Элияhу ( Илия, библейский пророк)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 19:59, 17 июня 2012; Raphael (Обсуждение | вклад)
Перейти к: навигация, поиск
Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья


Элияhу (אֵלִיָּהוּ, אֵלִיָּה, Элияху, Элия; в русской традиции Илия-пророк) - израильский пророк времен царя Ахава и его сына Ахазии (9 в. до н. э.), наиболее значительная фигура эпохи «устных пророков».

Жизни и деятельности Элияhу посвящен в Танахе цикл историй, возникших, по всей видимости, в кругах учеников и последователей пророка. Появление Элияhу так же неожиданно, как и его чудесный конец, вознесение на небо, — событие совершенно уникальное во всей Библии. Беззаветная преданность Элияhу Богу и его самоотверженная борьба против идолопоклонства, процветавшего при Ахаве (а точнее при его гордой и властолюбивой жене, финикиянке Изевель), и против царских беззаконий превратили Элияhу в идеальную фигуру израильского пророка для всей последующей библейской и пророческой литературы. Ожиданием возвращения Элияhу — первого пророка, боровшегося за чистоту веры и социальную справедливость, — завершает свою книгу последний из «письменных пророков» (Мал. 3:23–24).

Содержание

Биография Элияhу

Элияhу, по-видимому, был родом из города Тишбе в Гиладе. В Библии Элияhу представлен как нищенствующий аскет-подвижник (II Ц. 1:8), сильная личность, вокруг которой сложилась плеяда молодых пророков, бней hа-невиим (буквально `сыновья пророков`), посвятивших себя единому Богу Израиля (II Ц. 2:3, 5, 7, 15) и бескомпромиссно боровшихся с соперничающим культом финикийских Ваалов. Проникнутый твердой верой в Бога, Элияhу вступает в борьбу как с народными массами, которые «хромают на оба колена», так и с царем Ахавом, относящимся терпимо к насаждению царицей Изевель культов Тирского Ваала и Ашеры. Усматривая в распространении чужих культов угрозу религиозной самостоятельности израильского народа, Элияhу вступает в конфликт с царским двором, стремившимся укрепить экономический и политический союз с Финикией. Элияhу становится выразителем политической оппозиции дому Омри, представители которого, сохраняя личную верность Богу Израиля (ср. имена сыновей Ахава, Ахазия и Иехорам, включающие теофорные элементы -ия и иехо-), толерантно относятся к явлениям политеизма в их царстве. Разгневанная выступлениями Элияhу, Изевель преследует его последователей, беспощадно истребляет их и, наконец, грозит убить самого Элияhу (I Ц. 18:4, 13; 19:2).

Первое открытое столкновение между Элияhуй и Ахавом, согласно библейскому повествованию, происходит во время длящейся уже два года засухи, в которой пророк и его последователи видят Божественную кару за идолопоклонство. Представ перед царем, Элияhу заявляет: «Не будет в эти годы ни росы, ни дождя, разве лишь по слову моему» (I Ц. 17:1). Когда же на третий год Бог велит Элияhу явиться перед Ахавом и обещать ему положить засухе конец, Элияhу требует от Ахава собрать «весь Израиль», а также 450 пророков Ваала и 400 пророков Ашеры на горе Кармел и там обращается к народу с призывом раз и навсегда сделать выбор между Богом Израиля и Ваалом. Элияhу предлагает пророкам Ваала ниспослать огонь, который поглотит возложенную ими на алтарь жертву. После неудачи жрецов Ваала, бесновавшихся и взывавших к своему божеству «с утра до полудня», Элияhу восстанавливает разрушенный жертвенник Богу, возлагает на него жертву, велит трижды полить ее и дрова водой и возносит краткую молитву, после которой сошедший с неба огонь немедленно поглощает «и жертву, и дрова, и камень, и песок, и воду». Народ, пав ниц, возглашает: «Яхве есть Бог»; Элияhу велит схватить пророков Ваала и заколоть их (I Ц. 18:1, 19–40). Бог прощает кающийся народ и прекращает засуху обильным дождем. Ахав не противится действиям Элияhу, и тот, в знак лояльности царю, бежит перед его колесницей от горы Кармел до Изреельской долины (там же, 18:45–46).

Спасаясь от мести Изевель за избиение пророков Ваала и Ашеры, Элияhу уходит в пустыню, где, обессиленный, просит смерти. Явившийся ему ангел подкрепляет его силы и велит продолжать путь. После 40 дней скитаний Элияhу приходит к горе Хорев и там, где Бог явился Моисею в неопалимой купине (Исх. 3:1–5), Он является и Элияhу, однако не в вихре, «разрушающем горы и расщепляющем скалы, не в громе, не в огне, но в тихом веянии ветра» (I Ц. 19:11 — 12). Бог велит Элияhу подготовить к их миссии людей, которые станут орудием Его кары: Хазаэля помазать в цари Арама, Иеху — в цари Израиля, а Элишу — преемником Элияhу.

Хотя главной причиной борьбы Элияhу с Ахавом и Изевель было поощрение ими идолопоклонства, однако не оно, но несправедливость и беззаконие, проявленные ими в неправедном суде и казни Навота, и присвоение его угодья вызвали ярый гнев пророка, и именно за этот грех предсказал Элияhу позорную смерть Изевель и гибель всего дома Омри (I Ц. 21).

Чудеса Элияhу

  • Навёл голод (3 Цар.17:3)
  • Низвёл огонь на землю (3 Цар.18:36-38)
  • Низводил огонь с небес как для наказания грешников, так и для знамения истинности Богопочитания
  • Воскресил отрока, который предполагается, что был впоследствии пророк Йона.
  • Разделял реку Иордан подобно Моше, ударив по ней своей одеждою.
  • Говорил с Богом лицо в лицо, закрыв при этом своё лицо.
  • по его молитве заключилось Небо и не давало дождя.
  • по Слову Бога пищу ему приносили вороны и Ангелы
  • по его слову пища в доме вдовы не кончалась.
  • полагается, что он есть один из двух светильников предстоящих перед Богом и помазанных Им (пророк Захария)
  • был вознесён живым на Небо за особую праведность перед Богом

Вознесение и возвращение пророка

Танах рассказывает, что Элияhу был взят на небо живым: «вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Элияhу в вихре на Небо»  (4Цар.2:11). Согласно традиции, до него живым на небеса был взят лишь Енох, живший до Потопа.

Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова описывает это событие так: «Илия сокрыт был вихрем, — и Елисей исполнился духом его»  (Сирах.48:12). Согласно ей, Элияhу оставил пророку Элиша свою верхнюю одежду, сбросив её тому уже с огненной колесницы.

Это чудесное вознесение пророка в огненной колеснице отводит ему особое место как в еврейской эсхатологии, так и в литературе Аггады и каббалы. Пророчество Малахи (3:23), согласно которому Элияhу явится Израилю «перед наступлением дня Господня, великого и страшного», стало исходным пунктом для ассоциации Элияhу с мессианской эрой. В хвалебной речи об Элияhу в книге Бен-Сиры Премудрость (около 170 г. до н. э.) ему приписывается будущее восстановление «колен Израиля» (48:10). Таннаи также считали, что Элияhу предназначено «водворить мир на земле и соединить разрозненных» (Эд. 8:7), а также разрешить накопившиеся в течение веков разногласия и споры по вопросам Галахи и разъяснить те места в Библии, которые кажутся противоречивыми или непонятными (Мен. 45 а; АдрН. 34:4; Чис. Р. 3:13).

Элияhу в иудаизме

Сказания о явлении Элияhу (гиллуй Элияhу) праведникам и благочестивым, часто встречающиеся в талмудической и мидрашистской литературе, получили дальнейшее развитие в литературе каббалы и хасидизма. Будучи в народном сознании защитником обездоленных и воплощением справедливости, Элияhу появляется в канун Песах, снабжая бедняков всем необходимым для пасхальной трапезы (седер) и наказывая богатых скупцов, отказывающих беднякам в помощи; в ночь седера Элияhу посещает дом каждого еврея, и в ожидании его принято ставить в центре стола предназначенную для него чашу вина. В представлении народа Элияhу не только объявит пришествие избавителя Израиля, но и облегчит участь общин, страдающих от религиозных гонений, и раскроет ложь кровавых наветов, обычно угрожающих евреям в Песах.

Любовь народа к Элияhу и вера в его чудотворное заступничество отражаются не только в фольклоре, но и в том, какое место отведено ему в литургических гимнах, распеваемых в исход Шабата. В наиболее популярной из посвященных ему хвалебных песен «Элияху hа-нави, Элияху hа-тишби», которая содержится уже в молитвеннике, составленном Давидом бен Иосефом Абудархамом (14 в.), перечисляются в алфавитном порядке деяния пророка, сложившиеся о нем предания и легенды и возлагаемые на него надежды.

Файл:Chair of Elijah.JPG
кресло Элияhу

Известен с 8 в. обычай отводить при обрезании рядом с креслом сандака почетное место Элияhу (так называемое кресло Элияhу), на которое кладут младенца перед совершением обряда. При этом лицо, совершающее обрезание, возглашает: «Вот кресло пророка Элияhу, да будет помянут он добром». Обычай основан на раннесредневековой аггаде о незримом присутствии Элияhу при каждом акте приобщения младенца к союзу (брит) еврейского народа с Богом (ср. «Вот посылаю Я посланника Завета, которого вы желаете», Мал. 3:1, а также ПдрЭ.29 и Зохар, Лех Леха 93а). В синагогах кресло, отведенное Элияhу, обычно выделяется нарядностью.

С именем Элияhу связана находящаяся на северо-западном склоне горы Кармель у Хайфы так называемая пещера Элияhу, в которой, согласно преданию, пророк ночевал по пути к вершине горы, где состоялась его встреча с пророками Ваала. Приписываемые пещере целительные свойства сделали ее местом массового паломничества, совершаемого в месяце ав.

Элияhу в христианстве

Файл:Elijah.jpg
Русская икона "Илия-пророк", 18-ый век

В христианской традиции Элияhу (Илия) отождествлен с одним из «свидетелей», упоминаемых в Откровении Иоанна Богослова (глава 11). Согласно евангелиям, некоторые принимали за Элияhу Иоанна Крестителя или даже Иисуса (Матф. 11:14; Лука 9:9; Иоан. 1:21). В преданиях о преображении Иисуса Элияhу вместе с Моисеем является апостолам и беседует с Иисусом (Марк 9:4; Матф. 17:3–13; Лука 9:30).

По названию родного города в синодальном переводе иногда Элияhу называют "Илия Фесвитянин"

Элияhу в исламе

В исламе соответствующий библейскому Элияhу Ильяс (Коран, сура 8:65) напрасно призывал израильтян не поклоняться Ваалу. Согласно позднейшим преданиям, Аллах сделал Ильяса бессмертным. Некоторые комментаторы отождествляют с ним «раба Божьего» (там же, сура 18:64), испытывающего силу веры Мусы (Моше). Он также считается покровителем путешествующих по суше.

Файл:Mir Sayyid Ali Ilia prorok.jpg
Ильяс спасает тонущего Нур ад-Дахра. Хамзанаме.

Влияние на современную культуру

Сюжет фильма "Укрощение строптивого" (1980 г) содержит множество аллюзий на историю. Имя главного героя Элиа соответствует имени библейского пророка, смысл деяний которого перекликается со многими эпизодами в фильме. Так, например, сцена, в которой Элиа разговаривает с воронами, соответствует истории о том, как пророка накормили вороны. Разговор со священником, где Элиа спрашивает о видах на урожай, содержит намёк на эпизод, в котором пророк Элияhу предсказывал голод.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ЭЛИЯHУ в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация