13 принципов веры

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Askakun (Обсуждение | вклад)
м (Headlines start with "===" (ВП:ССО), викификация)
 
(13 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
 +
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 4
 +
| АВТОР1  =
 +
| АВТОР2 =
 +
| АВТОР3 =
 +
| СУПЕРВАЙЗЕР =
 +
| ПРОЕКТ =
 +
| ПОДТЕМА =
 +
| КАЧЕСТВО  =
 +
| УРОВЕНЬ  =
 +
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =
 +
| ВИКИПЕДИЯ =
 +
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
 +
}} 
'''13 принципов веры''' — основные постулаты [[иудаизм]]а, сформулированные [[Рамбам]]ом (Маймонидом) в предисловии к комментарию к [[Мишна|Мишне]]. Впоследствии они вошли почти во все [[сидур]]ы (молитвенники).
'''13 принципов веры''' — основные постулаты [[иудаизм]]а, сформулированные [[Рамбам]]ом (Маймонидом) в предисловии к комментарию к [[Мишна|Мишне]]. Впоследствии они вошли почти во все [[сидур]]ы (молитвенники).
-
 
+
-
== Другие системы постулатов в иудаизме ==
+
-
 
+
-
В [http://www.chassidus.ru/philosophy/ikarim/index.htm «Введении»] к [http://www.chassidus.ru/philosophy/ikarim/hakdama2.htm «Книге основ»] р. Йосефа Альбо составитель (Элиэзер Швайд) отмечает, что «13 принципов» — это не единственная система постулатов, существующая в иудаизме, и приводит еще две системы (р. Крескаса и р. Йосефа Альбо), сравнивая их между собой:
+
-
 
+
-
Сформулировав принципы иудаизма в своем комментарии к Мишне, Рамбам вернулся к ним и более подробно разъяснил их в начале своего фундаментального труда «Мишне Тора». Он хотел дать ясное и понятное изложение их в виде четко сформулированных законов, обязательных для каждого еврея. Даже если и невозможно провести знак равенства между мышлением философа и простого еврея, в основе 13 принципов
+
-
Рамбама лежит полное отождествление мировоззрения философии с истинным смыслом слов Торы. В сущности, эти 13 принципов призваны привести каждого, кто будет им следовать, к духовному совершенству. А что можно назвать духовным совершенством? Это — знание вечной истины: той, которую постигают философы, и той, которая, согласно Рамбаму, обеспечивает человеку удел в будущем мире. И непременным условием этого является принятие всех этих 13 принципов — даже тем человеком, который не в состоянии понять их во всей полноте.
+
-
 
+
-
В противоположность Рамбаму Крескас выдвинул в качестве первоосновы иудаизма Божественное откровение. Естественным следствием этого явилось создание системы принципов вне связи с философией, но основанной исключительно на Торе и на том, о чем она говорит буквально или только намеком.
+
-
 
+
-
Р. Йосеф Альбо пошел третьим путем — в известной степени, промежуточным, равно удаленным и от пути Рамбама, и от пути Крескаса. Альбо не удовлетворяется ни системами принципов своих великих предшественников, ни самими принципами. В противоположность 13 принципам Рамбама и 6 главнейшим принципам Крескаса Альбо выставляет всего 3 принципа: существование Бога, Божественность Торы и наблюдение Всевышнего над Его созданиями, наказывающего или вознаграждающего их за их поведение. Это, по мнению Альбо, необходимые и достаточные основы, на которых зиждится Тора, и если убрать любой из них, Тора не сможет устоять. Из этих трех принципов выводятся другие, которые Альбо классифицирует как «корни», «ветви» и производные верования. В этом — принципиальное различие между системами Рамбама, Крескаса и Альбо. Последний не включает в свою систему основные проблемы теологии как таковой, но и не выдвигает в качестве основных принципов то, что следует из Торы. Безусловно, все слова Торы он признает абсолютной истиной, которую мы обязаны тщательно изучать как самостоятельную систему, построенную на первых трех допущениях. Однако только за этими тремя признается право называться принципами в полном смысле этого слова. Можно сказать, что Альбо строит свою теорию религии по образцу научной теории: его цель — изучить внутреннюю взаимосвязь между тремя первичными элементами ее и строго последовательно, нигде не нарушая логическую связь, вывести из них следствия и результаты («корни» и «ветви»), делая невозможным возникновение противоречий или парадоксов.
+
-
 
+
== Содержание ==
== Содержание ==
Строка 33: Строка 35:
В этих принципах кратко сформулировано, во что верит [[еврей]]. Само число [[13 (число)|13]] не случайно — по еврейской традиции это число свойств Всевышнего. Этими постулатами [[Рамбам]] говорит: еврей верит в то, что Всевышний обладает определёнными качествами: Единый, Единственный, Всемогущий, Вечный, Всемилостивый, Даровавший [[Тора|Тору]] и др. Каждый из постулатов начинается словами «Я верю полной верой…», что показывает абсолютность и независимость веры от внешних условий.
В этих принципах кратко сформулировано, во что верит [[еврей]]. Само число [[13 (число)|13]] не случайно — по еврейской традиции это число свойств Всевышнего. Этими постулатами [[Рамбам]] говорит: еврей верит в то, что Всевышний обладает определёнными качествами: Единый, Единственный, Всемогущий, Вечный, Всемилостивый, Даровавший [[Тора|Тору]] и др. Каждый из постулатов начинается словами «Я верю полной верой…», что показывает абсолютность и независимость веры от внешних условий.
 +
 +
== Другие системы базовых принципов в иудаизме ==
 +
 +
В [http://www.chassidus.ru/philosophy/ikarim/index.htm «Введении»] к [http://www.chassidus.ru/philosophy/ikarim/hakdama2.htm «Книге основ»] р. Йосефа Альбо составитель (Элиэзер Швайд) отмечает, что «13 принципов» — это не единственная система постулатов, существующая в иудаизме, и приводит ещё две системы (р. Крескаса и р. Йосефа Альбо), сравнивая их между собой:
 +
 +
Сформулировав принципы иудаизма в своём комментарии к Мишне, Рамбам вернулся к ним и более подробно разъяснил их в начале своего фундаментального труда «Мишне Тора». Он хотел дать ясное и понятное изложение их в виде чётко сформулированных законов, обязательных для каждого еврея. Даже если и невозможно провести знак равенства между мышлением философа и простого еврея, в основе 13 принципов
 +
Рамбама лежит полное отождествление мировоззрения философии с истинным смыслом слов Торы. В сущности, эти 13 принципов призваны привести каждого, кто будет им следовать, к духовному совершенству. А что можно назвать духовным совершенством? Это — знание вечной истины: той, которую постигают философы, и той, которая, согласно Рамбаму, обеспечивает человеку удел в будущем мире. И непременным условием этого является принятие всех этих 13 принципов — даже тем человеком, который не в состоянии понять их во всей полноте.
 +
 +
В противоположность Рамбаму Крескас выдвинул в качестве первоосновы иудаизма Божественное откровение. Естественным следствием этого явилось создание системы принципов вне связи с философией, но основанной исключительно на Торе и на том, о чём она говорит буквально или только намёком.
 +
 +
Р. Йосеф Альбо пошёл третьим путём — в известной степени, промежуточным, равно удалённым и от пути Рамбама, и от пути Крескаса. Альбо не удовлетворяется ни системами принципов своих великих предшественников, ни самими принципами. В противоположность 13 принципам Рамбама и 6 главнейшим принципам Крескаса Альбо выставляет всего 3 принципа: существование Бога, Божественность Торы и наблюдение Всевышнего над Его созданиями, наказывающего или вознаграждающего их за их поведение. Это, по мнению Альбо, необходимые и достаточные основы, на которых зиждится Тора, и если убрать любой из них, Тора не сможет устоять. Из этих трёх принципов выводятся другие, которые Альбо классифицирует как «корни», «ветви» и производные верования. В этом — принципиальное различие между системами Рамбама, Крескаса и Альбо. Последний не включает в свою систему основные проблемы теологии как таковой, но и не выдвигает в качестве основных принципов то, что следует из Торы. Безусловно, все слова Торы он признает абсолютной истиной, которую мы обязаны тщательно изучать как самостоятельную систему, построенную на первых трёх допущениях. Однако только за этими тремя признается право называться принципами в полном смысле этого слова. Можно сказать, что Альбо строит свою теорию религии по образцу научной теории: его цель — изучить внутреннюю взаимосвязь между тремя первичными элементами её и строго последовательно, нигде не нарушая логическую связь, вывести из них следствия и результаты («корни» и «ветви»), делая невозможным возникновение противоречий или парадоксов.
== Ссылки ==
== Ссылки ==
Строка 40: Строка 53:
[[Категория:Иудаизм]]
[[Категория:Иудаизм]]
[[Категория:Маймонид]]
[[Категория:Маймонид]]
 +
[[Категория:Идеи иудаизма]]
[[en:Jewish principles of faith#Maimonides' 13 principles of faith]]
[[en:Jewish principles of faith#Maimonides' 13 principles of faith]]
[[fr:Moïse Maïmonide#Les 13 principes de la foi]]
[[fr:Moïse Maïmonide#Les 13 principes de la foi]]
-
[[he:עיקרי האמונה היהודית#העיקרים לפי רמב"ם]]
+
[[he:עיקרי האמונה היהודית#העיקרים לפי רמב"ם]]{{WikiCopyRight}}
 +
 
 +
{{checked_final}}

Текущая версия на 21:37, 29 декабря 2010

Тип статьи: Текст унаследован из Википедии

13 принципов веры — основные постулаты иудаизма, сформулированные Рамбамом (Маймонидом) в предисловии к комментарию к Мишне. Впоследствии они вошли почти во все сидуры (молитвенники).

Содержание

13 принципов веры
  1. Я верю полной верой, что Творец, Чьё имя благословенно, творит и правит всеми творениями, и только Он один создавал, создаёт и будет создавать все существующее.
  2. Я верю полной верой, что Творец, Чьё имя благословенно, единственен и нет нигде единственности, подобной Его; и только Он один — наш Бог: был, есть и будет.
  3. Я верю полной верой, что Творец, Чьё имя благословенно, бестелесен, и к Нему не относятся свойства материи, и нет у Него никакого образа.
  4. Я верю полной верой, что Творец, Чьё имя благословенно, Он первый и Он последний.
  5. Я верю полной верой, что Творцу, Чьё имя благословенно, и только Ему надо молиться, и запрещено молиться кому-либо, кроме Него.
  6. Я верю полной верой, что всё сказанное пророками — истина.
  7. Я верю полной верой, что пророчество Моше, нашего учителя, — да покоится он в мире! — было истинным, и что он — вершина пророков, предшествовавших ему и последовавших за ним.
  8. Я верю полной верой, что вся Тора, находящаяся сейчас в наших руках, — это та, что была дана Моше-рабейну — да покоится он в мире.
  9. Я верю полной верой, что Тора эта не будет изменена и не будет другой Торы от Творца, Чьё имя благословенно.
  10. Я верю полной верой, что Творец, Чьё имя благословенно, знает все дела людей и все их мысли, как сказано: «Создающий все их сердца — понимает все их дела».
  11. Я верю полной верой, что Творец, Чьё имя благословенно, воздаёт добром соблюдающим Его заповеди и наказывает нарушающих Его заповеди.
  12. Я верю полной верой в приход Машиаха, и, несмотря на то, что он задерживается, я всё же каждый день буду ждать, что он придёт.
  13. Я верю полной верой, что будет оживление умерших в то время, когда будет на то воля Творца, Чьё имя благословенно, и память Его вознесётся навсегда и на веки веков.

В этих принципах кратко сформулировано, во что верит еврей. Само число 13 не случайно — по еврейской традиции это число свойств Всевышнего. Этими постулатами Рамбам говорит: еврей верит в то, что Всевышний обладает определёнными качествами: Единый, Единственный, Всемогущий, Вечный, Всемилостивый, Даровавший Тору и др. Каждый из постулатов начинается словами «Я верю полной верой…», что показывает абсолютность и независимость веры от внешних условий.

Другие системы базовых принципов в иудаизме

В «Введении» к «Книге основ» р. Йосефа Альбо составитель (Элиэзер Швайд) отмечает, что «13 принципов» — это не единственная система постулатов, существующая в иудаизме, и приводит ещё две системы (р. Крескаса и р. Йосефа Альбо), сравнивая их между собой:

Сформулировав принципы иудаизма в своём комментарии к Мишне, Рамбам вернулся к ним и более подробно разъяснил их в начале своего фундаментального труда «Мишне Тора». Он хотел дать ясное и понятное изложение их в виде чётко сформулированных законов, обязательных для каждого еврея. Даже если и невозможно провести знак равенства между мышлением философа и простого еврея, в основе 13 принципов Рамбама лежит полное отождествление мировоззрения философии с истинным смыслом слов Торы. В сущности, эти 13 принципов призваны привести каждого, кто будет им следовать, к духовному совершенству. А что можно назвать духовным совершенством? Это — знание вечной истины: той, которую постигают философы, и той, которая, согласно Рамбаму, обеспечивает человеку удел в будущем мире. И непременным условием этого является принятие всех этих 13 принципов — даже тем человеком, который не в состоянии понять их во всей полноте.

В противоположность Рамбаму Крескас выдвинул в качестве первоосновы иудаизма Божественное откровение. Естественным следствием этого явилось создание системы принципов вне связи с философией, но основанной исключительно на Торе и на том, о чём она говорит буквально или только намёком.

Р. Йосеф Альбо пошёл третьим путём — в известной степени, промежуточным, равно удалённым и от пути Рамбама, и от пути Крескаса. Альбо не удовлетворяется ни системами принципов своих великих предшественников, ни самими принципами. В противоположность 13 принципам Рамбама и 6 главнейшим принципам Крескаса Альбо выставляет всего 3 принципа: существование Бога, Божественность Торы и наблюдение Всевышнего над Его созданиями, наказывающего или вознаграждающего их за их поведение. Это, по мнению Альбо, необходимые и достаточные основы, на которых зиждится Тора, и если убрать любой из них, Тора не сможет устоять. Из этих трёх принципов выводятся другие, которые Альбо классифицирует как «корни», «ветви» и производные верования. В этом — принципиальное различие между системами Рамбама, Крескаса и Альбо. Последний не включает в свою систему основные проблемы теологии как таковой, но и не выдвигает в качестве основных принципов то, что следует из Торы. Безусловно, все слова Торы он признает абсолютной истиной, которую мы обязаны тщательно изучать как самостоятельную систему, построенную на первых трёх допущениях. Однако только за этими тремя признается право называться принципами в полном смысле этого слова. Можно сказать, что Альбо строит свою теорию религии по образцу научной теории: его цель — изучить внутреннюю взаимосвязь между тремя первичными элементами её и строго последовательно, нигде не нарушая логическую связь, вывести из них следствия и результаты («корни» и «ветви»), делая невозможным возникновение противоречий или парадоксов.

Ссылки


Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация
На других языках