Алматы (еврейский аспект)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 19:50, 30 октября 2011; MyBot (Обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Эта статья была импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и еще не обработана


뿃뻃

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Алматы (в 1867–1921 гг. — город Верный, в 1921–91 гг. — Алма-Ата, столица Казахской ССР /с мая 1929 г./, в 1991–97 гг. — столица независимой Республики Казахстан), областной центр Республики Казахстан.

В Верный, российскую колониальную крепость, доступ евреям из черты оседлости не был разрешен. Тем не менее в 1897 г. здесь жили, по различным оценкам, от ста до трехсот евреев (торговцев и ремесленников, часть из них, по-видимому, не имела разрешения на постоянное проживание); была одна синагога.

В 1920–1930-е гг. еврейское население Алма-Аты увеличилось за счет миграций из западных районов. Евреи внесли большой вклад в развитие народного хозяйства и культуры города и республики. Е. Брусиловский был одним из основоположников профессионального казахского музыкального искусства.

В 1930-е гг. в Алма-Ате существовала тюрьма для политзаключенных, среди ее узников было немало евреев; многие из них работали на стройках города. В 1937 г. здесь был расстрелян М. Либер (по некоторым сведениям, также и А. Гоц). На еврейском кладбище города похоронен умерший в ссылке бывший раввин Днепропетровска Леви-Ицхак Шнеерсон (1878–1944; см. М. М. Шнеерсон). Много евреев эвакуировалось в Алма-Ату в 1941–45 гг., в том числе деятели кино Г. Рошаль, С. Эйзенштейн, Ю. Райзман (1903–91), которые работали в Центральной объединенной киностудии — ЦОКС; Д. Вертов работал в Алма-Атинской студии кинохроники. Евреи, прибывшие из западных регионов Советского Союза, жили и работали в столице советского Казахстана и в послевоенные годы. Видным кинорежиссером студии «Казахфильм» был Е. Арон (1906–1970), заслуженный деятель искусств Казахской ССР. Главным режиссером Алма-Атинского театра русской драмы в 1945–57 гг. был Я. Штейн, в 1960-е гг. — А. Лакшин, среди ведущих артистов театра — Л. Майзель, А. Закк.

Антисемитские акции сталинского периода не обошли и Алма-Ату: в 1950 г. под предлогом необходимости строительства Центрального универмага снесли здание синагоги. Однако кадровая политика местных властей не была столь жесткой, как в Москве, и в Алма-Ате нашли приют многие изгнанные с работы в период борьбы с «космополитами»; среди них — И. Зак (1909–1998; впоследствии — народный артист РСФСР), который в 1952–55 гг. был дирижером Театра оперы и балета имени Абая и поставил оперный спектакль «Дударай» по Е. Г. Брусиловскому. В Алма-Атинскую консерваторию приезжала учиться еврейская молодежь из Украины и других республик, где прием евреев в вузы был ограничен. Отношение к евреям в столице Казахской ССР было достаточно либеральным и в последующие годы. Так, когда московская печать подвергла разгромной критике книгу исторических эссе поэта-казаха О. Сулейменова «Аз и Я» (1975 г.; в числе прочего автора обвиняли и в сионизме, ибо в этой книге он назвал евреев «главным народом»), местные власти по существу взяли автора под свою защиту. Однако организованные формы еврейской национальной жизни в Казахстане, как и в других республиках Советского Союза, не разрешались. По переписи 1979 г. в Алма-Ате жили 8592 еврея (0,9% от всего населения республики).

С началом перестройки, в 1989 г., в Алма-Ате был создан еврейский культурный центр «Шалом» (директор И. Шварцман, с 1992 г.); в 1990 г. выпускалась газета под тем же названием. В 1990-х гг. возникает ряд еврейских общественных организаций — Региональный центр Ваада СССР (впоследствии — Ваад Казахстана), Ассоциация еврейской молодежи Казахстана, межреспубликанский фонд содействия изучению и развитию еврейской культуры «Дрор» (президент А. Б. Фиглин, родился в 1948 г.), спортивное общество «Маккаби». Действует синагога на Ташкентской улице, молодежная религиозная организация «Бней-Акива». Создано местное отделение движения прогрессивного иудаизма (см. Реформизм в иудаизме) и другие организации. Открыт еврейский детский сад, в 1992 г. создана воскресная школа.

В эти же годы происходит значительная эмиграция еврейского населения из города. Перепись 1989 г. зарегистрировала в столице Казахстана 7636 евреев (0,7% всего населения), в начале 1992 г. в Алматы жили 4626 евреев (0,4%). В 1989–94 гг. на постоянное жительство в Израиль через аэропорт Алматы вылетело 4111 человек, имеющих право на репатриацию согласно Закону о возвращении, в 1995–2004 гг. — 14 004 человека.

Евреи принимают участие в политической жизни города и республики. Так, на первом съезде партии Народный конгресс Казахстана (председатель — О. Сулейменов) в июне 1992 г. евреи составили 3,8% делегатов; Ю. Е. Дуберман вошел в политический исполнительный комитет партии (12 человек).

В 1994 г. главным раввином Казахстана стал представитель Хабада И. Кохен (родился в 1972 г.). В 1997 г. был открыт Еврейский культурный центр, был создан центр «Бет-Исраэль». Начало функционировать общество дружбы Казахстан — Израиль. В 1999 г. была открыта еврейская средняя школа. В том же году начал издаваться еврейский информационно-культурный вестник «Давар». В 1993/94 учебном году около 50 евреев Алматы обучались в Открытом университете Израиля.

В Алматы находится штаб-квартира созданного в 2002 г. на съезде в Москве Евро-Азиатского еврейского конгресса (президент А. Машкевич). В октябре 2002 г. конгресс провел в Алматы учредительную конференцию Евро-Азиатского совета раввинов, в котором приняли участие раввины и главы еврейских общин из 15 государств Европы и Азии.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья АЛМАТЫ в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация