Шмуэль (Самуил), библейская книга

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Add notice: From Wiki)
Gorozmey (Обсуждение | вклад)
(Тематика книги и ее структура)
 
(22 промежуточные версии не показаны)
Строка 1: Строка 1:
-
{{IsFromWiki}}
+
{{Остатье\ЭЕЭ|ТИП СТАТЬИ=2
-
 
+
|СУПЕРВАЙЗЕР=2
 +
|УРОВЕНЬ=1
 +
|КАЧЕСТВО=
 +
|АВТОР1=
 +
|АВТОР2=
 +
|АВТОР3=
 +
|ВИКИПЕДИЯ=
 +
|ПРОЕКТ=
 +
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
 +
|ПОДТЕМА=
 +
|ДАТА СОЗДАНИЯ=31/10/2010
 +
}}
   
   
 +
'''Книга Шмуэля (Самуила)''' ({{lang-he|סֵפֶר שְׁמוּאֵל}}, ''Сефер Шемуэль''), восьмая книга еврейской Библии ([[ТаНаХ]]а) и третья в её разделе "[[Невиим]]" (Пророки). Изначально единая книга, в [[Септуагинта|Септуагинте]] и в [[Вульгата|Вульгате]] она была разделена на две книги, получившие название I и II (из четырёх) [[Книга Царств|книг Царств]]. Первая книга описывает события до смерти царя [[Шауль (царь)|Шауля]], вторая начинается с реакции Давида на эту смерть. В еврейских рукописях Библии текст рассматривался как единая книга, и лишь с появлением печатной Библии в XV в. деление на I и II книгу Самуила вошло в еврейскую традицию.
-
'''Кни́ги Ца́рств''' — четыре исторических книги [[Ветхий Завет|Ветхого Завета]] в [[Септуагинта|Септуагинте]] и в православном каноне.
+
Название книги в еврейском каноне не предполагает авторство [[Самуил|Самуила]], а очевидно дано потому, что Самуил — первая значительная личность, появляющаяся в повествовании.
-
Четыре книги Царств православного канона в еврейском кодексе священных книг ([[Танах]]е) составляют только две книги.
+
Книга Шмуэля является историографической книгой, описывающей события начиная с рождения пророка Шмуэля до избрания царем [[Давид (царь)|Давидом]] места для будущего [[Храм]]а.  
-
# Одна из них, в состав которой входят [[Первая книга Царств|первая]] и [[Вторая книга Царств|вторая]] книги Царств, называется «[[книга Самуила]]» (или «''Шмуэль''»), потому что здесь средоточием рассказа служит [[Самуил (пророк)|пророк Самуил]], при посредстве которого совершилась перемена правления в народе Божием и который помазал на царство двух первых царей — [[Саул|Саула]] и [[Давид (царь)|Давида]].
+
-
# Другая книга, в состав которой входят [[Третья книга Царств|третья]] и [[Четвёртая книга Царств|четвёртая]] книги, называется «[[книга Царей]]» (или «''Мелахим''» — Цари).
+
-
Деление на четыре книги явилось прежде всего у александрийских переводчиков; впрочем, [[православие|православная церковь]] в каноническом счислении книг удержала древнее еврейское деление на две книги. В греческой Библии ([[Септуагинта|Септуагинте]]) все четыре книги носят общее название «Βασιλέιωι», то есть «книги Царств», потому что в первой и второй книгах изображаются события непосредственно-божественного ([[теократия|теократического]]) царства, какое свойственно было народу Божиему, и царства человеческого, какого возжелал Израиль по примеру языческих народов, а в третьей и четвёртой изображается судьба царств Иудейского и Израильского.
+
По свидетельству иудейского предания (Вавилонский Талмуд, Бава батра 14б-15а) и первой книги [[Паралипоменон]], авторами книги Шмуэля были пророки Шмуэль (24 главы), [[Натан (пророк)|Натан]] и [[Гад (пророк)|Гад]],  
-
Авторами книг Царств считаются [[пророк]]и, которые преемственно записывали события своего времени. Так, например, по свидетельству иудейского предания и первой книги [[Паралипоменон]], авторами 1 и 2 книги Царств были пророки [[Самуил]] (24 главы), [[Нафан (пророк)|Нафан]] и [[Гад (пророк)|Гад]], а третьей и четвёртой — [[Ахия (пророк)|Ахия Силомлянин]] ({{Библия|3Цар|11:29}}), [[Адда]] и [[Исаия]] ({{Библия|2Пар|30:11}}, {{Библия2|2Пар|33:32}} и др.). Вероятно, 3 и 4 книги Царств приведены в настоящий вид и состав писателем времён [[Вавилонский плен|Вавилонского плена]], как полагают — [[Ездра|Ездрою]], который пользовался «Историей Соломона» ({{Библия|3Цар|11:41}}), «Летописью царей иудейских» и «Летописью царей Израильских» (см. {{Библия|3Цар|14:19|, 29}}; {{Библия2|3Цар|15:7}}; {{Библия2|3Цар|16:5|16:5, 14}}; {{Библия|4Цар|1:18}}; {{Библия2|4Цар|8:23}}; {{Библия2|4Цар|10:34}} и др.). Летописи эти не следует смешивать с государственными актами и официальными записями, которые велись придворными чиновниками в [[Иудейское царство|Иудейском царстве]] (см. {{Библия|3Цар|4:3}}; {{Библия|4Цар|18:18|, 37}}), но едва ли существовали в [[Израильское царство|Израильском]].
+
Общей тенденцией книг Шмуэля и Царей ([[Мелахим]]) было изображение политического состояния (благополучного или несчастного) еврейского народа в связи с религиозно-нравственной его жизнью или состояния веры. В частности, авторы книги Шмуэля подробным изложением событий из жизни Шмуэля и Давида хотели отобразить возможно точный образ еврейского пророка в лице Шмуэля, а царя в лице Давида.  
-
Чиновники от правительства не могли так строго критически и грозно обличительно относиться к деятельности царей, как это делают составители «летописей», послуживших основанием 3 и 4 книг Царств. Есть мнение, основанное на иудейском предании, по которому 3 и 4 книги Царств составлены пророком [[Иеремия (пророк)|Иеремией]], но этого мнения принять нельзя: третья и четвёртая книги Царств составлены во второй период [[Вавилонское пленение|Вавилонского пленения]] (см. {{Библия|4Цар|25:27}} и сл.) и в земле пленения, между тем как пророк Иеремия последние годы своей жизни провёл не в [[Вавилон]]е, а в [[Древний Египет|Египте]]. Книги Царств охватывают около 600 лет жизни еврейского народа, от рождения [[Самуил (пророк)|пророка Самуила]] до освобождения [[Иехония|Иехонии]] из темницы в 37-м году по переселении его в [[Вавилон]] (ок. [[1170 до н. э.|1170]]—[[567 до н. э.]]).
 
-
Книга первая, начиная историю еврейского народа от рождения [[Самуил]]а, доводит её до смерти царя [[Саул]]а — 110 лет; вторая описывает царствование [[Давид]]а — 40 лет: третья излагает историю от [[Соломон]]а до [[Иосафат (в Библии)|Иосафат]]а — 120 лет, четвёртая — от смерти [[Ахав]]а до плена вавилонского — около 335 лет.
+
== Тематика книги и ее структура ==
-
Общей целью написания всех книг Царств можно предположить изображение политического состояния (благополучного или несчастного) еврейского народа в связи с религиозно-нравственной его жизнью или состояния веры при царях. В частности, авторы 1 и 2 книги Царств подробным изложением событий из жизни Самуила и Давида хотели отобразить возможно точный образ еврейского пророка — в лице Самуила, а царя — в лице Давида. Цель составителей 3 и 4 книги Царств заключается в том, чтобы представить картину постепенного упадка царств иудейского и израильского в связи с причинами этого явления — презрением к слову пророческому и в особенности [[идолопоклонство]]м.
+
Основная тема книги Самуила — становление Израильского царства: биография Самуила до истории [[Саул|Саула]] (I Сам. 1–7); Самуил и Саул (I Сам. 8–15); Саул и [[Давид]] (I Сам. 16–31); приход Давида к власти (II Сам. 1–8); продолжение истории Давида (II Сам. 9–20); дополнения к рассказу о правлении Давида (II Сам. 21–24; однако продолжение истории Давида, его старости и воцарения [[Соломон|Соломона]] входит уже во II книгу Царей, главы 1–3).  
-
== Литература ==
+
Главная цель книги Самуила — попытка критического осмысления событий, связанных со становлением монархии как института национально-религиозного значения. Этот подход виден в построении повествования, ставящего ряд исторических вопросов, и прежде всего — было ли установление царской власти Божьим даром или богоотступничеством (I Сам. 8).
-
# {{книга
+
-
| автор = Епископ Михаил
+
-
| год = 1899
+
-
| заглавие = Исторические книги Ветхого Завета
+
-
| место = Тула
+
-
}}
+
-
# {{книга
+
-
| автор = Афанасьев Д.
+
-
| год = 1896
+
-
| заглавие = Руководство по предмету Свящ. Писания. Книги исторические Св. Писания Ветхого Завета. 4-е изд.
+
-
| место = Ставрополь
+
-
}}
+
-
== Ссылки ==
+
Книга Самуила не принадлежит перу одного автора, хотя несомненно, что впоследствии текст подвергся редактуре. Она включает разнообразные элементы как с жанровой, так и с содержательной точки зрения. Большая часть текста составлена из повествований, связанных содержательно (единство места и времени) и стилистически (диалоги, повтор формул, рамочное построение и т. п.).
-
* [http://www.agape-biblia.org/Agapbibl.htm Библия, Ветхий Завет]
+
 +
Книга содержит поэтические фрагменты, представляющие собой речь персонажей (I Сам. 2:1–10; 15:22,23; II Сам. 1:17–27; 3:33,34; 20:1; 22:1–51; 23:1–7). Некоторые из этих поэтических фрагментов встречаются и в других книгах Библии (II Сам. 20:1 – в I Ц. 12:16; II Сам. 22 – в Пс. 18 [в русской традиции 17]), поэтому возникает вопрос, принадлежат ли поэтические тексты той же эпохе, что и основное повествование книги.
-
{{Книги Ветхого Завета}}
+
В книге Самуила часто встречаются пророчества и Божественные наставления (I Сам. 2:27–36; 3:11–14; 6:3–9; 8:7–18; 9:15,16; 10:17–19; 12:6–17, 20–25; 15:10,11; 17:45–47; II Сам. 7:3–16; 12:7–14; 21:1; 24:11–13). В большинстве случаев такие отрывки образуют часть повествования, однако иногда представляют собой самостоятельные литературные композиции (например, II Сам. 7).
-
{{ЭСБЕ}}{{M1}}
+
В книге содержится материал, источником которого служили царские архивы, — например, списки сановников Давида (II Сам. 20:23–26), имена его жен и сыновей (II Сам. 3:2–5), перечни его войн и завоеваний (II Сам. 8). Обычно этот материал стилистически подчинен повествовательным частям или сам включает повествовательные детали (I Сам. 13:1–3; 30:26–31; II Сам. 2:8–11; 5:4–5,9,17–25; 8:1–14; 12:26–31; 23:8–19; 24:5–9). Реже архивный материал образует самостоятельный текст (I Сам. 7:13–17; 14:47–52; II Сам. 3:2–5; 5:13–16; 8:15–18; 20:23–26; 21:15–22; 23:20–39).
-
[[Категория:Книги Ветхого Завета]]
+
В книге Самуила встречаются и другие жанровые элементы — молитва (II Сам. 7:18–29), мотивы притчи (II Сам. 12:1–6; 14:4–17), пословицы и поговорки (I Сам. 10:12; 18:7; 19:24 и в других местах). Основным методом составителя, очевидно, была компоновка материала в более или менее хронологическом порядке, что часто требовало членения используемых источников и перегруппировки их частей в соответствии с логикой и хронологией.
-
[[Категория:Книги по алфавиту]]
+
-
[[an:I Samuel]]
+
Большинство исследователей придерживается мнения, что источники, использованные при составлении книги Самуила книги, включали сказания о детстве Самуила, повествование о [[Ковчег Завета|Ковчеге Завета]], о становлении монархии — о событиях в [[Мицпа|Мицпе]], [[Рама|Раме]] и [[Гилгал|Гилгале]], рассказы о Давиде, историю событий при его дворе, а также дворцовые архивы, пророчества, стихотворные композиции (например, плач Давида о Сауле и [[Ионатан|Ионатане]], II Сам. 1:19–27).
-
[[cs:1. kniha Samuelova]]
+
-
[[da:Første Samuelsbog]]
+
-
[[de:1. Buch Samuel]]
+
-
[[el:Α' Βασιλειών]]
+
-
[[eo:1-a libro de Samuel]]
+
-
[[es:I Samuel]]
+
-
[[fi:Ensimmäinen Samuelin kirja]]
+
-
[[fr:Premier livre de Samuel]]
+
-
[[gd:1 Samuel]]
+
-
[[gl:I Samuel]]
+
-
[[hr:Prva knjiga o Samuelu]]
+
-
[[id:Kitab 1 Samuel]]
+
-
[[jv:I Samuel]]
+
-
[[la:Liber I Samuelis]]
+
-
[[pl:1 Księga Samuela]]
+
-
[[pt:I Samuel]]
+
-
[[scn:1 Samueli]]
+
-
[[sh:Prva knjiga o Samuelu]]
+
-
[[sm:O le tusi muamua Samuelu]]
+
-
[[sv:Första Samuelsboken]]
+
-
[[sw:Samueli I]]
+
 +
== Жизнь Шмуэля ==
-
{{WikiCopyRight}}
+
[[Файл:Paris psaulter gr139 fol3v.jpg|thumb|250px|Самуил помазывает Давида на царство ([[Парижская псалтырь]])]]
 +
'''Самуи́л''' ({{lang-he|שְׁמוּאֵל}}, ''Шмуэ́ль'', «услышанный Господом») — [[библейские пророки|библейский пророк]], последний и знаменитейший из [[судьи израильские|судей израильских]] ([[XI век до н. э.]]). Шмуэль воспитывался при [[Скиния|Скинии]] в самое тяжёлое и смутное время в жизни израильтян. Он явился преобразователем своего народа. При слабом [[первосвященник]]е и Судье [[Эли (священник)|Эли]] религиозная и государственная жизнь пала до крайности; народу пришлось перенести поражение со стороны [[филистимляне|филистимлян]], которые в результате захватили величайшую святыню — [[Ковчег Завета]].
 +
 
 +
 
 +
=== История о рождении Шмуэля ===
 +
 
 +
Шмуэль был сыном [[Элканa|Элканы]] и [[Ханнa|Ханны]] из [[Раматаим-Цофим]] в уделе колена [[Эфраим]]. История о рождении Шмуэля содержит характерный библейский мотив о чудесном рождении от страдавшей длительным бесплодием матери (ср. Сарра, Ревекка, Рахиль, Самсон). Многие годы Ханна в святилище в Шило молила Бога дать ей сына, обещая, что посвятит его служению Богу, «и бритва не коснется головы его» (I Сам. 1:1–11; см. Назорей). Бог услышал молитву, и Ханна родила сына, которого она нарекла Шмуэль (`имя Божье`; по другому толкованию — `услышал Бог`), «ибо, от Господа я испросила его» (I Сам. 1:20). Когда ребенок подрос, Ханна привела его в Шило и передала священнику Эли, сказав: «И я отдаю его Господу на все дни жизни его — служить Господу» (I Сам. 1:28). Однажды Самуилу было видение, в котором Бог предрек кару нечестивым сыновьям Эли (I Сам. 3:11–14), и с этого времени началась деятельность Шмуэля как «пророка Яхве» (I Сам. 3:20).
 +
 
 +
=== Шмуэль - пророк ===
 +
 
 +
Созвав народ в [[Мицпа|Мицпе]] на торжественное покаяние, Шмуэль настолько поднял его дух, что филистимское [[иго]] было свергнуто; началось всеобщее и быстрое возрождение, которому особенно много содействовали основанные Шмуэлем «пророческие сонмы» или «пророческие школы» — своего рода религиозно-нравственные братства или общества, имевшие задачей пробуждать в народе дух патриотизма и распространять просвещение.
 +
 
 +
[[Файл:Louvre rosa apparition.jpg|thumb|left|[[Сальватор Роза]], ''[[Аэндорская волшебница]] вызывает дух Самуила'', [[Лувр]]]]
 +
 
 +
=== Шмуэль - судья ===
 +
 
 +
О Шмуэле также говорится, что он был «судьей» (I Сам. 7), то есть, во-первых, избавителем израильтян во время сражения с филистимлянами, во-вторых, арбитром на всей территории между городами [[Бет-Эль]], [[Гилгал]], [[Мицпе]] и [[Рама]] (I Сам. 7:16–17). Шмуэль мудро правил народом в качестве судьи до преклонных лет и высоко поднял его благосостояние.
 +
 
 +
Шмуэль имел двух сыновей, [[Иоэля]] и [[Авию]], которых, состарившись, он поставил судьями над Израилем, и они судили в [[Беер-Шевe]] (I Сам. 8:2; ср. I Хр. 6:18). Возможно, Шмуэль намеревался сделать их своими наследниками, что было бы характерным для царской власти.
 +
 
 +
=== Помазание Шауля на царство ===
 +
 
 +
Bследствие взяточничества и искажения правосудия сыновьями Шмуэля, старейшины Израиля обратились к Шмуэлю с жалобой и попросили поставить над ними царя, чтобы «он судил нас, как у прочих народов» (I Сам. 8:5).
 +
Шмуэль предостерегал народ от опасностей [[деспотизм]]а, обычного при царском режиме на Востоке; но народ, утомлённый безначалием, готов был идти навстречу даже и этим опасностям, только бы иметь твёрдую власть, и отвечал Шмуэлю: «нет, пусть царь будет над нами, и мы будем как прочие народы; будет судить нас царь наш, и ходить пред нами, и вести наши войны» ({{Библия|1Цар|8:19|-20}}).
 +
Трудно с определенностью сказать, каково было отношение Шмуэля к этой просьбе народа, так как в Библии содержатся две различные версии событий: согласно одной, установление царской власти отвечало требованиям времени (I Сам. 9:1–10:16), а согласно другой, установление царства означало отвержение Бога как царя Израиля и закабаление народа (I Сам. 8:6–18).
 +
 
 +
Библия повествует, что по божественному повелению Шмуэль помазал Шауля, сына [[Киш]]а, на царство (I Сам. 10:1), а затем на собраниях в Мицпе и Гилгале провозгласил его царем всенародно.
 +
 
 +
Шмуэль установил права и обязанности царя, которые были тут же записаны (I Сам. 10:17–27; 11:14–15).
 +
 
 +
Однако, Шауль своими поступками принёс Шмуэлю множество огорчений. Позднее Шмуэль, по-видимому, попытался ограничить полномочия царя, отрицая его прерогативу отправлять культ Бога Израиля, которая должна оставаться в руках судьи-пророка. Именно здесь коренится причина разрыва между Шмуэлем и Шаулем (I Сам. 15).
 +
 
 +
[[Файл: 13682_L.jpg|thumb|250px|left|[[Самуил]] Помазание Давида на царство Самуилом (I Сам. 16:13). Иллюстрация из книги «Библейские образы». Гаага]]
 +
 
 +
После этого Шмуэль не пытался отменить царскую власть; так что тот вынужден был ещё при жизни Шауля тайно помазать на царство другого царя, [[Давид]]а, на которого ему указал Бог.
 +
 
 +
Руководство Шмуэля Израилем состояло преимущественно в посредничестве между Богом и Израилем. Отказ народа внять Шмуэлю был ударом по самому предназначению Шмуэля как посредника, готового выполнять повеления Бога в руководстве народом и возносить молитвы за народ во время его борьбы с врагом.
 +
 
 +
 
 +
=== Могила Шмуэля ===
 +
 
 +
Умер Шмуэль на 88 году от рождения и был погребён в Раме, оплакиваемый всем народом.
 +
 
 +
Могилой Шмуэля традиционно считается здание на холме [[Наби Самуэль]], возвышающийся близ въезда в [[Иерусалим]] по шоссе из [[Тель-Авив|Тель-Авива]].
 +
 
 +
Теодор Лектор утверждает, что византийский [[император Аркадий]] в 406 г. перевез кости Шмуэля в [[Константинополь]] и поместил их в специально воздвигнутой церкви.
 +
 
 +
В 10 в. арабский географ [[ал-Мукаддаси]] упоминает монастырь возле ан-Наби Самвил. Библейский город Рама был позднее неверно отождествлен с Рамлой, где была якобы найдена могила Шмуэля, при которой в 1013 г. существовала синагога караимов.
 +
 
 +
В 1173 г. Биньямин из Туделы писал, что крестоносцы перенесли останки Шмуэля из Рамлы в ан-Наби Самвил.
 +
 
 +
В 1157 г. к югу от холма была воздвигнута церковь, разрушенная в 1187 г. [[Салах ад-Дин]]ом.
 +
 
 +
В средние века могила служила местом массового паломничества евреев, собиравшихся здесь 28 ияра (см. Календарь), традиционно считающегося днем смерти Шмуэля.
 +
 
 +
Около 1730 г. турки закрыли пещеру и построили над ней мечеть, куда евреям вход был воспрещен.
 +
 
 +
Сегодня евреи снова посещают могилу.
 +
 
 +
Книга Самуила — исторический документ первостепенной важности для понимания событий, которые привели к становлению монархии. Она отражает разные религиозно-этические оценки этого института и попытки его осмысления религиозным мировоззрением.
 +
 
 +
 
 +
 
 +
{{ElevenCopyRight|13682|САМУИЛ}}
 +
 
 +
{{Книги ТаНаХа}}
 +
{{Библейские пророки|Письменные}}
 +
{{ЭСБЕ}}  {{M1}}
 +
 
 +
[[Категория:Книги ТаНаХа]]
 +
[[Категория:Книги по алфавиту]]
 +
[[Категория:Библейские персонажи]]

Текущая версия на 11:33, 4 апреля 2013

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман


Дата создания: 31/10/2010

Книга Шмуэля (Самуила) (ивр. סֵפֶר שְׁמוּאֵל‎, Сефер Шемуэль), восьмая книга еврейской Библии (ТаНаХа) и третья в её разделе "Невиим" (Пророки). Изначально единая книга, в Септуагинте и в Вульгате она была разделена на две книги, получившие название I и II (из четырёх) книг Царств. Первая книга описывает события до смерти царя Шауля, вторая начинается с реакции Давида на эту смерть. В еврейских рукописях Библии текст рассматривался как единая книга, и лишь с появлением печатной Библии в XV в. деление на I и II книгу Самуила вошло в еврейскую традицию.

Название книги в еврейском каноне не предполагает авторство Самуила, а очевидно дано потому, что Самуил — первая значительная личность, появляющаяся в повествовании.

Книга Шмуэля является историографической книгой, описывающей события начиная с рождения пророка Шмуэля до избрания царем Давидом места для будущего Храма.

По свидетельству иудейского предания (Вавилонский Талмуд, Бава батра 14б-15а) и первой книги Паралипоменон, авторами книги Шмуэля были пророки Шмуэль (24 главы), Натан и Гад,

Общей тенденцией книг Шмуэля и Царей (Мелахим) было изображение политического состояния (благополучного или несчастного) еврейского народа в связи с религиозно-нравственной его жизнью или состояния веры. В частности, авторы книги Шмуэля подробным изложением событий из жизни Шмуэля и Давида хотели отобразить возможно точный образ еврейского пророка в лице Шмуэля, а царя в лице Давида.


Содержание

Тематика книги и ее структура

Основная тема книги Самуила — становление Израильского царства: биография Самуила до истории Саула (I Сам. 1–7); Самуил и Саул (I Сам. 8–15); Саул и Давид (I Сам. 16–31); приход Давида к власти (II Сам. 1–8); продолжение истории Давида (II Сам. 9–20); дополнения к рассказу о правлении Давида (II Сам. 21–24; однако продолжение истории Давида, его старости и воцарения Соломона входит уже во II книгу Царей, главы 1–3).

Главная цель книги Самуила — попытка критического осмысления событий, связанных со становлением монархии как института национально-религиозного значения. Этот подход виден в построении повествования, ставящего ряд исторических вопросов, и прежде всего — было ли установление царской власти Божьим даром или богоотступничеством (I Сам. 8).

Книга Самуила не принадлежит перу одного автора, хотя несомненно, что впоследствии текст подвергся редактуре. Она включает разнообразные элементы как с жанровой, так и с содержательной точки зрения. Большая часть текста составлена из повествований, связанных содержательно (единство места и времени) и стилистически (диалоги, повтор формул, рамочное построение и т. п.).

Книга содержит поэтические фрагменты, представляющие собой речь персонажей (I Сам. 2:1–10; 15:22,23; II Сам. 1:17–27; 3:33,34; 20:1; 22:1–51; 23:1–7). Некоторые из этих поэтических фрагментов встречаются и в других книгах Библии (II Сам. 20:1 – в I Ц. 12:16; II Сам. 22 – в Пс. 18 [в русской традиции 17]), поэтому возникает вопрос, принадлежат ли поэтические тексты той же эпохе, что и основное повествование книги.

В книге Самуила часто встречаются пророчества и Божественные наставления (I Сам. 2:27–36; 3:11–14; 6:3–9; 8:7–18; 9:15,16; 10:17–19; 12:6–17, 20–25; 15:10,11; 17:45–47; II Сам. 7:3–16; 12:7–14; 21:1; 24:11–13). В большинстве случаев такие отрывки образуют часть повествования, однако иногда представляют собой самостоятельные литературные композиции (например, II Сам. 7).

В книге содержится материал, источником которого служили царские архивы, — например, списки сановников Давида (II Сам. 20:23–26), имена его жен и сыновей (II Сам. 3:2–5), перечни его войн и завоеваний (II Сам. 8). Обычно этот материал стилистически подчинен повествовательным частям или сам включает повествовательные детали (I Сам. 13:1–3; 30:26–31; II Сам. 2:8–11; 5:4–5,9,17–25; 8:1–14; 12:26–31; 23:8–19; 24:5–9). Реже архивный материал образует самостоятельный текст (I Сам. 7:13–17; 14:47–52; II Сам. 3:2–5; 5:13–16; 8:15–18; 20:23–26; 21:15–22; 23:20–39).

В книге Самуила встречаются и другие жанровые элементы — молитва (II Сам. 7:18–29), мотивы притчи (II Сам. 12:1–6; 14:4–17), пословицы и поговорки (I Сам. 10:12; 18:7; 19:24 и в других местах). Основным методом составителя, очевидно, была компоновка материала в более или менее хронологическом порядке, что часто требовало членения используемых источников и перегруппировки их частей в соответствии с логикой и хронологией.

Большинство исследователей придерживается мнения, что источники, использованные при составлении книги Самуила книги, включали сказания о детстве Самуила, повествование о Ковчеге Завета, о становлении монархии — о событиях в Мицпе, Раме и Гилгале, рассказы о Давиде, историю событий при его дворе, а также дворцовые архивы, пророчества, стихотворные композиции (например, плач Давида о Сауле и Ионатане, II Сам. 1:19–27).

Жизнь Шмуэля

Файл:Paris psaulter gr139 fol3v.jpg
Самуил помазывает Давида на царство (Парижская псалтырь)

Самуи́л (ивр. שְׁמוּאֵל‎, Шмуэ́ль, «услышанный Господом») — библейский пророк, последний и знаменитейший из судей израильских (XI век до н. э.). Шмуэль воспитывался при Скинии в самое тяжёлое и смутное время в жизни израильтян. Он явился преобразователем своего народа. При слабом первосвященнике и Судье Эли религиозная и государственная жизнь пала до крайности; народу пришлось перенести поражение со стороны филистимлян, которые в результате захватили величайшую святыню — Ковчег Завета.


История о рождении Шмуэля

Шмуэль был сыном Элканы и Ханны из Раматаим-Цофим в уделе колена Эфраим. История о рождении Шмуэля содержит характерный библейский мотив о чудесном рождении от страдавшей длительным бесплодием матери (ср. Сарра, Ревекка, Рахиль, Самсон). Многие годы Ханна в святилище в Шило молила Бога дать ей сына, обещая, что посвятит его служению Богу, «и бритва не коснется головы его» (I Сам. 1:1–11; см. Назорей). Бог услышал молитву, и Ханна родила сына, которого она нарекла Шмуэль (`имя Божье`; по другому толкованию — `услышал Бог`), «ибо, от Господа я испросила его» (I Сам. 1:20). Когда ребенок подрос, Ханна привела его в Шило и передала священнику Эли, сказав: «И я отдаю его Господу на все дни жизни его — служить Господу» (I Сам. 1:28). Однажды Самуилу было видение, в котором Бог предрек кару нечестивым сыновьям Эли (I Сам. 3:11–14), и с этого времени началась деятельность Шмуэля как «пророка Яхве» (I Сам. 3:20).

Шмуэль - пророк

Созвав народ в Мицпе на торжественное покаяние, Шмуэль настолько поднял его дух, что филистимское иго было свергнуто; началось всеобщее и быстрое возрождение, которому особенно много содействовали основанные Шмуэлем «пророческие сонмы» или «пророческие школы» — своего рода религиозно-нравственные братства или общества, имевшие задачей пробуждать в народе дух патриотизма и распространять просвещение.

Файл:Louvre rosa apparition.jpg
Сальватор Роза, Аэндорская волшебница вызывает дух Самуила, Лувр

Шмуэль - судья

О Шмуэле также говорится, что он был «судьей» (I Сам. 7), то есть, во-первых, избавителем израильтян во время сражения с филистимлянами, во-вторых, арбитром на всей территории между городами Бет-Эль, Гилгал, Мицпе и Рама (I Сам. 7:16–17). Шмуэль мудро правил народом в качестве судьи до преклонных лет и высоко поднял его благосостояние.

Шмуэль имел двух сыновей, Иоэля и Авию, которых, состарившись, он поставил судьями над Израилем, и они судили в Беер-Шевe (I Сам. 8:2; ср. I Хр. 6:18). Возможно, Шмуэль намеревался сделать их своими наследниками, что было бы характерным для царской власти.

Помазание Шауля на царство

Bследствие взяточничества и искажения правосудия сыновьями Шмуэля, старейшины Израиля обратились к Шмуэлю с жалобой и попросили поставить над ними царя, чтобы «он судил нас, как у прочих народов» (I Сам. 8:5). Шмуэль предостерегал народ от опасностей деспотизма, обычного при царском режиме на Востоке; но народ, утомлённый безначалием, готов был идти навстречу даже и этим опасностям, только бы иметь твёрдую власть, и отвечал Шмуэлю: «нет, пусть царь будет над нами, и мы будем как прочие народы; будет судить нас царь наш, и ходить пред нами, и вести наши войны» (1Цар.8:19-20). Трудно с определенностью сказать, каково было отношение Шмуэля к этой просьбе народа, так как в Библии содержатся две различные версии событий: согласно одной, установление царской власти отвечало требованиям времени (I Сам. 9:1–10:16), а согласно другой, установление царства означало отвержение Бога как царя Израиля и закабаление народа (I Сам. 8:6–18).

Библия повествует, что по божественному повелению Шмуэль помазал Шауля, сына Киша, на царство (I Сам. 10:1), а затем на собраниях в Мицпе и Гилгале провозгласил его царем всенародно.

Шмуэль установил права и обязанности царя, которые были тут же записаны (I Сам. 10:17–27; 11:14–15).

Однако, Шауль своими поступками принёс Шмуэлю множество огорчений. Позднее Шмуэль, по-видимому, попытался ограничить полномочия царя, отрицая его прерогативу отправлять культ Бога Израиля, которая должна оставаться в руках судьи-пророка. Именно здесь коренится причина разрыва между Шмуэлем и Шаулем (I Сам. 15).

Самуил Помазание Давида на царство Самуилом (I Сам. 16:13). Иллюстрация из книги «Библейские образы». Гаага

После этого Шмуэль не пытался отменить царскую власть; так что тот вынужден был ещё при жизни Шауля тайно помазать на царство другого царя, Давида, на которого ему указал Бог.

Руководство Шмуэля Израилем состояло преимущественно в посредничестве между Богом и Израилем. Отказ народа внять Шмуэлю был ударом по самому предназначению Шмуэля как посредника, готового выполнять повеления Бога в руководстве народом и возносить молитвы за народ во время его борьбы с врагом.


Могила Шмуэля

Умер Шмуэль на 88 году от рождения и был погребён в Раме, оплакиваемый всем народом.

Могилой Шмуэля традиционно считается здание на холме Наби Самуэль, возвышающийся близ въезда в Иерусалим по шоссе из Тель-Авива.

Теодор Лектор утверждает, что византийский император Аркадий в 406 г. перевез кости Шмуэля в Константинополь и поместил их в специально воздвигнутой церкви.

В 10 в. арабский географ ал-Мукаддаси упоминает монастырь возле ан-Наби Самвил. Библейский город Рама был позднее неверно отождествлен с Рамлой, где была якобы найдена могила Шмуэля, при которой в 1013 г. существовала синагога караимов.

В 1173 г. Биньямин из Туделы писал, что крестоносцы перенесли останки Шмуэля из Рамлы в ан-Наби Самвил.

В 1157 г. к югу от холма была воздвигнута церковь, разрушенная в 1187 г. Салах ад-Дином.

В средние века могила служила местом массового паломничества евреев, собиравшихся здесь 28 ияра (см. Календарь), традиционно считающегося днем смерти Шмуэля.

Около 1730 г. турки закрыли пещеру и построили над ней мечеть, куда евреям вход был воспрещен.

Сегодня евреи снова посещают могилу.

Книга Самуила — исторический документ первостепенной важности для понимания событий, которые привели к становлению монархии. Она отражает разные религиозно-этические оценки этого института и попытки его осмысления религиозным мировоззрением.


Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья САМУИЛ в ЭЕЭ
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация