Азербайджан (История евреев Азербайджана)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Jonatan Tzur (Обсуждение | вклад)
Jonatan Tzur (Обсуждение | вклад)
Строка 17: Строка 17:
-
== До XIX в. ==
+
== До XIX века ==
На территории современного Азербайджана,  евреи оказались после создания Киром II Великим Ахеменидской державы,  в состав которой  в результате победоносных войн вошли как азербайджанские земли, так и территория бывшего Вавилонского царства. После знаменитого [[Манифест Кира|"эдикта Кира"]] от 538 года до н.э. часть вавилонских изгнанников вернулась на Родину, чтобы восстановить  [[Иерусалимский Храм|Иерусалимский Храм]] и возродить в стране национальную жизнь. Оставшиеся  же евреи оказались втянутыми в орбиту  экономической, политической и социальной жизни нового государства. Многие из них стали чиновниками, финансистами, дипломатами, виночерпиями  царя, т.е. высшими сановниками и даже царицами [[Эстер|(Эстер)]] Во II веке до н.э. был проложен Великий шелковый путь - главная торговая магистраль соединявшая Китай со странами Европы, Центральной Азии, Ближнего и Среднего Востока. Значительный его отрезок проходил по территории Азербайджана, а поскольку евреи всегда были пионерами в освоении новых рынков, то наверняка они не упустили возможность торговать и в этой стране.
На территории современного Азербайджана,  евреи оказались после создания Киром II Великим Ахеменидской державы,  в состав которой  в результате победоносных войн вошли как азербайджанские земли, так и территория бывшего Вавилонского царства. После знаменитого [[Манифест Кира|"эдикта Кира"]] от 538 года до н.э. часть вавилонских изгнанников вернулась на Родину, чтобы восстановить  [[Иерусалимский Храм|Иерусалимский Храм]] и возродить в стране национальную жизнь. Оставшиеся  же евреи оказались втянутыми в орбиту  экономической, политической и социальной жизни нового государства. Многие из них стали чиновниками, финансистами, дипломатами, виночерпиями  царя, т.е. высшими сановниками и даже царицами [[Эстер|(Эстер)]] Во II веке до н.э. был проложен Великий шелковый путь - главная торговая магистраль соединявшая Китай со странами Европы, Центральной Азии, Ближнего и Среднего Востока. Значительный его отрезок проходил по территории Азербайджана, а поскольку евреи всегда были пионерами в освоении новых рынков, то наверняка они не упустили возможность торговать и в этой стране.
В образовавшейся в 224 году Сасанидской империи, евреи получили возможность иметь собственное самоуправление во главе с "рош hа-галут" или экзилархом, который являлся одним из высших сановников страны. Однако с появлением христианства возникла конфронтация между господствующей в Иране зороастрийской религией и новым вероучением, адепты которого вели активную миссионерскую деятельность, что затронуло и евреев, которые, как известно, прозелитизмом не занимались. Тем не менее, при царе Йездигерде II (438 – 451), по наущению магов, все иноверцы стали подвергаться гонениям и преследованию. Своего апогея религиозное противостояние достигло при царе Фирузе I (459-484).  Кроме того, евреи оказались замешаны в движении маздакидов (481-529), что также не прибавляло им любви со стороны властей. В результате  значительная часть еврейского населения была вынуждена  покинуть пределы сасанидской державы и переселиться в Аравию и даже Индию. Многие оказались в высокогорных аулах Дагестана, куда можно было попасть только через территорию Азербайджана.  
В образовавшейся в 224 году Сасанидской империи, евреи получили возможность иметь собственное самоуправление во главе с "рош hа-галут" или экзилархом, который являлся одним из высших сановников страны. Однако с появлением христианства возникла конфронтация между господствующей в Иране зороастрийской религией и новым вероучением, адепты которого вели активную миссионерскую деятельность, что затронуло и евреев, которые, как известно, прозелитизмом не занимались. Тем не менее, при царе Йездигерде II (438 – 451), по наущению магов, все иноверцы стали подвергаться гонениям и преследованию. Своего апогея религиозное противостояние достигло при царе Фирузе I (459-484).  Кроме того, евреи оказались замешаны в движении маздакидов (481-529), что также не прибавляло им любви со стороны властей. В результате  значительная часть еврейского населения была вынуждена  покинуть пределы сасанидской державы и переселиться в Аравию и даже Индию. Многие оказались в высокогорных аулах Дагестана, куда можно было попасть только через территорию Азербайджана.  
-
Раскопки 1990 г. под руководством Р. Геюшова обнаружили в районе города Баку остатки еврейского квартала и Шабранской синагоги 7 в. (некоторые историки связывают ее с периодом правления хазар). Шмуэль бен Яхья ал-Магриби (умер в 1174 г.), перешедший в ислам еврей-медик, автор антиеврейского сочинения «Ифхам ал-яхуд» («Опровержение евреев»), называет среди местностей, где Давид Алрои вербовал сторонников своего мессианского движения, города Хой, Сальмас, Тебриз, Мераге и Урмию (ныне Резайе).
+
Раскопки 1990 г. под руководством Р. Геюшова обнаружили в районе города Баку остатки еврейского квартала и Шабранской синагоги VII в. (некоторые историки связывают ее с периодом правления хазар). Шмуэль бен Яхья ал-Магриби (умер в 1174 г.), перешедший в ислам еврей-медик, автор антиеврейского сочинения «Ифхам ал-яхуд» («Опровержение евреев»), называет среди местностей, где Давид Алрои вербовал сторонников своего мессианского движения, города Хой, Сальмас, Тебриз, Мераге и Урмию (ныне Резайе).
 +
 
 +
Есть версия и более раннего пребывания евреев в Азербайджане. Так, согласно мнению М.Велиева: «К племенам, издревле обитающим в Азербайджане, относятся и евреи называемые горскими. Евреи, иудеи, израильтяне, яхуды или джууры принадлежат к семитской расе. В Азербайджане они во время персидского владычества усвоили себе татский язык, на котором и ныне говорят». Историк VII века, родом из государства Кавказская Албания (северный Азербайджан), Моисей Каланкатуйский приводит сведения о проживании в VII веке в столице государства Кавказская Албания - городе Барде «христиан, иудеев, язычников». По свидетельству известного путешественника средневековья Биньямина из Туделы: «…в XII веке в Азербайджане насчитывалась 1000 синагог».
 +
 
 +
В одном из фрагментов знаменитой Каирской генизы указывается, что рабби Барух Израэль из азербайджанского города Марага в своих трудах опирался на рукопись Саадия Гаона, жившего в другом городе на территории современного Азербайджана – Урмия. В конце XII века из Багдада в Марагу переселился Самуэль Бен Яхья, который стал придворным ученым Ильдегезидов, правивших могущественным государством атабеков Азербайджана. О многочисленности еврейского населения в стране свидетельствует и широкий размах мессианского движения, которое возглавил Давид Алрои, пользовавшийся поддержкой в общинах Тебриза, Мараги, Салмаса, Урмии и Хоя. В ХШ – Х1У веках Азербайджан становится центром государства Хулагидов. После разгрома в 1258 году  Хулагу-ханом Багдадского халифата началась массовая миграция местных евреев на земли за Тигром, главным образом в современный Азербайджан, где уже имелись развитые и многолюдные еврейские общины. Сюда же устремились лучшие умы Востока и Запада – от Китая до Испании. В Тебризе, Мараге, Султание  и Урмие, Салмасе и Хое евреи могли найти применение своим знаниям и способностям.
Во второй половине 13 в. Ильханиды — монгольские ханы, под властью которых находились обширные территории от Кавказа до Персидского залива и от Афганистана до пустынь Сирии, превратили Азербайджан в центральную область своей империи. Религиозная терпимость ранних Ильханидов-буддистов привлекла в Азербайджан многих евреев. Первый министр Аргун-хана (1284–91) еврей Са‘д ад-Давла фактически направлял всю внутреннюю и внешнюю политику государства Ильханидов. Еврей Мухаззим ад-Давла был главой администрации Тебриза, а еврей Лабид бен Аби-р-Раби‘ возглавлял систему администрации всего Азербайджана. Казнь Са‘д ад-Давла, явившаяся победой дворцовой группы, недовольной концентрацией власти в его руках, и казни ряда его сторонников, среди которых многие были евреями, стали первым симптомом ухудшения положения евреев в стране. Многие евреи начали переходить в ислам. Одним из них был Рашид ад-Давла (Рашид ад-Дин), ставший в 1298 г. первым министром (казнен по ложному обвинению в 1318 г.). Исторический свод Рашида ад-Давлы «Джами‘ат-таварих» («Собрание хроник», на персидском языке) является одним из крупнейших памятников восточной историографии.
Во второй половине 13 в. Ильханиды — монгольские ханы, под властью которых находились обширные территории от Кавказа до Персидского залива и от Афганистана до пустынь Сирии, превратили Азербайджан в центральную область своей империи. Религиозная терпимость ранних Ильханидов-буддистов привлекла в Азербайджан многих евреев. Первый министр Аргун-хана (1284–91) еврей Са‘д ад-Давла фактически направлял всю внутреннюю и внешнюю политику государства Ильханидов. Еврей Мухаззим ад-Давла был главой администрации Тебриза, а еврей Лабид бен Аби-р-Раби‘ возглавлял систему администрации всего Азербайджана. Казнь Са‘д ад-Давла, явившаяся победой дворцовой группы, недовольной концентрацией власти в его руках, и казни ряда его сторонников, среди которых многие были евреями, стали первым симптомом ухудшения положения евреев в стране. Многие евреи начали переходить в ислам. Одним из них был Рашид ад-Давла (Рашид ад-Дин), ставший в 1298 г. первым министром (казнен по ложному обвинению в 1318 г.). Исторический свод Рашида ад-Давлы «Джами‘ат-таварих» («Собрание хроник», на персидском языке) является одним из крупнейших памятников восточной историографии.
-
Данные 14 в. говорят об Азербайджане как об одном из центров литературной активности [[караимы|караимов]]. Количество евреев в стране в последующие века, очевидно, постоянно уменьшалось в результате непрекращающегося перехода в ислам и миграции, однако в 16 в. отмечается наличие еврейской общины в Тебризе, а источники 17 в. отмечают новую волну гонений на евреев и массовое насильственное обращение их в ислам. В 18 в. еще существуют общины в Тебризе и Мераге, но в первой половине 19 в. они уже исчезают и остаются лишь малочисленные общины в Урмии, Салмасе, Соуджбулаке и Миандоабе. Еврейское население продолжает оставаться сравнительно многочисленным лишь в северной части Азербайджана, включенной к этому времени в состав России.
+
Данные XIV в. говорят об Азербайджане как об одном из центров литературной активности [[караимы|караимов]]. Количество евреев в стране в последующие века, очевидно, постоянно уменьшалось в результате непрекращающегося перехода в ислам и миграции, однако в 16 в. отмечается наличие еврейской общины в Тебризе, а источники 17 в. отмечают новую волну гонений на евреев и массовое насильственное обращение их в ислам. В XVIII в. еще существуют общины в Тебризе и Мераге, но в первой половине 19 в. они уже исчезают и остаются лишь малочисленные общины в Урмии, Салмасе, Соуджбулаке и Миандоабе.
 +
 
 +
В XVIII веке северный Азербайджан включается в состав Российской Империи. В  середине XVIII века, в результате ослабления Персидской державы  последовавшей за смертью Надир-шаха (1736-1747) на территории Азербайджана возникли небольшие феодальные государства. Наиболее крупным из них стало Кубинское ханство. Его основатель Гусейн Али хан в целях укрепления экономической независимости своего ханства и развития здесь ремесла и торговли стал приглашать сюда купцов, ремесленников и знатоков горного дела. Среди переселенцев оказалось немало евреев, которые вместе с жителями разрушенного в результате набега Надир-шаха Кулгата заложили новый поселок – [[Красная Слобода (Азербайджан) - еврейский аспект|Еврейская (Красная) слобода ]]. Особенно быстро она стала развиваться при Фатали-хане, который вел завоевательные войны, в результате чего северо-запад Азербайджана и юг Дагестана были присоединены к Кубинскому ханству вместе с проживавшими на этих землях горскими евреями. Во вновь созданное поселение потянулись евреи из окрестных сёл, и даже Баку. Селились отдельными кварталами, каждый из которых отражал происхождение его обитателей.
 +
 
 +
=== Завоевание Азербайджана Россией ===
 +
Вхождение Южного Кавказа в состав Российской империи  позволило горским евреям усилить контакты с остальным еврейским миром. Кроме того, прекратились междоусобные войны местных правителей и набеги иранских войск. В результате численность населения Красной (Еврейской) слободы  показала тенденцию к постоянному росту. Так, в 1856 году в ней проживало 3000 человек, в 1873 году – 5120, в 1886 году- 6280, а в 1916 году – 8400.В 1926 году число жителей Красной слободы уменьшилось до 6000 человек. Немалое количество горских евреев проживало также в селениях близ Шемахи – в Басхале и Мюджи, где они занимались производством шелковых тканей. Кроме того, ими же создавались различные по величине и виду ткацкие станки.
=== Суб-этнический состав ===
=== Суб-этнический состав ===

Версия 08:33, 15 августа 2011

Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман



АЗЕРБАЙДЖА́Н (Азербайджанская Республика), государство в восточной части Закавказья, на юго-западном побережье Каспийского моря. Граничит с Россией и Грузией на севере, Арменией на западе и Ираном на юге. Столица - Баку. Территория 86,6 тыс. кв км. Население 9 млн. 111 тыс. человек. До начала 19 в. территория Азербайджана входила в состав Ирана. В 1803–28 гг. северная часть Азербайджана отошла к России. С марта 1922 г. до конца августа 1991 г. северный Азербайджан входил в состав Советского Союза (в 1922–36 гг. в рамках Закавказской федерации). Южная часть, оставшаяся в составе Ирана, — Иранский (реже Южный) Азербайджан (главный город Тебриз).


Содержание

До XIX века

На территории современного Азербайджана, евреи оказались после создания Киром II Великим Ахеменидской державы, в состав которой в результате победоносных войн вошли как азербайджанские земли, так и территория бывшего Вавилонского царства. После знаменитого "эдикта Кира" от 538 года до н.э. часть вавилонских изгнанников вернулась на Родину, чтобы восстановить Иерусалимский Храм и возродить в стране национальную жизнь. Оставшиеся же евреи оказались втянутыми в орбиту экономической, политической и социальной жизни нового государства. Многие из них стали чиновниками, финансистами, дипломатами, виночерпиями царя, т.е. высшими сановниками и даже царицами (Эстер) Во II веке до н.э. был проложен Великий шелковый путь - главная торговая магистраль соединявшая Китай со странами Европы, Центральной Азии, Ближнего и Среднего Востока. Значительный его отрезок проходил по территории Азербайджана, а поскольку евреи всегда были пионерами в освоении новых рынков, то наверняка они не упустили возможность торговать и в этой стране. В образовавшейся в 224 году Сасанидской империи, евреи получили возможность иметь собственное самоуправление во главе с "рош hа-галут" или экзилархом, который являлся одним из высших сановников страны. Однако с появлением христианства возникла конфронтация между господствующей в Иране зороастрийской религией и новым вероучением, адепты которого вели активную миссионерскую деятельность, что затронуло и евреев, которые, как известно, прозелитизмом не занимались. Тем не менее, при царе Йездигерде II (438 – 451), по наущению магов, все иноверцы стали подвергаться гонениям и преследованию. Своего апогея религиозное противостояние достигло при царе Фирузе I (459-484). Кроме того, евреи оказались замешаны в движении маздакидов (481-529), что также не прибавляло им любви со стороны властей. В результате значительная часть еврейского населения была вынуждена покинуть пределы сасанидской державы и переселиться в Аравию и даже Индию. Многие оказались в высокогорных аулах Дагестана, куда можно было попасть только через территорию Азербайджана.

Раскопки 1990 г. под руководством Р. Геюшова обнаружили в районе города Баку остатки еврейского квартала и Шабранской синагоги VII в. (некоторые историки связывают ее с периодом правления хазар). Шмуэль бен Яхья ал-Магриби (умер в 1174 г.), перешедший в ислам еврей-медик, автор антиеврейского сочинения «Ифхам ал-яхуд» («Опровержение евреев»), называет среди местностей, где Давид Алрои вербовал сторонников своего мессианского движения, города Хой, Сальмас, Тебриз, Мераге и Урмию (ныне Резайе).

Есть версия и более раннего пребывания евреев в Азербайджане. Так, согласно мнению М.Велиева: «К племенам, издревле обитающим в Азербайджане, относятся и евреи называемые горскими. Евреи, иудеи, израильтяне, яхуды или джууры принадлежат к семитской расе. В Азербайджане они во время персидского владычества усвоили себе татский язык, на котором и ныне говорят». Историк VII века, родом из государства Кавказская Албания (северный Азербайджан), Моисей Каланкатуйский приводит сведения о проживании в VII веке в столице государства Кавказская Албания - городе Барде «христиан, иудеев, язычников». По свидетельству известного путешественника средневековья Биньямина из Туделы: «…в XII веке в Азербайджане насчитывалась 1000 синагог».

В одном из фрагментов знаменитой Каирской генизы указывается, что рабби Барух Израэль из азербайджанского города Марага в своих трудах опирался на рукопись Саадия Гаона, жившего в другом городе на территории современного Азербайджана – Урмия. В конце XII века из Багдада в Марагу переселился Самуэль Бен Яхья, который стал придворным ученым Ильдегезидов, правивших могущественным государством атабеков Азербайджана. О многочисленности еврейского населения в стране свидетельствует и широкий размах мессианского движения, которое возглавил Давид Алрои, пользовавшийся поддержкой в общинах Тебриза, Мараги, Салмаса, Урмии и Хоя. В ХШ – Х1У веках Азербайджан становится центром государства Хулагидов. После разгрома в 1258 году Хулагу-ханом Багдадского халифата началась массовая миграция местных евреев на земли за Тигром, главным образом в современный Азербайджан, где уже имелись развитые и многолюдные еврейские общины. Сюда же устремились лучшие умы Востока и Запада – от Китая до Испании. В Тебризе, Мараге, Султание и Урмие, Салмасе и Хое евреи могли найти применение своим знаниям и способностям.

Во второй половине 13 в. Ильханиды — монгольские ханы, под властью которых находились обширные территории от Кавказа до Персидского залива и от Афганистана до пустынь Сирии, превратили Азербайджан в центральную область своей империи. Религиозная терпимость ранних Ильханидов-буддистов привлекла в Азербайджан многих евреев. Первый министр Аргун-хана (1284–91) еврей Са‘д ад-Давла фактически направлял всю внутреннюю и внешнюю политику государства Ильханидов. Еврей Мухаззим ад-Давла был главой администрации Тебриза, а еврей Лабид бен Аби-р-Раби‘ возглавлял систему администрации всего Азербайджана. Казнь Са‘д ад-Давла, явившаяся победой дворцовой группы, недовольной концентрацией власти в его руках, и казни ряда его сторонников, среди которых многие были евреями, стали первым симптомом ухудшения положения евреев в стране. Многие евреи начали переходить в ислам. Одним из них был Рашид ад-Давла (Рашид ад-Дин), ставший в 1298 г. первым министром (казнен по ложному обвинению в 1318 г.). Исторический свод Рашида ад-Давлы «Джами‘ат-таварих» («Собрание хроник», на персидском языке) является одним из крупнейших памятников восточной историографии.

Данные XIV в. говорят об Азербайджане как об одном из центров литературной активности караимов. Количество евреев в стране в последующие века, очевидно, постоянно уменьшалось в результате непрекращающегося перехода в ислам и миграции, однако в 16 в. отмечается наличие еврейской общины в Тебризе, а источники 17 в. отмечают новую волну гонений на евреев и массовое насильственное обращение их в ислам. В XVIII в. еще существуют общины в Тебризе и Мераге, но в первой половине 19 в. они уже исчезают и остаются лишь малочисленные общины в Урмии, Салмасе, Соуджбулаке и Миандоабе.

В XVIII веке северный Азербайджан включается в состав Российской Империи. В середине XVIII века, в результате ослабления Персидской державы последовавшей за смертью Надир-шаха (1736-1747) на территории Азербайджана возникли небольшие феодальные государства. Наиболее крупным из них стало Кубинское ханство. Его основатель Гусейн Али хан в целях укрепления экономической независимости своего ханства и развития здесь ремесла и торговли стал приглашать сюда купцов, ремесленников и знатоков горного дела. Среди переселенцев оказалось немало евреев, которые вместе с жителями разрушенного в результате набега Надир-шаха Кулгата заложили новый поселок – Еврейская (Красная) слобода . Особенно быстро она стала развиваться при Фатали-хане, который вел завоевательные войны, в результате чего северо-запад Азербайджана и юг Дагестана были присоединены к Кубинскому ханству вместе с проживавшими на этих землях горскими евреями. Во вновь созданное поселение потянулись евреи из окрестных сёл, и даже Баку. Селились отдельными кварталами, каждый из которых отражал происхождение его обитателей.

Завоевание Азербайджана Россией

Вхождение Южного Кавказа в состав Российской империи позволило горским евреям усилить контакты с остальным еврейским миром. Кроме того, прекратились междоусобные войны местных правителей и набеги иранских войск. В результате численность населения Красной (Еврейской) слободы показала тенденцию к постоянному росту. Так, в 1856 году в ней проживало 3000 человек, в 1873 году – 5120, в 1886 году- 6280, а в 1916 году – 8400.В 1926 году число жителей Красной слободы уменьшилось до 6000 человек. Немалое количество горских евреев проживало также в селениях близ Шемахи – в Басхале и Мюджи, где они занимались производством шелковых тканей. Кроме того, ими же создавались различные по величине и виду ткацкие станки.

Суб-этнический состав

На протяжении последних столетий на территории Азербайджана жили евреи, принадлежащие к разным этнолингвистическим группам: горские евреи, ашкеназы, крымчаки, курдские евреи, грузинские евреи. В 19 в. подавляющее большинство еврейского населения Азербайджана составляли горские евреи, в 20 в. большинство составили ашкеназы.

XIX в.

Главным еврейским центром был город Куба́, где в 1835 г. жили 5492 еврея (из которых 2718 человек сконцентрировались в еврейском квартале); в 1866 г. в городе жили 6282 еврея. Сравнительно крупные общины горских евреев имелись также в селениях Варташен и Мюджи. В 1864 г. в селе Варташен (с 1990 г. — Огуз) большинство населения составляли евреи. В 1886 г. здесь жили 1400 евреев, было три молитвенных дома, две талмуд-хуны (хедера) с 40 учениками. Известно, что общее число грамотных, то есть умеющих читать Тору, составляло тогда 70 человек, среди них было пятеро евреев, которых называли рабби.

Евреи северного Азербайджана были главным образом земледельцами, мелкими торговцами и чернорабочими. Экономическое положение их было тяжелым. Начиная с 1870-х гг. резко увеличился приток в северный Азербайджан евреев из европейской части России в связи с развитием нефтяной промышленности в Баку. Большую роль в создании этой важнейшей отрасли народного хозяйства сыграли Г. А. Поляк — основатель фирмы «Поляк и сыновья», А. Дембо и Х. Каган — создатели компании «Дембо и Каган», Г. Гинцбург, А. Фишель. Представители семьи Ротшильд основали «Каспийско-черноморскую компанию», занимавшую в начале 20 в. ведущее положение в этой области. Компании, возглавляемые евреями, производили 44% российского керосина.

Несмотря на законодательные ограничения, в двух губерниях, на которые был разделен северный Азербайджан, Бакинской и Елизаветпольской, по данным 1897 г., жил 14791 еврей, в том числе в Кубе́ — 6662 человека и в Баку 2341 человек. В Кубе́ в 1908 г. была основана еврейско-русская школа с преподаванием на русском языке.

ХХ в.

С конца 19 в. Баку стал одним из центров еврейского национального движения. В 1891 г. здесь было образовано отделение Ховевей Цион, в 1899 г. — первая сионистская организация. На Минской конференции сионистов в 1902 г. присутствовало четыре делегата из Баку. Особенно активно действовали сионисты в 1917–20 гг. Функционировали молодежная организация «Молодая Иудея», мужские студенческие корпорации «Хасмонея», «Маккавея», женские студенческие корпорации «Суламита», «Дебора».

В 1917 г. в Баку выходил еженедельник «Кавказер вохенблат» (на идиш), в 1917–18 гг. — еженедельник «Кавказский еврейский вестник» с приложением «Палестина», в 1919–20 гг. — двухнедельник «Еврейская воля»; в 1919 г. некоторое время выпускалась газета «Тобуши сабхи» (на еврейско-татском языке). С окончательным установлением советской власти (апрель 1920 г.) независимая еврейская печать прекратила свое существование. С 1922 г. в столице Азербайджана выходила газета «Корсох» на еврейско-татском языке — орган Кавказского комитета Еврейской коммунистической партии (По‘алей Цион) и ее молодежной организации.

Многие евреи Азербайджана приняли активное участие в революционных событиях начала 20 в. Среди 26 расстрелянных бакинских комиссаров было шесть евреев, в их числе видный социал-демократ Я. Зевин (1884–1918; с 1904 г. до 1912 г. — меньшевик, позднее примкнул к большевистской фракции); профсоюзный руководитель М. Басин (1890–1918). В первом и во втором правительстве Демократической республики Азербайджан (1918–20) были представлены евреи, среди них — министр здравоохранения профессор Е. Я. Гиндес.

Во время гражданской войны и в первые годы советской власти продолжалась концентрация евреев в Баку. Прекратила существование еврейская община в селении Мюджи, большинство членов которой переселились в Баку. В основном туда же переселились около 13,5 тыс. евреев, покинувших Кубу́. Предпринимались активные попытки привлечения значительных масс еврейского населения к сельскому хозяйству, но по данным 1927 г., в нем было занято лишь 250 еврейских семей.

После присоединения к СССР

В 1920-х гг. была запрещена деятельность всех сионистских организаций и связанных с ними культурно-просветительных учреждений, которые вели работу на иврите. Однако продолжалось культурное развитие на других еврейских языках. В Баку работали школы на идиш и еврейско-татском языке; здесь преподавал известный педагог Ф. Шапиро. Горско-еврейские школы функционировали и в других городах республики до 1938 г., когда большинство школ национальных меньшинств было закрыто (лишь в бакинской школе №23 до 1948 г. существовали татские классы). В 1934–38 гг. в Баку на еврейско-татском языке выходила газета «Коммунист»; работал горско-еврейский отдел Азербайджанского государственного издательства, курировавшийся Я. Агаруновым и воз­глав­ляв­шийся Ю. Семеновым (1899–1961; оба писателя начинали в 1920-е гг. как драматурги при еврейских любительских труппах). В 1936–39 гг. в здании закрытой властями Большой синагоги работал Бакинский еврейский театр (АзГОСЕТ) на идиш; его директором с 1938 г. был Я. Фридман, возглавлявший одновременно Театр русской драмы; художественным руководителем был В. Цейтлин.

По переписи 1926 г., в Азербайджанской ССР было девятнадцать тысяч европейских евреев и 7,5 тыс. горских евреев; по переписи 1959 г., в стране проживали 40 204 еврея (1,1% всего населения республики), из них 38 917 – в городах. 8357 евреев назвали своим родным языком еврейско-татский язык, и 6255 — идиш. По данным 1970 г., в Азербайджанской ССР было 41 288 евреев. По данным переписи 1979 г., в Азербайджане жили 35,5 тыс. евреев, по данным переписи 1989 г. — 30,8 тыс. евреев.

В 1920–30-е гг. евреи (в основном ашкеназы) составляли значительную часть культурной элиты советского Азербайджана. Из десяти профессоров-медиков, основавших в 1919 г. Бакинский медицинский институт, восемь были евреями. В Азербайджане работал эпидемиолог Н. Гилилов, заложивший научные основы борьбы с малярией. Геолог Ф. Левинсон-Лессинг был председателем Азербайджанского филиала Академии наук СССР. Тысячи евреев работали врачами, инженерами, учителями. Еврейское население республики увеличилось в годы первых пятилеток, но особенно благодаря эвакуации во время советско-германской войны 1941–45 гг. Многие из эвакуированных остались в Азербайджане, в основном, в Баку и после войны.

Послевоенное время

К началу 1940-х гг. в Азербайджане были окончательно ликвидированы организованные формы еврейской жизни, за исключением нескольких общин при синагогах в Баку, Варташене, Кубе́, Кусарах, Геокчае. В то же время республиканские власти лишь в небольшой мере практиковали дискриминационные ограничения для евреев; сравнительно редки были и проявления бытового антисемитизма. На протяжении 1940–60-х гг. беспрепятственно преподавал на дому иврит бывший преподаватель Киевской духовной академии араб-христианин Ибрахим Уар-Уар.

В 1951 г. из Баку (как и из Тбилиси) по приказу из Москвы были депорти­рованы все курдские евреи.

Еврейское движение стало развиваться в Азербайджане с 1970-х гг. Лидером отказников в Баку был С. М. Кушнир (родился в 1927 г., с 1978 г. в Израиле); распространялись издания еврейского самиздата, книги и журналы, издаваемые в Израиле, существовали кружки по изучению иврита. Новый размах движение приняло во второй половине 1980-х гг. В Баку в 1987 г. открылись первые в Советском Союзе легальные курсы иврита (официальный руководитель — Владимир /Зеев/ Фарбер; с 1989 г. в Израиле). В 1989 г. в Баку был организован клуб еврейской культуры «Алеф»; в том же году был открыт еврейский клуб «22» в Сумгаите, в Баку стал выходить малотиражный информационный бюллетень «Шалом-Шолем-Шолуми». В 1990 г. было учреждено общество дружбы и культурных связей «Азербайджан — Израиль», которое с 1992 г. начало издавать газету «Азиз». Зарегистрированы и действуют женские и молодежные организации, комитет еврейских ветеранов Второй мировой войны, Ассоциация иудаики и еврейской культуры. Активистом ряда организаций, редактором изданий был педагог, ветеран войны П. А. Калика (1923–95), автор публикаций по еврейской тематике еще с 1970-х гг.

Постсоветское время

В 1990-е гг. функционировали две синагоги в Баку (горских евреев и ашкеназская), а также синагоги горских евреев в Кубе́ и Огузе и синагога геров в Привольном. В сентябре 1993 г. в Баку состоялся семинар раввинов Азербайджана, Грузии и Дагестана. В 1994 г. там открылась иешива. В 1997 г. в Баку открылась синагога грузинских евреев. В начале 2000-х гг. в предместье Кубы́ Красной Слободе функционировали три синагоги горских евреев, а также действовала иешива. С 1999 г. в Баку работает религиозная еврейская средняя школа. По данным 1994 г., иврит преподавался в университете и в двух столичных средних школах. Работали курсы иврита в Баку, Кубе и Огузе; представители Еврейского агентства и преподаватели из Израиля оказывали большую помощь в организации занятий; среди учащихся курсов были и неевреи. Перед зрителями выступали еврейский ансамбль камерной музыки, детский хор, танцевальный ансамбль. Местное радио и телевидение регулярно передают записи израильской эстрадной музыки.

В начале 2000-х гг. помимо газеты «Азиз» в Азербайджане выходили газета «Башня» молодежного клуба «Гилель», «Ор-шеляну» еврейского общинного культурного центра, «Амишав», издаваемая с помощью Еврейского агентства.

В 1999 г. в Баку в Музее искусств состоялась выставка «Евреи Азербайджана», в 2001 г. в Историческом музее прошла выставка «190-летие поселения ашкеназских евреев в Азербайджане», в апреле 2001 г. в Академии наук Азербайджана был проведен международный научный симпозиум «Горские евреи Кавказа». В 1996 г. в Баку был открыт Израильский культурно-информационный центр; с помощью Джойнта в 1999 г. создается благотворительная организация «Хесед-Гершон», оказывавшая в 2000 г. материальную помощь 1550 евреям (из них 1113 человек жили в Баку). В апреле 2000 г. был открыт еврейский общинный культурный центр. Он руководит работой театрально-музыкального центра, клуба интеллектуалов, народного университета. С помощью Джойнта был создан научный центр под руководством профессора М. Агарунова (родился в 1936 г.), который занимается изучением истории, культуры и этнографии евреев Азербайджана. В 2000 г. был издан библиографический указатель «Горские евреи».

Возможности беспрепятственного приобщения к национальной культуре не уравновешивают трудностей, испытываемых еврейским населением страны в условиях затяжной войны с Арменией из-за Нагорного Карабаха и связанного с войной обострения межнациональных конфликтов. Среди погибших на войне 120 азербайджанских военнослужащих — четыре еврея.

На территории современного Азербайджана функционируют три еврейские общины:

1 — Община горских евреев, проживающих в основном в Губе (поселок Красная Слобода) и Баку;

2 — Община евреев-ашкенази (европейские евреи), с основными местами проживания в Баку и Сумгаите;

3 — Община грузинских евреев, сосредоточенных в основном на приграничных с Грузией районах Азербайджана.

Численность евреев

Как и на всём постсоветском пространстве, в Азербайджане в последние несколько десятилетий наблюдалась тенденция к сокращению числа евреев вследствие их миграции в Израиль и западные страны.

Численность евреев в Азербайджане с максимальных 41,2 тыс. в 1939 году сократилась до 25,3 тыс. в 1989 году. Их удельный вес в населении страны снизился соответственно с 1,3 до 0,4 процента. По данным переписи 1999 года, количество евреев ещё уменьшилось более чем вдвое. Хотя сравнение данных переписи 1979 и 1989 годов показывает более чем двукратное увеличение численности горских евреев (с 2,1 тыс. до 6,1 тыс.), причина этого в том, что в советское время горских евреев, проживавших в городах, часто учитывали как просто евреев.[1]

Толерантность и антисемитизм

Евреи Азербайджана практически никогда не сталкивалась с какими-либо проявлениями антисемитизма в стране. Даже в периоды вспышек антисемитизма в мире и обострения антиизраильских настроений до Азербайджана доходили лишь отголоски тех страшных событий, которые творились в мире. Многие представители еврейской общины Азербайджана принимали и принимают активное участие в политической, культурной, социальной и экономической жизни республики. Сегодня в Баку сохранились мемориальные доски на зданиях, где жили видные представители еврейской национальности, такие как лауреат Нобелевской премии физик-теоретик Лев Ландау, заслуженный врач республики Соломон Гусман, герой Карабахской войны Альберт Агарунов и многие другие.[2] Абрамов, Евда Сасунович является представителем еврейской общины в парламенте Азербайджана.

В ряде азербайджанских газет («Ени мусават», «Ени эср», «Исламын сэси», «Миллет» и других) с 1992 г. стали систематически публиковаться антисемитские материалы. Попытка газеты «Мейдан» опубликовать книгу «Майн кампф» А. Гитлера в переводе на азербайджанский язык была пресечена по требованию ряда общественных, в том числе еврейских, организаций; это, однако, не остановило появления новых подстрекательских статей.

Отношения с Израилем

Репатриация евреев из Азербайджана составила в 1989 г. — 466 человек, в 1990 г. — 7905 человек, в 1991 г. — 5676 человек, в 1992 г. — 2777 человек, в 1993 г. — 3500 человек, в 1994 г. — 2270 человек, в январе–июне 2003 г. — 177 человек. По данным Еврейского агентства, в конце 2002 г. в Азербайджане насчитывалось около шестнадцати тысяч лиц, имеющих право на репатриацию в Израиль согласно Закону о возвращении. В результате массового выезда ашкеназских евреев в 1990-х гг. большинство евреев Азербайджана в начале 2000-х гг. составляли горские евреи. В Красной Слободе компактно живут около трех тысяч горских евреев.

Руководство Азербайджана стремится к налаживанию политических и экономических связей с Израилем. Дипломатические отношения установлены в 1993 г. 11 мая 1994 г. временный поверенный в делах Государства Израиль в Азербайджане Эли‘эзер Иотват вручил верительные грамоты президенту Г. Алиеву. В августе 1999 г. израильская парламентская делегация посетила Азербайджан с официальным визитом. Объем экспорта из Израиля в Азербайджан в 1993 г. составил 545 тыс. долларов, импорт — двенадцать тысяч; в 1994 г. экспорт и импорт значительно возросли.

Знаменитые евреи Азербайджана

Евреи активно вовлечены в общественную и политическую жизнь Азербайджана и вносят свой вклад в развитие науки, культуры и искусства Азербайджана. Так, в правительстве Азербайджанской Демократической Республики пост министра здравоохранения занимал врач Есей Гиндес. Выходцами из Азербайджана были такие известные деятели науки и культуры как Лев Ландау, Гавриил Илизаров, Белла Давидович, Юлий Гусман и многие другие. В 1990 году было создано общество дружбы «Азербайджан-Израиль», а также общество «Сохнут». Было открыто отделение иврита на факультете востоковедения Бакинского государственного университета. В последнее время отмечаются случаи возвращения эмигрировавших из страны евреев.[3]

Еврейские организации

Еврейская община является одной из самых активных и влиятельных религиозных общин Азербайджана. В частности, в республике созданы и активно функционируют Центр Азербайджано-Израильской Дружбы, еврейские агентство «Сохнут», комитеты по защите и сохранению еврейских традиций — «Джойнт» и «Ваад-Л-Хетзола», религиозные школы-иешивы, Культурный центр еврейской общины, женское общество «Ева», благотворительное общество «Хесед-Хершон», молодежные клубы «Алеф», «Килель», видеоклуб «Мишпаха», учреждены газеты «Аз-Из», «Башня» и «Амишав».Так же в Азербайджане есть израильское посольство, ведутся переговоры по открытию азербайджанского посольства в Израиле.

Синагоги и школы

В столице Азербайджана, а также в городах Губа и Огуз, функционируют несколько синагог. Синагога, открытая 9 марта 2003 года в Баку, является одной из крупнейших в Европе. В сентябре 2003 года в Баку была открыта первая еврейская школа. Первые официальные курсы иврита были открыты в Азербайджане в 1987 году. В Баку и Губе функционируют 5 еврейских школ, в которых обучаются 1450 школьников.[4]

Красная Слобода

Посёлок Красная Слобода, расположенный в Губинском районе Азербайджана, является единственным местом компактного проживания евреев на всем постсоветском пространстве. В поселке имеются три синагоги и миква. В основном Красную Слободу населяют горские евреи. [5]

Примечания

См. также

Ссылки

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация