Юдифь

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (1 версия)
Shcootsn (Обсуждение | вклад)
(В кинематографе)
(1 промежуточная версия не показана)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Другие значения|Кац, Мария Львовна}}
+
{{IsFromWiki}}{{Другие значения|Кац, Мария Львовна}}
[[Файл:Giorgione 038.jpg|thumb|220px|''«[[Юдифь (картина Джорджоне)|Юдифь]]»'', картина [[Джорджоне]]]]
[[Файл:Giorgione 038.jpg|thumb|220px|''«[[Юдифь (картина Джорджоне)|Юдифь]]»'', картина [[Джорджоне]]]]
'''Юди́фь''' ({{lang-he|יהודית}} — ''Йехуди́т'', женский вариант имени [[Иехуда]]) — персонаж [[Ветхий Завет|ветхозаветной]] [[второканонические книги|второканонической]] ''«Книги Юдифи»'', [[еврей]]ская [[вдова]], спасшая свой родной город от нашествия [[Ассирия|ассирийцев]].
'''Юди́фь''' ({{lang-he|יהודית}} — ''Йехуди́т'', женский вариант имени [[Иехуда]]) — персонаж [[Ветхий Завет|ветхозаветной]] [[второканонические книги|второканонической]] ''«Книги Юдифи»'', [[еврей]]ская [[вдова]], спасшая свой родной город от нашествия [[Ассирия|ассирийцев]].
Строка 34: Строка 34:
=== В литературе ===
=== В литературе ===
-
Образ Юдифи распространился в европейской литературе. Ок. [[1000]] г. о ней написал проповедь англо-саксонский аббат Эльфрик (см. «[[:en:Judith (homily)|Judith]]»), поэма «[[:en:Judith (poem)|Judith]]» на старо-английском языке в Кодексе Вителлиусе следует за «[[Беовульф]]ом».
+
Образ Юдифи распространился в европейской литературе. Ок. [[1000]] г. о ней написал проповедь англо-саксонский аббат Эльфрик (см. «[[:en:Judith (homily)|Judith]]»), поэма «[[:en:Judith (poem)|Judith]]» на старо-английском языке в Кодексе Вителлиусе следует за «[[Беовульф]]ом».
В эпоху Возрождения история вдовы стала примером мужества местных жителей перед лицом иностранной интервенции. Далмацкий гуманист [[Марко Марулич]] (1450—1524) обработал эту легенду в ренессансный роман «Judita», вдохновляясь современной ему героической борьбой хорватов против Оттоманской империи.
В эпоху Возрождения история вдовы стала примером мужества местных жителей перед лицом иностранной интервенции. Далмацкий гуманист [[Марко Марулич]] (1450—1524) обработал эту легенду в ренессансный роман «Judita», вдохновляясь современной ему героической борьбой хорватов против Оттоманской империи.
Строка 49: Строка 49:
=== В музыке ===
=== В музыке ===
* [[1693]]: Оратория ''«La Giuditta»'' [[Алессандро Скарлатти]]
* [[1693]]: Оратория ''«La Giuditta»'' [[Алессандро Скарлатти]]
-
* [[1716]]: ''«Juditha triumphans»'' [[Антонио Вивальди]]
+
* [[1716]]: ''«Juditha triumphans»'' — [[Антонио Вивальди]]
-
* [[1771]]: ''«La Betulia Liberata»'' [[Моцарт]]
+
* [[1771]]: ''«La Betulia Liberata»'' — [[Моцарт]]
-
* [[1863]]: ''«Юдифь»'' опера [[Серов, Александр|Александра Серова]]. На премьере в роли Олоферна — Шаляпин
+
* [[1863]]: ''«Юдифь»'' — опера [[Серов, Александр Николаевич (композитор)|Александра Серова]].
 +
 
 +
=== В кинематографе ===
 +
* [[1913]]: «[[Юдифь из Бетулии]]» ({{lang-en|Judith of Bethulia}}) — художественный фильм режиссёра [[Гриффит, Дэвид|Дэвида Гриффита]]
== Ссылки ==
== Ссылки ==
Строка 94: Строка 97:
[[sw:Kitabu cha Yuditi]]
[[sw:Kitabu cha Yuditi]]
[[tl:Aklat ni Judit]]
[[tl:Aklat ni Judit]]
-
[[zh:友第德]]
+
[[zh:友第德]]{{WikiCopyRight}}

Версия 13:49, 10 января 2010

Файл:Giorgione 038.jpg
«Юдифь», картина Джорджоне

Юди́фь (ивр. יהודית‎ — Йехуди́т, женский вариант имени Иехуда) — персонаж ветхозаветной второканонической «Книги Юдифи», еврейская вдова, спасшая свой родной город от нашествия ассирийцев.

Содержание

Легенда

В Иудею вторглась огромная армия Навуходоносора под командованием полководца Олоферна. Вавилоняне осадили город Ветилуя (Бетулия), в котором жила целомудренная и богобоязненная молодая вдова Юдифь. Надежды для горожан не было никакой.

Файл:GENTILESCHI Judith.jpg
«Юдифь», картина Артемизии Джентилески
Файл:Gustav Klimt 039.jpg
«Юдифь», картина Климта

Надев красивые одежды и взяв с собой служанку, она отправилась в стан врага и сделала так, что Олоферн проникся к ней доверием. Когда в один из вечеров он засыпает пьяным, она отрезает ему голову и возвращается в родной город. Вражеская армия, оказавшись без начальника, в панике разбегается. Юдифь вернулась к своей прежней жизни и до конца соблюдала безбрачие.

«Книга Юдифи»

Этот текст возник, как считается, в годы патриотического подъёма — во время восстания Маккавеев. Он был создан на основе более ранних устных преданий в сер. II в. до н. э.

Записанная версия имела хождение в иудейской среде и была очень популярна, став частью Танаха. Затем эта Книга была включена в Септуагинту. Но через некоторое время при окончательном отборе книг для канона Кетувима она была отброшена из-за моральной оценки подвига Юдифи — ведь героиня совершила его, пойдя на притворство и обман, убив доверившегося ей врага.

Оригинал на иврите не сохранился, книга дошла в греческом переводе. Существующие еврейские версии (равная по размеру греческой и сокращённый вариант) были сделаны в средние века (вероятно, обратный перевод).

«Книга Юдифи» входит в Септуагинту и является частью канона Ветхого Завета католической и православной церквей, но исключена из него, так же как и иудеями, протестантской церковью.

Жанр «Книги», вымысел и анахронизмы

«Книга» содержит ряд исторических анахронизмов, и большинство учёных оценивают её как вымысел — притчу, или даже первый исторический роман.

Как в историческом романе, сцены «Книги» оживлены, им придана конкретика обозначением определённого времени и места действия (пусть и не точных), и, как во всех исторических романах, она расцвечена именами важных исторических личностей: в данном случае это царь Навуходоносор, фигурирующий также в «Книге Эсфири» и «Книге Даниила» — но ни в одной из них нет такого числа «исторических» деталей, как в «Книге Юдифи». Самые первые строчки — это не классические «Однажды давным-давно», а строго конкретные «В 12-й год царствования Навуходоносора, царствовавшего над Ассириянами в великом городе Ниневии…».

Файл:Sandro Botticelli 020.jpg
Сандро Боттичелли, «Возвращение Юдифи в Ветилую»

Родной город Юдифи называется Ветилуя, о котором говорится, что он занимает важное стратегическое место на пути в Иудею, скорее всего — вымышленный географический пункт, хотя некоторые отождествляют его с городом Meselieh. Место, где разбил свой лагерь Олоферн, отождествляют с районом Shechem.

Главной погрешностью истории является утверждение о том, что подвиг Юдифи остановил вторжение Навуходоносора и разгром Иудеи, в то время, как Навуходоносору на самом деле эту страну завоевать удалось.

Хотя «Книга» не является частью официального иудейского религиозного канона, он стал частью концепции ортодоксального иудаизма, представители которого относят время его действия к тому периоду, когда Иудея боролась с Селевкидами в эллинистический период. История Юдифи расценивается как событие, связанное с фактами военных действий того периода, и считается, что она имеет отношение к второстепенным обстоятельствам еврейского праздника Ханука (см. также 1-ю и 2-ю книги Маккавеев).

Юдифь в мировой культуре

Файл:Judith mit dem Haupt des Holofernes.jpg
«Юдифь с головой Олоферна», картина Кранаха

В литературе

Образ Юдифи распространился в европейской литературе. Ок. 1000 г. о ней написал проповедь англо-саксонский аббат Эльфрик (см. «Judith»), поэма «Judith» на старо-английском языке в Кодексе Вителлиусе следует за «Беовульфом».

В эпоху Возрождения история вдовы стала примером мужества местных жителей перед лицом иностранной интервенции. Далмацкий гуманист Марко Марулич (1450—1524) обработал эту легенду в ренессансный роман «Judita», вдохновляясь современной ему героической борьбой хорватов против Оттоманской империи.

  • Лев Мей, стихотворение «Юдифь» (1855 год)

В изобразительном искусстве

Донателло изваял знаменитую бронзовую скульптуру «Юдифь и Олоферн», используя её как аллегорию борьбы флорентийской коммуны против тирании. Микеланджело изобразил Юдифь в углу Сикстинской капеллы. Эта тема интересовала Боттичелли, Джорджоне, Тицианa, Веронезе, Караваджо («Юдифь и Олоферн»), Беккафуми, Рембрандта, Рубенса, Августа Риделя и т. д.

Файл:Cristofano Allori 002.jpg
Кристофано Аллори, Юдифь с головой Олоферна, ок.1580

В европейском искусстве Юдифь изображается либо в процессе убийства, либо уже с отрубленной головой Олоферна в руках. В последнем случае за её плечами обычно пишут служанку (ту самую, с которой она пришла в лагерь) — для того, чтобы отличать её от Саломеи, которая обычно держит отрубленную голову Иоанна Крестителя на серебряном блюде. Тем не менее, в северноевропейской традиции можно найти Юдифь и со служанкой, и с блюдом — это знаменитый пример, приведённый Панофским, о том, что эрудиция необходима для изучения иконографии. Широко распространились и гравюры, сочетающие вечные темы секса и насилия, на которых Юдифь часто изображалась обнажённой. Из крупных мастеров гравюры на этот сюжет создавали Пармиджанино и Жак Калло, а также по рисункам Мантеньи.

В музыке

  • 1693: Оратория «La Giuditta» Алессандро Скарлатти
  • 1716: «Juditha triumphans» — Антонио Вивальди
  • 1771: «La Betulia Liberata» — Моцарт
  • 1863: «Юдифь» — опера Александра Серова.

В кинематографе

  • 1913: «Юдифь из Бетулии» (англ. Judith of Bethulia) — художественный фильм режиссёра Дэвида Гриффита

Ссылки

ca:Llibre de Judit

cs:Kniha Júdit da:Judits Bogeo:Judit (libro)fi:Juditin kirjafur:Judite gl:Libro de Xudithr:Judita (knjiga) id:Kitab Yuditja:ユディト記 jv:Kitab Yudit ko:유딧기 la:Liber Iudith ml:യൂദിത്തിന്റെ പുസ്തകം nl:Judith (boek) nn:Judits bok no:Judits bok pl:Księga Judyty pt:Livro de Juditesk:Judit sv:Judits bok sw:Kitabu cha Yuditi tl:Aklat ni Judit zh:友第德Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация