Чернихов, Яков Георгиевич

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 04:09, 20 июля 2011; Gary (Обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Текст унаследован из Википедии
Автор статьи: Gary


Яков Георгиевич Чернихов
Годы жизни
Гражданство

Российская империя, СССР

Дата рождения

5 (17) декабря 1889

Место рождения

Павлоград, Российская империя

Дата смерти

9 мая 1951

Место смерти

Москва, СССР

Работы и достижения
Работал в городах

Ленинград, Москва

Архитектурный стиль

конструктивизм, авангард

Важнейшие постройки

Канатный цех с водонапорной башней завода «Красный Гвоздильщик», Ленинград, (1931)

Яков Георгиевич Чернихов (5 (17) декабря 1889, Павлоград, Екатеринославская губерния, Российская империя — 9 мая 1951, Москва) — советский архитектор, художник, график, живописец, теоретик архитектуры.

Содержание

Жизненный путь

Яков Чернихов родился 17 декабря 1889 г. в Павлограде Екатеринославской губернии в многодетной еврейской семье. В 1904—1914 гг. проживает в Одессе и обучается в Одесском Художественном училище (в те годы — филиал Императорской Академии Художеств). В этот период будущий зодчий зарабатывает себе на жизнь, трудясь разнорабочим. В Одессе начинается увлечение Якова Георгиевича графикой, он много рисует, работает над выработкой индивидуального графического языка.

В 1912 г. Чернихов начинает преподавать в училище, по окончании которого перезжает в Санкт-Петербург.

В Петербурге он поступает на Живописный факультет Академии Художеств, а также на Высшие Педагогические курсы. В 1916 г. переходит на архитектурный факультет, где обучается под руководством Л. Н. Бенуа.

После окончания Академии Художеств в 1925 г. Яков Чернихов занимается проектированием главным образом промышленных зданий и комплексов. В 1927 году он организовал в Ленинграде «Научно-исследовательскую экспериментальную лабораторию архитектурных форм и методов графирования». Лаборатория становится фактически персональной мастерской Якова Чернихова, где он совместно со своими учениками и коллегами занимается проектной и экспериментальной работой. Чернихов всегда и везде пропагандировал язык графики. Считал, что владение графическими приёмами, начертательной геометрией, рисунком — это обязательные навыки, наряду с грамотностью. Помимо плодотворной работы в мастерской, архитектор также ведёт преподавательскую работу на Рабфаках и архитектурных и строительных факультетах ряда вузов. Разработал ряд методологических курсов, позволявших быстро и эффективно обучать студентов навыками графического мастерства.

Чернихов преподавал в Ленинградском институте инженеров путей сообщения (с 1933 г. — ЛИИЖТ, ныне ПГУПС) на кафедре архитектуры (1928—1945 гг.), в Промышленной Академии НКТП — курс фабрично-заводского строительства (1930—1932 гг.), Транспортной Академии НКПС им. И. В. Сталина (1930—1932), в институте инженеров водного транспорта (1929—1931 гг.) и других крупных учебных заведениях.

На рубеже 1920—1930-х годов Чернихов издаёт в Ленинграде книги архитектурных фантазий, принёсшие ему всемирную известность: «Основы современной архитектуры» (1929—1930 гг.), «Конструкции архитектурных и машинных форм» (1931 г.), «Архитектурные фантазии. 101 композиция» (1933 г.).

Непревзойдённые графические работы мастера, исполненные романтики, экспрессии и пафоса технического века были представлены широкой публике на выставке «2222 архитектурные фантазии», которая открылась в Ленинграде в 1933 г. Графика Чернихова, особенно его работы 1920-х—1930-х гг. повлияли на развитие современной архитектуры в XX веке Многие знаменитые современные архитекторы открыто называют его своим вдохновителем и заочным учителем. Графика Чернихова 1920-х—1930-х гг. — советская параллель европейскому экспрессионизму. Наряду с такими мастерами как Клод-Никола Леду, Джованни Баттиста Пиранези, Антонио Сант'Элиа, Яков Георгиевич Чернихов считается крупнейшим представителем жанра архитектурной фантазии.

В 1930-е—1940-е гг. Яков Чернихов выполняет несколько циклов графических работ среди которых такие как «Дворцы коммунизма», «Архитектура будущего», «Архитектурные ансамбли» и др.

Последние годы жизни архитектор проживал и работал в Москве. Чернихов скончался 9 мая 1951 г.

Проекты и постройки

  • Канатный цех с водонапорной башней завода «Красный Гвоздильщик», Ленинград, (1931 г.) (реализован)
  • Проект дома отдыха для рабочих «Северолес». (1933 г.) совместно с арх. С. Е. Бровцевым, гражд. инж. А. П. Арешевым.
  • Проект здания научно-исследовательского института «Механобр». (1933 г.) совместно с арх. С. Е. Бровцевым, арх. С. В. Малиновским.

Основные книги, научные труды и графические циклы

Книги:

  • «Основы современной архитектуры», (1925—1930 гг.);
  • «Конструкция архитектурных и машинных форм», (1925—1931 гг.);
  • «Архитектурные фантазии. 101 композиция», (1925—1933 гг.);
  • «Анализ построения классического шрифта», конец 1940-х гг.

Научные работы:

  • «Энтазис и фуст колонны»;
  • «Методы архитектурного проектирования»;
  • «Геометрическое черчение»;
  • «Цвет и свет»;
  • «Эстетика архитектуры»;
  • «Красота в архитектуре».

Графические циклы (помимо изданных в виде книг):

  • «Архитектура дворцов» (1934—41 гг.)
  • «Дворцы коммунизма»
  • «Архитектура будущего»
  • «Архитектурные ансамбли»
  • «Пантеоны Великой Отечественной войны» (1942—1948 гг.)
  • «Военная маскировка» (1942—1945 гг.)

См. также

  • Авангард;
  • Авангард в архитектуре Ленинграда;
  • Конструктивизм.

Ссылки

Галерея

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация
На других языках