Шемот (Исход), библейская книга

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Raphael (Обсуждение | вклад)
м (Библейская критика)
 
(4 промежуточные версии не показаны)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье\ЭЕЭ
+
#redirect [[:ej:Шемот (Исход), библейская книга]]
-
| ТИП СТАТЬИ  = 1
+
-
| АВТОР1  =
+
-
| АВТОР2 =
+
-
| АВТОР3 =
+
-
| СУПЕРВАЙЗЕР =
+
-
| ПРОЕКТ =
+
-
| ПОДТЕМА =
+
-
| КАЧЕСТВО  =
+
-
| УРОВЕНЬ  =
+
-
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =
+
-
| ВИКИПЕДИЯ =
+
-
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
+
-
}} 
+
-
{{другое значение|Это статья о второй книге [[Пятикнижие|Пятикнижия]]. Об Исходе из Египта см. статью [[Исход]].}}
+
-
{{Издание
+
-
| Название          = Исхо́д
+
-
| Оригинал названия = שְׁמוֹת (Шмот ''— «Имена»)'
+
-
| Изображение      =Rembrandt_Harmensz._van_Rijn_079.jpg
+
-
| Ширина            = 200px
+
-
| Подпись          = Моше разбивает [[Скрижали Завета]]
+
-
| Автор            = [[Моше]]
+
-
| Жанр              = [[Священное Писание]]
+
-
| Язык              = [[иврит]]
+
-
| Серия            = [[ТаНаХ]] / [[Тора]]
+
-
| Выпуск            = около [[XIV в. до н. э.]]
+
-
| Предыдущая        = [[Книга Бытие|Бытие]]
+
-
| Следующая        = [[Книга Левит|Левит]]
+
-
}}
+
-
'''Книга Исхо́д''' ({{lang-he|שְׁמוֹת}}, '''''Шмот''''' — «Имена»; {{lang-la|Exodus}}; {{lang-grc|Ἔξοδος}}) — вторая книга [[Пятикнижие|Пятикнижия]] ([[Тора|Торы]]).  Книга описывает период времени от начала порабощения [[евреи|евреев]] в [[Древний Египет|Египте]] [[фараон]]ом, «''не знавшим Иосифа''» (1:8), до первого месяца второго года по [[Исход]]у их из Египта (40:17), всего около 130 лет<ref>Согласно традиционной точке зрения.</ref>. Состоит из сорока глав.
+
-
 
+
-
== Другие названия ==
+
-
В [[Талмуд]]е<ref>[[Сота]] 36б</ref> встречается название «''Хомеш шени''» (букв. `Вторая пятина`) или «''Сефер а-шени''» (`Вторая книга`)<ref>«Галахот гдолот», «Мишна Брура»</ref>. В средневековых источниках иногда называется «''Сефер йециат Мицраим''» (`Книга Исхода из Египта`).
+
-
 
+
-
Принятое в традиции русского и других языков название книги '''Исход''' восходит к греческому эксодос — первому слову ее названия в [[Септуагинта|Септуагинте]] — Исход сынов Израилевых из Египта.
+
-
 
+
-
== Содержание книги ==
+
-
=== Структура ===
+
-
Содержание книги Исход охватывает период от смерти [[Иосиф|Иосифа]] до воздвижения [[Скиния|скинии]] на втором году после [[Исход Из Египта|Исхода]] из Египта (согласно традиционному счету — 129 лет).
+
-
 
+
-
Заключённое в эти рамки, содержание книги Исход может быть разделено на три части:
+
-
# первая после краткого вступления (1:1-7), связывающего повествование Книги Исход с [[Книга Бытие|Книгой Бытие]], рассказывает об освобождении еврейского народа из египетского рабства (1:8 — 13:16)<ref>первая часть является парафразом стихов 8–27 главы 46 книги [[Бытие]] и повторением ее заключительного стиха (известие о кончине Иосифа), и служит таким образом связкой между обеими книгами и отправным пунктом для описания последующих событий.</ref>;
+
-
# вторая излагает историю путешествия евреев до горы Синай (13:17-18:27);
+
-
# третья повествует о заключении и обновлении Завета Бога с избранным народом (19:1-40:38) - эта часть связывает Шмот с началом книги Левит и вместе с тем кратко излагают описание знамений над скинией в книге Числа (9:15–23).
+
-
 
+
-
=== Рождение Моше (Моисея) (главы 1—4) ===
+
-
Евреи живут в Египете как рабы. Фараон приказывает убивать всех еврейских новорождённых мальчиков. Чтобы спасти Моисея, мать помещает его в корзину из тростника и отправляют по реке Нил. Дочь фараона его нашла и усыновила.
+
-
 
+
-
Моисей растёт среди египтян, но чувствует себя евреем. Убив однажды надсмотрщика над израильтянами-рабами, он вынужден бежать из Египта на Синайский полуостров, в землю Хорев. Там ему является небесный голос, который повелевает Моисею вернуться в Египет, чтобы вывести оттуда своих братьев из плена рабства и предать их служению открывшемуся ему Богу.
+
-
 
+
-
=== Десять казней египетских (главы 5—13) ===
+
-
{{main|Десять казней египетских}}
+
-
Вернувшись в Египет, Моше именем Бога требует у фараона [[Отпусти народ мой!|отпустить его народ]], демонстрируя чудеса, призванные убедить фараона и его приближённых в божественности его предназначения. Эти чудеса получили название 10 казней египетских из-за того, что каждое продемонстрированное Моше чудо сопровождалось бедствиями для египтян.
+
-
 
+
-
Последнее из этих чудес, с тех пор обозначаемое как [[Песах]] (Пасха) — казнь всех египетских первенцев и спасение первенцов израилевых, ознаменовало начало самого Исхода, евреи покидают свои дома и, следуя за Моше, направляются к северо-восточной границе Египта.
+
-
 
+
-
=== Переход через [[Красное море]] (главы 13—15) ===
+
-
{{main|Исход}}
+
-
[[Файл:Torah.jpg|thumb|Свиток Торы, открытый на книге Исход (15:1-19)]]
+
-
Вопль народа дошёл до слуха Господа, и Он послал ему избавителя в лице Моисея. Чудесно спасённый и воспитанный при дворе, [[Моше]], получив поручение освободить народ, повёл борьбу с гордыми фараонами; опираясь на постигшие страну бедствия ([[казни египетские]]), он вынудил фараона отпустить народ. Совершив установленную в воспоминание знаменательного события Пасху, народ, под предводительством Моисея, двинулся из Египта, захватив с собою массу всяких сокровищ, взятых у египтян. Так как прямой путь на северо-восток был преграждён сплошной стеной пограничных укреплений, то Моше повёл народ к юго-востоку, чтобы, обогнув западный залив Красного (Чермного ) моря, проникнуть в степи Синайского полуострова. Между тем фараон успел одуматься: не желая лишиться огромной даровой [[рабочая сила|рабочей силы]], он бросился в погоню за беглецами и настиг их у берега залива. Положение евреев было критическое, между ними готова была разразиться паника; но, по чудесному мановению жезла Моше, море расступилось перед ними и они успели перебраться на другую сторону, а когда египтяне бросились за ними, оно поглотило их в своих волнах. Народ торжественно отпраздновал это великое событие хвалебными песнями Богу и плясками. Затем евреи двинулись к Синаю, где дан был им закон и где совершилась полная религиозная и общественно-политическая реорганизация народа. После 40-летнего странствования в пустыне, евреи вступили в [[Ханаан]].
+
-
 
+
-
=== Синайское Откровение (главы 19—20) ===
+
-
{{main|Десять заповедей}}
+
-
Приблизительно через пятьдесят дней после того, как евреи покинули Египет были даны предписания, десять основных законов, которые, согласно библейскому тексту, были даны самим Богом Моисею на горе Синай в виде каменных таблиц — [[Скрижали Завета|Скрижалей Завета]].
+
-
 
+
-
Вариант, содержащийся в книге Исход, был на первых, разбитых [[Скрижали Завета|скрижалях]], а вариант [[Второзаконие|Второзакония]] — на вторых. Синай стоял в огне, окутанный густым дымом, земля дрожала, гремел гром, блестела молния, и в шуме разбушевавшейся стихии, покрывая его, раздавался голос Божий, произносивший заповеди.
+
-
=== Законы (главы 21—24) ===
+
-
Обширный свод гражданских и уголовных законов, социально-этических наставлений и культовых предписаний, завершающийся обещанием благословения за их соблюдение (главы 21–23), традиция рассматривает как продолжение Десяти заповедей. Этот свод, по-видимому, и образует «Книгу Завета» (условно именуемую исследователями Библии «Большой книгой Завета» в отличие от текста 34:11–26), которую, согласно 24:7, Моше записал и прочитал народу при церемонии заключения Завета, что подробно описано в главе 24.
+
-
 
+
-
=== Приказ о построении скинии (главы 25—29) ===
+
-
Главы 25–31 посвящены детальным указаниям о строительстве [[Скиния|скинии]], изготовлении ее утвари, священнических одеяний, заготовке елея помазания и [[фимиам]]а воскурения, описанию порядка отправления культа в святилище и посвящения [[Аарон]]а и его сыновей в сан священнослужителей.
+
-
 
+
-
=== Грех золотого тельца (главы 32—34) ===
+
-
{{main|Золотой телец}}
+
-
В конце главы 31 повторено предписание о соблюдении субботы, а сообщение о вручении Богом Моше двух [[Скрижали Завета|Скрижалей Завета]] служит переходом к последующему повествованию в главах 32–34, где описываются создание золотого тельца и поклонение ему; гнев Моше, разбивающего скрижали (что означает расторжение союза с Богом); измельчение золотого тельца в прах, который Моше приказывает рассыпать по воде и дать пить народу (что, в соответствии с предписанием о блудной жене<ref>Чис. 5:11–28</ref>, истолковано в Талмуде как испытание, обличающее провинившихся<ref>Ав. Зар. 44Ав. Зар. 44</ref>); умерщвление по приказу Моше около трех тысяч нечестивцев сыновьями колена [[Леви]]; отвращение мольбами Моше гнева Бога и Его угрозы истребить провинившийся народ; повторное восхождение Моше на гору Синай, где он опять проводит «сорок дней и сорок ночей», изготовляя новую пару скрижалей и записывая условия возобновленного Завета, содержание которого (главным образом части, изложенной в главе 23) повторяется в несколько видоизмененной форме в 34:11–26 (так называемая «Малая книга Завета»).
+
-
 
+
-
=== Построениие скинии ===
+
-
Главы 35–40 книги Исход открываются предписанием о соблюдении субботы (повторены в книге шесть раз), за которым следует описание воздвижения скинии, изготовления ее утвари, священнических одеяний и прочих принадлежностей культа, освящения святилища и покрытия его славой Господней, видимый знак которой — облако днем и пламя ночью.
+
-
 
+
-
== Деление книги на [[недельная глава|недельные разделы]] ==
+
-
# [[Шмот (недельный раздел)|Шмот]] (1:1-6:1)
+
-
# [[Ваэра]] (6:2-9:35)
+
-
# [[Бо]] (10:1-13:16)
+
-
# [[Бешалах]] (13:17-17:16)
+
-
# [[Итро]] (18:1-20:26)
+
-
# [[Мишпатим]] (21:1-24:18)
+
-
# [[Трума]] (25:1-27:19)
+
-
# [[Тецавэ]] (27:20-30:10)
+
-
# [[Тиса]] (30:11-34:35)
+
-
# [[Ваякhель]] (35:1-38:20)
+
-
# [[Пкудей]] (38:21-40:38)
+
-
== Книга Шмот как литературное произведение ==
+
-
Литературные особенности книги Исход ставят ее в ряд произведений эпического жанра, в которых сказания о полулегендарных событиях спаяны и преображены ведущей идеей. Форма книги Исход как эпоса приобрела законченность еще до ее письменной фиксации. Этот эпос грандиозен по масштабам и величию мысли. Его главный герой — сам Бог. В эпос включены древнейшие гимны, поэтической вершиной которых является [[Шират hа-Ям]].
+
-
 
+
-
== Происхождение книги ==
+
-
=== Авторство книги ===
+
-
Автором книги Исход, как видно из её содержания, является Моше. Так, после победы над амаликитянами он получает от Господа повеление записать это событие: {{ВЗ2|напиши сие для памяти в книгу|Исх|17:14}}. Подобное же повеление дано было Моше после восстановления нарушенного Израилем завета: {{ВЗ2|И сказал Господь Моше: напиши себе слова сии|Исх|34:27}}. Равным образом перед торжественным заключением Завета после Синайского законодательства Моше, пересказав народу все слова Господни и все законы, {{ВЗ2|написал Моше все слова Господни|Исх|24:4}}.
+
-
 
+
-
=== Библейская критика ===
+
-
В противоположность этим свидетельствам отрицательная критика отвергает традиционную версию происхождения книги Исход, дробит её содержание на несколько частей, относя происхождение каждой из них к разному времени.
+
-
 
+
-
Частые повторения (особенно заметные в культовых предписаниях), некоторые несоответствия и непоследовательность изложения, концептуальные расхождения и лингвистические особенности указывают на разнородность источников как повествовательного, так и законодательного материала.
+
-
 
+
-
По мнению некоторых исследователей (в частности С. Р. Драйвера), примерно половина глав книги Исход включает одновременно материалы из двух или трех основных источников библейского текста — Яхвистского, Элохистского и Священнического (J, E, P соответственно), тогда как вторая половина восходит к одному из источников — J, E или Р. В некоторых деталях обнаруживается влияние египетских и месопотамских культур (например, в имени Моше, в рассказе о том, как он был спрятан в зарослях тростника, в некоторых законодательных частях, созвучных кодексу [[Хаммурапи]]). Включение в книгу Исход многих культовых предписаний, по сути не относящихся к событию Исхода, явно диктовалось стремлением придать им в ритуальной обрядности народа то же великое значение, каким в национальном сознании стало само избавление народа от рабства.
+
-
 
+
-
По словам одного из представителей «гипотезы записей» — Эвальда, древнейшей частью Исхода является песнь Моше (15:1-18); лет через 100 после Моше была кем-то написана «жизнь Моше»; в последние годы Судей появилась «книга завета» (Исх 20-23 гл.), при Соломоне «книга начал», в которую входит большая часть содержания книги Исход; окончательная же редакция её падает на время Иоафама, современника пророка Исайи.
+
-
 
+
-
Схожих взглядов придерживались Рейсс («книга завета» относится ко времени Иосафата), Делич (большая часть Исхода появилась пред пленом вавилонским) и др.
+
-
 
+
-
=== Опровержение критики ===
+
-
Тем не менее, мнение о разновременном происхождении содержания книги Исход ничем не обосновано. Множество деталей без сомнений подтверждают тот факт, что автор книги — современник и очевидец описываемых событий. Так, предполагаемое книгой Исход состояние Египта является именно таким, каким оно оказывается и по современным эпохе Моисея египетским памятникам, совершенно отличным от позднейшего положения хотя бы, например, при Соломоне.
+
-
* В частности, упоминание о некоторых египетских городах — Плиополисе, Рамсесе, Питоме (I) и Этаме (13:20), без указания на их положение, предполагает знакомство с ними читателя и самого автора.
+
-
* Равным образом только очевидец событий мог сообщать такие точные сведения о времени их совершения, как трёхдневное путешествие по пустыне Сур от Красного моря до Мары (15:22); прибытие в пустыню Цин на 15-й день второго месяца по выходе из Египта (16:1); дарование на следующий день манны; расположение станом у подножия Синая в первый день третьего месяца по Исходу из Египта (19:1); явление Славы Божией на третий день по сошествии Моисея с Синая (19:16) и т. п.
+
-
* Как современник устройства Скинии в пустыне, Моисей отмечает, что её деревянные части были сделаны из дерева «''шиттим''» (аравийской акации), но не из другого какого-либо материала, например, дуба или кедра, что было бы уместно в устах позднейшего писателя — жителя Израиля; упоминает о неизвестной другим ветхозаветным писателям коже «''тахаш''», из которой было сделано одно из покрывал скинии и т. п.
+
-
* Наконец, предваряющее изложение некоторых законов замечание: «когда введёт тебя Господь Бог твой в землю хананеев, хеттеев, аморреев, евеев» (13:5; 23:23 и д.; 34:11 и д.) не оставляет никакого сомнения в том, что книга Исход написана в пустыне, перед вступлением евреев в Ханаан.
+
-
 
+
-
=== Время и место написания книги ===
+
-
Насколько можно судить по вышеприведенным местам книги Исход (17:14; 24:4; 34:27), она написана не в одно время, а по мере того, как Моисей получал от Бога различные законы. Окончательная же редакция книги падает на конец сорокалетнего странствования по пустыне — на время пребывания евреев у Иордана: {{ВЗ2|Сыны Израилевы ели манну сорок лет, доколе не пришли в землю обитаемую; манну ели они, доколе не пришли к пределам земли Ханаанской|Исх|16:35}}.
+
-
 
+
-
== Литература ==
+
-
* [http://www.bible.in.ua/underl/Lop/index.htm Толковая Библия Лопухина.]
+
-
* [http://shchedrovitskiy.ru/books.php?id=1&cid=5593 Введение в Ветхий Завет. Пятикнижие Моисеево. Книга Исход]
+
-
 
+
-
== Сноски и источники ==
+
-
<references />
+
-
 
+
-
== Ссылки ==
+
-
{{Навигация
+
-
|Портал =
+
-
|Викисловарь =
+
-
|Викиучебник =
+
-
|Викицитатник =
+
-
|Викитека = Исход
+
-
|Викивиды =
+
-
|Викиновости =
+
-
|Викисклад = Category:Exodus
+
-
|Метавики =
+
-
}}
+
-
 
+
-
* [http://www.machanaim.org/tanach/_snch-ow/csob_pr.htm Книга Шмот]. Предисловие к изданию Сончино.
+
-
* [http://www.krotov.info/library/bible/comm/02_ish.html Книга Исход] в «Библиологическом словаре» Александра Меня.
+
-
{{ElevenCopyRight|11872|ИСХОД КНИГА}}
+
-
{{Книги ТаНаХа}}
+
-
 
+
-
[[Категория:Книги ТаНаХа]]
+
-
[[Категория:Пятикнижие]]
+
-
[[Категория:Книги по алфавиту]]
+
-
 
+
-
<!-- [[af:Eksodus]]
+
-
[[an:Ecsodo]]
+
-
[[ar:سفر الخروج]]
+
-
[[arz:سفر الخروج]]
+
-
[[ast:Éxodu]]
+
-
[[bg:Изход (Библия)]]
+
-
[[ca:Èxode]]
+
-
[[cs:Exodus]]
+
-
[[cy:Llyfr Exodus]]
+
-
[[da:Anden Mosebog]]
+
-
[[de:2. Buch Mose]]
+
-
[[el:Έξοδος (βιβλίο)]]
+
-
[[en:Book of Exodus]]
+
-
[[eo:Eliro]]
+
-
[[es:Éxodo]]
+
-
[[et:Teine Moosese raamat]]
+
-
[[eu:Irteera (Biblia)]]
+
-
[[fa:سفر خروج]]
+
-
[[fi:Toinen Mooseksen kirja]]
+
-
[[fr:Exode]]
+
-
[[fur:Libri di Esodi]]
+
-
[[ga:Eaxodus]]
+
-
[[gd:Ecsodus]]
+
-
[[gl:Éxodo]]
+
-
[[hak:Chhut-âi-khi̍p-ki]]
+
-
[[he:שמות]]
+
-
[[hr:Knjiga Izlaska]]
+
-
[[hsb:Eksodus]]
+
-
[[hu:Mózes második könyve]]
+
-
[[id:Kitab Keluaran]]
+
-
[[it:Libro dell'Esodo]]
+
-
[[ja:出エジプト記]]
+
-
[[jv:Pangentasan]]
+
-
[[ko:출애굽기]]
+
-
[[la:Liber Exodus]]
+
-
[[li:Exodus]]
+
-
[[lt:Išėjimo knyga]]
+
-
[[ml:പുറപ്പാട്]]
+
-
[[ms:Kitab Keluaran]]
+
-
[[ng:Eksodus]]
+
-
[[nl:Exodus (boek)]]
+
-
[[nn:Andre mosebok]]
+
-
[[no:Andre Mosebok]]
+
-
[[pl:Księga Wyjścia]]
+
-
[[pt:Livro do Êxodo]]
+
-
[[ro:Cartea Exodului]]
+
-
[[scn:Èsudu]]
+
-
[[sh:Knjiga Izlaska]]
+
-
[[simple:Exodus]]
+
-
[[sk:Exodus (Biblia)]]
+
-
[[sl:2. Mojzesova knjiga]]
+
-
[[sn:Eksodo]]
+
-
[[sr:Друга књига Мојсијева]]
+
-
[[sv:Andra Moseboken]]
+
-
[[sw:Kutoka (Biblia)]]
+
-
[[th:พระธรรมอพยพ]]
+
-
[[tl:Aklat ng Exodo]]
+
-
[[tr:Çıkış (Tevrat)]]
+
-
[[tum:Exodus]]
+
-
[[ug:ئېكسودۇس]]
+
-
[[uk:Книга Вихід]]
+
-
[[vi:Sách Xuất hành]]
+
-
[[yi:ספר שמות]]
+
-
[[yo:Ìwé Eksodu]]
+
-
[[zh:出埃及记]]
+
-
[[zh-min-nan:Chhut-Ai-ki̍p-kì]]
+
-
[[zh-yue:出埃及記]] -->{{WikiCopyRight}}
+

Текущая версия на 01:37, 31 мая 2013

  1. redirect ej:Шемот (Исход), библейская книга
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация