Шошани

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (орфография)
м (убрана категория «Требует категоризации» с помощью HotCat)
 
(4 промежуточные версии не показаны)
Строка 78: Строка 78:
[[Участник:Nechama|Nechama]] 16:01, 29 апреля 2010 (UTC)
[[Участник:Nechama|Nechama]] 16:01, 29 апреля 2010 (UTC)
 +
 +
 +
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
 +
[[Категория:Персоналии:Иудаизм]]{{checked_final}}

Текущая версия на 14:26, 5 сентября 2011

Автор статьи: Нехама Симонович (Полонски)
Дата создания: 26/03/2010

Шошани — называемый также «господин Шошани» («мар Шошани») «профессор Шошани» или «мудрец Шошани» (Бриск? 1895~ -Дурасно Уругвай 1968). Загадочный учитель, настоящее имя которого, как считают некоторые, было Гилель Перельман. У Шошани было большое число учеников во многих странах. Ученики описывают его как феноменального мудреца и философа, обладавшего поразительными знаниями во всех разделах иудаизма, в особенности в Талмуде, а также в математике, физике, философии, религиях мира, языках, литературе и т. п.

Содержание

Личность

Шошани был загадочной личностью, истинное имя которого, и подробности биографии остались неизвестны из-за атмосферы секретности, которой он себя окружил.

Эли Визель утверждал, что настоящее имя Шошани — Мордехай Розенбаум, при этом, никаких дополнительных данных Эли Визель не привел, не смотря на то, что по его словам, он собирал свидетельства о Шошани от многих людей. Возможно, это предположение о личности Шошани основано на том, что с августа 1952 года он пользовался мароканским свидетельством о рождении, которое дал ему человек по имени «Мордехай бен Шошан» (Шошана=Роза). Есть мнение, что Шошани использовал этот псевдоним, так как в нем содержится намек на Мордехая-еврея, который жил в городе Шошане (Свиток Эстер).

Другая версия, которой среди прочих придерживается известный израильский философ, профессор Шалом Розенберг, утверждает, что настоящее имя Шошани — Гилель Перельман. Это предположение основано на том, что по свидетельству Шалома Розенберга, Шошани рассказывал ему, что учился у рава Кука и после этого уехал в Америку, а это совпадает с деталями упомянутыми равом Куком в письмах касающихся Гилеля Перельмана. С другой стороны, в одном из писем рав Кук называет Перельмана «жених», а Шошани, насколько известно, не был никогда женат. Профессор Розенберг и внук Эммануэля Левинаса полностью полагаются на это отождествление, и оба дали своим детям имя Гилель в память о Шошани.

Жизнь

По слухам, с раннего детства Шошани прославился своей феноменальной памятью и родители устраивали публичные представления, на которых демонстрировали его необыкновенные способности. Существует предположение, что Шошани выбрал такой необычный и скрытный образ жизни из-за травмы, которую нанесли ему в детстве эти представления.

Он ревниво охранял свою частную жизнь, не открывал никому своего настоящего имени, и выбрал себе псевдоним Шошани. Рассказывают, что Шошани никогда не соглашался, чтобы его вызывали к Торе — потому что тогда он был бы вынужден сообщить свое настоящее имя. Французский журналист Шломо Малка, который написал книгу о Шошани, дал этой книге подзаголовок: «Загадка учителя двадцатого века».

На протяжении жизни Шошани скитался по всему миру. Он был в Европе, Израиле, Америке, Уругвае и в других странах.

Если верно предположение, что Шошани — Гилель Перельман, то это означает, что во время жизни в Израиле он учился у рава Кука. В сборнике писем рава Кука приведено письмо, которое рав Кук написал Перельману в Америку. Также Гилель Перельман упоминается в письме, которое рав Кук отправил в Америку Меиру Бар-Илану в 1915 году. В этом письме он называет Перельмана «Наш любимый друг, жених, просвещенный и острого ума рав, совершенный и мудрый». В этом письме рав Кук просит у Меира Бар-Илана, чтобы тот помог Перельману, так как тот не знаком в Америке ни с кем, и обидно, если пропадет такой талант из-за необходимости посвятить себя целиком заработкам на жизнь.

В конце двадцатых годов Шошани проживал в Оране и других городах Магриба. Там он близко познакомился с обычаями восточных евреев.

Рассказывают, что в 1942 году, в Париже Шошани был арестован, из-за того, что у него не было никаких документов. Гестапо подозревало Шошани в том, что он еврей, а Шошани утверждал, что обрезан, как мусульманин. Для проверки его утверждения был вызван главный муфтий Франции. После пятичасовой беседы муфтий вышел из камеры и потребовал освободить этого человека. «Так редко в наши дни, — заявил муфтий, — встретить мусульманина, знающего все святые тексты наизусть.»

В 1947—1952 годы Шошани находился во Франции, и после этого переехал в Израиль. Там он проживал в кибуце Беерот Ицхак и в других местах. В 1955—1956 годах он снова находился во Франции, а после этого переехал в Южную Америку и жил в Монтевердо.

Шошани умер от инфаркта в 1968 году, в Дурасно в Уругвае, на семинаре, организованном для членов молодежного движения Бней Акива и религиозных учителей. В час смерти рядом с ним был его ученик Шалом Розенберг. В кармане у Шошани был найден лист бумаги с номером телефона в Швеции, принадлежащего его знакомому. Когда позвонили по найденному телефону, выяснилось, что разыскиваемый человек умер за 24 часа до этого. Так личность Шошани осталась загадкой и после его смерти. На его могиле написано «Рав мудрец Шошани — благословенна его память. Рождение и жизнь его остались загадкой».

Шошани и его ученики

Шошани вызывал восхищение у сотен учеников. До такой степени, что профессор Шалом Розенберг утверждет, что: «Весь мир делится на тех, кто были знакомы с Шошани, и тех, кто с ним не был знаком». Как учитель, он пробуждал в своих учениках желание постоянно продвигаться и улучшать свои знания.

Ученик Шошани — Эммануэль Левинас рассказывал, что при первой встрече сначала не очень впечатлился внешним видом Шошани, но после этой встречи, он заявил: «Я не знаю, что знает этот человек, но все что я знаю, он знает». Левинас ценил Шошани очень высоко всю свою жизнь. Он рассказывал о Шошани так: «Когда он преподавал, перед ним не было никаких книг, он знал все наизусть. И когда я разбирал с трудом мелкие буквы Тосафот, он бывало прерывал меня: ‘Эй ты там, в конце ряда, пропустил слово!’ Мышление Шошани было диалектическим и необычным, огромное число понятий, которые он был способен осознать и комбинировать одновременно — оставляло впечатление отсутсвия границ и способности к самым неожиданным откровениям». Левинас учился у Шошани интенсивно в течении нескольких лет, пока тот не исчез.

Профессор Шалом Розенберг относится к Шошани, как к выдающемуся учителю, видит в нем одного из величайших людей мира, называет его «Сократ без Платона». В интервью израильской газете Макор Ришон он сказал: «Если бы меня спросили, как выглядел танай (мудрец Мишны), как выглядел Виленский гаон, я знаю. Это он.»

Шошани вел у себя дома урок по книге «Нефеш Хаим» — р. Хаима из Воложина. Урок этот был платный, не для того, чтобы платить учителю, а чтобы ученики серьезнее относились к учению. Этот урок начинался вечером и продолжался до утра. Среди учеников были профессор Андре Неер, профессор Эммануэль Левинас, Эли Визель, рав-профессор Ашкенази (Маниту).

Характер

Шошани не был простым человеком, он был остроумен и резок. Эмануэль Левинас, для которого Шошани открыл Талмуд, называл его «удивительный и жестокий учитель». Рав Кук описывает его, как: «Один из самых блестящих учеников… острого ума, знающий, совершенный и глубоко понимающий». Ученики отмечают прежде всего феноменальную память Шошани, которая, по словам профессора Розенберга, содержала все основные книги иудаизма, а также математику, физику и современную философию.

Ученики

Ссылки

См. также

  • זאב הרוי, «שושני על נבואת משה רבנו», בדרכי שלום — עיונים בהגות יהודית מוגשים לשלום רוזנברג, עמ' 459—465, ובמקורות שבהערות 1-2, 14.
  • מאשה טורנר, «ערב אחד עם מר שושני — מעשה שהיה», בדרכי שלום — עיונים בהגות יהודית מוגשים לשלום רוזנברג, עמ' 467—468.

Nechama 16:01, 29 апреля 2010 (UTC)

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация