Шемот (Исход), библейская книга

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Raphael (Обсуждение | вклад)
м (Ссылки: оформление)
Raphael (Обсуждение | вклад)
м (оформление)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье| ТИП СТАТЬИ  = 4
+
{{Остатье\ЭЕЭ
 +
| ТИП СТАТЬИ  = 1
| АВТОР1  =  
| АВТОР1  =  
| АВТОР2 =
| АВТОР2 =
Строка 18: Строка 19:
| Изображение      =Rembrandt_Harmensz._van_Rijn_079.jpg
| Изображение      =Rembrandt_Harmensz._van_Rijn_079.jpg
| Ширина            = 200px
| Ширина            = 200px
-
| Подпись          = Моисей разбивает [[Скрижали Завета]]
+
| Подпись          = Моше разбивает [[Скрижали Завета]]
-
| Автор            = [[Моисей]]
+
| Автор            = [[Моше]]
| Жанр              = [[Священное Писание]]
| Жанр              = [[Священное Писание]]
-
| Язык              = [[древнееврейский]]
+
| Язык              = [[иврит]]
-
| Серия            = [[Библия]] / [[Ветхий Завет]] / [[Пятикнижие]]
+
| Серия            = [[ТаНаХ]] / [[Тора]]
| Выпуск            = около [[XIV в. до н. э.]]
| Выпуск            = около [[XIV в. до н. э.]]
| Предыдущая        = [[Книга Бытие|Бытие]]
| Предыдущая        = [[Книга Бытие|Бытие]]
| Следующая        = [[Книга Левит|Левит]]
| Следующая        = [[Книга Левит|Левит]]
}}
}}
-
'''Книга Исхо́д''' ({{lang-he|שְׁמוֹת}}, '''''Шмот''''' — «Имена»; {{lang-la|Exodus}}; {{lang-grc|Ἔξοδος}}) — вторая книга [[Пятикнижие|Пятикнижия]] ([[Тора|Торы]]). В [[Талмуд]]е<ref>[[Талмуд]], Сота 36б</ref> встречается название «''Хомеш шени''» (букв. `Вторая пятина`) или «''Сефер а-шени''» (`Вторая книга`)<ref>«Галахот гдолот», «Мишна Брура»</ref>, поскольку она следует за книгой Бытия. В средневековых источниках иногда также называется «''Сефер йециат Мицраим''» (`Книга Исхода из Египта`). Книга описывает период времени от начала порабощения [[евреи|евреев]] в [[Древний Египет|Египте]] [[фараон]]ом, «''не знавшим Иосифа''» (1:8), до первого месяца второго года по [[Исход]]у их из Египта (40:17), всего около 130 лет<ref>Согласно традиционной точке зрения.</ref>. Состоит из сорока глав.
+
'''Книга Исхо́д''' ({{lang-he|שְׁמוֹת}}, '''''Шмот''''' — «Имена»; {{lang-la|Exodus}}; {{lang-grc|Ἔξοδος}}) — вторая книга [[Пятикнижие|Пятикнижия]] ([[Тора|Торы]]). Книга описывает период времени от начала порабощения [[евреи|евреев]] в [[Древний Египет|Египте]] [[фараон]]ом, «''не знавшим Иосифа''» (1:8), до первого месяца второго года по [[Исход]]у их из Египта (40:17), всего около 130 лет<ref>Согласно традиционной точке зрения.</ref>. Состоит из сорока глав.
 +
 
 +
== Другие названия ==
 +
В [[Талмуд]]е<ref>[[Сота]] 36б</ref> встречается название «''Хомеш шени''» (букв. `Вторая пятина`) или «''Сефер а-шени''» (`Вторая книга`)<ref>«Галахот гдолот», «Мишна Брура»</ref>. В средневековых источниках иногда называется «''Сефер йециат Мицраим''» (`Книга Исхода из Египта`).
 +
 
 +
Принятое в традиции русского и других языков название книги '''Исход''' восходит к греческому эксодос — первому слову ее названия в [[Септуагинта|Септуагинте]] — Исход сынов Израилевых из Египта.
== Содержание книги ==
== Содержание книги ==

Версия 23:11, 16 февраля 2013

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья
Исхо́д
שְׁמוֹת (Шмот — «Имена»)

Моше разбивает Скрижали Завета
Автор: Моше
Жанр: Священное Писание
Язык оригинала: иврит
Серия: ТаНаХ / Тора
Выпуск: около XIV в. до н. э.
Предыдущая: Бытие
Следующая: Левит

Книга Исхо́д (ивр. שְׁמוֹת‎, Шмот — «Имена»; лат. Exodus; др.-греч. Ἔξοδος) — вторая книга Пятикнижия (Торы). Книга описывает период времени от начала порабощения евреев в Египте фараоном, «не знавшим Иосифа» (1:8), до первого месяца второго года по Исходу их из Египта (40:17), всего около 130 лет[1]. Состоит из сорока глав.

Содержание

Другие названия

В Талмуде[2] встречается название «Хомеш шени» (букв. `Вторая пятина`) или «Сефер а-шени» (`Вторая книга`)[3]. В средневековых источниках иногда называется «Сефер йециат Мицраим» (`Книга Исхода из Египта`).

Принятое в традиции русского и других языков название книги Исход восходит к греческому эксодос — первому слову ее названия в Септуагинте — Исход сынов Израилевых из Египта.

Содержание книги

Содержание книги Исход излагает историю еврейского народа «от той минуты, когда евреи под давлением фараонов начинают чувствовать взаимную солидарность, сближаются всё теснее и теснее чувством общей опасности и чудесами, сопровождавшими Исход из страны порабощения — до дарования закона на Синае, до получения полной национальной жизни, сосредоточенной около главного святилища — Скинии».[4]

Заключённое в эти рамки, содержание книги Исход может быть разделено на три части:

  1. первая после краткого вступления (1:1-7), связывающего повествование Книги Исход с Книгой Бытие, рассказывает об освобождении еврейского народа из египетского рабства (1:8 — 13:16);
  2. вторая излагает историю путешествия евреев до горы Синай (13:17-18:27);
  3. третья повествует о заключении и обновлении Завета Бога с избранным народом (19:1-40:38).

Рождение Моисея (главы 1—4)

Евреи живут в Египете как рабы. Фараон приказывает убивать всех еврейских новорождённых мальчиков. Чтобы спасти Моисея, мать помещает его в корзину из тростника и отправляют по реке Нил. Дочь фараона его нашла и усыновила.

Моисей растёт среди египтян, но чувствует себя евреем. Убив однажды надсмотрщика над израильтянами-рабами, он вынужден бежать из Египта на Синайский полуостров, в землю Хорев. Там ему является небесный голос, который повелевает Моисею вернуться в Египет, чтобы вывести оттуда своих братьев из плена рабства и предать их служению открывшемуся ему Богу.

Десять казней египетских (главы 5—13)

Основная статья: Десять казней египетских

Вернувшись в Египет, Моисей именем Бога требует у фараона отпустить его народ, демонстрируя чудеса, призванные убедить фараона и его приближённых в божественности его предназначения. Эти чудеса получили название 10 казней египетских из-за того, что каждое продемонстрированное Моисеем чудо сопровождалось бедствиями для египтян.

Последнее из этих чудес, с тех пор обозначаемое как Пасха (Песах) — казнь всех египетских первенцев и спасение первенцов израилевых, ознаменовало начало самого Исхода, евреи покидают свои дома и, следуя за Моисеем, направляются к северо-восточной границе Египта.

« И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря: месяц сей [да будет] у вас началом месяцев, первым [да] [будет] он у вас между месяцами года. Скажите всему обществу Израилевых: в десятый [день] сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство; а если семейство так мало, что не [съест] агнца, то пусть возьмет с соседом своим, ближайшим к дому своему, по числу душ: по той мере, сколько каждый съест, расчислитесь на агнца. Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз, и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером, и пусть возьмут от крови [его] и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его; пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими [травами] пусть съедят его; не ешьте от него недопеченного, или сваренного в воде, но ешьте испеченное на огне, голову с ногами и внутренностями; не оставляйте от него до утра; но оставшееся от него до утра сожгите на огне. Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это — Пасха Господня. А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь.
»


Переход через Красное море (главы 13—15)

Основная статья: Исход
Файл:Torah.jpg
Свиток Торы, открытый на книге Исход (15:1-19)

Вопль народа дошёл до слуха Господа, и Он послал ему избавителя в лице Моисея. Чудесно спасённый и воспитанный при дворе, Моше, получив поручение освободить народ, повёл борьбу с гордыми фараонами; опираясь на постигшие страну бедствия (казни египетские), он вынудил фараона отпустить народ. Совершив установленную в воспоминание знаменательного события Пасху, народ, под предводительством Моисея, двинулся из Египта, захватив с собою массу всяких сокровищ, взятых у египтян. Так как прямой путь на северо-восток был преграждён сплошной стеной пограничных укреплений, то Моше повёл народ к юго-востоку, чтобы, обогнув западный залив Красного (Чермного ) моря, проникнуть в степи Синайского полуострова. Между тем фараон успел одуматься: не желая лишиться огромной даровой рабочей силы, он бросился в погоню за беглецами и настиг их у берега залива. Положение евреев было критическое, между ними готова была разразиться паника; но, по чудесному мановению жезла Моше, море расступилось перед ними и они успели перебраться на другую сторону, а когда египтяне бросились за ними, оно поглотило их в своих волнах. Народ торжественно отпраздновал это великое событие хвалебными песнями Богу и плясками. Затем евреи двинулись к Синаю, где дан был им закон и где совершилась полная религиозная и общественно-политическая реорганизация народа. После 40-летнего странствования в пустыне, евреи вступили в Ханаан.

Синайское Откровение (главы 19—20)

Основная статья: Десять заповедей

Приблизительно через пятьдесят дней после того, как евреи покинули Египет были даны предписания, десять основных законов, которые, согласно библейскому тексту, были даны самим Богом Моисею на горе Синай в виде каменных таблиц — Скрижалей Завета.

Согласно еврейской традиции, вариант, содержащийся в книге Исход, был на первых, разбитых скрижалях, а вариант Второзакония — на вторых. Синай стоял в огне, окутанный густым дымом, земля дрожала, гремел гром, блестела молния, и в шуме разбушевавшейся стихии, покрывая его, раздавался голос Божий, произносивший заповеди.

Законы (главы 21—24)

Обширный свод гражданских и уголовных законов, социально-этических наставлений и культовых предписаний, завершающийся обещанием благословения за их соблюдение (главы 21–23), традиция рассматривает как продолжение Десяти заповедей. Этот свод, по-видимому, и образует «Книгу Завета» (условно именуемую исследователями Библии «Большой книгой Завета» в отличие от текста 34:11–26), которую, согласно 24:7, Моше записал и прочитал народу при церемонии заключения Завета, что подробно описано в главе 24.

Приказ о построении скинии (главы 25—29)

Главы 25–31 посвящены детальным указаниям о строительстве скинии, изготовлении ее утвари, священнических одеяний, заготовке елея помазания и фимиама воскурения, описанию порядка отправления культа в святилище и посвящения Аарона и его сыновей в сан священнослужителей.

Грех золотого тельца (главы 32—34)

Основная статья: Золотой телец

В конце главы 31 повторено предписание о соблюдении субботы, а сообщение о вручении Богом Моше двух Скрижалей Завета служит переходом к последующему повествованию в главах 32–34, где описываются создание золотого тельца и поклонение ему; гнев Моисея, разбивающего скрижали (что означает расторжение союза с Богом); измельчение золотого тельца в прах, который Моше приказывает рассыпать по воде и дать пить народу (что, в соответствии с предписанием о блудной жене[5], истолковано в Талмуде как испытание, обличающее провинившихся[6]); умерщвление по приказу Моше около трех тысяч нечестивцев сыновьями колена Леви; отвращение мольбами Мше гнева Бога и Его угрозы истребить провинившийся народ; повторное восхождение Моше на гору Синай, где он опять проводит «сорок дней и сорок ночей», изготовляя новую пару скрижалей и записывая условия возобновленного Завета, содержание которого (главным образом части, изложенной в главе 23) повторяется в несколько видоизмененной форме в 34:11–26 (так называемая «Малая книга Завета»).

Построениие скинии

Главы 35–40 книги Исход открываются предписанием о соблюдении субботы (повторены в книге шесть раз), за которым следует описание воздвижения скинии, изготовления ее утвари, священнических одеяний и прочих принадлежностей культа, освящения святилища и покрытия его славой Господней, видимый знак которой — облако днем и пламя ночью.

Деление книги на недельные разделы

  1. Шмот (1:1-6:1)
  2. Ваэра (6:2-9:35)
  3. Бо (10:1-13:16)
  4. Бешалах (13:17-17:16)
  5. Итро (18:1-20:26)
  6. Мишпатим (21:1-24:18)
  7. Трума (25:1-27:19)
  8. Тецавэ (27:20-30:10)
  9. Тиса (30:11-34:35)
  10. Ваякhель (35:1-38:20)
  11. Пкудей (38:21-40:38)

Книга Шмот как литературное произведение

Литературные особенности книги Исход ставят ее в ряд произведений эпического жанра, в которых сказания о полулегендарных событиях спаяны и преображены ведущей идеей. Форма книги Исход как эпоса приобрела законченность еще до ее письменной фиксации. Этот эпос грандиозен по масштабам и величию мысли. Его главный герой — сам Бог. В эпос включены древнейшие гимны, поэтической вершиной которых является Шират hа-Ям.

Происхождение книги

Авторство книги

Автором книги Исход, как видно из её содержания, является Моше. Так, после победы над амаликитянами он получает от Господа повеление записать это событие: «напиши сие для памяти в книгу»  (Исх.17:14). Подобное же повеление дано было Моше после восстановления нарушенного Израилем завета: «И сказал Господь Моше: напиши себе слова сии»  (Исх.34:27). Равным образом перед торжественным заключением Завета после Синайского законодательства Моше, пересказав народу все слова Господни и все законы, «написал Моше все слова Господни»  (Исх.24:4).

Библейская критика

В противоположность этим свидетельствам отрицательная критика отвергает традиционную версию происхождения книги Исход, дробит её содержание на несколько частей, относя происхождение каждой из них к разному времени. Так, по словам одного из представителей «гипотезы записей» — Эвальда, древнейшей частью Исхода является песнь Моисея (15:1-18); лет через 100 после Моисея была кем-то написана «жизнь Моисея»; в последние годы Судей появилась «книга завета» (Исх 20-23 гл.), при Соломоне «книга начал», в которую входит большая часть содержания книги Исход; окончательная же редакция её падает на время Иоафама, современника пророка Исайи. Схожих взглядов придерживались Рейсс («книга завета» относится ко времени Иосафата), Делич (большая часть Исхода появилась пред пленом вавилонским) и др.

Опровержение критики

Тем не менее, мнение о разновременном происхождении содержания книги Исход ничем не обосновано. Множество деталей без сомнений подтверждают тот факт, что автор книги — современник и очевидец описываемых событий. Так, предполагаемое книгой Исход состояние Египта является именно таким, каким оно оказывается и по современным эпохе Моисея египетским памятникам, совершенно отличным от позднейшего положения хотя бы, например, при Соломоне.

  • В частности, упоминание о некоторых египетских городах — Плиополисе, Рамсесе, Питоме (I) и Этаме (13:20), без указания на их положение, предполагает знакомство с ними читателя и самого автора.
  • Равным образом только очевидец событий мог сообщать такие точные сведения о времени их совершения, как трёхдневное путешествие по пустыне Сур от Красного моря до Мары (15:22); прибытие в пустыню Цин на 15-й день второго месяца по выходе из Египта (16:1); дарование на следующий день манны; расположение станом у подножия Синая в первый день третьего месяца по Исходу из Египта (19:1); явление Славы Божией на третий день по сошествии Моисея с Синая (19:16) и т. п.
  • Как современник устройства Скинии в пустыне, Моисей отмечает, что её деревянные части были сделаны из дерева «шиттим» (аравийской акации), но не из другого какого-либо материала, например, дуба или кедра, что было бы уместно в устах позднейшего писателя — жителя Израиля; упоминает о неизвестной другим ветхозаветным писателям коже «тахаш», из которой было сделано одно из покрывал скинии и т. п.
  • Наконец, предваряющее изложение некоторых законов замечание: «когда введёт тебя Господь Бог твой в землю хананеев, хеттеев, аморреев, евеев» (13:5; 23:23 и д.; 34:11 и д.) не оставляет никакого сомнения в том, что книга Исход написана в пустыне, перед вступлением евреев в Ханаан.

Время и место написания книги

Насколько можно судить по вышеприведенным местам книги Исход (17:14; 24:4; 34:27), она написана не в одно время, а по мере того, как Моисей получал от Бога различные законы. Окончательная же редакция книги падает на конец сорокалетнего странствования по пустыне — на время пребывания евреев у Иордана: «Сыны Израилевы ели манну сорок лет, доколе не пришли в землю обитаемую; манну ели они, доколе не пришли к пределам земли Ханаанской»  (Исх.16:35).

Литература

Сноски и источники

  1. Согласно традиционной точке зрения.
  2. Сота 36б
  3. «Галахот гдолот», «Мишна Брура»
  4. Толковая Библия Лопухина.
  5. Чис. 5:11–28
  6. Ав. Зар. 44Ав. Зар. 44

Ссылки

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ИСХОД КНИГА в ЭЕЭ

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация