Юдифь

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Ast-al (Обсуждение | вклад)
м (1 версия)
Строка 1: Строка 1:
 +
{{IsFromWiki}}{{Другие значения|Кац, Мария Львовна}} [[Image:Giorgione 038.jpg|thumb|220px]] '''Юди́фь''' ({{lang-he|יהודית}} — ''Йехуди́т'', женский вариант имени [[Иехуда]]) — персонаж [[Ветхий Завет|ветхозаветной]] [[Второканонические книги|второканонической]] ''«Книги Юдифи»'', [[Еврей]]ская [[Вдова]], спасшая свой родной город от нашествия [[Ассирия|ассирийцев]].
 +
== Легенда  ==
 +
 +
В [[Иудейское царство|Иудею]] вторглась огромная армия [[Навуходоносор]]а под командованием полководца [[Олоферн]]а. Вавилоняне осадили город Ветилуя (Бетулия), в котором жила целомудренная и богобоязненная молодая вдова Юдифь. Надежды для горожан не было никакой. [[Image:GENTILESCHI Judith.jpg|thumb|left]] [[Image:Gustav Klimt 039.jpg|thumb|left]] Надев красивые одежды и взяв с собой служанку, она отправилась в стан врага и сделала так, что Олоферн проникся к ней доверием. Когда в один из вечеров он засыпает пьяным, она отрезает ему голову и возвращается в родной город. Вражеская армия, оказавшись без начальника, в панике разбегается. Юдифь вернулась к своей прежней жизни и до конца соблюдала безбрачие.
 +
 +
== «Книга Юдифи»  ==
 +
 +
Этот текст возник, как считается, в годы патриотического подъёма — во время восстания [[Маккавеи|Маккавеев]]. Он был создан на основе более ранних устных преданий в сер. II в. до н. э.
 +
 +
Записанная версия имела хождение в иудейской среде и была очень популярна, став частью [[Танах]]а. Затем эта Книга была включена в [[Септуагинта|Септуагинту]]. Но через некоторое время при окончательном отборе книг для канона [[Кетувим]]а она была отброшена из-за моральной оценки подвига Юдифи — ведь героиня совершила его, пойдя на притворство и обман, убив доверившегося ей врага.
 +
 +
Оригинал на [[Иврит]]е не сохранился, книга дошла в греческом переводе. Существующие еврейские версии (равная по размеру греческой и сокращённый вариант) были сделаны в средние века (вероятно, обратный перевод).
 +
 +
«Книга Юдифи» входит в [[Септуагинта|Септуагинту]] и является частью канона [[Ветхий Завет|Ветхого Завета]] [[Римско-католическая церковь|католической]] и [[Православие|православной]] церквей, но исключена из него, так же как и иудеями, [[Протестантизм|протестантской]] церковью.
 +
 +
=== Жанр «Книги», вымысел и анахронизмы  ===
 +
 +
«Книга» содержит ряд исторических [[Анахронизм]]ов, и большинство учёных оценивают её как вымысел — [[Притча|притчу]], или даже первый [[Исторический роман]].
 +
 +
Как в историческом романе, сцены «Книги» оживлены, им придана конкретика обозначением определённого времени и места действия (пусть и не точных), и, как во всех исторических романах, она расцвечена именами важных исторических личностей: в данном случае это царь [[Навуходоносор]], фигурирующий также в «[[Книга Есфирь|Книге Эсфири]]» и «Книге Даниила» — но ни в одной из них нет такого числа «исторических» деталей, как в «Книге Юдифи». Самые первые строчки — это не классические «Однажды давным-давно», а строго конкретные «В 12-й год царствования [[Навуходоносор]]а, царствовавшего над Ассириянами в великом городе [[Ниневия|Ниневии]]…». [[Image:Sandro Botticelli 020.jpg|thumb]]
 +
 +
Родной город Юдифи называется ''Ветилуя'', о котором говорится, что он занимает важное стратегическое место на пути в Иудею, скорее всего — вымышленный географический пункт, хотя некоторые отождествляют его с городом ''Meselieh''. Место, где разбил свой лагерь Олоферн, отождествляют с районом ''Shechem''.
 +
 +
Главной погрешностью истории является утверждение о том, что подвиг Юдифи остановил вторжение Навуходоносора и разгром Иудеи, в то время, как Навуходоносору на самом деле эту страну завоевать удалось.
 +
 +
Хотя «Книга» не является частью официального иудейского религиозного канона, он стал частью концепции ортодоксального иудаизма, представители которого относят время его действия к тому периоду, когда Иудея боролась с [[Селевкиды|Селевкидами]] в эллинистический период. История Юдифи расценивается как событие, связанное с фактами военных действий того периода, и считается, что она имеет отношение к второстепенным обстоятельствам еврейского праздника [[Ханука]] (см. также 1-ю и 2-ю книги Маккавеев).
 +
 +
== Юдифь в мировой культуре  ==
 +
 +
[[Image:Judith mit dem Haupt des Holofernes.jpg|thumb]]
 +
 +
=== В литературе  ===
 +
 +
Образ Юдифи распространился в европейской литературе. Ок. [[1000]] г. о ней написал проповедь англо-саксонский аббат Эльфрик (см. «[[:en:Judith (homily)|Judith]]»), поэма «[[:en:Judith (poem)|Judith]]» на старо-английском языке в Кодексе Вителлиусе следует за «[[Беовульф]]ом».
 +
 +
В эпоху Возрождения история вдовы стала примером мужества местных жителей перед лицом иностранной интервенции. Далмацкий гуманист [[Марко Марулич]] (1450—1524) обработал эту легенду в ренессансный роман «Judita», вдохновляясь современной ему героической борьбой хорватов против Оттоманской империи.
 +
 +
*[[Мей, Лев Александрович|Лев Мей]], стихотворение «Юдифь» ([[1855 год]])
 +
 +
=== В изобразительном искусстве  ===
 +
 +
[[Донателло]] изваял знаменитую бронзовую скульптуру «Юдифь и Олоферн», используя её как аллегорию борьбы флорентийской коммуны против тирании. [[Микеланджело]] изобразил Юдифь в углу Сикстинской капеллы. Эта тема интересовала [[Боттичелли]], [[Джорджоне]], [[Тициан]]a, [[Веронезе]], [[Караваджо]] («[[Юдифь и Олоферн (картина Караваджо)|Юдифь и Олоферн]]»), [[Беккафуми]], [[Рембрандт]]а, [[Рубенс]]а, [[Ридель, Август|Августа Риделя]] и т. д.
 +
 +
[[Image:Cristofano Allori 002.jpg|thumb|left]]
 +
 +
В европейском искусстве Юдифь изображается либо в процессе убийства, либо уже с отрубленной головой Олоферна в руках. В последнем случае за её плечами обычно пишут служанку (ту самую, с которой она пришла в лагерь) — для того, чтобы отличать её от [[Саломея|Саломеи]], которая обычно держит отрубленную голову [[Иоанн Креститель|Иоанна Крестителя]] на серебряном блюде. Тем не менее, в северноевропейской традиции можно найти Юдифь и со служанкой, и с блюдом — это знаменитый пример, приведённый [[Панофски]]м, о том, что эрудиция необходима для изучения иконографии. Широко распространились и гравюры, сочетающие вечные темы [[Секс]]а и насилия, на которых Юдифь часто изображалась обнажённой. Из крупных мастеров гравюры на этот сюжет создавали [[Пармиджанино]] и [[Жак Калло]], а также по рисункам [[Мантенья|Мантеньи]].
 +
 +
=== В музыке  ===
 +
 +
*[[1693]]: Оратория ''«La Giuditta»'' [[Алессандро Скарлатти]]
 +
*[[1716]]: ''«Juditha triumphans»'' — [[Антонио Вивальди]]
 +
*[[1771]]: ''«La Betulia Liberata»'' — [[Моцарт]]
 +
*[[1863]]: ''«Юдифь»'' — опера [[Серов, Александр Николаевич (композитор)|Александра Серова]].
 +
 +
=== В кинематографе  ===
 +
 +
*[[1913]]: «[[Юдифь из Бетулии]]» ({{lang-en|Judith of Bethulia}}) — художественный фильм режиссёра [[Гриффит, Дэвид|Дэвида Гриффита]]
 +
 +
== Ссылки  ==
 +
 +
{{commonscat|Judith and Holofernes}}
 +
 +
*[http://www.magister.msk.ru/relig/bible/rusbib19.htm Книга Иудифи. Русский канонический перевод]
 +
 +
{{Link FA|he}}
 +
 +
{{Второканонические книги}}[[Ca:Llibre de Judit]] [[Cs:Kniha Júdit]] [[Da:Judits Bog]] [[De:Buch Judit]] [[En:Book of Judith]] [[Eo:Judit (libro)]] [[Es:Libro de Judit]] [[Fi:Juditin kirja]] [[Fr:Livre de Judith]] [[Fur:Judite]] [[Gl:Libro de Xudit]] [[He:ספר יהודית]] [[Hr:Judita (knjiga)]] [[Id:Kitab Yudit]] [[It:Libro di Giuditta]] [[Ja:ユディト記]] [[Jv:Kitab Yudit]] [[Ko:유딧기]] [[La:Liber Iudith]] [[Ml:യൂദിത്തിന്റെ പുസ്തകം]] [[Nl:Judith (boek)]] [[Nn:Judits bok]] [[No:Judits bok]] [[Pl:Księga Judyty]] [[Pt:Livro de Judite]] [[Simple:Judith]] [[Sk:Judit]] [[Sv:Judits bok]] [[Sw:Kitabu cha Yuditi]] [[Tl:Aklat ni Judit]] [[Zh:友第德]]{{WikiCopyRight}}
 +
 +
[[Category:Женщины_Ветхого_Завета]] [[Category:Вымышленные_женщины-убийцы]] [[Category:Праматери]]

Версия 20:31, 14 января 2010

Юди́фь (ивр. יהודית‎ — Йехуди́т, женский вариант имени Иехуда) — персонаж ветхозаветной второканонической «Книги Юдифи», Еврейская Вдова, спасшая свой родной город от нашествия ассирийцев.

Содержание

Легенда

В Иудею вторглась огромная армия Навуходоносора под командованием полководца Олоферна. Вавилоняне осадили город Ветилуя (Бетулия), в котором жила целомудренная и богобоязненная молодая вдова Юдифь. Надежды для горожан не было никакой.

Надев красивые одежды и взяв с собой служанку, она отправилась в стан врага и сделала так, что Олоферн проникся к ней доверием. Когда в один из вечеров он засыпает пьяным, она отрезает ему голову и возвращается в родной город. Вражеская армия, оказавшись без начальника, в панике разбегается. Юдифь вернулась к своей прежней жизни и до конца соблюдала безбрачие.

«Книга Юдифи»

Этот текст возник, как считается, в годы патриотического подъёма — во время восстания Маккавеев. Он был создан на основе более ранних устных преданий в сер. II в. до н. э.

Записанная версия имела хождение в иудейской среде и была очень популярна, став частью Танаха. Затем эта Книга была включена в Септуагинту. Но через некоторое время при окончательном отборе книг для канона Кетувима она была отброшена из-за моральной оценки подвига Юдифи — ведь героиня совершила его, пойдя на притворство и обман, убив доверившегося ей врага.

Оригинал на Иврите не сохранился, книга дошла в греческом переводе. Существующие еврейские версии (равная по размеру греческой и сокращённый вариант) были сделаны в средние века (вероятно, обратный перевод).

«Книга Юдифи» входит в Септуагинту и является частью канона Ветхого Завета католической и православной церквей, но исключена из него, так же как и иудеями, протестантской церковью.

Жанр «Книги», вымысел и анахронизмы

«Книга» содержит ряд исторических Анахронизмов, и большинство учёных оценивают её как вымысел — притчу, или даже первый Исторический роман.

Как в историческом романе, сцены «Книги» оживлены, им придана конкретика обозначением определённого времени и места действия (пусть и не точных), и, как во всех исторических романах, она расцвечена именами важных исторических личностей: в данном случае это царь Навуходоносор, фигурирующий также в «Книге Эсфири» и «Книге Даниила» — но ни в одной из них нет такого числа «исторических» деталей, как в «Книге Юдифи». Самые первые строчки — это не классические «Однажды давным-давно», а строго конкретные «В 12-й год царствования Навуходоносора, царствовавшего над Ассириянами в великом городе Ниневии…».

Родной город Юдифи называется Ветилуя, о котором говорится, что он занимает важное стратегическое место на пути в Иудею, скорее всего — вымышленный географический пункт, хотя некоторые отождествляют его с городом Meselieh. Место, где разбил свой лагерь Олоферн, отождествляют с районом Shechem.

Главной погрешностью истории является утверждение о том, что подвиг Юдифи остановил вторжение Навуходоносора и разгром Иудеи, в то время, как Навуходоносору на самом деле эту страну завоевать удалось.

Хотя «Книга» не является частью официального иудейского религиозного канона, он стал частью концепции ортодоксального иудаизма, представители которого относят время его действия к тому периоду, когда Иудея боролась с Селевкидами в эллинистический период. История Юдифи расценивается как событие, связанное с фактами военных действий того периода, и считается, что она имеет отношение к второстепенным обстоятельствам еврейского праздника Ханука (см. также 1-ю и 2-ю книги Маккавеев).

Юдифь в мировой культуре

В литературе

Образ Юдифи распространился в европейской литературе. Ок. 1000 г. о ней написал проповедь англо-саксонский аббат Эльфрик (см. «Judith»), поэма «Judith» на старо-английском языке в Кодексе Вителлиусе следует за «Беовульфом».

В эпоху Возрождения история вдовы стала примером мужества местных жителей перед лицом иностранной интервенции. Далмацкий гуманист Марко Марулич (1450—1524) обработал эту легенду в ренессансный роман «Judita», вдохновляясь современной ему героической борьбой хорватов против Оттоманской империи.

  • Лев Мей, стихотворение «Юдифь» (1855 год)

В изобразительном искусстве

Донателло изваял знаменитую бронзовую скульптуру «Юдифь и Олоферн», используя её как аллегорию борьбы флорентийской коммуны против тирании. Микеланджело изобразил Юдифь в углу Сикстинской капеллы. Эта тема интересовала Боттичелли, Джорджоне, Тицианa, Веронезе, Караваджо («Юдифь и Олоферн»), Беккафуми, Рембрандта, Рубенса, Августа Риделя и т. д.

В европейском искусстве Юдифь изображается либо в процессе убийства, либо уже с отрубленной головой Олоферна в руках. В последнем случае за её плечами обычно пишут служанку (ту самую, с которой она пришла в лагерь) — для того, чтобы отличать её от Саломеи, которая обычно держит отрубленную голову Иоанна Крестителя на серебряном блюде. Тем не менее, в северноевропейской традиции можно найти Юдифь и со служанкой, и с блюдом — это знаменитый пример, приведённый Панофским, о том, что эрудиция необходима для изучения иконографии. Широко распространились и гравюры, сочетающие вечные темы Секса и насилия, на которых Юдифь часто изображалась обнажённой. Из крупных мастеров гравюры на этот сюжет создавали Пармиджанино и Жак Калло, а также по рисункам Мантеньи.

В музыке

  • 1693: Оратория «La Giuditta» Алессандро Скарлатти
  • 1716: «Juditha triumphans» — Антонио Вивальди
  • 1771: «La Betulia Liberata» — Моцарт
  • 1863: «Юдифь» — опера Александра Серова.

В кинематографе

  • 1913: «Юдифь из Бетулии» (англ. Judith of Bethulia) — художественный фильм режиссёра Дэвида Гриффита

Ссылки

Ca:Llibre de Judit Cs:Kniha Júdit Da:Judits Bog Eo:Judit (libro) Fi:Juditin kirja Fur:Judite Gl:Libro de Xudit Hr:Judita (knjiga) Id:Kitab Yudit Ja:ユディト記 Jv:Kitab Yudit Ko:유딧기 La:Liber Iudith Ml:യൂദിത്തിന്റെ പുസ്തകം Nl:Judith (boek) Nn:Judits bok No:Judits bok Pl:Księga Judyty Pt:Livro de Judite Sk:Judit Sv:Judits bok Sw:Kitabu cha Yuditi Tl:Aklat ni Judit Zh:友第德Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация