Элияhу, Мордехай

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Falkad (Обсуждение | вклад)
Строка 18: Строка 18:
[[Файл:Rav Mordechai Eliyahu.jpg|Раввин Мордехай Элияху|thumb]]
[[Файл:Rav Mordechai Eliyahu.jpg|Раввин Мордехай Элияху|thumb]]
-
Раввин '''Мордеха́й Цемах Элия́ху''' ({{lang-he|מרדכי צמח אליהו}} ;[[12 марта]] [[1928]] [[Иерусалим]], [[Британский мандат в Палестине|Подмандатная]] [[Палестина]] — [[7 июня]] [[2010]]) — главный [[Сефарды|сефардский]] [[раввин]] Израиля («[[Ришон ле-Цион (титул)|Ришон ле-Цион]]») с [[1983 год]]а по [[1993 год]], духовный лидер [[Религиозный сионизм|национально-религиозного лагеря]] Израиля <ref name="eleven"/> , партии «[[Мафдал]]» <ref name="eleven">{{ЭЕЭ|15063|Элияху Мордехай}}</ref>, а затем [[Харедим#Группы|Хардалного]] направления.
+
Раввин Мордеха́й Цемах Элия́ху (ивр. מרדכי צמח אליהו‎ ;12 марта 1928 Иерусалим, Подмандатная Палестина — 7 июня 2010) ({{lang-he|מרדכי צמח אליהו}} ;[[12 марта]] [[1928]] [[Иерусалим]], [[Британский мандат в Палестине|Подмандатная]] [[Палестина]] — [[7 июня]] [[2010]]) — главный [[Сефарды|сефардский]] [[раввин]] Израиля («[[Ришон ле-Цион (титул)|Ришон ле-Цион]]») с [[1983 год]]а по [[1993 год]], духовный лидер [[Религиозный сионизм|национально-религиозного лагеря]] Израиля <ref name="eleven"/> , партии «[[Мафдал]]» <ref name="eleven">{{ЭЕЭ|15063|Элияху Мордехай}}</ref>, а затем [[Харедим#Группы|Хардалного]] направления.
== Биография ==
== Биография ==
-
Родился в [[Иерусалим]]е в семье Салмана и Мазаль Элияху. Отец Мордехая Элияху происходил из семьи [[багдад]]ских раввинов. Его мать, Мазаль, была сестрой раввина Иегуды Цдаки и внучкой раввина Йосефа Хаима, более известного как «Бен иш Хай».
 
-
Мать Мордехая Элияху умерла, когда мальчику было 11 лет.
 
-
Учился в [[Йешива|йешиве]] «Порат Йосеф» у раввина [[Эзра Аттия|Эзры Аттьи]]. Позже среди учителей раввина Элияху был рабби [[Исраэль абу-Хацира]], известный также как Баба-Сали.
+
Родился в Старом городе [[Иерусалим]]а в семье Салмана и Мазаль Элияху в месяце адар 5689. Отец Мордехая Элияху происходил из семьи [[багдад]]ских раввинов, считался мудрецом, одним из великих каббалистов Иерусалима. Его мать, Мазаль, была сестрой раввина Иегуды Цдаки и внучкой раввина Йосефа Хаима, более известного как «Бен иш Хай». Отец Мордехая Элияху умер, когда мальчику исполнилось лишь 11 лет, и детство будущего раввина прошло в весьма стесненных условиях. Тем не менее, Салман Элияху успел привить ему любовь к изучению Торы и в немалой степени к "скрытой Торе", каббалы.
-
В [[1983 год]]у Мордехай Элияху взял Место [[Овадья Йосеф|Овадьи Йосефа]] на посту главного сефардского раввина Израиля.
+
Учился в [[Йешива|йешиве]] «Порат Йосеф» у раввина [[Эзра Аттия|Эзры Аттьи]]. Позже был учеником рабби [[Исраэль абу-Хацира]], известный также как Баба-Сали. Закончил учебу в Бейт-амидраше для раввинов и раввинских судей у раввина Ицхака Нисима (бывший главный раввин Израиля и Ришон ле-Цион), сдал экзамены с отличием и стал на тот момент самым молодым судьей в Израиле.
-
Раввин еженедельно публиковал статьи на тему [[Недельная глава|недельной Главы]] Торы в издании «[[Коль Цофьях]]».
+
Он начал свою карьеру в раввинском суде Беэр-Шевы, где прославился решениями особенно сложных личных и семейных проблем, в том числе успешными получениями гета для оставленных женщин. После четырех лет успешной работы в раввинском суде Иерусалима, становится членом Большого раввинского суда. В течение этих лет раввин Элияху становится все более известным и больше людей видит его в роли галахического авторитета в  юриспруденции в области личных и семейных проблем. Его респонсы широко распространяются по всему миру. Раввин Элияху прилагает большие усилия и уделяет много времени личному общению с обширной аудиторией, без различия партий и общин. Все это и его признанный авторитет знатока Торы и Галахи делают его одним из признанных кандидатов на пост главного раввина Израиля. Он был избран 4 нисана 5743 (1983), получив звание Ришон ле-Цион. Торжественная церемонии состоялась в Старом городе Иерусалима, в синагоге Рабан Йоханан бен Закай. Мордехай Элияху сменил [[Овадья Йосеф|Овадьи Йосефа]] на посту главного сефардского раввина Израиля.
-
[[25 апреля]] [[2008 год]]а, в седьмой день [[Песах]]а, у раввина случился [[острый инфаркт миокарда]], после чего ему сделали неудачную катетеризацию, а затем — [[коронарное шунтирование]].
+
Раввин Элияху также много путешествовал по всему миру, поддерживая и направляя лидеров общин в их борьбе против ассимиляции, усилиях по соблюдению субботы, воспитания детей и сохранении традиций семейной чистоты. Особенно пристальное внимание раввин уделял таким вызовам времени, как увеличении числа евреев в диаспоре, ассимиляции, отход от традиции, нежелание репатриироваться в Израиль. Решения раввина в юриспруденции разработаны таким образом, чтобы сочетать потребности современного производства с традиционными требованиями Торы. Большая часть его решений (респонсов) были опубликованы в многочисленных книгах. Несмотря на большую загруженность обязанностями главного сефардского раввина, а позднее, на нездоровье, раввин Элияху в течение долгих лет вел еженедельный комментарий Торы [[Недельная глава|недельной Главы]] в издании «[[Коль Цофьях]]».
-
рав Элияху умер [[7 июня]] [[2010 год]]а После в течение двух лет, когда состояние его здоровья ухудшилось. Толпа тысяч присутствовали на его похоронах. Он был похоронен в Иерусалиме возле горы похоронения р. Хаим Давид Азулай, кости которого он иммигрировал 50 лет назад.
+
 
 +
[[25 апреля]] [[2008 год]]а, в седьмой день [[Песах]]а, у раввина произошел приступ [[острый инфаркт миокарда]], после чего ему сделали неудачную катетеризацию, а затем — операцию [[коронарное шунтирование]].
 +
Рав Элияху прожил после операции два года и умер [[7 июня]] [[2010 год]]а. Десятки тысяч людей присутствовали на его похоронах. Он был похоронен в Иерусалиме возле горы места погребения р. Хаима Давида Азулая, прах которого рав Элияху перезахоронил за 50 лет до того.
== Позиции ==
== Позиции ==
=== [[Галаха|Галахические постановления]] раввина Элияху ===
=== [[Галаха|Галахические постановления]] раввина Элияху ===
-
Раввин Элияху был известен строгиме его постановления («Пискей Дин»). Он продолжил метод иракских евреев, в основном путем [[Йосеф Хаим|«Бен-Иш Хай»]], что противоречало мнение раввина [[Овадья Йосеф|Овадьи Йосеф]], который основывает свое решение по постановлениям рабби [[Йосеф Каро]]. он сочетает в своих постановлениях элементы из [[Каббала|Каббалы]], особенно [[Лурианская Каббала| лурианской]].
+
Раввин Элияху был известен строгими постановления («Пискей Дин»). Он продолжил метод иракских евреев, в основном по [[Йосеф Хаим|«Бен-Иш Хай»]], что противоречило мнению раввина [[Овадья Йосеф|Овадьи Йосеф]], который основывал свои решения согласно рабби [[Йосеф Каро]]. Также он сочетал в своих постановлениях элементы из [[Каббала|Каббалы]], особенно [[Лурианская Каббала| лурианской]].
-
* Поддерживал продажу сельскохозяйственных земель в [[Земля Израиля|Земле Израиля]] на седьмой год вслед за сефардской галахической традицией. ([[Хетер мехира]])  
+
* Поддерживал продажу сельскохозяйственных земель в [[Земля Израиля|Земле Израиля]] на седьмой год по сефардской галахической традиции. ([[Хетер мехира]])  
* В [[День независимости Израиля|День независимости Израиля]] предписывал произносить «[[Галель]]» без благословения  и не говорить печальную молитву  [[таханун]].
* В [[День независимости Израиля|День независимости Израиля]] предписывал произносить «[[Галель]]» без благословения  и не говорить печальную молитву  [[таханун]].
-
* Разрешал [[Трансплантация|жертвовать органы умерших]] для пересадки больным, был участников решения израильского рабанута о разрешении пересаживать сердце после [[смерть мозга|мозговой смерти]], но был против того,чтобы заранее подписываться под разрешением об использовании органов после смерти.
+
* Разрешал [[Трансплантация|жертвовать органы умерших]] для пересадки больным, был участников решения израильского рабанута, разрешившего пересаживать сердце после [[смерть мозга|мозговой смерти]], но был против того, чтобы заранее подписываться под разрешением об использовании органов после смерти.
-
* Не поддерживал генетичские проверки отцовства, опасаясь появления вопросов о мамзерах (незаконнорожденных)
+
* Не поддерживал генетические проверки отцовства, опасаясь появления вопросов о мамзерах (незаконнорожденных)
* Запрещал в [[Песах]] сефарадом кушать т.н. богатую мацу ([[маца]] ашира), то есть приготовленную на соках вместо воды, наподобие запрета, существующего у [[ашкеназ]]ских евреев.
* Запрещал в [[Песах]] сефарадом кушать т.н. богатую мацу ([[маца]] ашира), то есть приготовленную на соках вместо воды, наподобие запрета, существующего у [[ашкеназ]]ских евреев.
* Считал  [[хумус]] и [[тхина|тхину]], пищей, к которой применимы требования еврейской варки.
* Считал  [[хумус]] и [[тхина|тхину]], пищей, к которой применимы требования еврейской варки.
-
* Запрещал как правило прохождение женщинами Национальной службы, но соглашался на это в отдельных случаях
+
* Запрещал как правило прохождение женщинами Национальной службы, но соглашался на это в отдельных случаях.
=== Общество и государство ===
=== Общество и государство ===
-
После принятия решения о [[План одностороннего размежевания|размежевания]] и сказано много раз, во время демонстраций и митингов оппозиции с планом размежевания не сбылись — «не будет», когда он поднял вопросы об этом он добавил: «Кроме того, формируется в молитве и определения реальности.» Многие жители [[Гуш-Катиф]]а, которые были последователи раввина Элиягу, воздерживаться от призывов к осуществлению каких-либо решений. В интервью в канун [[Рош hа-Шана]], в брошюре «Мааяней hа-Йешуа», объяснил раввин Элиягу повторял, что он шел по обязано воздерживаться от выполнения команды, и рекомендовал военного офицера, служившего в такой ситуации, чтобы сказать «Я не могу, не могу». Я бы сказал, все должны пойти в солдаты армии командиром и скажи ему, — «Это аморально, чтобы принести Главный раввинат Израиля постановил, что мы чистые высылке — мы не будем выполнить команду».
+
Во время обсуждения и принятия решения о [[План одностороннего размежевания|размежевания]] раввин Элияху неоднократно критиковал планы по размежеванию во время демонстраций и митингов. Многие последователи раввина, в числе их и жители [[Гуш-Катиф]]а , воздерживались от призывов к незаконным действиям и от собственно действий. Вместе с тем, раввин Элияху объяснял в ряде интервью, что он рекомендует солдатам воздерживаться от выполнения команд по выселению евреев и отвечать на такие команды офицеров: «Я не могу, не могу».
 +
По мнению раввина Элияху, все солдаты Армии обороны Израиля должны подойти к командирам и сказать о том, что это аморально, согласно постановлению Главного раввината Израиля, и «мы не будем выполнить команду» [http://ru.wikipedia.org/wiki/Элияху,_Мордехай]
Строка 57: Строка 58:
== Отношение к другим Раввинам ==
== Отношение к другим Раввинам ==
-
Раввин Мордехай Элияху был в хороших отношениях с различными раввиноми в различных кругах ортодоксального иудаизма. Например:
+
Раввин Мордехай Элияху был в хороших отношениях с различными раввинами в различных кругах ортодоксального иудаизма. Например:
-
* Был большой любитель [[ХаБаД]]ного [[Ребе]] — [[Менахем Мендель Шнеерсон]] («Любавичский Ребе»), а также посетил несколько раз в Мидраш в [[Бруклин]]е, [[Нью-Йорк]]. Кроме того, сыграл несколько раз превосходят по производительности или публикация инструкций Ребе, и даже участвовал в его теле в конце [[Рамбам]]а, Маймонид исследование регуляции Ребе.
+
* Был большой любитель [[ХаБаД]]ного [[Ребе]] — [[Менахем Мендель Шнеерсон]] («Любавичский Ребе»), которого неоднократно посещал в Мидраш в [[Бруклин]]е, [[Нью-Йорк]]. Кроме того, способствовал публикация рекомендаций Ребе, и даже участвовал в его теле в конце [[Рамбам]]а, Маймонид исследование регуляции Ребе.
== Семья ==
== Семья ==
-
* Жена — рабанит Цвия, дочь раввина Азран глава йешивы «Бейт Шмуэль».
+
* Жена — рабанит Цвия, дочь раввина Азрана, главы йешивы «Бейт Шмуэль».
-
* Брат — Раввин Наим бен Элияху, раввин бухарской окрестности в Иерусалиме.
+
* Брат — раввин Наим бен Элияху, раввин бухарской общины в Иерусалиме.
* Сыновья:
* Сыновья:
-
** Раввин Шмуэль Элияху, член Совета Главного раввината И раввин города Цфат.
+
** раввин Шмуэль Элияху, член Совета Главного раввината и раввин города Цфат.
-
** Раввин Йосеф Элияху, член бейт-мидраш «Метод учительской семинарии».
+
** раввин Йосеф Элияху, член бейт-мидраша «Метод учительской семинарии».
-
** Адвокат Шломо бен Элияху, возглавляет Институт Распределение книги своего отца.
+
** адвокат Шломо бен Элияху, возглавляет Институт распространения книг своего отца.
== Ученики ==
== Ученики ==
-
* Раввин Шмуэль Заафрани — Член йешивы «Хамеири» И личный помощник раввина Элияху.
+
* Раввин Шмуэль Заафрани — член йешивы «Хамеири» и личный помощник раввина Элияху.
* Раввин Элияху бен Дахан —  генеральный директор раввинского суда в Израиле.
* Раввин Элияху бен Дахан —  генеральный директор раввинского суда в Израиле.
-
* Раввин Мишаил Рубин — Автор книги «Вечная Жизнь» про Галахот Авелот.
+
* Раввин Мишаил Рубин — Автор книги «Вечная Жизнь» о Галахот Авелот.
-
* Раввин Менахем Бурштын — Член Института «Фуа».
+
* Раввин Менахем Бурштын — член Института «Пуа».
-
* Раввин Эзра Шейнберг — Член йешивы «Свет Ари» которая в Цфат.
+
* Раввин Эзра Шейнберг — член йешивы «Свет Ари», которая находится в Цфате.

Версия 21:59, 30 декабря 2012

Тип статьи: Текст унаследован из Википедии


Файл:Eliyahu2.jpg
Рав Элияху на разговоре в «Йешиват Хорев» в Иерусалиме
Файл:Rav Mordechai Eliyahu.jpg
Раввин Мордехай Элияху

Раввин Мордеха́й Цемах Элия́ху (ивр. מרדכי צמח אליהו‎ ;12 марта 1928 Иерусалим, Подмандатная Палестина — 7 июня 2010) (ивр. מרדכי צמח אליהו‎ ;12 марта 1928 Иерусалим, Подмандатная Палестина — 7 июня 2010) — главный сефардский раввин Израиля («Ришон ле-Цион») с 1983 года по 1993 год, духовный лидер национально-религиозного лагеря Израиля [1] , партии «Мафдал» [1], а затем Хардалного направления.

Содержание

Биография

Родился в Старом городе Иерусалима в семье Салмана и Мазаль Элияху в месяце адар 5689. Отец Мордехая Элияху происходил из семьи багдадских раввинов, считался мудрецом, одним из великих каббалистов Иерусалима. Его мать, Мазаль, была сестрой раввина Иегуды Цдаки и внучкой раввина Йосефа Хаима, более известного как «Бен иш Хай». Отец Мордехая Элияху умер, когда мальчику исполнилось лишь 11 лет, и детство будущего раввина прошло в весьма стесненных условиях. Тем не менее, Салман Элияху успел привить ему любовь к изучению Торы и в немалой степени к "скрытой Торе", каббалы.

Учился в йешиве «Порат Йосеф» у раввина Эзры Аттьи. Позже был учеником рабби Исраэль абу-Хацира, известный также как Баба-Сали. Закончил учебу в Бейт-амидраше для раввинов и раввинских судей у раввина Ицхака Нисима (бывший главный раввин Израиля и Ришон ле-Цион), сдал экзамены с отличием и стал на тот момент самым молодым судьей в Израиле.

Он начал свою карьеру в раввинском суде Беэр-Шевы, где прославился решениями особенно сложных личных и семейных проблем, в том числе успешными получениями гета для оставленных женщин. После четырех лет успешной работы в раввинском суде Иерусалима, становится членом Большого раввинского суда. В течение этих лет раввин Элияху становится все более известным и больше людей видит его в роли галахического авторитета в юриспруденции в области личных и семейных проблем. Его респонсы широко распространяются по всему миру. Раввин Элияху прилагает большие усилия и уделяет много времени личному общению с обширной аудиторией, без различия партий и общин. Все это и его признанный авторитет знатока Торы и Галахи делают его одним из признанных кандидатов на пост главного раввина Израиля. Он был избран 4 нисана 5743 (1983), получив звание Ришон ле-Цион. Торжественная церемонии состоялась в Старом городе Иерусалима, в синагоге Рабан Йоханан бен Закай. Мордехай Элияху сменил Овадьи Йосефа на посту главного сефардского раввина Израиля.

Раввин Элияху также много путешествовал по всему миру, поддерживая и направляя лидеров общин в их борьбе против ассимиляции, усилиях по соблюдению субботы, воспитания детей и сохранении традиций семейной чистоты. Особенно пристальное внимание раввин уделял таким вызовам времени, как увеличении числа евреев в диаспоре, ассимиляции, отход от традиции, нежелание репатриироваться в Израиль. Решения раввина в юриспруденции разработаны таким образом, чтобы сочетать потребности современного производства с традиционными требованиями Торы. Большая часть его решений (респонсов) были опубликованы в многочисленных книгах. Несмотря на большую загруженность обязанностями главного сефардского раввина, а позднее, на нездоровье, раввин Элияху в течение долгих лет вел еженедельный комментарий Торы недельной Главы в издании «Коль Цофьях».

25 апреля 2008 года, в седьмой день Песаха, у раввина произошел приступ острый инфаркт миокарда, после чего ему сделали неудачную катетеризацию, а затем — операцию коронарное шунтирование. Рав Элияху прожил после операции два года и умер 7 июня 2010 года. Десятки тысяч людей присутствовали на его похоронах. Он был похоронен в Иерусалиме возле горы места погребения р. Хаима Давида Азулая, прах которого рав Элияху перезахоронил за 50 лет до того.

Позиции

Галахические постановления раввина Элияху

Раввин Элияху был известен строгими постановления («Пискей Дин»). Он продолжил метод иракских евреев, в основном по «Бен-Иш Хай», что противоречило мнению раввина Овадьи Йосеф, который основывал свои решения согласно рабби Йосеф Каро. Также он сочетал в своих постановлениях элементы из Каббалы, особенно лурианской.

  • Поддерживал продажу сельскохозяйственных земель в Земле Израиля на седьмой год по сефардской галахической традиции. (Хетер мехира)
  • В День независимости Израиля предписывал произносить «Галель» без благословения и не говорить печальную молитву таханун.
  • Разрешал жертвовать органы умерших для пересадки больным, был участников решения израильского рабанута, разрешившего пересаживать сердце после мозговой смерти, но был против того, чтобы заранее подписываться под разрешением об использовании органов после смерти.
  • Не поддерживал генетические проверки отцовства, опасаясь появления вопросов о мамзерах (незаконнорожденных)
  • Запрещал в Песах сефарадом кушать т.н. богатую мацу (маца ашира), то есть приготовленную на соках вместо воды, наподобие запрета, существующего у ашкеназских евреев.
  • Считал хумус и тхину, пищей, к которой применимы требования еврейской варки.
  • Запрещал как правило прохождение женщинами Национальной службы, но соглашался на это в отдельных случаях.

Общество и государство

Во время обсуждения и принятия решения о размежевания раввин Элияху неоднократно критиковал планы по размежеванию во время демонстраций и митингов. Многие последователи раввина, в числе их и жители Гуш-Катифа , воздерживались от призывов к незаконным действиям и от собственно действий. Вместе с тем, раввин Элияху объяснял в ряде интервью, что он рекомендует солдатам воздерживаться от выполнения команд по выселению евреев и отвечать на такие команды офицеров: «Я не могу, не могу». По мнению раввина Элияху, все солдаты Армии обороны Израиля должны подойти к командирам и сказать о том, что это аморально, согласно постановлению Главного раввината Израиля, и «мы не будем выполнить команду» [1]


Истории про р.М.Э.

Отношение к другим Раввинам

Раввин Мордехай Элияху был в хороших отношениях с различными раввинами в различных кругах ортодоксального иудаизма. Например:

  • Был большой любитель ХаБаДного Ребе — Менахем Мендель Шнеерсон («Любавичский Ребе»), которого неоднократно посещал в Мидраш в Бруклине, Нью-Йорк. Кроме того, способствовал публикация рекомендаций Ребе, и даже участвовал в его теле в конце Рамбама, Маймонид исследование регуляции Ребе.

Семья

  • Жена — рабанит Цвия, дочь раввина Азрана, главы йешивы «Бейт Шмуэль».
  • Брат — раввин Наим бен Элияху, раввин бухарской общины в Иерусалиме.
  • Сыновья:
    • раввин Шмуэль Элияху, член Совета Главного раввината и раввин города Цфат.
    • раввин Йосеф Элияху, член бейт-мидраша «Метод учительской семинарии».
    • адвокат Шломо бен Элияху, возглавляет Институт распространения книг своего отца.

Ученики

  • Раввин Шмуэль Заафрани — член йешивы «Хамеири» и личный помощник раввина Элияху.
  • Раввин Элияху бен Дахан — генеральный директор раввинского суда в Израиле.
  • Раввин Мишаил Рубин — Автор книги «Вечная Жизнь» о Галахот Авелот.
  • Раввин Менахем Бурштын — член Института «Пуа».
  • Раввин Эзра Шейнберг — член йешивы «Свет Ари», которая находится в Цфате.


Примечания

Ссылки




bg:Мордехай Елияху cs:Mordechaj Elijahufi:Mordechai Eliyahunl:Mordechai Eliyahu

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация
На других языках