Элияhу ( Илия, библейский пророк)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Raphael (Обсуждение | вклад)
(оформление)
Raphael (Обсуждение | вклад)
(оформление)
Строка 1: Строка 1:
-
{{ElevenConsolidate| or [[Илия]] or [[Илия]] or [[Илия]] or [[Илия]] or [[Илия (пророк)]] or [[Илия (пророк)]] or [[Илия (пророк)]] or [[Илия (пророк)]]}}{{Остатье\ЭЕЭ
+
{{Остатье\ЭЕЭ
|ТИП СТАТЬИ=1
|ТИП СТАТЬИ=1
|СУПЕРВАЙЗЕР=
|СУПЕРВАЙЗЕР=
Строка 19: Строка 19:
 +
'''Элияhу''' (אֵלִיָּהוּ, אֵלִיָּה, Элияху, Элия; в русской традиции Илия-пророк) - израильский пророк времен царя [[Ахав|Ахава]] и его сына Ахазии (9 в. до н. э.), наиболее значительная фигура эпохи «устных пророков».
 +
Жизни и деятельности Элияhу посвящен в [[Танах]]е цикл историй, возникших, по всей видимости, в кругах учеников и последователей пророка. Появление Элияhу так же неожиданно, как и его чудесный конец, вознесение на небо, — событие совершенно уникальное во всей Библии. Беззаветная преданность Элияhу [[Бог]]у и его самоотверженная борьба против [[Идолопоклонство|идолопоклонства]], процветавшего при [[Ахав]]е (а точнее при его гордой и властолюбивой жене, финикиянке [[Изевель]]), и против царских беззаконий превратили Элияhу в идеальную фигуру израильского пророка для всей последующей библейской и пророческой литературы. Ожиданием возвращения Элияhу — первого пророка, боровшегося за чистоту веры и социальную справедливость, — завершает свою книгу последний из «письменных пророков» (Мал. 3:23–24).
 +
== Биография Элияhу ==
 +
Элияhу, по-видимому, был родом из города Тишбе в [[Гилад]]е. В Библии Элияhу представлен как нищенствующий аскет-подвижник (II Ц. 1:8), сильная личность, вокруг которой сложилась плеяда молодых пророков, бней hа-невиим (буквально `сыновья пророков`), посвятивших себя единому Богу Израиля (II Ц. 2:3, 5, 7, 15) и бескомпромиссно боровшихся с соперничающим культом финикийских Ваалов. Проникнутый твердой верой в Бога, Элияhу вступает в борьбу как с народными массами, которые «хромают на оба колена», так и с царем [[Ахав]]ом, относящимся терпимо к насаждению царицей Изевель культов [[Ваала Культ|Тирского Ваал]]а и [[Ашера|Ашеры]]. Усматривая в распространении чужих культов угрозу религиозной самостоятельности израильского народа, Элияhу вступает в конфликт с царским двором, стремившимся укрепить экономический и политический союз с [[Финикия|Финикией]]. Элияhу становится выразителем политической оппозиции дому [[Омри]], представители которого, сохраняя личную верность Богу Израиля (ср. имена сыновей Ахава, Ахазия и Иехорам, включающие теофорные элементы -ия и иехо-), толерантно относятся к явлениям политеизма в их царстве. Разгневанная выступлениями Элияhу, Изевель преследует его последователей, беспощадно истребляет их и, наконец, грозит убить самого Элияhу (I Ц. 18:4, 13; 19:2).
-
'''Илия''' (אֵלִיָּהוּ, אֵלִיָּה, Элияху, Элия; в русской традиции Илия-пророк), израильский пророк времен царя [[Ахав|Ахава]] и его сына Ахазии (9 в. до н. э.), наиболее значительная фигура эпохи «устных пророков».
+
Первое открытое столкновение между Элияhуй и Ахавом, согласно библейскому повествованию, происходит во время длящейся уже два года засухи, в которой пророк и его последователи видят Божественную кару за идолопоклонство. Представ перед царем, Элияhу заявляет: «Не будет в эти годы ни росы, ни дождя, разве лишь по слову моему» (I Ц. 17:1). Когда же на третий год Бог велит Элияhу явиться перед Ахавом и обещать ему положить засухе конец, Элияhу требует от Ахава собрать «весь Израиль», а также 450 пророков Ваала и 400 пророков Ашеры на горе [[Кармел]] и там обращается к народу с призывом раз и навсегда сделать выбор между Богом Израиля и Ваалом. Элияhу предлагает пророкам Ваала ниспослать огонь, который поглотит возложенную ими на алтарь жертву. После неудачи жрецов Ваала, бесновавшихся и взывавших к своему божеству «с утра до полудня», Элияhу восстанавливает разрушенный жертвенник Богу, возлагает на него жертву, велит трижды полить ее и дрова водой и возносит краткую молитву, после которой сошедший с неба огонь немедленно поглощает «и жертву, и дрова, и камень, и песок, и воду». Народ, пав ниц, возглашает: «Яхве есть Бог»; Элияhу велит схватить пророков Ваала и заколоть их (I Ц. 18:1, 19–40). Бог прощает кающийся народ и прекращает засуху обильным дождем. Ахав не противится действиям Элияhу, и тот, в знак лояльности царю, бежит перед его колесницей от горы Кармел до [[Изреельская Долина|Изреельской долины]] (там же, 18:45–46).
-
Жизни и деятельности Илии посвящен в Библии цикл легенд и преданий, возникших, по всей видимости, в кругах учеников и последователей пророка. Появление Илии так же неожиданно, как и его чудесный конец, вознесение на небо, — событие совершенно уникальное во всей Библии. Беззаветная преданность Илии [[Бог|Богу]] и его самоотверженная борьба против [[Идолопоклонство|идолопоклонства]], процветавшего при [[Изевель]], и против царских беззаконий превратили Илию в идеальную фигуру израильского пророка для всей последующей библейской и пророческой литературы. Ожиданием возвращения Илии — первого пророка, боровшегося за чистоту веры и социальную справедливость, — завершает свою книгу последний из «письменных пророков» (Мал. 3:23–24).
+
Спасаясь от мести Изевель за избиение пророков Ваала и Ашеры, Элияhу уходит в пустыню, где, обессиленный, просит смерти. Явившийся ему ангел подкрепляет его силы и велит продолжать путь. После 40 дней скитаний Элияhу приходит к горе Хорев и там, где Бог явился Моисею в [[Неопалимая Купина|неопалимой купине]] (Исх. 3:1–5), Он является и Элияhу, однако не в вихре, «разрушающем горы и расщепляющем скалы, не в громе, не в огне, но в тихом веянии ветра» (I Ц. 19:11 — 12). Бог велит Элияhу подготовить к их миссии людей, которые станут орудием Его кары: Хазаэля помазать в цари Арама, [[Иеху]] в цари Израиля, а [[Элиша|Элишу]] — преемником Элияhу.
-
== Биография Элияhу ==
+
-
Илия, по-видимому, был родом из города Тишбе в [[Гилад|Гиладе]]. В Библии Илия представлен как нищенствующий аскет-подвижник (II Ц. 1:8), сильная личность, вокруг которой сложилась плеяда молодых пророков, бней hа-невиим (буквально `сыновья пророков`), посвятивших себя единому Богу Израиля (II Ц. 2:3, 5, 7, 15) и бескомпромиссно боровшихся с соперничающим культом финикийских Ваалов. Проникнутый твердой верой в Бога, Илия вступает в борьбу как с народными массами, которые «хромают на оба колена», так и с царем Ахавом, относящимся терпимо к насаждению царицей Изевель культов Тирского Ваала (см. [[Ваала Культ|Ваала культ]]) и [[Ашера|Ашеры]]. Усматривая в распространении чужих культов угрозу религиозной самостоятельности израильского народа, Илия вступает в конфликт с царским двором, стремившимся укрепить экономический и политический союз с [[Финикия|Финикией]]. Илия становится выразителем политической оппозиции дому [[Омри]], представители которого, сохраняя личную верность Богу Израиля (ср. имена сыновей Ахава, Ахазия и Иехорам, включающие теофорные элементы -ия и иехо-), толерантно относятся к явлениям политеизма в их царстве. Разгневанная выступлениями Илии, Изевель преследует его последователей, беспощадно истребляет их и, наконец, грозит убить самого Илию (I Ц. 18:4, 13; 19:2).
+
-
Первое открытое столкновение между Илией и Ахавом, согласно библейскому повествованию, происходит во время длящейся уже два года засухи, в которой пророк и его последователи видят Божественную кару за идолопоклонство. Представ перед царем, Илия заявляет: «Не будет в эти годы ни росы, ни дождя, разве лишь по слову моему» (I Ц. 17:1). Когда же на третий год Бог велит Илии явиться перед Ахавом и обещать ему положить засухе конец, Илия требует от Ахава собрать «весь Израиль», а также 450 пророков Ваала и 400 пророков Ашеры на горе [[Кармел]] и там обращается к народу с призывом раз и навсегда сделать выбор между Богом Израиля и Ваалом. Илия предлагает пророкам Ваала ниспослать огонь, который поглотит возложенную ими на алтарь жертву. После неудачи жрецов Ваала, бесновавшихся и взывавших к своему божеству «с утра до полудня», Илия восстанавливает разрушенный жертвенник Богу, возлагает на него жертву, велит трижды полить ее и дрова водой и возносит краткую молитву, после которой сошедший с неба огонь немедленно поглощает «и жертву, и дрова, и камень, и песок, и воду». Народ, пав ниц, возглашает: «Яхве есть Бог»; Илия велит схватить пророков Ваала и заколоть их (I Ц. 18:1, 19–40). Бог прощает кающийся народ и прекращает засуху обильным дождем. Ахав не противится действиям Илии, и тот, в знак лояльности царю, бежит перед его колесницей от горы Кармел до [[Изреельская Долина|Изреельской долины]] (там же, 18:45–46).
+
Хотя главной причиной борьбы Элияhу с Ахавом и Изевель было поощрение ими идолопоклонства, однако не оно, но несправедливость и беззаконие, проявленные ими в неправедном суде и казни Навота, и присвоение его угодья вызвали ярый гнев пророка, и именно за этот грех предсказал Элияhу позорную смерть Изевель и гибель всего дома Омри (I Ц. 21).
 +
=== Чудеса Элияhу ===
 +
* Навёл голод (3 Цар.17:3)
 +
* Низвёл огонь на землю (3 Цар.18:36-38)
 +
* Низводил огонь с небес как для наказания грешников, так и для знамения истинности Богопочитания
 +
* Воскресил отрока, который предполагается, что был впоследствии пророк [[Йона (Иона), библейская книга|Йона]].
 +
* Разделял реку Иордан подобно [[Моше]], ударив по ней своей одеждою.
 +
* Говорил с Богом лицо в лицо, закрыв при этом своё лицо.
 +
* по его молитве заключилось Небо и не давало дождя.
 +
* по Слову Бога пищу ему приносили вороны и [[Ангел]]ы
 +
* по его слову пища в доме вдовы не кончалась.
 +
* полагается, что он есть один из двух светильников предстоящих перед Богом и помазанных Им (пророк [[Захария]])
 +
* был вознесён живым на Небо за особую праведность перед Богом
-
Спасаясь от мести Изевель за избиение пророков Ваала и Ашеры, Илия уходит в пустыню, где, обессиленный, просит смерти. Явившийся ему ангел подкрепляет его силы и велит продолжать путь. После 40 дней скитаний Илия приходит к горе Хорев и там, где Бог явился Моисею в [[Неопалимая Купина|неопалимой купине]] (Исх. 3:1–5), Он является и Илие, однако не в вихре, «разрушающем горы и расщепляющем скалы, не в громе, не в огне, но в тихом веянии ветра» (I Ц. 19:11 — 12). Бог велит Илие подготовить к их миссии людей, которые станут орудием Его кары: Хазаэля помазать в цари Арама, [[Иеху]] — в цари Израиля, а [[Элиша|Элишу]] — преемником Илии.
+
=== Вознесение и возвращение пророка ===
 +
Танах рассказывает, что Элияhу был взят на небо живым: {{ВЗ2|вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Элияhу в вихре на Небо|4Цар|2:11}}. Согласно традиции, до него живым на небеса был взят лишь [[Енох, сын Иареда|Енох]], живший до [[Потоп]]а.
-
Хотя главной причиной борьбы Илии с Ахавом и Изевель было поощрение ими идолопоклонства, однако не оно, но несправедливость и беззаконие, проявленные ими в неправедном суде и казни Навота, и присвоение его угодья вызвали ярый гнев пророка, и именно за этот грех предсказал Илия позорную смерть Изевель и гибель всего дома Омри (I Ц. 21).
+
[[Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова]] описывает это событие так: {{ВЗ2|Илия сокрыт был вихрем, — и Елисей исполнился духом его|Сирах|48:12}}. Согласно ей, Элияhу оставил пророку [[Елисей (пророк)|Элиша]] свою верхнюю одежду, сбросив её тому уже с огненной колесницы.
-
=== Вознесение пророка ===
+
Это чудесное вознесение пророка в огненной колеснице отводит ему особое место как в еврейской [[Эсхатология|эсхатологии]], так и в литературе [[Аггада|Аггады]] и [[Каббала|каббалы]]. Пророчество [[Малахи (Малахия), библейская книга|Малахи]] (3:23), согласно которому Элияhу явится Израилю «перед наступлением дня Господня, великого и страшного», стало исходным пунктом для ассоциации Элияhу с мессианской эрой. В хвалебной речи об Элияhу в книге [[Бен-Сиры Премудрость]] (около 170 г. до н. э.) ему приписывается будущее восстановление «колен Израиля» (48:10). [[Таннаи]] также считали, что Элияhу предназначено «водворить мир на земле и соединить разрозненных» (Эд. 8:7), а также разрешить накопившиеся в течение веков разногласия и споры по вопросам [[Галаха|Галахи]] и разъяснить те места в Библии, которые кажутся противоречивыми или непонятными (Мен. 45 а; АдрН. 34:4; Чис. Р. 3:13).
-
Чудесное вознесение Илии, согласно библейской традиции, на небо в огненной колеснице (II Ц. 2:1–11) отводит ему особое место как в еврейской [[Эсхатология|эсхатологии]], так и в литературе [[Аггада|Аггады]] и [[Каббала|каббалы]]. Пророчество Мал’ахи (3:23), согласно которому Илия явится Израилю «перед наступлением дня Господня, великого и страшного», стало исходным пунктом для ассоциации Илии с мессианской эрой. В хвалебной речи об Илие в книге [[Бен-Сиры Премудрость]] (около 170 г. до н. э.) ему приписывается будущее восстановление «колен Израиля» (48:10). [[Таннаи]] также считали, что Илие предназначено «водворить мир на земле и соединить разрозненных» (Эд. 8:7), а также разрешить накопившиеся в течение веков разногласия и споры по вопросам [[Галаха|Галахи]] и разъяснить те места в Библии, которые кажутся противоречивыми или непонятными (Мен. 45 а; АдрН. 34:4; Чис. Р. 3:13). Сказания о явлении Илии (гиллуй Элияху) праведникам и благочестивым, часто встречающиеся в талмудической и мидрашистской литературе (см. [[Мидраш]]), получили дальнейшее развитие в литературе каббалы и [[Хасидизм|хасидизма]]. Будучи в народном сознании защитником обездоленных и воплощением справедливости, Илия появляется в канун [[Песах]], снабжая бедняков всем необходимым для пасхальной трапезы ([[Седер|седер]]) и наказывая богатых скупцов, отказывающих беднякам в помощи; в ночь седера Илия посещает дом каждого еврея, и в ожидании его принято ставить в центре стола предназначенную для него чашу вина. В представлении народа Илия не только объявит пришествие избавителя Израиля, но и облегчит участь общин, страдающих от религиозных гонений, и раскроет ложь [[Кровавый Навет|кровавых наветов]], обычно угрожающих евреям в Песах. Любовь народа к Илие и вера в его чудотворное заступничество отражаются не только в фольклоре, но и в том, какое место отведено ему в литургических гимнах, распеваемых в исход субботы. В наиболее популярной из посвященных ему хвалебных песен «Элияху hа-нави, Элияху hа-тишби», которая содержится уже в молитвеннике, составленном Давидом бен Иосефом Абудархамом (14 в.), перечисляются в алфавитном порядке деяния пророка, сложившиеся о нем предания и легенды и возлагаемые на него надежды.
+
== Элияhу  в иудаизме ==
== Элияhу  в иудаизме ==
-
Известен с 8 в. обычай отводить при [[Обрезание|обрезании]] рядом с креслом [[Сандак|сандака]] почетное место Илии (так называемое кресло Илии), на которое кладут младенца перед совершением обряда. При этом лицо, совершающее обрезание (мохел), возглашает: «Вот кресло пророка Илии, да будет помянут он добром». Обычай основан на раннесредневековой аггаде о незримом присутствии Илии при каждом акте приобщения младенца к союзу (брит) еврейского народа с Богом (ср. «Вот посылаю Я посланника Завета, которого вы желаете», Мал. 3:1, а также ПдрЭ.29 и Зохар, Лех Леха 93а). В синагогах кресло, отведенное Илие, обычно выделяется нарядностью.
+
Сказания о явлении Элияhу (гиллуй Элияhу) праведникам и благочестивым, часто встречающиеся в талмудической и [[мидраш]]истской литературе, получили дальнейшее развитие в литературе каббалы и [[хасидизм]]а. Будучи в народном сознании защитником обездоленных и воплощением справедливости, Элияhу появляется в канун [[Песах]], снабжая бедняков всем необходимым для пасхальной трапезы ([[седер]]) и наказывая богатых скупцов, отказывающих беднякам в помощи; в ночь седера Элияhу посещает дом каждого еврея, и в ожидании его принято ставить в центре стола предназначенную для него чашу вина. В представлении народа Элияhу не только объявит пришествие избавителя Израиля, но и облегчит участь общин, страдающих от религиозных гонений, и раскроет ложь [[Кровавый Навет|кровавых наветов]], обычно угрожающих евреям в [[Песах]].
-
С именем Илии связана находящаяся на северо-западном склоне горы Кармел у Хайфы так называемая пещера Илии, в которой, согласно преданию, пророк ночевал по пути к вершине горы, где состоялась его встреча с пророками Ваала. Приписываемые пещере целительные свойства сделали ее местом массового паломничества, совершаемого в месяце [[Ав|ав]].
+
Любовь народа к Элияhу и вера в его чудотворное заступничество отражаются не только в фольклоре, но и в том, какое место отведено ему в литургических гимнах, распеваемых в исход [[Шабат]]а. В наиболее популярной из посвященных ему хвалебных песен «Элияху hа-нави, Элияху hа-тишби», которая содержится уже в молитвеннике, составленном Давидом бен Иосефом Абудархамом (14 в.), перечисляются в алфавитном порядке деяния пророка, сложившиеся о нем предания и легенды и возлагаемые на него надежды.
 +
 
 +
Известен с 8 в. обычай отводить при [[Обрезание|обрезании]] рядом с креслом [[Сандак|сандака]] почетное место Элияhу (так называемое кресло Элияhу), на которое кладут младенца перед совершением обряда. При этом [[Моhель|лицо, совершающее обрезание]], возглашает: «Вот кресло пророка Элияhу, да будет помянут он добром». Обычай основан на раннесредневековой аггаде о незримом присутствии Элияhу при каждом акте приобщения младенца к союзу (брит) еврейского народа с Богом (ср. «Вот посылаю Я посланника Завета, которого вы желаете», Мал. 3:1, а также ПдрЭ.29 и Зохар, Лех Леха 93а). В синагогах кресло, отведенное Элияhу, обычно выделяется нарядностью.
 +
 
 +
С именем Элияhу связана находящаяся на северо-западном склоне горы [[Кармель]] у Хайфы так называемая пещера Элияhу, в которой, согласно преданию, пророк ночевал по пути к вершине горы, где состоялась его встреча с пророками Ваала. Приписываемые пещере целительные свойства сделали ее местом массового паломничества, совершаемого в месяце [[ав]].
== Элияhу в христианстве ==
== Элияhу в христианстве ==
-
В христианской традиции Илия отождествлен с одним из «свидетелей», упоминаемых в Откровении Иоанна Богослова (глава 11). Согласно евангелиям, некоторые принимали за Илию [[Иоанн Креститель|Иоанна Крестителя]] или даже Иисуса (Матф. 11:14; Лука 9:9; Иоан. 1:21). В преданиях о преображении Иисуса Илия вместе с Моисеем является апостолам и беседует с Иисусом (Марк 9:4; Матф. 17:3–13; Лука 9:30).
+
В христианской традиции Элияhу (Илия) отождествлен с одним из «свидетелей», упоминаемых в Откровении Иоанна Богослова (глава 11). Согласно евангелиям, некоторые принимали за Элияhу [[Иоанн Креститель|Иоанна Крестителя]] или даже Иисуса (Матф. 11:14; Лука 9:9; Иоан. 1:21). В преданиях о преображении Иисуса Элияhу вместе с Моисеем является апостолам и беседует с Иисусом (Марк 9:4; Матф. 17:3–13; Лука 9:30).
 +
 
 +
По названию родного города в синодальном переводе иногда Элияhу называют "Илия Фесвитянин"
== Элияhу в исламе ==
== Элияhу в исламе ==
-
В исламе соответствующий библейскому Илие Ильяс (Коран, сура 8:65) напрасно призывал израильтян не поклоняться Ваалу. Согласно позднейшим преданиям, Аллах сделал Ильяса бессмертным. Некоторые комментаторы отождествляют с ним «раба Божьего» (там же, сура 18:64), испытывающего силу веры Моисея. Он также считается покровителем путешествующих по суше.
+
В исламе соответствующий библейскому Элияhу Ильяс (Коран, сура 8:65) напрасно призывал израильтян не поклоняться Ваалу. Согласно позднейшим преданиям, Аллах сделал Ильяса бессмертным. Некоторые комментаторы отождествляют с ним «раба Божьего» (там же, сура 18:64), испытывающего силу веры Моисея. Он также считается покровителем путешествующих по суше.
== Влияние на современную культуру ==
== Влияние на современную культуру ==
Сюжет фильма "Укрощение строптивого" (1980 г) содержит множество аллюзий на историю. Имя главного героя Элиа соответствует имени библейского пророка, смысл деяний которого перекликается со многими эпизодами в фильме. Так, например, сцена, в которой Элиа разговаривает с воронами, соответствует истории о том, как пророка накормили вороны. Разговор со священником, где Элиа спрашивает о видах на урожай, содержит намёк на эпизод, в котором пророк Элияhу предсказывал голод.
Сюжет фильма "Укрощение строптивого" (1980 г) содержит множество аллюзий на историю. Имя главного героя Элиа соответствует имени библейского пророка, смысл деяний которого перекликается со многими эпизодами в фильме. Так, например, сцена, в которой Элиа разговаривает с воронами, соответствует истории о том, как пророка накормили вороны. Разговор со священником, где Элиа спрашивает о видах на урожай, содержит намёк на эпизод, в котором пророк Элияhу предсказывал голод.
-
{{ElevenCopyRight|11779|ИЛИЯ}}
+
{{ElevenCopyRight|11779|ЭЛИЯHУ}}
-
 
+
[[Категория:Библейские персонажи]]
[[Категория:Библейские персонажи]]
 +
{{Библейские пророки|Письменные}}

Версия 12:59, 8 июня 2012

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья


Элияhу (אֵלִיָּהוּ, אֵלִיָּה, Элияху, Элия; в русской традиции Илия-пророк) - израильский пророк времен царя Ахава и его сына Ахазии (9 в. до н. э.), наиболее значительная фигура эпохи «устных пророков».

Жизни и деятельности Элияhу посвящен в Танахе цикл историй, возникших, по всей видимости, в кругах учеников и последователей пророка. Появление Элияhу так же неожиданно, как и его чудесный конец, вознесение на небо, — событие совершенно уникальное во всей Библии. Беззаветная преданность Элияhу Богу и его самоотверженная борьба против идолопоклонства, процветавшего при Ахаве (а точнее при его гордой и властолюбивой жене, финикиянке Изевель), и против царских беззаконий превратили Элияhу в идеальную фигуру израильского пророка для всей последующей библейской и пророческой литературы. Ожиданием возвращения Элияhу — первого пророка, боровшегося за чистоту веры и социальную справедливость, — завершает свою книгу последний из «письменных пророков» (Мал. 3:23–24).

Содержание

Биография Элияhу

Элияhу, по-видимому, был родом из города Тишбе в Гиладе. В Библии Элияhу представлен как нищенствующий аскет-подвижник (II Ц. 1:8), сильная личность, вокруг которой сложилась плеяда молодых пророков, бней hа-невиим (буквально `сыновья пророков`), посвятивших себя единому Богу Израиля (II Ц. 2:3, 5, 7, 15) и бескомпромиссно боровшихся с соперничающим культом финикийских Ваалов. Проникнутый твердой верой в Бога, Элияhу вступает в борьбу как с народными массами, которые «хромают на оба колена», так и с царем Ахавом, относящимся терпимо к насаждению царицей Изевель культов Тирского Ваала и Ашеры. Усматривая в распространении чужих культов угрозу религиозной самостоятельности израильского народа, Элияhу вступает в конфликт с царским двором, стремившимся укрепить экономический и политический союз с Финикией. Элияhу становится выразителем политической оппозиции дому Омри, представители которого, сохраняя личную верность Богу Израиля (ср. имена сыновей Ахава, Ахазия и Иехорам, включающие теофорные элементы -ия и иехо-), толерантно относятся к явлениям политеизма в их царстве. Разгневанная выступлениями Элияhу, Изевель преследует его последователей, беспощадно истребляет их и, наконец, грозит убить самого Элияhу (I Ц. 18:4, 13; 19:2).

Первое открытое столкновение между Элияhуй и Ахавом, согласно библейскому повествованию, происходит во время длящейся уже два года засухи, в которой пророк и его последователи видят Божественную кару за идолопоклонство. Представ перед царем, Элияhу заявляет: «Не будет в эти годы ни росы, ни дождя, разве лишь по слову моему» (I Ц. 17:1). Когда же на третий год Бог велит Элияhу явиться перед Ахавом и обещать ему положить засухе конец, Элияhу требует от Ахава собрать «весь Израиль», а также 450 пророков Ваала и 400 пророков Ашеры на горе Кармел и там обращается к народу с призывом раз и навсегда сделать выбор между Богом Израиля и Ваалом. Элияhу предлагает пророкам Ваала ниспослать огонь, который поглотит возложенную ими на алтарь жертву. После неудачи жрецов Ваала, бесновавшихся и взывавших к своему божеству «с утра до полудня», Элияhу восстанавливает разрушенный жертвенник Богу, возлагает на него жертву, велит трижды полить ее и дрова водой и возносит краткую молитву, после которой сошедший с неба огонь немедленно поглощает «и жертву, и дрова, и камень, и песок, и воду». Народ, пав ниц, возглашает: «Яхве есть Бог»; Элияhу велит схватить пророков Ваала и заколоть их (I Ц. 18:1, 19–40). Бог прощает кающийся народ и прекращает засуху обильным дождем. Ахав не противится действиям Элияhу, и тот, в знак лояльности царю, бежит перед его колесницей от горы Кармел до Изреельской долины (там же, 18:45–46).

Спасаясь от мести Изевель за избиение пророков Ваала и Ашеры, Элияhу уходит в пустыню, где, обессиленный, просит смерти. Явившийся ему ангел подкрепляет его силы и велит продолжать путь. После 40 дней скитаний Элияhу приходит к горе Хорев и там, где Бог явился Моисею в неопалимой купине (Исх. 3:1–5), Он является и Элияhу, однако не в вихре, «разрушающем горы и расщепляющем скалы, не в громе, не в огне, но в тихом веянии ветра» (I Ц. 19:11 — 12). Бог велит Элияhу подготовить к их миссии людей, которые станут орудием Его кары: Хазаэля помазать в цари Арама, Иеху — в цари Израиля, а Элишу — преемником Элияhу.

Хотя главной причиной борьбы Элияhу с Ахавом и Изевель было поощрение ими идолопоклонства, однако не оно, но несправедливость и беззаконие, проявленные ими в неправедном суде и казни Навота, и присвоение его угодья вызвали ярый гнев пророка, и именно за этот грех предсказал Элияhу позорную смерть Изевель и гибель всего дома Омри (I Ц. 21).

Чудеса Элияhу

  • Навёл голод (3 Цар.17:3)
  • Низвёл огонь на землю (3 Цар.18:36-38)
  • Низводил огонь с небес как для наказания грешников, так и для знамения истинности Богопочитания
  • Воскресил отрока, который предполагается, что был впоследствии пророк Йона.
  • Разделял реку Иордан подобно Моше, ударив по ней своей одеждою.
  • Говорил с Богом лицо в лицо, закрыв при этом своё лицо.
  • по его молитве заключилось Небо и не давало дождя.
  • по Слову Бога пищу ему приносили вороны и Ангелы
  • по его слову пища в доме вдовы не кончалась.
  • полагается, что он есть один из двух светильников предстоящих перед Богом и помазанных Им (пророк Захария)
  • был вознесён живым на Небо за особую праведность перед Богом

Вознесение и возвращение пророка

Танах рассказывает, что Элияhу был взят на небо живым: «вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Элияhу в вихре на Небо»  (4Цар.2:11). Согласно традиции, до него живым на небеса был взят лишь Енох, живший до Потопа.

Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова описывает это событие так: «Илия сокрыт был вихрем, — и Елисей исполнился духом его»  (Сирах.48:12). Согласно ей, Элияhу оставил пророку Элиша свою верхнюю одежду, сбросив её тому уже с огненной колесницы.

Это чудесное вознесение пророка в огненной колеснице отводит ему особое место как в еврейской эсхатологии, так и в литературе Аггады и каббалы. Пророчество Малахи (3:23), согласно которому Элияhу явится Израилю «перед наступлением дня Господня, великого и страшного», стало исходным пунктом для ассоциации Элияhу с мессианской эрой. В хвалебной речи об Элияhу в книге Бен-Сиры Премудрость (около 170 г. до н. э.) ему приписывается будущее восстановление «колен Израиля» (48:10). Таннаи также считали, что Элияhу предназначено «водворить мир на земле и соединить разрозненных» (Эд. 8:7), а также разрешить накопившиеся в течение веков разногласия и споры по вопросам Галахи и разъяснить те места в Библии, которые кажутся противоречивыми или непонятными (Мен. 45 а; АдрН. 34:4; Чис. Р. 3:13).

Элияhу в иудаизме

Сказания о явлении Элияhу (гиллуй Элияhу) праведникам и благочестивым, часто встречающиеся в талмудической и мидрашистской литературе, получили дальнейшее развитие в литературе каббалы и хасидизма. Будучи в народном сознании защитником обездоленных и воплощением справедливости, Элияhу появляется в канун Песах, снабжая бедняков всем необходимым для пасхальной трапезы (седер) и наказывая богатых скупцов, отказывающих беднякам в помощи; в ночь седера Элияhу посещает дом каждого еврея, и в ожидании его принято ставить в центре стола предназначенную для него чашу вина. В представлении народа Элияhу не только объявит пришествие избавителя Израиля, но и облегчит участь общин, страдающих от религиозных гонений, и раскроет ложь кровавых наветов, обычно угрожающих евреям в Песах.

Любовь народа к Элияhу и вера в его чудотворное заступничество отражаются не только в фольклоре, но и в том, какое место отведено ему в литургических гимнах, распеваемых в исход Шабата. В наиболее популярной из посвященных ему хвалебных песен «Элияху hа-нави, Элияху hа-тишби», которая содержится уже в молитвеннике, составленном Давидом бен Иосефом Абудархамом (14 в.), перечисляются в алфавитном порядке деяния пророка, сложившиеся о нем предания и легенды и возлагаемые на него надежды.

Известен с 8 в. обычай отводить при обрезании рядом с креслом сандака почетное место Элияhу (так называемое кресло Элияhу), на которое кладут младенца перед совершением обряда. При этом лицо, совершающее обрезание, возглашает: «Вот кресло пророка Элияhу, да будет помянут он добром». Обычай основан на раннесредневековой аггаде о незримом присутствии Элияhу при каждом акте приобщения младенца к союзу (брит) еврейского народа с Богом (ср. «Вот посылаю Я посланника Завета, которого вы желаете», Мал. 3:1, а также ПдрЭ.29 и Зохар, Лех Леха 93а). В синагогах кресло, отведенное Элияhу, обычно выделяется нарядностью.

С именем Элияhу связана находящаяся на северо-западном склоне горы Кармель у Хайфы так называемая пещера Элияhу, в которой, согласно преданию, пророк ночевал по пути к вершине горы, где состоялась его встреча с пророками Ваала. Приписываемые пещере целительные свойства сделали ее местом массового паломничества, совершаемого в месяце ав.

Элияhу в христианстве

В христианской традиции Элияhу (Илия) отождествлен с одним из «свидетелей», упоминаемых в Откровении Иоанна Богослова (глава 11). Согласно евангелиям, некоторые принимали за Элияhу Иоанна Крестителя или даже Иисуса (Матф. 11:14; Лука 9:9; Иоан. 1:21). В преданиях о преображении Иисуса Элияhу вместе с Моисеем является апостолам и беседует с Иисусом (Марк 9:4; Матф. 17:3–13; Лука 9:30).

По названию родного города в синодальном переводе иногда Элияhу называют "Илия Фесвитянин"

Элияhу в исламе

В исламе соответствующий библейскому Элияhу Ильяс (Коран, сура 8:65) напрасно призывал израильтян не поклоняться Ваалу. Согласно позднейшим преданиям, Аллах сделал Ильяса бессмертным. Некоторые комментаторы отождествляют с ним «раба Божьего» (там же, сура 18:64), испытывающего силу веры Моисея. Он также считается покровителем путешествующих по суше.

Влияние на современную культуру

Сюжет фильма "Укрощение строптивого" (1980 г) содержит множество аллюзий на историю. Имя главного героя Элиа соответствует имени библейского пророка, смысл деяний которого перекликается со многими эпизодами в фильме. Так, например, сцена, в которой Элиа разговаривает с воронами, соответствует истории о том, как пророка накормили вороны. Разговор со священником, где Элиа спрашивает о видах на урожай, содержит намёк на эпизод, в котором пророк Элияhу предсказывал голод.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ЭЛИЯHУ в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация