Черновцы (еврейская община)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Delete this category, not in RUB)
Aryeolman (Обсуждение | вклад)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Полуфабрикат}}   {{Населённый пункт Украины
+
{{О_статье
 +
|ТИП СТАТЬИ=1
 +
|СУПЕРВАЙЗЕР=2
 +
|УРОВЕНЬ=1
 +
|КАЧЕСТВО=
 +
|АВТОР1=
 +
|АВТОР2=
 +
|АВТОР3=
 +
|ВИКИПЕДИЯ=
 +
|ПРОЕКТ=
 +
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
 +
|ПОДТЕМА=
 +
|ДАТА СОЗДАНИЯ=09/01/2011
 +
}}
 +
{{Населённый пункт Украины
<!-- Основные данные -->
<!-- Основные данные -->
|Тип = город
|Тип = город
Строка 87: Строка 101:
'''Черновцы́''' ({{lang-ru|''до [[1944]]'' Чернови́цы}}, {{lang-uk|Чернівці}}, {{lang-de|Czernowitz}}, {{lang-ro|Cernăuţi}}, {{lang-mo|Чернэуць}}, {{lang-yi|טשערנאָװיץ}} — ''Че́рнэвиц'', {{lang-pl|Czerniowce}}) — город на [[Украина|Украине]], в [[Предкарпатье]], на правом берегу реки [[Прут (река)|Прут]] (на левом — предместье [[Садгора]], ныне включённое в состав города), административный центр [[Черновицкая область|Черновицкой области]]. Население Черновцов на [[2008 год]] составляло 248,0 тысяч человек. Город является историческим центром [[Буковина|Буковины]] и наряду со [[Львов]]ом считается культурным центром [[Западная Украина|Западной Украины]]. Основные языки: украинский, русский, румынский (молдавский).
'''Черновцы́''' ({{lang-ru|''до [[1944]]'' Чернови́цы}}, {{lang-uk|Чернівці}}, {{lang-de|Czernowitz}}, {{lang-ro|Cernăuţi}}, {{lang-mo|Чернэуць}}, {{lang-yi|טשערנאָװיץ}} — ''Че́рнэвиц'', {{lang-pl|Czerniowce}}) — город на [[Украина|Украине]], в [[Предкарпатье]], на правом берегу реки [[Прут (река)|Прут]] (на левом — предместье [[Садгора]], ныне включённое в состав города), административный центр [[Черновицкая область|Черновицкой области]]. Население Черновцов на [[2008 год]] составляло 248,0 тысяч человек. Город является историческим центром [[Буковина|Буковины]] и наряду со [[Львов]]ом считается культурным центром [[Западная Украина|Западной Украины]]. Основные языки: украинский, русский, румынский (молдавский).
-
== История ==
+
== До XIX в. ==
-
=== До XV в. ===
+
Первое упоминание о евреях Черновиц относится к 1408 г. В 15–17 вв. еврейское население Черновиц непрерывно возрастало: из Польши переселялись ашкеназы, из Молдавии — сефарды. Культурное влияние ашкеназов преобладало. В то время идиш был основным языком еврейского населения Черновиц. Численность еврейского населения резко возросла во второй половине 17 в. в результате иммиграции в Черновицы многих евреев Польши и Украины, бежавших от преследований, которым они подвергались во время восстания под предводительством Б. Хмельницкого, русско-польской войны 1654–67 гг. и польско-шведской войны 1656–60 гг. Когда во время русско-турецкой войны 1766–74 гг. русские войска заняли Черновицы, еврейское население было вынуждено покинуть город.
-
Укреплённое поселение на месте Черновцов, на левом берегу Прута, предположительно основал в XII в. [[Галицко-Волынское княжество|галицкий князь]] [[Ярослав Осмомысл]].
+
Переход из турецко-балканской в западноевропейскую сферу влияния положительно сказался на росте населения. Уже в 1779 в Черновцах было 3200 жителей, и это число росло благодаря притоку немцев (служащих, учителей, торговцев), а также украинцев и поляков из Галичины, евреев, румын и украинцев из Буковины.  
-
Из-за частых паводков на низком левом берегу Прута новый город был построен на высоком правом берегу. После распада Галицко-Волынского княжества в середине XIV в. Черновцы переходили к Венгрии, Польше, пока в [[1359]] они не вошли в состав [[Молдавское княжество|Молдавского княжества]].
+
-
<!--[http://www.doba.cv.ua/?file=news.php&num=202&s=10#pos] -->
+
-
=== XV—XVIII вв. ===
+
Сразу же после перехода города к Австрии власти стали проводить политику различных ограничений и запретов для евреев под предлогом «освобождения» Буковины от «засилья» евреев. В 1774–87 гг. 392 еврейские семьи были изгнаны из Черновиц. Власти стремились всячески затруднить свободный переезд евреев в Черновицы и разрешали переселение только ремесленникам и лицам, решившим заниматься земледелием. Этот запрет, который часто нарушался, продолжал действовать до 1848 г. Во второй половине 18 в. – начале 19 в. был открыт ряд синагог и молитвенных домов, в 1770 г. — еврейское кладбище, в 1791 г. — общинный приют для больных.  
-
Самое раннее письменное упоминание о Черновцах зафиксировано в грамоте о торговых привилегиях, которую молдавский [[господарь]] [[Александр Добрый]] выдал [[львов]]ским купцам [[8 октября]] [[1408 год]]а, где «у Черновцы» взималось «мыто черновское» (таможенная пошлина) [http://stratum.ant.md/06_99/articles/birnea&russev/b&r11.htm].
+
В австрийский период было такое распределение национальных групп в Черновцах:
-
С середины XV в. Молдавское княжество становится вассалом [[Османская империя|Османской империи]]. Город опустошался во время войн Молдавии с Польшей (1497, 1509, 1688), турками (1476 и 1714) и татарами (1626, 1646-50, 1672). Казаки (под предводительством [[Богдан Хмельницкий|Богдана Хмельницкого]]) побывали в Черновцах в 1650 и 1653. Вследствие  [[Русско-турецкая война 1768-1774|русско-турецкой войны 1768—1774]] Черновцы были снова заняты российскими войсками, а затем перешли во власть Австрии.
+
-
=== 1775—1914. Австрия и Австро-Венгрия ===
+
* [[евреи]] 33 %
-
[[Файл:Chernivtsi Palace of culture1.jpg|thumb|Черновцы. Дворец культуры (в прошлом Еврейский народный дом)]]
+
* [[украинцы]] — 19 %
-
В [[1775]] австрийская императрица [[Мария Терезия (императрица)|Мария Терезия]], воспользовавшись поражением турок в [[Русско-турецкая война 1768-1774|русско-турецкой войне 1768—1774]], аннексировала Буковину вместе с Черновцами в империю Габсбургов.
+
* [[немцы]] — 17 %
 +
* [[румыны]] — 15 %
 +
* [[поляки]] — 15 %
-
С самого начала австрийского господства Черновцы стали центром всей Буковины: вначале военной администрации (1774—1786), затем гражданского управления: в 1786—1849 — Буковинского округа, входившего в состав Галичины, в 1849 — автономного края (коронованной провинции) Буковины. В 1864 Черновцы обрели полное местное самоуправление.
+
== XIX в. ==
-
Переход из турецко-балканской в западноевропейскую сферу влияния положительно сказался на росте населения. Уже в 1779 в Черновцах было 3200 жителей, и это число росло благодаря притоку немцев (служащих, учителей, торговцев), а также украинцев и поляков из Галичины, евреев, румын и украинцев из Буковины.  
+
Революция 1848 г. в Австрии устранила национальные ограничения; хотя после поражения революции многие законы, принятые в 1848 г., были отменены, евреи могли селиться в Черновицах без ограничений. Численность еврейского населения Черновиц стала быстро расти за счет большого числа переехавших из Галиции, а также иммигрантов из России и Румынии.
-
Рост численности города Черновцов в XIX в. был стремительным. Так, в 1816 г всё население Черновцов составляло 5416 человек, в 1880 г — 45 600, в 1890 г — 54 171.
+
В 19 в. происходил стремительный рост численности населения Черновиц. Так, в 1816 г. все население Черновиц составляло 5416 человек, в 1880 г. — 45,6 тыс. (в том числе около 15 тыс. евреев); в 1890 г. — 54 171 (17 356 евреев). По переписи 1910 г., в Черновицах проживало 28 013 евреев (32,8% всего населения).
-
До 1848 года австрийские власти проводили политику различных ограничений и запретов для евреев: свободный переезд евреев в Черновцы отсутствовал, разрешение получали только ремесленники и земледельцы.
+
После преобразования Австрии в двуединую монархию Австро-Венгрию в 1867 г. были отменены все антиеврейские ограничения. Австрийские власти во второй половине 19 в. были заинтересованы в переезде евреев в Черновицы, полагая, что евреи, говорящие на идиш, будут проводниками немецкого влияния и немецкой культуры. Особые надежды возлагались на ассимилированную еврейскую интеллигенцию, воспитанную на немецкой культуре, для представителей которой была открыта государственная служба и любые общественные должности. В Черновицах жили евреи — деятели немецкой культуры: писатели К. Э. Францоз, М. Броцинер, поэт Л. Эберманн. В 1905–1907 гг. бургомистром Черновиц был доктор Э. Рейс, а в 1913–15 гг. — доктор С. фон Вайссельбергер. В 1867 г. евреи Черновиц получили полные гражданские права и образовали автономную (см. Автономия) еврейскую религиозную общину. Они были широко представлены в городской администрации, а с 1910 г. получили равное с другими этническими группами представительство в буковинском ландтаге, согласно австрийскому эксперименту этнического уравновешивания (так называемому «буковинер аусгляйх»). В ландтаге установились лояльные отношения сотрудничества между либеральными депутатами от разных этнических групп (румын, украинцев, евреев, немцев), которые объединились в «союз вольнодумцев».
-
[[Революция 1848—1849 гг. в Австрийской империи]] устранила национальные ограничения, привела к автономии края и города и к обострению политического соперничества между украинским и румынским населением Буковины. В середине XIX в. началось и оживление экономического развития Черновцов (построена пивоварня, паровая мельница, винокурня, мебельная фабрика, в 1850 создана торговая палата, в 1877 — торговая биржа). В развитие Черновцов внесла вклад постройка железной дороги Черновцы — Львов (1866), в 1895 построена электростанция, в 1897 введён в действие электрический трамвай, в 1895—1912 — водопровод и канализация. Построены новые значительные здания: кафедральный собор (1844—1864), резиденция буковинского митрополита (1862—1882), армянская церковь (1869—1875), иезуитский костёл (1893—1894), еврейская реформистская синагога (1873—1879), городской театр (1904—1905)<!--, зал. двірець (1905—1908)-->. Черновцы обрели европейский вид (их часто называли «маленькой Веной»), хотя этот вид имела только центральная часть города. В 1895 в Черновцах работало свыше 2500 рабочих, а в 1910 в городе было 2140 ремесленников и 1400 торговцев.
+
Экономически евреи Черновиц доминировали в городе — они основали промышленные предприятия и банки, оказали решающее влияние на развитие Черновиц во всех сферах, в том числе культурной, выступая спонсорами культурных мероприятий. Не удивительно, что Черновицы притягивали массы переселенцев, особенно из соседней бедствующей Галиции, а также из Российской империи. Характерным для Черновиц, сравнительно с другими центрами еврейской жизни, было отсутствие острого антагонизма между евреями и другими этническими группами. Более того, существовала терпимость и известная мера взаимного уважения и сотрудничества. Одним из примеров подобных отношений стало решение православного митрополита Буковины и Далматии доктора В. фон Рента, узнавшего в 1914 г. о погромах и убийствах евреев наступавшими русскими войсками, спрятать в своей резиденции 63 свитка Торы из Храма («темпля», см. ниже), которые он возвратил евреям в 1918 г., после окончания войны.  
-
[[Евреи]] в последней трети XIX века составляли около трети населения города. Антиеврейские ограничения были отменены, австрийские власти были заинтересованы в притоке еврейского населения в город, полагая, что евреи, говорившие на идиш, будут проводниками немецкой культуры. Особенно поощрялась [[Ассимиляция (социология)|ассимилированная]] немецкоязычная еврейская интеллигенция, представители которой могли без ограничений занимать любые государственные должности. Евреи играли важную роль в экономической жизни города, основывая промышленные предприятия и банки, выступали спонсорами культурных мероприятий: так, вклад евреев в постройку комплекса зданий резиденции буковинского митрополита своеобразно отмечен на одном из зданий окантовкой из [[звезда Давида|«звёзд Давида»]] вокруг купола, увенчанного крестом.
+
Евреи играли важную роль в экономической жизни города, основывая промышленные предприятия и банки, выступали спонсорами культурных мероприятий: так, вклад евреев в постройку комплекса зданий резиденции буковинского митрополита своеобразно отмечен на одном из зданий окантовкой из [[звезда Давида|«звёзд Давида»]] вокруг купола, увенчанного крестом.
-
Из-за высокого процента еврейской интеллигенции в Черновцах были сильны позиции [[Иудаизм реформистский|реформистского иудаизма]]. Реформистам принадлежал открытый в 1877 году «темпль» — реформистский храм (взорван немцами во время Великой Отечественной войны, позже — кинотеатр «Жовтень», ныне — кинотеатр «Черновцы»). Однако широкие «нижние» слои еврейского населения поддерживали ортодоксальный [[иудаизм]], в том числе [[хасидизм]]. Между этими двумя течениями велась борьба за руководство общиной, но благодаря деятельности главного раввина Л. И. Игеля (1825—1892) было достигнуто компромиссное решение, и община не раскололась.
 
-
В [[1908]] в Черновцах состоялась первая международная конференция по языку [[идиш]] [http://www.eleven.co.il/article/14673].
+
Данные народной переписи от 19.12.1890 года: <ref name="nac">Грігорий Купчанко Буковина и еи русски жители. Видень, 1895. С.15.</ref>
 +
* немцы и евреи — 27192 (51,3 %);
 +
* [[украинцы]] — 10384 (19,6 %);
 +
* румыны (валахи) — 7624 (14,4 %);
 +
* поляки, мадьяры и прочие — 7808 (14,7 %)
-
Характерной особенностью Черновцов конца XIX — начала XX века было отсутствие антагонизма между культурами в городе и их гармоничное сосуществование.
+
=== Духовная и культурная жизнь ===
-
=== 1914—1918. Первая мировая война ===
+
В [[1908]] в Черновцах состоялась первая международная конференция по языку [[идиш]] [http://www.eleven.co.il/article/14673].
-
Во время [[Первая мировая война|Первой мировой войны]] Черновцы были трижды под российским контролем: (30.08.1914—21.10.1914; 26.11.1914—18.2.1915; 18.06.1916—02.08.1917). Власти Российской империи преследовали евреев (часть последних была эвакуирована в Чехию)[http://www.eleven.co.il/article/14675]. Многие евреи, в том числе бургомистр Черновцов доктор С. фон Вайссельбургер, были высланы в Россию. Облегчение положения принесла [[февральская революция 1917]], когда губернатором Буковины стал А. Лотоцкий.
+
Среди евреев Черновиц было много интеллигенции, большинство которой получило высшее образование в лучших университетах Европы. В открывшемся в 1875 г. в Черновицах университете имени Франца-Иосифа с 1891 по 1914 гг. пять ректоров были евреями (последним ректором в австрийский период был Ц. Померанц), а также обучалось большое число евреев. Так, в 1903/1904 учебном году из 639 студентов университета 272 были евреями. В Черновицах в начале 20 в. евреи составляли более 50% преподавателей университета, 58% врачей, 76% адвокатов. Президентами палаты торговли и ремесел, а также коллегии адвокатов до Первой мировой войны были евреи.
-
25 октября 1918 года был создан «Украинский краевой комитет Буковины», а 3 ноября в Черновцах состоялось народное вече, на котором соревновательно выступили два мнения о необходимости присоединения к той или иной стране (выбор между Румынией и УНР), каждая из фракций отрядила соответствующую делегацию, первым был дан ответ правительства УНР с одобрением присоединения; 6 ноября украинцы взяли власть в городе, но уже 11 ноября, после подписания перемирия между Германией и странами Антанты, Черновцы были заняты румынскими войсками, а 28 ноября румынский Генеральный конгресс Буковины провозгласил воссоединение всей территории Буковины в составе Румынии.
+
-
=== 1918—1940. Румыния ===
+
Особый состав еврейского населения Черновиц (уроженцы разных стран), наличие большого числа представителей ассимилированной интеллигенции привело к тому, что в еврейской общине Черновиц процент последователей Хаскалы был выше, чем в любой другой общине Восточной Европы. В середине 19 в. в общине были сторонники как ортодоксального иудаизма, так и реформизма. В 1877 г. был открыт реформистский Храм («темпль»). Но широкие слои еврейского населения — мелкие торговцы, ремесленники, лавочники, торговцы недвижимостью — поддерживали различные направления ортодоксального иудаизма. Среди евреев Черновиц было много последователей Ружинско-Садагорской хасидской династии, а также Боянских и Вижницких хасидов. В местечке Садагора (Садигора, ныне часть Черновцов) находилась резиденция цаддиков. Некоторое примирение между сторонниками различных течений в иудаизме произошло в результате деятельности Л. И. Игеля (1825–92), окружного раввина Буковины и главного раввина Черновиц; благодаря достигнутому компромиссу в 1872 г. община не раскололась, а осталась объединенной, причем раввин избирался из реформистского течения (Л. И. Игель, затем доктор И. Розенфельд), а глава раввинского бет-дина — из ортодоксального. Раввином Черновиц был Хаим бен Шломо (Тирер; 1760–1816; в 1813 г. уехал в Эрец-Исраэль и поселился в Цфате).  
-
[[Файл:Art-deco CV 1.jpg|thumb|right|Жилые дома в стиле [[ар-деко]]. 1930-е годы.]]
+
-
При румынской власти Черновцы остались административным центром Буковины.
+
-
В конце румынского периода Черновцы стали крупным экономическим центром.  
+
-
=== 1939—1945. Вторая мировая война ===
+
[[Файл:Chernivtsi Palace of culture1.jpg|thumb|Черновцы. Дворец культуры прошлом — Еврейский народный дом)]]
-
В 1940 году, в соответствии с положениями [[Пакт Молотова|Пакта Молотова-Риббентроппа]], Буковина была разделена на Северную (отходившую к СССР) и Южную (остававшуюся в составе Румынии). Черновцы были заняты [[РККА|Красной Армией]] и вошли в состав УССР. В июле 1941 года город был занят румынскими войсками (воевавшими на стороне Германии) и административно вошёл в состав Румынии.
+
Несмотря на достигнутый компромисс, между реформистскими и ортодоксальными евреями велась постоянная борьба за руководство религиозной общиной, причем евреи-реформисты обычно одерживали верх. В 1853 г. было построено новое здание Большой синагоги (см. Буковина), в том же году приют для больных был преобразован в еврейский госпиталь. Община содержала ряд образцовых учреждений, в том числе сиротский дом и дом престарелых. В 1908 г. была завершена постройка в центре города внушительного здания Еврейского национального дома (Юдише национальхауз).
-
В период второй румынской оккупации в городе было создано еврейское [[гетто]] (в районе так называемого Нижнего города — в пределах теперешних улиц Головна, Сагайдачного, Барбюса, Садовского, Школьной), куда свозились евреи со всех окрестных населенных пунктов. Массовые расстрелы евреев и противников оккупационного режима осуществлялись на берегу р. [[Прут]]. Многие евреи были депортированы в [[Транснистрия|Транснистрию]] (нынешняя территория [[Приднестровье|ПМР]] и северной части [[Одесская область|Одесской области]]), также находившуюся под румынской оккупацией. Благодаря усилиям мэра Черновцов периода второй румынской оккупации [[Траян Попович|Траяна Поповича]], более 20 тысяч черновицких евреев избежали депортации и уничтожения.
+
В 19 в. – первой половине 20 в. Черновицы были крупным центром еврейского книгопечатания. Крупнейшими издателями были братья П., Ш. и Р. Экхардт, напечатавшие в 1839–48 гг. Вавилонский Талмуд, Танах с комментариями (1839–42), а также большое количество раввинистической и каббалистической литературы. В городе выходили издания еврейской периодической печати на различных языках, в основном на немецком и на идиш.  
-
В марте 1944 года Черновцы практически без боя снова были заняты [[Советская Армия|Советской Армией]].
+
=== Сионизм ===
-
=== 1944—1991. СССР ===
+
Алия в Эрец-Исраэль началась здесь задолго до возникновения сионизма. В 1860–80 гг. сотни хасидов, принадлежавших к Садагорскому и Боянскому дворам, переселились в Эрец-Исраэль, где осели в Цфате. Движение Ховевей Цион имело в Черновицах своих последователей. В 1890 г. к сторонникам идеи алии в Эрец-Исраэль присоединился главный раввин Черновиц доктор Л. И. Игель. В начале 20 в. в Черновицах популярными стали идеи сионизма, влияние которых особенно усиливалось по мере роста проявлений антисемитизма со стороны немецкого населения. В 1-м Сионистском конгрессе участвовали три делегата из Черновиц. Многолетний руководитель еврейской общины Черновиц Б. Штраухер (1854–1940), возглавлявший еврейский политический союз Буковины в 1897–1914 гг., был депутатом рейхсрата от Черновиц (1897–1918) и ландтага (1900–18). Во время парламентских выборов 1907 г. еврейские избиратели, которых возглавляли сионисты, поддерживали только тех кандидатов в депутаты, которые заявили, что в случае избрания будут проводить в парламенте еврейскую национальную политику. Б. Штраухер, не будучи сионистом, вступил в «еврейский парламентский клуб», созданный депутатами-евреями.  
-
После присоединения к СССР был взят курс на индустриализацию региона. Население города значительно увеличивалось, соответственно расширялись и географические границы. Город был крупным железнодорожным узлом; функционировал аэропорт.
+
-
Летом 1988 года в городе наблюдалась вспышка [[Алопеция|алопеции]], которая привела к массовому облысению детей (порядка 100 человек). По одной из версий, во время следования автоколонны через центральную часть города было разлито ракетное топливо (были свидетельства очевидцев, будто бы солдаты в противогазах всю ночь мыли проезжую часть одной из центральных улиц города специальным раствором), правда никто так и не сумел объяснить, откуда в Черновцах ракетное топливо, даже транзитом, тем более что «очевидцы» говорили про военную автоколонну, идущую по достаточно узкой улице — при наличии ближних, более широких и гораздо более свободных от «очевидцев» путей. Истинную причину аллопеции пытался установить черновицкий историк и журналист В. А. Фрелих, однако в 1995 году он погиб при загадочных обстоятельствах (по всей видимости, был отравлен).
+
В Черновицах существовали студенческие организации национальной ориентации. По инициативе одной из них — «Юдише культур» — с 30 августа по 3 сентября 1908 г. состоялась Черновицкая конференция по языку идиш.  
-
{{Section-stub}}
+
== ХХ век, до Второй мировой войны ==
-
=== 1991 — наши дни ===
+
Во время [[Первая мировая война|Первой мировой войны]] Черновцы были трижды под российским контролем: (30.08.1914—21.10.1914; 26.11.1914—18.2.1915; 18.06.1916—02.08.1917). Власти Российской империи преследовали евреев (часть последних была эвакуирована в Чехию)[http://www.eleven.co.il/article/14675]. Многие евреи, в том числе бургомистр Черновцов доктор С. фон Вайссельбургер, были высланы в Россию. Сразу после подписания перемирия между Германией и странами Антанты румынские войска 12 ноября 1918 г. заняли Черновицы, учинив на своем пути кровавые еврейские погромы. При румынской власти положение евреев ухудшилось. Хотя конституция Румынии 1923 г. предоставляла гражданство жителям присоединенных земель, власти осуществляли политику дискриминации евреев: их фактически не допускали на государственную службу, евреи не могли преподавать в университете Черновиц, для студентов-евреев существовала процентная норма. Часто евреи становились жертвами нападений, особенно со стороны членов профашистской организации Союз Михаила Архангела (с 1929 г. — Железная гвардия).
-
[[Файл:most cherez Prut.jpg|thumb|300px|none|Мост через р. Прут]]
+
-
На заре независимости Украины в Черновцах возник один из крупнейших во всей Восточной Европе оптовых рынков.
+
По переписи 1930 г., в Черновицах проживало 45,6 тыс. евреев.  
-
Ряд румынских политиков настаивает на возвращении северной Буковины (Черновицкой области, кроме Хотинского района) в состав Румынии.
+
=== Культурная жизнь ===
-
Черновцы и Севастополь разделили первое место по итогам конкурса "Населенный пункт лучшего благоустройства и поддержки общественного порядка - 2008". Эти города признаны наиболее комфортными для проживания в категории "город с населением до миллиона человек". Организатором конкурса выступило министерство жилищно-коммунального хозяйства Украины [http://lenta.ru/news/2009/05/20/best/].
+
В Черновицах функционировало много еврейских учебных и благо­тво­ритель­ных заведений. Организация по распространению языка иврит «Сафа иврия» создала сеть еврейских детских садов, школу и курсы для подготовки воспитательниц детских садов. Объединение «Борохов» (от партии По‘алей Цион) организовало вечерние курсы обучения ремеслам, а объединение «Моргенройт» (от партии Бунд) — профессиональную техническую школу по столярному и швейному делу, а также Культурный центр имени В. Медема (в 1927 г.) с концертным залом и обширной библиотекой литературы на идиш. Организация «Дер идишер шулфарайн» (Еврейское школьное объединение, основано в 1919 г.) ставила своей целью развитие культуры на языке идиш, организовывала школы, детские сады, летние лагеря, проводила художественные выставки, конференции, литературные чтения, основала идишский театр «Хамелеон», работавший под руководством режиссера С. Шварца. Она организовала также учительскую семинарию, готовившую преподавателей по языку и литературе на идиш и еврейской истории. Наибольший вклад в преподавание внесли Э. Штейнбарг и Х. Гинингер.
-
{{Section-stub}}
+
В начале 1920-х гг. Черновицы были значительным центром еврейской культуры. В 1921 г. «Дер идишер шулфарайн» организовал в Черновицах всерумынскую конференцию по идишской культуре, на которой была создана Идише културфедерацие Румынии с Центральным комитетом в Черновицах. С 1921 г. в Черновицах стал выходить литературный журнал на идиш «Култур», а с 1924 г. — журнал «Шойбн». Однако город не мог обеспечить заработком столь большое число деятелей идишской культуры, поэтому во второй половине 1920-х гг. многие из них переселились в Бухарест или уехали за границу (например, М. Альтман — в Аргентину, Э. Штейнбарг — в Бразилию). В городе жили многие известные еврейские писатели и критики: Э. Штейнбарг, И. Мангер, Я. Штернберг, М. Альтман, М. Харац, Ш. Бикель, Я. Фридман, Н. Кон (1910–62). Функционировала Еврейская учительская семинария. Издавалась периодическая печать на различных языках: на идиш — газета «Черновицер блетер» (запрещена румынскими властями в декабре 1937 г.), на немецком — газета «Остюдише цайтунг» (под редакцией М. Эбнера, с 1926 г. — председатель еврейской общины Черновиц, с 1926 г. — депутат румынского парламента, а с 1928 г. возглавлял в Сенате еврейскую фракцию).
-
== Население ==
+
В Черновицах родились известные немецкие поэты: Роза Ауслендер (1901–88), П. Целан, А. Маргул-Шпербер (1898–1967), И. Вайсглас (1920–79), Зельма Меербаум-Айзингер (1924–42), А. Киттнер и другие. Известный тенор Й. Шмидт начинал свою карьеру в хоре реформистского Храма. Видные художники и скульпторы — А. Кольник, С. Лернер, Я. Айзеншер, И. Клигер — начинали свое творчество в Черновицах. В 1920–30-е гг. в Черновицах функционировали различные еврейские политические и общественные движения сионистской направленности, в их числе: Ха-Шомер ха-ца‘ир (руководители Я. Полищук, Ц. Грубер); По‘алей Цион (Б. Локер, М. Рознер), а также организация Бунда под руководством Я. Пистинера.
-
 
+
-
С [[1775]] г. в Черновцах помимо украинцев и румын стали селиться евреи, немцы и поляки. До [[1918]] г. в городе преобладал [[немецкий язык]], на котором кроме немцев разговаривали также евреи, составлявшие большинство населения, и некоторые украинцы, румыны, поляки.
+
-
 
+
-
В австрийский период было такое распределение национальных групп в Черновцах:
+
-
 
+
-
* [[евреи]] — 33 %
+
-
* [[украинцы]] — 19 %
+
-
* [[немцы]] — 17 %
+
-
* [[румыны]] — 15 %
+
-
* [[поляки]] — 15 %
+
В румынский период по переписи [[1930 год]]а соответственно:
В румынский период по переписи [[1930 год]]а соответственно:
Строка 176: Строка 176:
* поляки — 7 %
* поляки — 7 %
-
Данные народной переписи от 19.12.1890 года: <ref name="nac">Грігорий Купчанко Буковина и еи русски жители. Видень, 1895. С.15.</ref>
+
=== 1939—1945. Вторая мировая война и Холокост ===
-
* немцы и евреи — 27192 (51,3 %);
+
 
-
* [[украинцы]] — 10384 (19,6 %);
+
В 1940 году, в соответствии с положениями [[Пакт Молотова|Пакта Молотова-Риббентроппа]], Буковина была разделена на Северную (отходившую к СССР) и Южную (остававшуюся в составе Румынии). Черновцы были заняты [[РККА|Красной Армией]] и вошли в состав УССР. В июле 1941 года город был занят румынскими войсками (воевавшими на стороне Германии) и административно вошёл в состав Румынии. Сразу же после присоединения к Советскому Союзу в Черновицах была прекращена деятельность большинства еврейских культурных и общественных учреждений (за исключением ряда учреждений на языке идиш), тысячи евреев Черновиц были арестованы и высланы в Сибирь, среди них было много предпринимателей и интеллигентов, еврейских общественных и культурных деятелей.  
-
* румыны (валахи) — 7624 (14,4 %);
+
30 июня 1941 г. город оставила Красная армия, в ряды которой были мобилизованы или добровольно присоединились тысячи молодых евреев. Еврейское население Черновиц увеличилось за счет беженцев и составляло около 50 тыс. человек. Еще до вступления в город немецких и румынских войск банды местных погромщиков грабили и убивали евреев.
-
* поляки, мадьяры и прочие 7808 (14,7 %)
+
 
 +
6 июля 1941 г. румынские и немецкие войска заняли Черновицы; 8 июля члены эйнзацгруппен арестовали и расстреляли около 600 евреев. 10–12 июля 1941 г. немцы при помощи румынской полиции уничтожили около полутора тысяч евреев, в основном представителей интеллигенции, общественных деятелей и молодежи (в том числе главного раввина А. Марка). Немцы сожгли реформистский Храм. 1 августа члены эйнзацгруппен расстреляли еще 682 еврея. Румынские власти осуществляли в городе антиеврейские мероприятия: ввели обязательное ношение отличительного знака и надписи «еврей» на домах проживания евреев, запрет появляться на улицах до или после установленного времени (с восьми часов вечера до одиннадцати утра). Евреев принудительно использовали на тяжелых работах, содержали впроголодь. Из еврейского населения были взяты заложники. 11 октября 1941 г. в гетто, состоявшее из нескольких улиц, заключили 45 тыс. евреев. Все вклады евреев перешли под контроль Национального румынского банка. 10 октября 1941 г. румынский диктатор И. Антонеску отдал устный приказ о высылке евреев Черновиц в Транснистрию. 12 октября, в праздник Суккот, было выслано около шести тысяч евреев, среди них большая группа садагорских хасидов во главе с цаддиком рабби Ахароном бен Менахемом Нахумом из Черновиц, которая прошла по городу, неся свитки Торы. 17 октября была выслана вторая группа евреев. Высылки продолжались до 15 ноября, когда благодаря усилиям мэра города Траяна Поповича (см. Хасидей уммот ха-‘олам) удалось добиться от И. Антонеску их приостановки. Мэр выдал евреям около четырех тысяч сертификатов, подтверждавших право остаться в городе. Согласно данным энциклопедии Катастрофы, в октябре–ноябре 1941 г. из Черновиц был выслан 28 391 еврей. В городе оставалось около 20 тыс. евреев, в основном семьи рабочих, ремесленников и инженеров, в труде которых власти были заинтересованы. После временного прекращения депортации евреям разрешили вернуться в их разграбленные дома.
 +
 
 +
4 июня 1942 г. высылки возобновились. Было выслано около двух тысяч человек, часть из них была передана эсэсовцам и уничтожена. 13 июня было выслано около 200 евреев, многие из них были душевнобольными. 28 июня состоялась следующая высылка. Всего в июне 1942 г. было депортировано около четырех тысяч человек. Положение высланных евреев в лагерях и гетто Транснистрии было очень тяжелым, смертность среди них составляла около 70% (детская смертность превышала 90%).
 +
 
 +
В Черновицах оставалось около 16 тыс. евреев, в отношении которых продолжали действовать все ограничения и запреты (на занятие торговлей и любым видом экономической и хозяйственной деятельности). С ухудшением положения Германии и ее союзников румынские власти внесли некоторое облегчение в положение евреев. Так, в октябре 1943 г. они отменили обязательное ношение отличительного знака и запрет на свободу передвижения. В феврале 1944 г. власть в Черновицах перешла в руки немцев. Никаких антиеврейских мероприятий немецкая армия не проводила, видимо, по требованию румынского правительства. 29 марта 1944 г. Советская армия освободила Черновицы. По данным отчета от 30 апреля 1944 г. первого секретаря Черновицкого обкома первому секретарю ЦК КП(б) Украины Н. Хрущеву, численность евреев в Черновицах составляла 17 341 человек (41,8% населения города).
 +
 
 +
=== Послевоенный период ===
 +
 
 +
Местное население враждебно отнеслось к вернувшимся в город евреям. В 1944–46 гг. большинство евреев покинули Черновцы и уехали в Румынию, а оттуда в Израиль. В Черновцах поселились евреи из различных районов Советского Союза, в основном из Бессарабии и Украины. В 1959 г. в Черновцах проживало 37,6 тыс. евреев, в 1970 г. 34,6 тыс. (общее население 152 тыс.), в 1979 г. — 20,8 тыс., в 1989 г. — 15,7 тыс., в 1998 г. — около четырех тысяч (общее население около 250 тыс.).
 +
 
 +
К 1948 г. в Черновцах функционировало шесть синагог и молитвенных домов, работал еврейский театр имени Шалом Алейхема. Во время антисемитской кампании в Советском Союзе в 1948–53 гг. по указу властей в Черновцах были закрыты четыре синагоги и молитвенных дома, в сентябре 1949 г. — еврейский театр, в 1952 г. Хоральная синагога была превращена в спортивный клуб. В конце 1950-х – начале 1960-х гг. религиозные евреи подвергались преследованиям во время антирелигиозной кампании, проводившейся центральной советской властью по инициативе генерального секретаря КПСС и председателя Совета министров Н. Хрущева. В 1959 г. была закрыта Большая синагога; мохел обязан был сообщать о каждой семье, в которой новорожденному совершили обряд обрезания. В 1960 г. большая часть еврейского кладбища была превращена в общее, где евреям был оставлен небольшой участок. В 1963 г. была запрещена выпечка маццы, а в 1964 г. запретили совершать похороны по еврейскому ритуалу. С середины 1960-х гг. запреты были ослаблены. В 1970–80-х гг. большое число евреев Черновцов репатриировалось в Израиль.
 +
 
 +
В начале 1980-х гг. активисты еврейского движения протестовали против надругательства над могилами на еврейском кладбище, против участившихся случаев избиения еврейских школьников. Предпринимались попытки организации первых ульпанов для изучения иврита. Отмечались коллективно еврейские праздники. В октябре 1984 г. были арестованы и приговорены к различным срокам заключения еврейские активисты И. Зисельс (родился в 1946 г.), Л. Шраер, затем Я. Розенберг.
 +
 
 +
В конце 1980-х гг., в связи с политикой гласности и перестройки и особенно после распада Советского Союза и провозглашения независимости Украины (конец 1991 г.), в Черновцах началось возрождение еврейской жизни. С 1988 г. в Черновцах функционируют еврейские организации: Общество еврейской культуры (сионистской направленности) и Общество еврейской культуры имени Э. Штейнбарга (культура на идиш). Они занимают часть здания бывшего Еврейского национального дома (ныне Еврейский народный дом). В этом здании функционируют и еврейские библиотеки: в одной из них книги на иврите и русском языке, в другой — на идиш. С ноября 1990 г. выходит газета «Черновицер блетер», с марта 1990 г. функционирует спортивный клуб «Маккаби». В городе проводятся заседания Совета евреев Буковины. В 1991 г. открылся Народный университет истории и культуры, а в 1992 г. — еврейская школа. С 1991 г. на Черновицком радио ведется ежемесячная передача «Дос идиш ворт».
 +
 
 +
Из Черновцов уехало в Израиль: в 1989 г. — 1040 человек, в 1990 г. — 3438, в 1991 г. — 1621, в 1992 г. — 313, в 1993 г. — 224, в 1994 г. — 448, в 1995 г. — 386, в 1996 г. — 407, в 1997 г. — 340, в январе–июне 1998 г. — 131.
-
В советский период резко сократилась численность немцев и поляков, уменьшилась численность румын и евреев, вместе с тем резко увеличилась численность украинцев и русских.
 
-
Со времени получения Украиной независимости, к 2001 году, количество украинцев увеличилось примерно на треть.
 
По данным [[всеукраинская перепись населения 2001 года|всеукраинской переписи населения 2001 года]] в населении города присутствовали следующие этнические группы:
По данным [[всеукраинская перепись населения 2001 года|всеукраинской переписи населения 2001 года]] в населении города присутствовали следующие этнические группы:
Строка 212: Строка 227:
* [[Херсонский, Борис]]
* [[Херсонский, Борис]]
-
=== Жители-евреи ===
+
=== Известные жители-евреи ===
<!-- отобраны по признаку «или самые известные, или долго жили в городе» -->
<!-- отобраны по признаку «или самые известные, или долго жили в городе» -->
* [[Альтман, Моисей Ильич|Мойше Альтман]]
* [[Альтман, Моисей Ильич|Мойше Альтман]]
Строка 233: Строка 248:
== Ссылки ==
== Ссылки ==
{{Commonscat|Chernivtsi}}
{{Commonscat|Chernivtsi}}
 +
* {{ЭЕЭ|14675|Черновцы}}
 +
* [http://www.jcc.cv.ua/ Черновицкая еврейская община, официальный сайт]
* [http://chernivtsy.eu/ Официальный сайт г. Черновцы] (укр.)
* [http://chernivtsy.eu/ Официальный сайт г. Черновцы] (укр.)
* [http://trip.cv.ua/ Туристический путеводитель по г. Черновцы] (укр.)
* [http://trip.cv.ua/ Туристический путеводитель по г. Черновцы] (укр.)
Строка 243: Строка 260:
* [http://www.e-city.com.ua/ Информационная система eCity. Бесплатная электронная карта Черновцов. Бизнес-справочник предприятий Черновцов и Черновицкой области.] (укр.) (рус.) (eng.)
* [http://www.e-city.com.ua/ Информационная система eCity. Бесплатная электронная карта Черновцов. Бизнес-справочник предприятий Черновцов и Черновицкой области.] (укр.) (рус.) (eng.)
* [http://catalog.e-city.com.ua/ Информационная система eCity. Онлайн бизнес-справочник предприятий Черновцов и Черновицкой области.] (укр.) (рус.) (eng.)
* [http://catalog.e-city.com.ua/ Информационная система eCity. Онлайн бизнес-справочник предприятий Черновцов и Черновицкой области.] (укр.) (рус.) (eng.)
-
* {{ЭЕЭ|14675|Черновцы}}
 
-
* [http://www.jcc.cv.ua/ Черновицкая еврейская община, официальный сайт]
 
* [http://www.local.com.ua/?op=2&city=%D7%E5%F0%ED%EE%E2%F6%FB Локальные сети г. Черновцы]
* [http://www.local.com.ua/?op=2&city=%D7%E5%F0%ED%EE%E2%F6%FB Локальные сети г. Черновцы]
* [http://tripua.info/index.php?page=articles&op=readArticle&id=95&title=ru-Ckav_mscja_m._Chernvc_chutw-chutw_interesnogo/ Интересные места в Черновцах]
* [http://tripua.info/index.php?page=articles&op=readArticle&id=95&title=ru-Ckav_mscja_m._Chernvc_chutw-chutw_interesnogo/ Интересные места в Черновцах]
Строка 252: Строка 267:
* {{LJ-community|whasup|topic=Фотографии Черновцов}}
* {{LJ-community|whasup|topic=Фотографии Черновцов}}
-
{{Населённые пункты Черновицкой области}}
+
[[Категория:История евреев Украины]]
-
 
+
[[Категория:Холокост в СССР]]
-
+
[[Категория:Населенные пункты по алфавиту]]
-
+
-
[[Категория:Гетто в период Второй мировой войны]]
+
-
 
+
-
[[bg:Черновци]]
+
-
[[br:Tchernivtsi]]
+
-
[[crh:Çernivtsi]]
+
-
[[cs:Černovice (Ukrajina)]]
+
-
[[da:Tjernivtsi]]
+
-
[[de:Czernowitz]]
+
-
[[en:Chernivtsi]]
+
-
[[eo:Ĉernivco]]
+
-
[[es:Chernivtsi]]
+
-
[[et:Tšernivtsi]]
+
-
[[fi:Tšernivtsi]]
+
-
[[fr:Tchernivtsi]]
+
-
[[he:צ'רנוביץ]]
+
-
[[id:Chernivtsi]]
+
-
[[ie:Chernivtsi]]
+
-
[[it:Černivci]]
+
-
[[ja:チェルニウツィー]]
+
-
[[ka:ჩერნოვცი]]
+
-
[[ko:체르니우치]]
+
-
[[lt:Černivciai]]
+
-
[[ms:Chernivtsi]]
+
-
[[nl:Tsjernivtsi]]
+
-
[[nn:Tsjernivtsi]]
+
-
[[no:Tsjernivtsi]]
+
-
[[pl:Czerniowce]]
+
-
[[ro:Cernăuţi]]
+
-
[[sk:Černovice (Ukrajina)]]
+
-
[[sr:Чернивци]]
+
-
[[sv:Tjernivtsi]]
+
-
[[uk:Чернівці]]
+
-
[[yi:טשערנאוויץ]]{{WikiCopyRight}}
+
-
 
+
-
[[Категория:требует категоризации]]{{checked_final}}
+

Версия 13:56, 9 января 2011

Тип статьи: Регулярная статья
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман


Дата создания: 09/01/2011
город Черновцы

Чернівці

Флаг
Файл:Cernauti.gif
Герб
Файл:Chernovtsy.jpg
Статус: областной центр
Страна: Украина Украина
Область: Черновицкая область
Состоит из: 3 районов

Дата основания: прибл. с XIII века
Первое упоминание: 1408

Площадь: 150 км²
Геогр. координаты: Шаблон:Coor dm
Файл:Cherniwzi-Ukraine-Map.png
Население 244 993 чел. (2007)
 • Место по населению 1-е в районе, 1-е в области
 • Плотность 1 615 чел./км²

Время: UTC +2 поясн. / +3 летн.
Телефонный код: +380 37(2)
Почтовый индекс: 58000


Расстояния, км
  Физическое По ж/д По автодорогам
до Киева: 408    530 
Официальный сайт
Логотип
Иллюстрации на Викискладе

Черновцы́ (русск. до 1944 Чернови́цы, укр. Чернівці, нем. Czernowitz, рум. Cernăuţi, молд. Чернэуць, идиш טשערנאָװיץЧе́рнэвиц, польск. Czerniowce) — город на Украине, в Предкарпатье, на правом берегу реки Прут (на левом — предместье Садгора, ныне включённое в состав города), административный центр Черновицкой области. Население Черновцов на 2008 год составляло 248,0 тысяч человек. Город является историческим центром Буковины и наряду со Львовом считается культурным центром Западной Украины. Основные языки: украинский, русский, румынский (молдавский).

Содержание

До XIX в.

Первое упоминание о евреях Черновиц относится к 1408 г. В 15–17 вв. еврейское население Черновиц непрерывно возрастало: из Польши переселялись ашкеназы, из Молдавии — сефарды. Культурное влияние ашкеназов преобладало. В то время идиш был основным языком еврейского населения Черновиц. Численность еврейского населения резко возросла во второй половине 17 в. в результате иммиграции в Черновицы многих евреев Польши и Украины, бежавших от преследований, которым они подвергались во время восстания под предводительством Б. Хмельницкого, русско-польской войны 1654–67 гг. и польско-шведской войны 1656–60 гг. Когда во время русско-турецкой войны 1766–74 гг. русские войска заняли Черновицы, еврейское население было вынуждено покинуть город.

Переход из турецко-балканской в западноевропейскую сферу влияния положительно сказался на росте населения. Уже в 1779 в Черновцах было 3200 жителей, и это число росло благодаря притоку немцев (служащих, учителей, торговцев), а также украинцев и поляков из Галичины, евреев, румын и украинцев из Буковины.

Сразу же после перехода города к Австрии власти стали проводить политику различных ограничений и запретов для евреев под предлогом «освобождения» Буковины от «засилья» евреев. В 1774–87 гг. 392 еврейские семьи были изгнаны из Черновиц. Власти стремились всячески затруднить свободный переезд евреев в Черновицы и разрешали переселение только ремесленникам и лицам, решившим заниматься земледелием. Этот запрет, который часто нарушался, продолжал действовать до 1848 г. Во второй половине 18 в. – начале 19 в. был открыт ряд синагог и молитвенных домов, в 1770 г. — еврейское кладбище, в 1791 г. — общинный приют для больных.

В австрийский период было такое распределение национальных групп в Черновцах:

  • евреи — 33 %
  • украинцы — 19 %
  • немцы — 17 %
  • румыны — 15 %
  • поляки — 15 %

XIX в.

Революция 1848 г. в Австрии устранила национальные ограничения; хотя после поражения революции многие законы, принятые в 1848 г., были отменены, евреи могли селиться в Черновицах без ограничений. Численность еврейского населения Черновиц стала быстро расти за счет большого числа переехавших из Галиции, а также иммигрантов из России и Румынии.

В 19 в. происходил стремительный рост численности населения Черновиц. Так, в 1816 г. все население Черновиц составляло 5416 человек, в 1880 г. — 45,6 тыс. (в том числе около 15 тыс. евреев); в 1890 г. — 54 171 (17 356 евреев). По переписи 1910 г., в Черновицах проживало 28 013 евреев (32,8% всего населения).

После преобразования Австрии в двуединую монархию Австро-Венгрию в 1867 г. были отменены все антиеврейские ограничения. Австрийские власти во второй половине 19 в. были заинтересованы в переезде евреев в Черновицы, полагая, что евреи, говорящие на идиш, будут проводниками немецкого влияния и немецкой культуры. Особые надежды возлагались на ассимилированную еврейскую интеллигенцию, воспитанную на немецкой культуре, для представителей которой была открыта государственная служба и любые общественные должности. В Черновицах жили евреи — деятели немецкой культуры: писатели К. Э. Францоз, М. Броцинер, поэт Л. Эберманн. В 1905–1907 гг. бургомистром Черновиц был доктор Э. Рейс, а в 1913–15 гг. — доктор С. фон Вайссельбергер. В 1867 г. евреи Черновиц получили полные гражданские права и образовали автономную (см. Автономия) еврейскую религиозную общину. Они были широко представлены в городской администрации, а с 1910 г. получили равное с другими этническими группами представительство в буковинском ландтаге, согласно австрийскому эксперименту этнического уравновешивания (так называемому «буковинер аусгляйх»). В ландтаге установились лояльные отношения сотрудничества между либеральными депутатами от разных этнических групп (румын, украинцев, евреев, немцев), которые объединились в «союз вольнодумцев».

Экономически евреи Черновиц доминировали в городе — они основали промышленные предприятия и банки, оказали решающее влияние на развитие Черновиц во всех сферах, в том числе культурной, выступая спонсорами культурных мероприятий. Не удивительно, что Черновицы притягивали массы переселенцев, особенно из соседней бедствующей Галиции, а также из Российской империи. Характерным для Черновиц, сравнительно с другими центрами еврейской жизни, было отсутствие острого антагонизма между евреями и другими этническими группами. Более того, существовала терпимость и известная мера взаимного уважения и сотрудничества. Одним из примеров подобных отношений стало решение православного митрополита Буковины и Далматии доктора В. фон Рента, узнавшего в 1914 г. о погромах и убийствах евреев наступавшими русскими войсками, спрятать в своей резиденции 63 свитка Торы из Храма («темпля», см. ниже), которые он возвратил евреям в 1918 г., после окончания войны.

Евреи играли важную роль в экономической жизни города, основывая промышленные предприятия и банки, выступали спонсорами культурных мероприятий: так, вклад евреев в постройку комплекса зданий резиденции буковинского митрополита своеобразно отмечен на одном из зданий окантовкой из «звёзд Давида» вокруг купола, увенчанного крестом.


Данные народной переписи от 19.12.1890 года: [1]

  • немцы и евреи — 27192 (51,3 %);
  • украинцы — 10384 (19,6 %);
  • румыны (валахи) — 7624 (14,4 %);
  • поляки, мадьяры и прочие — 7808 (14,7 %)

Духовная и культурная жизнь

В 1908 в Черновцах состоялась первая международная конференция по языку идиш [1].

Среди евреев Черновиц было много интеллигенции, большинство которой получило высшее образование в лучших университетах Европы. В открывшемся в 1875 г. в Черновицах университете имени Франца-Иосифа с 1891 по 1914 гг. пять ректоров были евреями (последним ректором в австрийский период был Ц. Померанц), а также обучалось большое число евреев. Так, в 1903/1904 учебном году из 639 студентов университета 272 были евреями. В Черновицах в начале 20 в. евреи составляли более 50% преподавателей университета, 58% врачей, 76% адвокатов. Президентами палаты торговли и ремесел, а также коллегии адвокатов до Первой мировой войны были евреи.

Особый состав еврейского населения Черновиц (уроженцы разных стран), наличие большого числа представителей ассимилированной интеллигенции привело к тому, что в еврейской общине Черновиц процент последователей Хаскалы был выше, чем в любой другой общине Восточной Европы. В середине 19 в. в общине были сторонники как ортодоксального иудаизма, так и реформизма. В 1877 г. был открыт реформистский Храм («темпль»). Но широкие слои еврейского населения — мелкие торговцы, ремесленники, лавочники, торговцы недвижимостью — поддерживали различные направления ортодоксального иудаизма. Среди евреев Черновиц было много последователей Ружинско-Садагорской хасидской династии, а также Боянских и Вижницких хасидов. В местечке Садагора (Садигора, ныне часть Черновцов) находилась резиденция цаддиков. Некоторое примирение между сторонниками различных течений в иудаизме произошло в результате деятельности Л. И. Игеля (1825–92), окружного раввина Буковины и главного раввина Черновиц; благодаря достигнутому компромиссу в 1872 г. община не раскололась, а осталась объединенной, причем раввин избирался из реформистского течения (Л. И. Игель, затем доктор И. Розенфельд), а глава раввинского бет-дина — из ортодоксального. Раввином Черновиц был Хаим бен Шломо (Тирер; 1760–1816; в 1813 г. уехал в Эрец-Исраэль и поселился в Цфате).

Файл:Chernivtsi Palace of culture1.jpg
Черновцы. Дворец культуры (в прошлом — Еврейский народный дом)

Несмотря на достигнутый компромисс, между реформистскими и ортодоксальными евреями велась постоянная борьба за руководство религиозной общиной, причем евреи-реформисты обычно одерживали верх. В 1853 г. было построено новое здание Большой синагоги (см. Буковина), в том же году приют для больных был преобразован в еврейский госпиталь. Община содержала ряд образцовых учреждений, в том числе сиротский дом и дом престарелых. В 1908 г. была завершена постройка в центре города внушительного здания Еврейского национального дома (Юдише национальхауз).

В 19 в. – первой половине 20 в. Черновицы были крупным центром еврейского книгопечатания. Крупнейшими издателями были братья П., Ш. и Р. Экхардт, напечатавшие в 1839–48 гг. Вавилонский Талмуд, Танах с комментариями (1839–42), а также большое количество раввинистической и каббалистической литературы. В городе выходили издания еврейской периодической печати на различных языках, в основном на немецком и на идиш.

Сионизм

Алия в Эрец-Исраэль началась здесь задолго до возникновения сионизма. В 1860–80 гг. сотни хасидов, принадлежавших к Садагорскому и Боянскому дворам, переселились в Эрец-Исраэль, где осели в Цфате. Движение Ховевей Цион имело в Черновицах своих последователей. В 1890 г. к сторонникам идеи алии в Эрец-Исраэль присоединился главный раввин Черновиц доктор Л. И. Игель. В начале 20 в. в Черновицах популярными стали идеи сионизма, влияние которых особенно усиливалось по мере роста проявлений антисемитизма со стороны немецкого населения. В 1-м Сионистском конгрессе участвовали три делегата из Черновиц. Многолетний руководитель еврейской общины Черновиц Б. Штраухер (1854–1940), возглавлявший еврейский политический союз Буковины в 1897–1914 гг., был депутатом рейхсрата от Черновиц (1897–1918) и ландтага (1900–18). Во время парламентских выборов 1907 г. еврейские избиратели, которых возглавляли сионисты, поддерживали только тех кандидатов в депутаты, которые заявили, что в случае избрания будут проводить в парламенте еврейскую национальную политику. Б. Штраухер, не будучи сионистом, вступил в «еврейский парламентский клуб», созданный депутатами-евреями.

В Черновицах существовали студенческие организации национальной ориентации. По инициативе одной из них — «Юдише культур» — с 30 августа по 3 сентября 1908 г. состоялась Черновицкая конференция по языку идиш.

ХХ век, до Второй мировой войны

Во время Первой мировой войны Черновцы были трижды под российским контролем: (30.08.1914—21.10.1914; 26.11.1914—18.2.1915; 18.06.1916—02.08.1917). Власти Российской империи преследовали евреев (часть последних была эвакуирована в Чехию)[2]. Многие евреи, в том числе бургомистр Черновцов доктор С. фон Вайссельбургер, были высланы в Россию. Сразу после подписания перемирия между Германией и странами Антанты румынские войска 12 ноября 1918 г. заняли Черновицы, учинив на своем пути кровавые еврейские погромы. При румынской власти положение евреев ухудшилось. Хотя конституция Румынии 1923 г. предоставляла гражданство жителям присоединенных земель, власти осуществляли политику дискриминации евреев: их фактически не допускали на государственную службу, евреи не могли преподавать в университете Черновиц, для студентов-евреев существовала процентная норма. Часто евреи становились жертвами нападений, особенно со стороны членов профашистской организации Союз Михаила Архангела (с 1929 г. — Железная гвардия).

По переписи 1930 г., в Черновицах проживало 45,6 тыс. евреев.

Культурная жизнь

В Черновицах функционировало много еврейских учебных и благо­тво­ритель­ных заведений. Организация по распространению языка иврит «Сафа иврия» создала сеть еврейских детских садов, школу и курсы для подготовки воспитательниц детских садов. Объединение «Борохов» (от партии По‘алей Цион) организовало вечерние курсы обучения ремеслам, а объединение «Моргенройт» (от партии Бунд) — профессиональную техническую школу по столярному и швейному делу, а также Культурный центр имени В. Медема (в 1927 г.) с концертным залом и обширной библиотекой литературы на идиш. Организация «Дер идишер шулфарайн» (Еврейское школьное объединение, основано в 1919 г.) ставила своей целью развитие культуры на языке идиш, организовывала школы, детские сады, летние лагеря, проводила художественные выставки, конференции, литературные чтения, основала идишский театр «Хамелеон», работавший под руководством режиссера С. Шварца. Она организовала также учительскую семинарию, готовившую преподавателей по языку и литературе на идиш и еврейской истории. Наибольший вклад в преподавание внесли Э. Штейнбарг и Х. Гинингер.

В начале 1920-х гг. Черновицы были значительным центром еврейской культуры. В 1921 г. «Дер идишер шулфарайн» организовал в Черновицах всерумынскую конференцию по идишской культуре, на которой была создана Идише културфедерацие Румынии с Центральным комитетом в Черновицах. С 1921 г. в Черновицах стал выходить литературный журнал на идиш «Култур», а с 1924 г. — журнал «Шойбн». Однако город не мог обеспечить заработком столь большое число деятелей идишской культуры, поэтому во второй половине 1920-х гг. многие из них переселились в Бухарест или уехали за границу (например, М. Альтман — в Аргентину, Э. Штейнбарг — в Бразилию). В городе жили многие известные еврейские писатели и критики: Э. Штейнбарг, И. Мангер, Я. Штернберг, М. Альтман, М. Харац, Ш. Бикель, Я. Фридман, Н. Кон (1910–62). Функционировала Еврейская учительская семинария. Издавалась периодическая печать на различных языках: на идиш — газета «Черновицер блетер» (запрещена румынскими властями в декабре 1937 г.), на немецком — газета «Остюдише цайтунг» (под редакцией М. Эбнера, с 1926 г. — председатель еврейской общины Черновиц, с 1926 г. — депутат румынского парламента, а с 1928 г. возглавлял в Сенате еврейскую фракцию).

В Черновицах родились известные немецкие поэты: Роза Ауслендер (1901–88), П. Целан, А. Маргул-Шпербер (1898–1967), И. Вайсглас (1920–79), Зельма Меербаум-Айзингер (1924–42), А. Киттнер и другие. Известный тенор Й. Шмидт начинал свою карьеру в хоре реформистского Храма. Видные художники и скульпторы — А. Кольник, С. Лернер, Я. Айзеншер, И. Клигер — начинали свое творчество в Черновицах. В 1920–30-е гг. в Черновицах функционировали различные еврейские политические и общественные движения сионистской направленности, в их числе: Ха-Шомер ха-ца‘ир (руководители Я. Полищук, Ц. Грубер); По‘алей Цион (Б. Локер, М. Рознер), а также организация Бунда под руководством Я. Пистинера.

В румынский период по переписи 1930 года соответственно:

  • евреи — 29 %
  • румыны — 26 %
  • немцы — 23 %
  • украинцы — 11 %
  • поляки — 7 %

1939—1945. Вторая мировая война и Холокост

В 1940 году, в соответствии с положениями Пакта Молотова-Риббентроппа, Буковина была разделена на Северную (отходившую к СССР) и Южную (остававшуюся в составе Румынии). Черновцы были заняты Красной Армией и вошли в состав УССР. В июле 1941 года город был занят румынскими войсками (воевавшими на стороне Германии) и административно вошёл в состав Румынии. Сразу же после присоединения к Советскому Союзу в Черновицах была прекращена деятельность большинства еврейских культурных и общественных учреждений (за исключением ряда учреждений на языке идиш), тысячи евреев Черновиц были арестованы и высланы в Сибирь, среди них было много предпринимателей и интеллигентов, еврейских общественных и культурных деятелей. 30 июня 1941 г. город оставила Красная армия, в ряды которой были мобилизованы или добровольно присоединились тысячи молодых евреев. Еврейское население Черновиц увеличилось за счет беженцев и составляло около 50 тыс. человек. Еще до вступления в город немецких и румынских войск банды местных погромщиков грабили и убивали евреев.

6 июля 1941 г. румынские и немецкие войска заняли Черновицы; 8 июля члены эйнзацгруппен арестовали и расстреляли около 600 евреев. 10–12 июля 1941 г. немцы при помощи румынской полиции уничтожили около полутора тысяч евреев, в основном представителей интеллигенции, общественных деятелей и молодежи (в том числе главного раввина А. Марка). Немцы сожгли реформистский Храм. 1 августа члены эйнзацгруппен расстреляли еще 682 еврея. Румынские власти осуществляли в городе антиеврейские мероприятия: ввели обязательное ношение отличительного знака и надписи «еврей» на домах проживания евреев, запрет появляться на улицах до или после установленного времени (с восьми часов вечера до одиннадцати утра). Евреев принудительно использовали на тяжелых работах, содержали впроголодь. Из еврейского населения были взяты заложники. 11 октября 1941 г. в гетто, состоявшее из нескольких улиц, заключили 45 тыс. евреев. Все вклады евреев перешли под контроль Национального румынского банка. 10 октября 1941 г. румынский диктатор И. Антонеску отдал устный приказ о высылке евреев Черновиц в Транснистрию. 12 октября, в праздник Суккот, было выслано около шести тысяч евреев, среди них большая группа садагорских хасидов во главе с цаддиком рабби Ахароном бен Менахемом Нахумом из Черновиц, которая прошла по городу, неся свитки Торы. 17 октября была выслана вторая группа евреев. Высылки продолжались до 15 ноября, когда благодаря усилиям мэра города Траяна Поповича (см. Хасидей уммот ха-‘олам) удалось добиться от И. Антонеску их приостановки. Мэр выдал евреям около четырех тысяч сертификатов, подтверждавших право остаться в городе. Согласно данным энциклопедии Катастрофы, в октябре–ноябре 1941 г. из Черновиц был выслан 28 391 еврей. В городе оставалось около 20 тыс. евреев, в основном семьи рабочих, ремесленников и инженеров, в труде которых власти были заинтересованы. После временного прекращения депортации евреям разрешили вернуться в их разграбленные дома.

4 июня 1942 г. высылки возобновились. Было выслано около двух тысяч человек, часть из них была передана эсэсовцам и уничтожена. 13 июня было выслано около 200 евреев, многие из них были душевнобольными. 28 июня состоялась следующая высылка. Всего в июне 1942 г. было депортировано около четырех тысяч человек. Положение высланных евреев в лагерях и гетто Транснистрии было очень тяжелым, смертность среди них составляла около 70% (детская смертность превышала 90%).

В Черновицах оставалось около 16 тыс. евреев, в отношении которых продолжали действовать все ограничения и запреты (на занятие торговлей и любым видом экономической и хозяйственной деятельности). С ухудшением положения Германии и ее союзников румынские власти внесли некоторое облегчение в положение евреев. Так, в октябре 1943 г. они отменили обязательное ношение отличительного знака и запрет на свободу передвижения. В феврале 1944 г. власть в Черновицах перешла в руки немцев. Никаких антиеврейских мероприятий немецкая армия не проводила, видимо, по требованию румынского правительства. 29 марта 1944 г. Советская армия освободила Черновицы. По данным отчета от 30 апреля 1944 г. первого секретаря Черновицкого обкома первому секретарю ЦК КП(б) Украины Н. Хрущеву, численность евреев в Черновицах составляла 17 341 человек (41,8% населения города).

Послевоенный период

Местное население враждебно отнеслось к вернувшимся в город евреям. В 1944–46 гг. большинство евреев покинули Черновцы и уехали в Румынию, а оттуда в Израиль. В Черновцах поселились евреи из различных районов Советского Союза, в основном из Бессарабии и Украины. В 1959 г. в Черновцах проживало 37,6 тыс. евреев, в 1970 г. — 34,6 тыс. (общее население 152 тыс.), в 1979 г. — 20,8 тыс., в 1989 г. — 15,7 тыс., в 1998 г. — около четырех тысяч (общее население около 250 тыс.).

К 1948 г. в Черновцах функционировало шесть синагог и молитвенных домов, работал еврейский театр имени Шалом Алейхема. Во время антисемитской кампании в Советском Союзе в 1948–53 гг. по указу властей в Черновцах были закрыты четыре синагоги и молитвенных дома, в сентябре 1949 г. — еврейский театр, в 1952 г. Хоральная синагога была превращена в спортивный клуб. В конце 1950-х – начале 1960-х гг. религиозные евреи подвергались преследованиям во время антирелигиозной кампании, проводившейся центральной советской властью по инициативе генерального секретаря КПСС и председателя Совета министров Н. Хрущева. В 1959 г. была закрыта Большая синагога; мохел обязан был сообщать о каждой семье, в которой новорожденному совершили обряд обрезания. В 1960 г. большая часть еврейского кладбища была превращена в общее, где евреям был оставлен небольшой участок. В 1963 г. была запрещена выпечка маццы, а в 1964 г. запретили совершать похороны по еврейскому ритуалу. С середины 1960-х гг. запреты были ослаблены. В 1970–80-х гг. большое число евреев Черновцов репатриировалось в Израиль.

В начале 1980-х гг. активисты еврейского движения протестовали против надругательства над могилами на еврейском кладбище, против участившихся случаев избиения еврейских школьников. Предпринимались попытки организации первых ульпанов для изучения иврита. Отмечались коллективно еврейские праздники. В октябре 1984 г. были арестованы и приговорены к различным срокам заключения еврейские активисты И. Зисельс (родился в 1946 г.), Л. Шраер, затем Я. Розенберг.

В конце 1980-х гг., в связи с политикой гласности и перестройки и особенно после распада Советского Союза и провозглашения независимости Украины (конец 1991 г.), в Черновцах началось возрождение еврейской жизни. С 1988 г. в Черновцах функционируют еврейские организации: Общество еврейской культуры (сионистской направленности) и Общество еврейской культуры имени Э. Штейнбарга (культура на идиш). Они занимают часть здания бывшего Еврейского национального дома (ныне Еврейский народный дом). В этом здании функционируют и еврейские библиотеки: в одной из них книги на иврите и русском языке, в другой — на идиш. С ноября 1990 г. выходит газета «Черновицер блетер», с марта 1990 г. функционирует спортивный клуб «Маккаби». В городе проводятся заседания Совета евреев Буковины. В 1991 г. открылся Народный университет истории и культуры, а в 1992 г. — еврейская школа. С 1991 г. на Черновицком радио ведется ежемесячная передача «Дос идиш ворт».

Из Черновцов уехало в Израиль: в 1989 г. — 1040 человек, в 1990 г. — 3438, в 1991 г. — 1621, в 1992 г. — 313, в 1993 г. — 224, в 1994 г. — 448, в 1995 г. — 386, в 1996 г. — 407, в 1997 г. — 340, в январе–июне 1998 г. — 131.

По данным всеукраинской переписи населения 2001 года в населении города присутствовали следующие этнические группы:

  • украинцы — 79,9 %
  • русские — 11,3 %
  • белорусы — 0,4 %
  • поляки — 0,6 %
  • молдаване — 1,6 %
  • румыны — 4,5 % [1].

Достопримечательности

  • ансамбль Театральной площади с Торгово-промышленной палатой (1905—1910) (ныне — главный корпус Черновицкого медицинского университета), Еврейским народным домом (1908) (ныне — Областной дворец культуры), Румынским народным домом (1937-39) (ныне — гарнизонный дом офицеров).


Евреи-уроженцы

Известные жители-евреи

Примечания

  1. 1,0 1,1 Грігорий Купчанко Буковина и еи русски жители. Видень, 1895. С.15.

Ссылки

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация