Юдифь

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (убрана категория «Требует категоризации» с помощью HotCat)
Raphael (Обсуждение | вклад)
м (В музыке: иллюстрация)
Строка 62: Строка 62:
=== В музыке  ===
=== В музыке  ===
-
 
+
[[Файл:Judith y Holofernes (Goya).jpg|250px|right|thumb|Гойа, "Юдифь и Олоферн", 1819]]
*[[1693]]: Оратория ''«La Giuditta»'' [[Алессандро Скарлатти]]  
*[[1693]]: Оратория ''«La Giuditta»'' [[Алессандро Скарлатти]]  
-
*[[1716]]: ''«Juditha triumphans»'' — [[Антонио Вивальди]]  
+
*[[1716]]: ''«Juditha triumphans»'' — [[Антонио Вивальди]]  
-
*[[1771]]: ''«La Betulia Liberata»'' — [[Моцарт]]  
+
*[[1771]]: ''«La Betulia Liberata»'' — [[Моцарт]]  
-
*[[1863]]: ''«Юдифь»'' — опера [[Серов, Александр Николаевич (композитор)|Александра Серова]].
+
*[[1863]]: ''«Юдифь»'' — опера [[Серов, Александр Николаевич (композитор)|Александра Серова]].
=== В кинематографе  ===
=== В кинематографе  ===

Версия 15:47, 30 апреля 2013

Тип статьи: Текст унаследован из Википедии

Юди́фь (ивр. יהודית‎ — Йехуди́т, женский вариант имени Иеhуда) — персонаж ветхозаветной второканонической «Книги Юдифи», Еврейская Вдова, спасшая свой родной город от нашествия ассирийцев.

Содержание

Легенда

В Иудею вторглась огромная армия Навуходоносора под командованием полководца Олоферна. Вавилоняне осадили город Ветилуя (Бетулия), в котором жила целомудренная и богобоязненная молодая вдова Юдифь. Надежды для горожан не было никакой.

Надев красивые одежды и взяв с собой служанку, она отправилась в стан врага и сделала так, что Олоферн проникся к ней доверием. Когда в один из вечеров он засыпает пьяным, она отрезает ему голову и возвращается в родной город. Вражеская армия, оказавшись без начальника, в панике разбегается. Юдифь вернулась к своей прежней жизни и до конца соблюдала безбрачие.

«Книга Юдифи»

Этот текст возник, как считается, в годы патриотического подъёма — во время восстания Маккавеев. Он был создан на основе более ранних устных преданий в сер. II в. до н. э.

Записанная версия имела хождение в иудейской среде и была очень популярна, став частью ТаНаХа. Затем эта Книга была включена в Септуагинту. Но через некоторое время при окончательном отборе книг для канона Кетувима она была отброшена из-за моральной оценки подвига Юдифи — ведь героиня совершила его, пойдя на притворство и обман, убив доверившегося ей врага.

Оригинал на Иврите не сохранился, книга дошла в греческом переводе. Существующие еврейские версии (равная по размеру греческой и сокращённый вариант) были сделаны в средние века (вероятно, обратный перевод).

«Книга Юдифи» входит в Септуагинту и является частью канона Ветхого Завета католической и православной церквей, но исключена из него, так же как и иудеями, протестантской церковью.

Жанр «Книги», вымысел и анахронизмы

«Книга» содержит ряд исторических Анахронизмов, и большинство учёных оценивают её как вымысел — притчу, или даже первый Исторический роман.

Как в историческом романе, сцены «Книги» оживлены, им придана конкретика обозначением определённого времени и места действия (пусть и не точных), и, как во всех исторических романах, она расцвечена именами важных исторических личностей: в данном случае это царь Навуходоносор, фигурирующий также в «Книге Эсфири» и «Книге Даниила» — но ни в одной из них нет такого числа «исторических» деталей, как в «Книге Юдифи». Самые первые строчки — это не классические «Однажды давным-давно», а строго конкретные «В 12-й год царствования Навуходоносора, царствовавшего над Ассириянами в великом городе Ниневии…».

Родной город Юдифи называется Ветилуя, о котором говорится, что он занимает важное стратегическое место на пути в Иудею, скорее всего — вымышленный географический пункт, хотя некоторые отождествляют его с городом Meselieh. Место, где разбил свой лагерь Олоферн, отождествляют с районом Shechem.

Главной погрешностью истории является утверждение о том, что подвиг Юдифи остановил вторжение Навуходоносора и разгром Иудеи, в то время, как Навуходоносору на самом деле эту страну завоевать удалось.

Хотя «Книга» не является частью официального иудейского религиозного канона, он стал частью концепции ортодоксального иудаизма, представители которого относят время его действия к тому периоду, когда Иудея боролась с Селевкидами в эллинистический период. История Юдифи расценивается как событие, связанное с фактами военных действий того периода, и считается, что она имеет отношение к второстепенным обстоятельствам еврейского праздника Ханука (см. также 1-ю и 2-ю книги Маккавеев).

Юдифь в мировой культуре

В литературе

Образ Юдифи распространился в европейской литературе. Ок. 1000 г. о ней написал проповедь англо-саксонский аббат Эльфрик (см. «Judith»), поэма «Judith» на старо-английском языке в Кодексе Вителлиусе следует за «Беовульфом».

В эпоху Возрождения история вдовы стала примером мужества местных жителей перед лицом иностранной интервенции. Далмацкий гуманист Марко Марулич (1450—1524) обработал эту легенду в ренессансный роман «Judita», вдохновляясь современной ему героической борьбой хорватов против Оттоманской империи.

  • Лев Мей, стихотворение «Юдифь» (1855 год)

В изобразительном искусстве

Донателло изваял знаменитую бронзовую скульптуру «Юдифь и Олоферн», используя её как аллегорию борьбы флорентийской коммуны против тирании. Микеланджело изобразил Юдифь в углу Сикстинской капеллы. Эта тема интересовала Боттичелли, Джорджоне, Тицианa, Веронезе, Караваджо («Юдифь и Олоферн»), Беккафуми, Рембрандта, Рубенса, Августа Риделя и т. д.

В европейском искусстве Юдифь изображается либо в процессе убийства, либо уже с отрубленной головой Олоферна в руках. В последнем случае за её плечами обычно пишут служанку (ту самую, с которой она пришла в лагерь) — для того, чтобы отличать её от Саломеи, которая обычно держит отрубленную голову Иоанна Крестителя на серебряном блюде. Тем не менее, в северноевропейской традиции можно найти Юдифь и со служанкой, и с блюдом — это знаменитый пример, приведённый Панофским, о том, что эрудиция необходима для изучения иконографии. Широко распространились и гравюры, сочетающие вечные темы Секса и насилия, на которых Юдифь часто изображалась обнажённой. Из крупных мастеров гравюры на этот сюжет создавали Пармиджанино и Жак Калло, а также по рисункам Мантеньи.

В музыке

Файл:Judith y Holofernes (Goya).jpg
Гойа, "Юдифь и Олоферн", 1819
  • 1693: Оратория «La Giuditta» Алессандро Скарлатти
  • 1716: «Juditha triumphans» — Антонио Вивальди
  • 1771: «La Betulia Liberata» — Моцарт
  • 1863: «Юдифь» — опера Александра Серова.

В кинематографе

  • 1913: «Юдифь из Бетулии» (англ. Judith of Bethulia) — художественный фильм режиссёра Дэвида Гриффита

Ссылки

Ca:Llibre de Judit Cs:Kniha Júdit Da:Judits Bog Eo:Judit (libro) Fi:Juditin kirja Fur:Judite Gl:Libro de Xudit Hr:Judita (knjiga) Id:Kitab Yudit Ja:ユディト記 Jv:Kitab Yudit Ko:유딧기 La:Liber Iudith Ml:യൂദിത്തിന്റെ പുസ്തകം Nl:Judith (boek) Nn:Judits bok No:Judits bok Pl:Księga Judyty Pt:Livro de Judite Sk:Judit Sv:Judits bok Sw:Kitabu cha Yuditi Tl:Aklat ni Judit Zh:友第德Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация