Юдифь

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Raphael (Обсуждение | вклад)
м (В изобразительном искусстве: дополнение)
(Перенаправление на ej:Юдифь)
 
(6 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье\ЭЕЭ
+
#redirect [[:ej:Юдифь]]
-
| ТИП СТАТЬИ  = 1
+
-
| АВТОР1  =
+
-
| АВТОР2 =
+
-
| АВТОР3 =
+
-
| СУПЕРВАЙЗЕР =
+
-
| ПРОЕКТ =
+
-
| ПОДТЕМА =
+
-
| КАЧЕСТВО  =
+
-
| УРОВЕНЬ  =
+
-
| ДАТА СОЗДАНИЯ  = 1/03/2012
+
-
| ВИКИПЕДИЯ =
+
-
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
+
-
}} 
+
-
 
+
-
{{Другие значения|Кац, Мария Львовна}}
+
-
[[Image:Giorgione 038.jpg|thumb|220px]]
+
-
'''Йехуди́т''' ({{lang-he|יְהוּדִית}}, женский вариант имени [[Иеhуда]], в русс. трад. ''Юди́фь'') — заглавная героиня сочинения эпохи Второго [[Храм|храма]], входящего в [[Септуагинта|Септуагинту]], спасшая свой родной город от нашествия [[Ассирия|ассирийцев]].
+
-
 
+
-
== Описание ==
+
-
[[Image:GENTILESCHI Judith.jpg|thumb|left]]
+
-
Согласно повествованию книги Юдифь, после победы над мидийским царем Арфаксадом правивший в [[Ниневия|Ниневии]] ассирийский царь [[Навуходоносор II|Навуходоносор]] послал своего военачальника Олоферна (Холоферна) на завоевание стран от Персии на востоке до [[Сидон]]а и [[Тира]] на западе. Когда Олоферн достиг Эздрелонской долины, он обнаружил, что по распоряжению иерусалимского [[первосвященник]]а узкий проход, ведший в [[Иудея|Иудею]] и к [[Иерусалим]]у, перекрыли евреи, жившие в близлежащих укрепленных городах Бетулия и Бетоместаим. Олоферн собрал совет, на котором глава [[аммон]]итян Ахиор пытался убедить его в том, что пока евреи хранят верность Богу, они непобедимы. Олоферн приказал отправить Ахиора к евреям Бетулии и осадил город.
+
-
[[Image:Gustav Klimt 039.jpg|thumb|right]]
+
-
Через месяц, когда в городе кончилась вода и городские старейшины уже решили открыть врагу ворота, перед ними предстала Юдифь — отличавшаяся своей праведностью и богатством молодая и красивая вдова, происходившая из [[Колена Израилевы|колена]] [[Шимон (сын Яакова)|Шимон]]а. С разрешения городских старейшин она отправилась в лагерь Олоферна. Он был пленен ее умом и красотой и пригласил ее на трапезу. Когда опьяневший Олоферн заснул, Юдифь отрезала ему голову его же кинжалом и, поручив нести ее своей служанке, вернулась в город. Оставшиеся без полководца ассирийцы в панике бежали. Юдифь вернулась к своей прежней жизни и до конца соблюдала безбрачие.
+
-
 
+
-
== «Книга Юдифи»  ==
+
-
 
+
-
Этот текст возник, как считается, в годы патриотического подъёма — во время восстания [[Маккавеи|Маккавеев]]. Он был создан на основе более ранних устных преданий в сер. II в. до н. э.
+
-
 
+
-
Записанная версия имела хождение в иудейской среде и была очень популярна, став частью [[ТаНаХ]]а. Затем эта Книга была включена в [[Септуагинта|Септуагинту]]. Но через некоторое время при окончательном отборе книг для канона [[Кетувим]]а она была отброшена из-за моральной оценки подвига Юдифи — ведь героиня совершила его, пойдя на притворство и обман, убив доверившегося ей врага.
+
-
 
+
-
Оригинал на [[Иврит]]е не сохранился, книга дошла в греческом переводе. Существующие еврейские версии (равная по размеру греческой и сокращённый вариант) были сделаны в средние века (вероятно, обратный перевод).
+
-
 
+
-
«Книга Юдифи» входит в [[Септуагинта|Септуагинту]] и является частью канона [[Ветхий Завет|Ветхого Завета]] [[Римско-католическая церковь|католической]] и [[Православие|православной]] церквей, но исключена из него, так же как и иудеями, [[Протестантизм|протестантской]] церковью.
+
-
 
+
-
=== Анализ книги  ===
+
-
 
+
-
«Книга» содержит ряд исторических [[Анахронизм]]ов, и большинство учёных оценивают её как вымысел — [[Притча|притчу]], или даже первый [[Исторический роман]].
+
-
 
+
-
Как в историческом романе, сцены «Книги» оживлены, им придана конкретика обозначением определённого времени и места действия (пусть и не точных), и, как во всех исторических романах, она расцвечена именами важных исторических личностей: в данном случае это царь [[Навуходоносор]], фигурирующий также в «[[Книга Есфирь|Книге Эсфири]]» и «Книге Даниила» — но ни в одной из них нет такого числа «исторических» деталей, как в «Книге Юдифи». Самые первые строчки — это не классические «Однажды давным-давно», а строго конкретные «В 12-й год царствования [[Навуходоносор]]а, царствовавшего над Ассириянами в великом городе [[Ниневия|Ниневии]]…». [[Image:Sandro Botticelli 020.jpg|thumb]]
+
-
 
+
-
Родной город Юдифи называется ''Ветилуя'', о котором говорится, что он занимает важное стратегическое место на пути в Иудею, скорее всего — вымышленный географический пункт, хотя некоторые отождествляют его с городом ''Meselieh''. Место, где разбил свой лагерь Олоферн, отождествляют с районом [[Шхем]]а.
+
-
 
+
-
Главной погрешностью истории является утверждение о том, что подвиг Юдифи остановил вторжение Навуходоносора и разгром Иудеи, в то время, как Навуходоносору на самом деле эту страну завоевать удалось.
+
-
 
+
-
Хотя «Книга» не является частью официального иудейского религиозного канона, он стал частью концепции ортодоксального иудаизма, представители которого относят время его действия к тому периоду, когда Иудея боролась с [[Селевкиды|Селевкидами]] в эллинистический период. История Юдифи расценивается как событие, связанное с фактами военных действий того периода, и считается, что она имеет отношение к второстепенным обстоятельствам еврейского праздника [[Ханука]] (см. также 1-ю и 2-ю книги Маккавеев).
+
-
 
+
-
== Юдифь в мировой культуре  ==
+
-
 
+
-
[[Image:Judith mit dem Haupt des Holofernes.jpg|thumb]]
+
-
 
+
-
=== В литературе  ===
+
-
 
+
-
Образ Юдифи распространился в европейской литературе. Ок. [[1000]] г. о ней написал проповедь англо-саксонский аббат Эльфрик (см. «[[:en:Judith (homily)|Judith]]»), поэма «[[:en:Judith (poem)|Judith]]» на старо-английском языке в Кодексе Вителлиусе следует за «[[Беовульф]]ом».
+
-
 
+
-
В эпоху Возрождения история вдовы стала примером мужества местных жителей перед лицом иностранной интервенции. Далмацкий гуманист [[Марко Марулич]] (1450—1524) обработал эту легенду в ренессансный роман «Judita», вдохновляясь современной ему героической борьбой хорватов против Оттоманской империи.
+
-
 
+
-
*[[Мей, Лев Александрович|Лев Мей]], стихотворение «Юдифь» ([[1855 год]])
+
-
 
+
-
=== В изобразительном искусстве  ===
+
-
Один из ранних циклов, иллюстрирующих повествование, — миниатюры, украшающие Библию Сан Паоло фуори ле Мура (Рим, 9 в.). Несколько эпизодов из истории о Юдифи украшают северный портал собора в французском городе Шартр (13 в.) и церковь Ла Сент Шапель в Париже (13 в.).
+
-
 
+
-
[[Донателло]] изваял знаменитую бронзовую скульптуру «Юдифь и Олоферн», используя её как аллегорию борьбы флорентийской коммуны против тирании. [[Микеланджело]] изобразил Юдифь в углу Сикстинской капеллы. Эта тема интересовала [[Боттичелли]], [[Джорджоне]], [[Тициан]]a, [[Веронезе]], [[Караваджо]] («[[Юдифь и Олоферн (картина Караваджо)|Юдифь и Олоферн]]»), [[Беккафуми]], [[Рембрандт]]а, [[Рубенс]]а, [[Ридель, Август|Августа Риделя]] и т. д.
+
-
 
+
-
[[Image:Cristofano Allori 002.jpg|thumb|left]]
+
-
 
+
-
В европейском искусстве Юдифь изображается либо в процессе убийства, либо уже с отрубленной головой Олоферна в руках. В последнем случае за её плечами обычно пишут служанку (ту самую, с которой она пришла в лагерь) — для того, чтобы отличать её от [[Саломея|Саломеи]], которая обычно держит отрубленную голову [[Иоанн Креститель|Иоанна Крестителя]] на серебряном блюде. Тем не менее, в северноевропейской традиции можно найти Юдифь и со служанкой, и с блюдом — это знаменитый пример, приведённый [[Панофски]]м, о том, что эрудиция необходима для изучения иконографии.
+
-
 
+
-
На ренессансных и более поздних полотнах Юдифь иногда изображена обнаженной. Из крупных мастеров гравюры на этот сюжет создавали [[Пармиджанино]] и [[Жак Калло]], а также по рисункам [[Мантенья|Мантеньи]].
+
-
 
+
-
=== В музыке  ===
+
-
[[Файл:Judith y Holofernes (Goya).jpg|250px|right|thumb|Гойа, "Юдифь и Олоферн", 1819]]
+
-
В еврейской музыкальной традиции история Юдифи отражена в пении в [[ханукка]]льную субботу [[пиют]]а «Ми камоха аддир айом ве-нора» («Кто, как не Ты, велик непревзойденным величием»), — обычай, сохранившийся и поныне в некоторых общинах. В католической [[Литургия|литургии]] «Кантик Юдифи» («Химнус кантемус Домино», Юдифь 16:15–21) исполняется в ходе вечернего богослужения в среду. Среди музыкальных сочинений на тему книги Юдифь следует упомянуть произведения К. Ферстера (оратория, 1667), А. Драги (оратория, 1668–69), Дж. П. Колонны (оратория, 1690), А. Скарлатти (оратория «La Giuditta», 1695), М.-А. Шарпонтье (оратория, около 1700 г.), А. Вивальди (оратория «Juditha triumphans», 1716), В. де Феша (оратория, 1733), Г. Ройтера (оратория, 1734), И. А. Зелинки (мелодрама, 1741), Н. Джомелли (оратория, 1743), А. Бернаскони (1754), Дж. Б. Мартини (два канона, 1757), И. Холцбауэра (1760), Дж. К. Смита (оратория, 1760), Т. О. Арне (оратория, 1761), Д. Чимарозы («Священная опера», 1770), Ф. Гасманна (оратория, 1771), В.-А. Моцарта (оратория «La Betulia Liberata», 1771), Л. ван Бетховена (три канона, 1823), С. Леви (опера, 1844), Александра Серова (опера «Юдифь», 1863), А. Ф. Допплера (опера, 1870), Ш. Лефевра (опера, 1879), Г. Пэрри (оратория, 1888), М. Эттингера (опера, 1920), Г. Гарда (опера на иврите; опубликована лишь частично, 1931 и 1939), [[Сетер|М. Сетера]] (балет «Легенда о Юдифи», 1963).
+
-
 
+
-
=== В кинематографе  ===
+
-
 
+
-
*[[1913]]: «[[Юдифь из Бетулии]]» ({{lang-en|Judith of Bethulia}}) — художественный фильм режиссёра [[Гриффит, Дэвид|Дэвида Гриффита]]
+
-
 
+
-
== Ссылки  ==
+
-
 
+
-
{{commonscat|Judith and Holofernes}}
+
-
 
+
-
*[http://www.magister.msk.ru/relig/bible/rusbib19.htm Книга Иудифи. Русский канонический перевод]
+
-
 
+
-
 
+
-
{{ElevenCopyRight|15155|ЮДИФЬ}}
+
-
 
+
-
{{Второканонические книги}} 
+
-
 
+
-
[[Category:Женщины_Ветхого_Завета]] [[Category:Вымышленные_женщины-убийцы]] [[Category:Праматери]]
+

Текущая версия на 01:50, 31 мая 2013

  1. redirect ej:Юдифь
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация