось в 1832 г.; 2-e изд. 1892 г.) Сочинение это содержит исчерпывающее изложение истории и развития гомилетической литературы у евреев. По точности метода и совершенству приемов, мастерскому изложению, необыкновенной эрудиции и умению развертывать перед читателями грандиозную картину на основании массы случайных и разбросанных данных, труд Цунц может быть назван классическим в научной литературе 19 в. вообще. Это сочинение легло в основу всех последующих работ евр. ученых ο талмуд.-мидрашитской письменности. Ближайшим поводом к составлению этого труда послужило запрещение прусского правительства произносить проповеди на немецком языке в синагогах, как нововведения, стоящего в противоречии с евр. традицией. Задачей Цунц было дать исследование истории проповеди у евреев. Труд Цунц не достиг практической цели, так как запрещение не было следствием незнакомства с евр. историей, а явилось результатом общей реакционной политики. Но зато труду Цунц было суждено сыграть большую роль в развитии евр. науки. Исходной точкой этого труда является мнение, что проповедь была одним из древнейших элементов евр. богослужения наряду с молитвой, чтением Торы и Таргумом (введение). Древнейшие следы проповеди Цунц видит в последних книгах библейского канона: Эзре, Нехемии и кн. Хроник; они совпадают по времени с заключением пророчества (гл. I—II). Затем Цунц дает характеристику проповеди — гомилии и ее видов, мидраш — галаха и мидраш — агада, методов и приемов агады, шести видов агады, таргумим, взаимоотношения галахи и агады, дидактической агады, исторической агады, мистическо-гомилетической литературы, характеристики и датировки всех мидрашим, сущность и значение проповеди-гомилии в культурной и религиозной жизни еврейства, исторические судьбы проповеди и проповедников в связи с общим очерком истории воспитания и религиозного состояния еврейства в западвой и восточной Европе. В 1837 г. появилась интересная работа Цунц «Namen der Juden», посвященная изучению евр. собственных имен и вызванная запрещением правительства евреям называться христианскими именами. В этом же году им был издан под редакцией Цунц перевод Библии на немецкий язык. В работе приняли участие М. Закс, Г. Арнгейм и Ю. Фюрст (арамейские тексты Библии). Самому Цунц принадлежит перевод кн. Хроник с ценным введением, посвященным библейской историографии. Перевод этот, отличающийся большими литературными и научными достоинствами, как и осторожным отношением к традиции, поскольку это не противоречит науке, выдержал 13 изд. Из других работ Цунц за этот период должны быть отмечены: «Zeittafel über die gesammte heil. Schrift» (Б., 1838); «Geographische Literatur der Juden» и «Zur Palästinischen Geographie aus jüdischen Quellen» (эти последние две работы, представляющие ценный вклад в евр. литературу, появились впервые в виде введения к Ашерову изданию соч. Вениамина Тудельского и затем отдельно в Gesam. Schriften, 1875, т. I, pp. 146–216 и 265—304; дополнения к ним Штейншнейдера изданы в «Jerusalem» Luncz’а, V); «Tefillin, eine Betrachtung» (в Jahrbuch Busch’а, II, 1843—1844); «Eine alte Stimme» (ib., IV, 1844); «Gutachtung über die Beschneidung» (1844); םימודאה ןמ הירזע ונינר תודלות (Kerem Chemed, V и отдельно в виде предисловия к изданию Meor Enajim, Бенъякоба). Первый период деятельности Цунц завершается капитальным трудом: «Zur Geschichte u. Literatur» — сборником, состоящим из четырех больших работ: ο немецких и французских ученых, тосафистах, экзегетах, грамматиках, масоретах и моралистах; ο провансальских поэтах; об истории евреев в Сицилии; ο нумизматике.

Новый период научной деятельности

Новый период научной деятельности совпадает у Цунц с крушением надежд на всеспасительность реформы вообще и эмансипации в частности. Цунц порывает сношения с реформистами и работает для чистой науки, считая, что будущее принадлежит последней. Если в первом периоде научные работы Цунц направлены к всестороннему исследованию умственной деятельности еврейства, то во втором периоде деятельность Цунц посвящена внутренним переживаниям средневекового еврейства, его надеждам и вожделениям, чувствованиям и настроениям, тревогам и волнениям. Цунц охватывает волна романтизма и заставляет его перенестись всецело в духовную жизнь мрачного средневековья; замыкаясь все более и более в беспросветную жизнь евр. средневековья, Цунц открывает в ней отрадные страницы и считает своим национальным долгом всесторонне исследовать эту жизнь, дабы еврейство сознало себя и в этом сознании одержало верх над всеми препятствиями, не дающими ему нормально развиваться. Плодом этой деятельности являются многие труды, посвященные исследованию религиозной поэзии у евреев, в которой, по мнению Цунц, наиболее ярко отразились внутренние переживания и чаяния средневекового еврейства. Исходя из своего основного воззрения на еврейскую историографию, что фокусами еврейской истории, концентрирующими все явления и судьбы еврейства, являются «идеи и бедствия», Цунц считает пиюты отзвуками первых, кинот — отзвуками вторых, а селихот — сочетанием обоих. Происхождение религиозной поэзии, мотивы и сюжеты ее, формы и метрика, виды религиозной поэзии, связь ее с молитвами, события, послужившие поводом к составлению отдельных религиозных поэм, внутренняя композиция этих поэм, развитие религиозной поэзии, распространение и разветвление ее по отдельным ритуалам и странам — все это привлекает внимание Цунца. Главными трудами его за этот период являются: «Die Synagogale Poesie des Mittelalters» (1855); «Die Ritus d. sinagogalen Gottesdienstes geschichtlich entwickelt» (1859); «Literaturgeschichte der synagogalen Poesie» (1865) и «Nachtrag zur Literaturgeschichte der synagogalen Poesie» (1867). В них Цунц рассматривает колоссальную литургическую литературу (содержащую свыше 5000 литургических поэм) с вышеуказанных точек зрения. Прилагаемые переводы 366 поэм отличаются крупными литературными достоинствами, хотя не всегда точностью: самые безвкусные произведения калира превращаются под пером Цунц в мастерски отделанные создания. Главное внимание Цунц обращает на литургическую поэзию немецких и французских евреев, отличающуюся, по его мнению, необыкновенной силой, простотой и непосредственной правдой, сефардская же литургическая поэзия восходит к классической эпохе, когда евреи не терпели никаких гонений, почему произведения ее отличаются рассудочностью и не могут считаться за отражение народной жизни и народных переживаний. Работы Цунц основаны главным образом на рукописных источниках, и, несмотря на изыскания последующих ученых в области литургии и опубликования с этого времени многочисленных памятников литургической поэзии, до сих пор нельзя установить источник многих этих произведений. Из других работ Цунц заслуживают, кроме того, особенного внимания нижеследующие произведения: «Die Eidesleistung der Juden» (1859); введение к изданному Цунц сочинению Крохмаля ןמזה יכוננ הרומ (Львов, 1851); «Die hebräischen Handschriften in Italien» (1864); «Israel’s gottesdienstliche Poesie» (1870; имеется русс. перевод); «Die Monatstage» (1872); «Die Censur hebräischer Werke» (HB., I); «Die Baraita Samuels» (HB., V) и мн. др. Влияние трудов Цунц на всех последующих исследователей в различных областях евр. науки необычайно велико, и данное ему прозвание Нибура евр. науки является вполне заслуженным. Единственным недостатком, присущим всем трудам Цунц является то, что он не всегда указывает рукописные источники своих работ.

Общественная деятельность

В общественной деятельности Цунц мы наблюдаем два периода. В первом периоде он находится под влиянием реформистского кружка Якобсона и Генриетты Герц. Он придает огромное значение реформе евр. религиозного быта, которая, однако, по мнению Цунц, должна быть проведена с большой осторожностью, в согласии с основными началами иудаизма (эта идея, как мы видели выше, дала Цунц толчок к созиданию евр. науки). Он горячо в своих проповедях и публичных речах ратует за введение в ритуале и в частной евр. жизни внешних обычаев окружающих народов и лоска современной культуры, если только они не противоречат духу иудаизма. Он так увлекается идеей реформы, что считает своей миссией стать проповедником и трибуном реформы религиозного быта.

Файл:Leopold-Zunz-10-August-1884.jpg
Портрет Цунца, 10 августа 1884 года

Позже, под влиянием нравственного распада реформистских кругов и повального бегства членов последних, даже ближайших его товарищей, от еврейства, с одной стороны, и в результате углубления в прошлые судьбы еврейства — с другой, Цунц отказывается от идеи реформирования евр. религиозного быта. По мнению Цунц, евр. народ, живший своеобразной жизнью в продолжение тысячелетий, не должен отказаться от своих традиций и своего быта ради приобретения внешних благ довольно сомнительного свойства. Еврейство имеет такое же право на существование, как всякая национальная культура. Начиная с этого времени, исходной точкой в общественной деятельности Цунц служит тот принцип, что народное самосознание, сознание Израилем своего прошлого является единственным средством спасения еврейского народа от вырождения. Слова: «внешнее евр. гетто разрушится лишь после падения духовного гетто и возвышения уровня духовной евр. культуры» — становятся лозунгом для дальнейшей его жизни. Цунц считает научное самосознание единственным средством удержать новое еврейство от измены славному прошлому своей нации.

Источники

  • КЕЭ, том 9, кол. 1123–1125

Литература

  • Цунц, Иом Тоб Липман // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб.: 1906—1913..
  • Kaufmann, Zunz, в Allgemeine Deutsche Biographie;
  • id., в Monatsschrift, XXXVΙII;
  • Strodtmann, H. Heine’s Leben u. Werke, I;
  • Maybaum, Aus dem Leben v. Leopold Zunz, Берлин, 1894;
  • S. P. Rabinowitz, Rabbi Jom Tob Lipmann Zunz, Варшава, 1896;
  • Emil G. Hirsch, в J. E., XII, 699—704;
  • Jahrbuch f. jüdische Geschichte, 1902—1903;
  • Ludwig Geiger, Aus Leopold Zunz Nachlass в Zeitschrift d. Ges. d. Jud. in Deutschland, т. V;
  • id., Revue des études juives, XXIII, 149;
  • REJ., IX, 311; XII, 316; XIV, 305; XXIV, 304; XXXVI, 117.


Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ЦУНЦ Леопольд в ЭЕЭ

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация