“hеспед” (поминальная речь)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Содержание)
(Перенаправление на ej:“hеспед” (поминальная речь))
 
(1 промежуточная версия не показана)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье\ЭЕЭ
+
#redirect [[:ej:“hеспед” (поминальная речь)]]
-
|ТИП СТАТЬИ=1
+
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=
+
-
|КАЧЕСТВО=
+
-
|УРОВЕНЬ=
+
-
|НАЗВАНИЕ=
+
-
|ПОДЗАГОЛОВОК=
+
-
|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
+
-
|АВТОР2=
+
-
|ТЕМА=
+
-
|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
+
-
|ИЗ ЦИКЛА=
+
-
|ПУБЛИКАЦИИ=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
-
|ИСТОЧНИК=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
}} 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
'''“hеспед”''' (הֶסְפֵּד или מִסְפֵּד — миспед), поминальная речь в честь умершего.
+
-
 
+
-
“hеспед”, как правило, произносится во время погребения или в годовщину смерти (см. [[Хазкарат Нешамот|Хазкарат нешамот]], [[Траур]]).
+
-
== В Библии ==
+
-
 
+
-
В [[Библия|Библии]] встречается слово миспед (синоним понятия “hеспед”), которое в современном иврите воспринимается как архаизм.
+
-
 
+
-
Хотя в Библии нет четкой грани между надгробным словом и [[Кина|киной]], с течением времени установилось различие между этими жанрами, и под “hеспедом” обычно подразумевается прозаическое произведение, а кина превратилась в элегию.
+
-
 
+
-
В Библии содержится ряд кинот и миспедим. После смерти [[Иаков|Иакова]] в Египте его сыновья оплакивали его (Быт. 50:10). Когда умер [[Самуил]], весь народ произносил по нему “hеспед”. (I Сам. 25:1); [[Давид]] говорил “hеспед” о своем соратнике [[Авнер|Авнере]] (II Сам. 3:32–33).
+
-
 
+
-
Вероятно, было принято после смерти человека выходить на улицы города и там оплакивать умершего (Эккл. 12:5).
+
-
== В галахической литературе ==
+
-
 
+
-
В галахическом (см. [[Галаха]]) сочинении [[Мегиллат Таанит|Мегиллат Таанит]] перечислялись даты, в которые нельзя произносить “hеспед”, так как в эти дни происходили те или иные славные исторические события.
+
-
 
+
-
После разрушения [[Храм|Храма]] это галахическое установление было отменено, однако и в наше время не принято оплакивать умершего в праздничные дни.
+
-
== В Талмуде ==
+
-
 
+
-
В [[Талмуд|Талмуде]] “hеспед” определяется как [[Мицва|мицва]], цель которой как ли-хводо шел хай (`почитание живого`), так и ли-хводо шел мет (`почитание усопшего`; Санх. 46б–47а).
+
-
 
+
-
Если умирающий запретил произносить по нему “hеспед”, то его волю обязаны исполнить.
+
-
 
+
-
Человека, который часто произносит “hеспед”, мудрецы Талмуда (МК. 25б) восхваляют; того, кто избегает произносить “hеспед”, порицают (Шаб. 105б).
+
-
 
+
-
“hеспеды”, которые приводит Талмуд, лаконичны, образны и метафоричны. Так, раббан [[Гамлиэль]] скорбит об известном мудреце Шмуэле hа-Катане: «О нем пристойно плакать, о нем пристойно скорбеть! Шмуэль hа-Катан забрал все очарование мира и ушел» (Смах. 5).
+
-
== Содержание ==
+
-
 
+
-
“hеспед”, как правило, включает рассказ о личности умершего и совершенных им добрых делах.
+
-
 
+
-
Согласно [[Шулхан Арух|Шулхан аруху]], в “hеспеде” следует рассказать обо всех хороших качествах умершего и даже немного прибавить, но не слишком преувеличивать.
+
-
 
+
-
Обычно “hеспед” произносили близкие умершего, однако помимо этого существовали профессиональные плакальщики — сафданим (слово происходит от того же корня, что и “hеспед”) и плакальщицы (меконеннот — от слова кина), взимавшие плату за свои услуги; иногда плата была велика.
+
-
 
+
-
Так, в Талмуде (МК. 8а) рассказывается о том, что плата сафдану лишила семейство средств для паломничества в Иерусалим (см. [[Паломнические Праздники|Паломнические праздники]], [[Трумот У-Маасрот|Трумот у-маасрот]]).
+
-
 
+
-
Отношение к профессиональным сафданим в Талмуде, как правило, саркастическое (МК. 25б), что не препятствует восхищению их риторическими способностями.
+
-
 
+
-
Согласно упоминаемому в Талмуде поверью, душа умершего внимает “hеспеду”(Шаб. 153а).
+
-
== Сроки произннсения “hеспеда” ==
+
-
 
+
-
Талмуд, устанавливая сроки траура, отводит для “hеспеда” семь первых дней после смерти (МК. 27б), однако если умерший — [[Талмид-Хахам|талмид-хахам]], то “hеспед” можно устраивать в течение года.
+
-
 
+
-
“hеспед” не произносят в праздники, [[Хол hа-Моэд|хол hа-моэд]], [[Ханукка|Ханукку]], [[Пурим]], [[Новолуние|новолуние]] (для талмид-хахама также делают исключение). В талмудическую эпоху “hеспед” по мудрецам, умершим в течение года, произносился в [[Калла Месяцы|калла месяцы]].
+
-
 
+
-
Для того, чтобы впечатление, производимое “hеспедом” на скорбящих, не было слишком тяжелым, было принято заканчивать речь строкой из пророка [[Исайя|Исайи]], содержащей утешение: «Поглощена будет смерть навеки, и утрет Господь слезу с лица каждого» (Ис. 25:8).
+
-
 
+
-
В средние века в [[Раввинистическая Литература|раввинистической литературе]] происходил расцвет жанра хеспеда, создавались сборники траурных речей.
+
-
 
+
-
После изобретения [[Книгопечатание|книгопечатания]] издавались руководства по созданию хеспеда, а также сборники речей об особо выдающихся людях. В новое время в общинах Восточной Европы традиционный хеспед стал менее популярен, однако послужил развитию жанра надгробной речи. Признанными мастерами этого жанра были [[Соколов, Нахум|Н. Соколов]] и [[Шазар, Шнеур, Залман|З. Шазар]].
+
-
 
+
-
{{ElevenCopyRight|11143|ХЕСПЕД}}
+
-
 
+
-
 
+
-
[[Категория:Еврейские законы и обычаи]]
+

Текущая версия на 01:55, 31 мая 2013

  1. redirect ej:“hеспед” (поминальная речь)
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация