Античный антисемитизм

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Pessimist (Обсуждение | вклад)
(Новая страница: «{{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 4 | АВТОР1 = | АВТОР2 = | АВТОР3 = | СУПЕРВАЙЗЕР = | ПРОЕКТ = | ПОДТЕМА = | К…»)
Pessimist (Обсуждение | вклад)
Строка 11: Строка 11:
| ВИКИПЕДИЯ =
| ВИКИПЕДИЯ =
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
-
}}{{Антисемитизм}}
+
}}{{Антисемитизм}} {{также|История антисемитизма}} '''Античный антисемитизм''' — наиболее древний вид [[Антисемитизм|Антисемитизм]]а. Зародился в [[Античность|античную эпоху]] в среде образованных [[Язычество|язычников]]. Обвинял евреев в ненависти ко всем народам, тайным и явным преступлениям против национальных нравов и обычаев, подрыве экономики, распространению лжеучений, нелояльности и т. п.
-
{{также|История антисемитизма}}
+
-
'''Античный антисемитизм''' — наиболее древний вид [[антисемитизм]]а. Зародился в [[Античность|античную эпоху]] в среде образованных [[Язычество|язычников]]. Обвинял евреев в ненависти ко всем народам, тайным и явным преступлениям против национальных нравов и обычаев, подрыве экономики, распространению лжеучений, нелояльности и т. п.
+
При этом само применение термина «антисемитизм» в отношении древнего мира оспаривается некоторыми современными антиковедами как неисторическое<ref>Так, Бецалель Бар-Кохба ({{lang-en|Bezalel Bar-Kochba}}) в предисловии к монографии The Image of the Jews in Greek literature. The Hellenistic period. (University of California Press, 2010. 623 p. ISBN 9780520253360) предупреждает, что будет использовать термин «антисемитизм» исключительно в кавычках, хотя и указывает, что попытки заменить термин на что-то другое также проблематичны</ref>.
При этом само применение термина «антисемитизм» в отношении древнего мира оспаривается некоторыми современными антиковедами как неисторическое<ref>Так, Бецалель Бар-Кохба ({{lang-en|Bezalel Bar-Kochba}}) в предисловии к монографии The Image of the Jews in Greek literature. The Hellenistic period. (University of California Press, 2010. 623 p. ISBN 9780520253360) предупреждает, что будет использовать термин «антисемитизм» исключительно в кавычках, хотя и указывает, что попытки заменить термин на что-то другое также проблематичны</ref>.
== Происхождение ==
== Происхождение ==
-
По мнению ряда исследователей,<ref>Например, {{не переведено|:en:Edward Flannery|Фланнери, Эдвард|Эдвард Фланнери}} («The Anguish of the Jews»), [[Поляков, Леон|Леон Поляков]] («История антисемитизма»), Аркадий Ковельман («Александрийский погром»)</ref> антисемитизм возник и развился в мире античного язычества. Большая часть современной антисемитской аргументации происходит от античных предрассудков, одним из центров которых являлась [[Александрия]], примерно около III—II веков до н. э.<ref name="vved">[http://www.jewish-heritage.org/spp1.htm Введение в историю антисемитизма]</ref> Первоначальными его распространителями были [[египет]]ские литераторы этого периода, обвинявшие евреев в различных злонамеренных делах. Мотивы обвинений были и религиозные, и экономические, и политические.
+
 
 +
По мнению ряда исследователей,<ref>Например, {{не переведено|:en:Edward Flannery|Фланнери, Эдвард|Эдвард Фланнери}} («The Anguish of the Jews»), [[Поляков, Леон|Леон Поляков]] («История антисемитизма»), Аркадий Ковельман («Александрийский погром»)</ref> антисемитизм возник и развился в мире античного язычества. Большая часть современной антисемитской аргументации происходит от античных предрассудков, одним из центров которых являлась [[Александрия|Александрия]], примерно около III—II веков до&nbsp;н.&nbsp;э.<ref name="vved">[http://www.jewish-heritage.org/spp1.htm Введение в историю антисемитизма]</ref> Первоначальными его распространителями были [[Египет|Египет]]ские литераторы этого периода, обвинявшие евреев в различных злонамеренных делах. Мотивы обвинений были и религиозные, и экономические, и политические.
== Обвинения против евреев ==
== Обвинения против евреев ==
-
Одним из первых теоретиков антисемитизма историки называют египетского жреца [[Манефон]]а, жившего при [[Птолемей II Филадельф|Птолемее II Филадельфе]] (285—246 гг. до н. э.)<ref name="vved"/>. В его повествовании об [[исход]]е евреев из Египта евреи представлены «нечистыми»: [[Лепра|прокажёнными]], слепыми и хромыми. По Манефону, они были высланы из Египта для умилостивления богов, но позже, объединившись с пастухами-[[гиксосы|гиксосами]], они завоёвывают Египет, грабят его, оскверняют храмы и т. п. Последователь Манефона [[Мнасей Патрский]], ученик [[Эратосфен]]а, впервые пустил в ход столь распространённую впоследствии легенду о том, что иудеи поклоняются в своём храме золотой ослиной голове. Обвинения Манефона повторяли [[Лисимах]], [[Посидоний]], {{не переведено|:en:Apollonius Molon|Молон}} и другие греческие авторы.
 
-
Писатель [[Апион (грамматик)|Апион]] (I в. н. э.), повторив обвинения предшественников<ref>{{cite web|author=Kaufmann Kohler.
+
Одним из первых теоретиков антисемитизма историки называют египетского жреца [[Манефон|Манефон]]а, жившего при [[Птолемей II Филадельф|Птолемее II Филадельфе]] (285—246&nbsp;гг. до&nbsp;н.&nbsp;э.)<ref name="vved" />. В его повествовании об [[Исход|Исход]]е евреев из Египта евреи представлены «нечистыми»: [[Лепра|прокажёнными]], слепыми и хромыми. По Манефону, они были высланы из Египта для умилостивления богов, но позже, объединившись с пастухами-[[Гиксосы|гиксосами]], они завоёвывают Египет, грабят его, оскверняют храмы и&nbsp;т.&nbsp;п. Последователь Манефона [[Мнасей Патрский|Мнасей Патрский]], ученик [[Эратосфен|Эратосфен]]а, впервые пустил в ход столь распространённую впоследствии легенду о том, что иудеи поклоняются в своём храме золотой ослиной голове. Обвинения Манефона повторяли [[Лисимах|Лисимах]], [[Посидоний|Посидоний]], {{не переведено|:en:Apollonius Molon|Молон}} и другие греческие авторы.
-
|datepublished=|url=http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=1641&letter=A|title=APION|publisher=[[:en:Jewish Encyclopedia|Jewish Encyclopedia]]|accessdate=2011-9-13|lang=en}}</ref>, обвинял евреев также в человеческих жертвоприношениях и [[Каннибализм|людоедстве]]. В одной из книг Апион написал, что греческий царь [[Антиох Епифан]] был в [[Иерусалимский Храм|Иерусалимском храме]] и там к нему обратился грек, который утверждал, что его специально откармливают для последующего убийства и съедения. Еврейский историк [[Иосиф Флавий]] высмеял это сочинение, указав, что в [[иудаизм]]е нет человеческих жертвоприношений и что в описываемой части храма язычника-грека быть просто не могло<ref>''[[Иосиф Флавий]]'', [http://www.chassidus.ru/library/history/flavius/2.htm Против Апиона]. 2:89-102</ref>. Тем не менее, сочинение Апиона получило широкое распространение и впоследствии стало основой для появления [[Кровавый навет на евреев|кровавого навета]]<ref>{{cite web|author=Кардаш А.|datepublished=20 ноября 2003|url=http://abmishe.com/stat/stat1.html|title=После Бейлиса|publisher=Окна|accessdate=2011-7-24}}</ref>.
+
 
 +
Писатель [[Апион (грамматик)|Апион]] (I&nbsp;в. н.&nbsp;э.), повторив обвинения предшественников<ref>{{cite web|author=Kaufmann Kohler.fckLR|datepublished=|url=http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=1641&amp;letter=A|title=APION|publisher=[[:en:Jewish Encyclopedia|Jewish Encyclopedia]]|accessdate=2011-9-13|lang=en}}</ref>, обвинял евреев также в человеческих жертвоприношениях и [[Каннибализм|людоедстве]]. В одной из книг Апион написал, что греческий царь [[Антиох Епифан|Антиох Епифан]] был в [[Иерусалимский Храм|Иерусалимском храме]] и там к нему обратился грек, который утверждал, что его специально откармливают для последующего убийства и съедения. Еврейский историк [[Иосиф Флавий|Иосиф Флавий]] высмеял это сочинение, указав, что в [[Иудаизм|Иудаизм]]е нет человеческих жертвоприношений и что в описываемой части храма язычника-грека быть просто не могло<ref>''[[Иосиф Флавий]]'', [http://www.chassidus.ru/library/history/flavius/2.htm Против Апиона]. 2:89-102</ref>. Тем не менее, сочинение Апиона получило широкое распространение и впоследствии стало основой для появления [[Кровавый навет на евреев|кровавого навета]]<ref>{{cite web|author=Кардаш А.|datepublished=20 ноября 2003|url=http://abmishe.com/stat/stat1.html|title=После Бейлиса|publisher=Окна|accessdate=2011-7-24}}</ref>.
Для образованного язычника тех времён не было никакой разницы между евреями и [[Христианин|христианами]]. Даже когда их начали различать, против христиан стали выдвигать точно такие же обвинения, как и против евреев. Христианскую церковь и христиан вообще обвиняли в ненависти ко всему роду человеческому, в совершении отвратительных ритуалов. Христиане, утверждали их противники, предаются всяческому разврату и кровосмесительству, почитают голову осла, практикуют ритуальные убийства. Именно в этом язычники ранее обвиняли евреев.
Для образованного язычника тех времён не было никакой разницы между евреями и [[Христианин|христианами]]. Даже когда их начали различать, против христиан стали выдвигать точно такие же обвинения, как и против евреев. Христианскую церковь и христиан вообще обвиняли в ненависти ко всему роду человеческому, в совершении отвратительных ритуалов. Христиане, утверждали их противники, предаются всяческому разврату и кровосмесительству, почитают голову осла, практикуют ритуальные убийства. Именно в этом язычники ранее обвиняли евреев.
== Погромы и гонения ==
== Погромы и гонения ==
 +
{{Врезка
{{Врезка
  | Выравнивание    = right
  | Выравнивание    = right
Строка 35: Строка 35:
  | Содержание      = Рассказывают, что когда [[Марк Аврелий]] на пути в Египет проезжал через Палестину, то, испытывая отвращение к вонючим и нередко производившим смуты иудеям, скорбно воскликнул: «О [[маркоманны]], о [[квады]], о [[сарматы]]! Наконец я нашел людей хуже вас».  
  | Содержание      = Рассказывают, что когда [[Марк Аврелий]] на пути в Египет проезжал через Палестину, то, испытывая отвращение к вонючим и нередко производившим смуты иудеям, скорбно воскликнул: «О [[маркоманны]], о [[квады]], о [[сарматы]]! Наконец я нашел людей хуже вас».  
  | Подпись  = ''[[Аммиан Марцеллин]]'' «Римская история» XXII, 5, 5.  
  | Подпись  = ''[[Аммиан Марцеллин]]'' «Римская история» XXII, 5, 5.  
-
}}
+
}} Обвинения египетских жрецов не привели к каким-либо практическим последствиям. Напротив, известно, что в царствование [[Птолемей II Филадельф|Птолемея II Филадельфа]] и [[Птолемей III Эвергет|Птолемея III Эвергета]] число евреев в Александрии значительно выросло.
-
Обвинения египетских жрецов не привели к каким-либо практическим последствиям. Напротив, известно, что в царствование [[Птолемей II Филадельф|Птолемея II Филадельфа]] и [[Птолемей III Эвергет|Птолемея III Эвергета]] число евреев в Александрии значительно выросло.
+
-
Этот процесс был прерван в царствование [[Антиох IV Епифан|Антиоха IV Епифана]] (175—164 гг. до н. э.). В 169 г. Антиох вторгся в [[Иерусалим]], разорив и осквернив [[Иерусалимский храм|Храм]], который по его приказу был превращён в святилище [[Зевс|Зевса Олимпийского]]. Это вызвало восстание евреев под предводительством [[Иуда Маккавей|Иуды Маккавея]].
+
Этот процесс был прерван в царствование [[Антиох IV Епифан|Антиоха IV Епифана]] (175—164&nbsp;гг. до&nbsp;н.&nbsp;э.). В 169&nbsp;г. Антиох вторгся в [[Иерусалим|Иерусалим]], разорив и осквернив [[Иерусалимский храм|Храм]], который по его приказу был превращён в святилище [[Зевс|Зевса Олимпийского]]. Это вызвало восстание евреев под предводительством [[Иуда Маккавей|Иуды Маккавея]].
-
В [[38]] г. н. э. в [[Александрия|Александрии]] произошёл еврейский погром, который был вызван стремлением греков не допустить получения евреями гражданских прав. Историки отмечают опору погромщиков на антисемитскую идеологию<ref>{{ЭЕЭ|10135|Александрия}}</ref><ref>А. Ковельман. [http://ec-dejavu.net/p-2/Pogrom.html Александрийский погром]</ref>. [[Префект Египта]] [[Авл Авилий Флакк]] в ответ на жалобу еврейской общины запретил праздновать [[Шаббат|субботу]] и постановил ограничить место жительства евреев в городе, в результате чего многие евреи были выселены из своих домов, а сами дома разграблены{{sfn|Тюменев|1922|с=208-209}} Свидетель погрома [[Филон Александрийский]] писал:<ref>{{cite web|author=[[Филон Александрийский]].|datepublished=|url=http://anthropology.rchgi.spb.ru/philon/philon_s1.htm
+
В [[38|38]] г. н.&nbsp;э. в [[Александрия|Александрии]] произошёл еврейский погром, который был вызван стремлением греков не допустить получения евреями гражданских прав. Историки отмечают опору погромщиков на антисемитскую идеологию<ref>{{ЭЕЭ|10135|Александрия}}</ref><ref>А. Ковельман. [http://ec-dejavu.net/p-2/Pogrom.html Александрийский погром]</ref>. [[Префект Египта|Префект Египта]] [[Авл Авилий Флакк|Авл Авилий Флакк]] в ответ на жалобу еврейской общины запретил праздновать [[Шаббат|субботу]] и постановил ограничить место жительства евреев в городе, в результате чего многие евреи были выселены из своих домов, а сами дома разграблены{{sfn|Тюменев|1922|с=208-209}} Свидетель погрома [[Филон Александрийский|Филон Александрийский]] писал:<ref>{{cite web|author=[[Филон Александрийский]].|datepublished=|url=http://anthropology.rchgi.spb.ru/philon/philon_s1.htmfckLR|title=Против Флакка|publisher=[[Русская христианская гуманитарная академия|РХГА]]|accessdate=2011-9-13}}</ref> {{начало цитаты}}Не в силах более терпеть нужду одни пошли (против обыкновения) к друзьям и родственникам, прося на жизнь, другие, чей благородный дух чурался попрошайничества как рабьей доли, недостойной свободного человека, решились, несчастные, пойти на рынок, чтобы достать еды себе и домашним. А попав в руки черни, тотчас бывали они убиты, и трупы их тащили через весь город, топча и превращая в месиво, так что и предать земле было бы нечего.{{конец цитаты|источник=[[Филон Александрийский]]. Против Флакка}}
-
|title=Против Флакка|publisher=[[Русская христианская гуманитарная академия|РХГА]]|accessdate=2011-9-13}}</ref>
+
-
{{начало цитаты}}Не в силах более терпеть нужду одни пошли (против обыкновения) к друзьям и родственникам, прося на жизнь, другие, чей благородный дух чурался попрошайничества как рабьей доли, недостойной свободного человека, решились, несчастные, пойти на рынок, чтобы достать еды себе и домашним. А попав в руки черни, тотчас бывали они убиты, и трупы их тащили через весь город, топча и превращая в месиво, так что и предать земле было бы нечего.{{конец цитаты|источник=[[Филон Александрийский]]. Против Флакка}}
+
-
Выступления местного населения против евреев в I в. до н. э. — I в. н. э. вспыхивали также на [[Родос (остров)|острове Родос]], в [[Римская империя|Риме]], [[Сирия|Сирии]] и [[Палестина|Палестине]]. Особенно сильными противоречия были в восточной части Римской империи, где греческое население часто громило еврейские кварталы и убивало евреев. Например, во время волнений в [[Дамаск]]е в течение нескольких часов, по свидетельству [[Иосиф Флавий|Иосифа Флавия]], было перебито 10 тысяч евреев{{sfn|Тюменев|1922|с=208-209}}.
+
Выступления местного населения против евреев в I&nbsp;в. до&nbsp;н.&nbsp;э.&nbsp;— I&nbsp;в. н.&nbsp;э. вспыхивали также на [[Родос (остров)|острове Родос]], в [[Римская империя|Риме]], [[Сирия|Сирии]] и [[Палестина|Палестине]]. Особенно сильными противоречия были в восточной части Римской империи, где греческое население часто громило еврейские кварталы и убивало евреев. Например, во время волнений в [[Дамаск|Дамаск]]е в течение нескольких часов, по свидетельству [[Иосиф Флавий|Иосифа Флавия]], было перебито 10 тысяч евреев{{sfn|Тюменев|1922|с=208-209}}.
-
В [[Рим]]е враждебное отношение к иудеям началось с воцарения императора [[Тиберий|Тиберия]]. В [[19 год]]у иудейская религия была запрещена, а 4000 евреев были сданы в солдаты и отправлены на [[Сардиния|Сардинию]] с оговоркой, что если они погибнут в борьбе с разбойниками, то государство ничего не потеряет. В дальнейшем евреи были изгнаны из Рима при императоре [[Клавдий|Клавдии]] в [[50 год]]у, а преследование христиан во времена [[Нерон]]а, по мнению историка [[Тюменев, Александр Ильич|Тюменева]], связано было лишь с тем, что эта малочисленная на тот момент секта состояла из выходцев из [[Иудея|Иудеи]], а на религиозные отличия римляне внимания не обращали<ref>{{ЭЕЭ|11725|Изгнания}}</ref>{{sfn|Тюменев|1922|с=211-212}}.
+
В [[Рим|Рим]]е враждебное отношение к иудеям началось с воцарения императора [[Тиберий|Тиберия]]. В [[19 год|19 год]]у иудейская религия была запрещена, а 4000 евреев были сданы в солдаты и отправлены на [[Сардиния|Сардинию]] с оговоркой, что если они погибнут в борьбе с разбойниками, то государство ничего не потеряет. В дальнейшем евреи были изгнаны из Рима при императоре [[Клавдий|Клавдии]] в [[50 год|50 год]]у, а преследование христиан во времена [[Нерон|Нерон]]а, по мнению историка [[Тюменев, Александр Ильич|Тюменева]], связано было лишь с тем, что эта малочисленная на тот момент секта состояла из выходцев из [[Иудея|Иудеи]], а на религиозные отличия римляне внимания не обращали<ref>{{ЭЕЭ|11725|Изгнания}}</ref>{{sfn|Тюменев|1922|с=211-212}}.
-
Массовые депортации евреев из [[Палестина|Палестины]] проводились [[Древний Рим|римлянами]] в [[70-е]] и [[130-е]] годы н. э. после [[Иудейские войны|Иудейских войн]] и восстания [[Бар-Кохба, Симон|Бар-Кохбы]]<ref>{{книга|автор= Крылов А. В.|часть= Глава VII. Национальные религии. § 8. Иудаизм|заглавие = Основы религиоведения|ссылка= http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Relig/Jablok/_12.php|ответственный  = под ред. [[Яблоков, Игорь Николаевич|И. Н. Яблокова]]|место = {{М.}}|издательство = Высшая школа|год = 1994|страниц = 368|isbn = 5-06-002849-6}}</ref>. После разрушения [[Иерусалим]]а евреям под угрозой смерти было запрещено приближаться к городу<ref>{{книга|автор= Свенцицкая И. С.|часть= Становление епископальной церкви|заглавие = Раннее христианство: страницы истории|ссылка= http://www.sno.pro1.ru/lib/svenz/1-4-1.htm|место= {{М.}}|издательство = Политиздат|год = 1988|страницы = 124}}</ref>. Кроме того, император [[Адриан]] ввёл запреты на религиозное обучение и исполнение обрядов, включая празднование [[Шаббат|субботы]]<ref>{{книга|автор= [[Дубнов, Семён Маркович|Дубнов С. М.]]|часть= Часть II. Глава VII. От разрушения Иерусалима до восстания Бар-Кохбы (70-138 гг.)|заглавие= Краткая история евреев|ссылка= http://jhistory.nfurman.com/code/dubnov21.htm|издание = 2|место= Ростов-на-Дону|издательство= Феникс|год= 2003|страниц= 572|isbn= 5-222-03451-8}}</ref>.
+
Массовые депортации евреев из [[Палестина|Палестины]] проводились [[Древний Рим|римлянами]] в [[70-е|70-е]] и [[130-е|130-е]] годы н. э. после [[Иудейские войны|Иудейских войн]] и восстания [[Бар-Кохба, Симон|Бар-Кохбы]]<ref>{{книга|автор= Крылов А. В.|часть= Глава VII. Национальные религии. § 8. Иудаизм|заглавие = Основы религиоведения|ссылка= http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Relig/Jablok/_12.php|ответственный  = под ред. [[Яблоков, Игорь Николаевич|И. Н. Яблокова]]|место = {{М.}}|издательство = Высшая школа|год = 1994|страниц = 368|isbn = 5-06-002849-6}}</ref>. После разрушения [[Иерусалим|Иерусалим]]а евреям под угрозой смерти было запрещено приближаться к городу<ref>{{книга|автор= Свенцицкая И. С.|часть= Становление епископальной церкви|заглавие = Раннее христианство: страницы истории|ссылка= http://www.sno.pro1.ru/lib/svenz/1-4-1.htm|место= {{М.}}|издательство = Политиздат|год = 1988|страницы = 124}}</ref>. Кроме того, император [[Адриан|Адриан]] ввёл запреты на религиозное обучение и исполнение обрядов, включая празднование [[Шаббат|субботы]]<ref>{{книга|автор= [[Дубнов, Семён Маркович|Дубнов С. М.]]|часть= Часть II. Глава VII. От разрушения Иерусалима до восстания Бар-Кохбы (70-138 гг.)|заглавие= Краткая история евреев|ссылка= http://jhistory.nfurman.com/code/dubnov21.htm|издание = 2|место= Ростов-на-Дону|издательство= Феникс|год= 2003|страниц= 572|isbn= 5-222-03451-8}}</ref>.
== Причины древнего антисемитизма ==
== Причины древнего антисемитизма ==
 +
Профессор [[Лурье, Соломон Яковлевич|Соломон Лурье]] пишет, что исходя из повсеместного распространения антисемитизма он «возник не вследствие каких-либо временных или случайных причин, а вследствие тех или иных свойств, постоянно соприсущих еврейскому народу».
Профессор [[Лурье, Соломон Яковлевич|Соломон Лурье]] пишет, что исходя из повсеместного распространения антисемитизма он «возник не вследствие каких-либо временных или случайных причин, а вследствие тех или иных свойств, постоянно соприсущих еврейскому народу».
Анализируя причины появления антисемитизма везде, где поселялись евреи, он отмечает существование двух равно неприемлемых для науки позиций: что евреи были много хуже иных народов и что евреи были много лучше иных народов{{sfn|Лурье|2009}}.
Анализируя причины появления антисемитизма везде, где поселялись евреи, он отмечает существование двух равно неприемлемых для науки позиций: что евреи были много хуже иных народов и что евреи были много лучше иных народов{{sfn|Лурье|2009}}.
-
Представляющий первую группу римский историк [[Тацит]] писал<ref>''Тацит''. История. V. 4-5, пер. Г. С. Кнабе (''Тацит''. Сочинения в 2 т. СПб.: Наука, 1993. С. 549, ISBN 5-02-028170-0)</ref>:
+
Представляющий первую группу римский историк [[Тацит|Тацит]] писал<ref>''Тацит''. История. V. 4-5, пер. Г.&nbsp;С.&nbsp;Кнабе (''Тацит''. Сочинения в 2 т. СПб.: Наука, 1993. С. 549, ISBN 5-02-028170-0)</ref>: {{начало цитаты}}(V, 4) Иудеи считают богопротивным то, что для нас священно, и, наоборот, то, что у нас запрещено, ибо безнравственно и преступно, у них разрешается. … (V, 5) …иудеи охотно помогают друг другу, зато ко всем прочим смертным враждебны и ненавидят их. Ни с кем не делят они ни пищу, ни ложе, избегают чужих женщин, хотя преданы разврату до крайности и со своими творят любые непотребства; они и обрезание ввели, чтобы отличать своих от всех прочих. … При всем том иудеи весьма заботятся о росте своего народа&nbsp;— убийство детей, родившихся после смерти отца, считают преступлением{{конец цитаты|источник=''Тацит''. История}}
-
{{начало цитаты}}(V, 4) Иудеи считают богопротивным то, что для нас священно, и, наоборот, то, что у нас запрещено, ибо безнравственно и преступно, у них разрешается. … (V, 5) …иудеи охотно помогают друг другу, зато ко всем прочим смертным враждебны и ненавидят их. Ни с кем не делят они ни пищу, ни ложе, избегают чужих женщин, хотя преданы разврату до крайности и со своими творят любые непотребства; они и обрезание ввели, чтобы отличать своих от всех прочих. … При всем том иудеи весьма заботятся о росте своего народа — убийство детей, родившихся после смерти отца, считают преступлением{{конец цитаты|источник=''Тацит''. История}}
+
Во второй группе кроме собственно еврейских авторов Лурье отмечает учёных-христиан, полагающих иудаизм важной предтечей христианства, поднявшийся выше окружающих его язычников. В качестве примера Лурье приводит цитаты [[Ренан, Жозеф Эрнест|Жозефа Ренана]]<ref>Revue de deux Mondes, 1890, p. 801</ref> и [[:en:Michael Friedländer|Михаэля Фридлендера]]<ref>«Das Judentum in der vorchristlichen griechischen Welt» (Wien und Leipzig, 1897)</ref>, пишущих об особой нравственной миссии еврейского народа и его историческом предназначении.
Во второй группе кроме собственно еврейских авторов Лурье отмечает учёных-христиан, полагающих иудаизм важной предтечей христианства, поднявшийся выше окружающих его язычников. В качестве примера Лурье приводит цитаты [[Ренан, Жозеф Эрнест|Жозефа Ренана]]<ref>Revue de deux Mondes, 1890, p. 801</ref> и [[:en:Michael Friedländer|Михаэля Фридлендера]]<ref>«Das Judentum in der vorchristlichen griechischen Welt» (Wien und Leipzig, 1897)</ref>, пишущих об особой нравственной миссии еврейского народа и его историческом предназначении.
Строка 62: Строка 59:
Лурье опровергает эти мнения и выдвигает следующий тезис{{sfn|Лурье|2009}}. В древнем мире было принято, что покорённый завоевателем народ признавал себя гражданами второго сорта по отношению к гражданам метрополии, стремился походить на полноценных граждан и признавал богов своих завоевателей. Восставая против обид и притеснений малочисленные нации истреблялись поработителями, либо полностью ассимилировались.
Лурье опровергает эти мнения и выдвигает следующий тезис{{sfn|Лурье|2009}}. В древнем мире было принято, что покорённый завоевателем народ признавал себя гражданами второго сорта по отношению к гражданам метрополии, стремился походить на полноценных граждан и признавал богов своих завоевателей. Восставая против обид и притеснений малочисленные нации истреблялись поработителями, либо полностью ассимилировались.
-
Евреи же вели себя принципиально иначе. Своеобразное положение положение [[Палестина|Палестины]] в качестве поля битвы между соседними государствами, по мнению Лурье,
+
Евреи же вели себя принципиально иначе. Своеобразное положение положение [[Палестина|Палестины]] в качестве поля битвы между соседними государствами, по мнению Лурье, {{начало цитаты}}...дало возможность развиться у евреев сильному национальному чувству, не связанному не только с политическим могуществом, но и с политической независимостью&nbsp;— явление единичное и не имеющее аналогий в древнем мире{{конец цитаты|источник=}} Евреи, в отличие от других народов, сохранили свое национальное самосознание и свои национальные обычаи. Евреи полагали себя национально-государственным целым без собственного государства с религиозным центром в Палестине. При этом ассимиляция подвергалась жёсткому общественному неодобрению.
-
{{начало цитаты}}...дало возможность развиться у евреев сильному национальному чувству, не связанному не только с политическим могуществом, но и с политической независимостью — явление единичное и не имеющее аналогий в древнем мире{{конец цитаты|источник=}}
+
-
Евреи, в отличие от других народов, сохранили свое национальное самосознание и свои национальные обычаи. Евреи полагали себя национально-государственным целым без собственного государства с религиозным центром в Палестине. При этом ассимиляция подвергалась жёсткому общественному неодобрению.
+
Такая позиция и вызывала у народов, среди которых жили евреи, ненависть к ним. Даже занимая высокое общественное положение евреи продолжали подчёркивать свою «особость» и нежелание принимать местные культурные ценности и обычаи. Это и становилось по мнению Лурье, причиной появления антисемитизма везде, где вне Палестины селились евреи.
Такая позиция и вызывала у народов, среди которых жили евреи, ненависть к ним. Даже занимая высокое общественное положение евреи продолжали подчёркивать свою «особость» и нежелание принимать местные культурные ценности и обычаи. Это и становилось по мнению Лурье, причиной появления антисемитизма везде, где вне Палестины селились евреи.
== Значение ==
== Значение ==
-
Наиболее известным из античных антисемитских мифов, дожившим до наших дней, является [[Кровавый навет на евреев|кровавый навет]] — обвинение в употреблении крови в [[Обряд|ритуальных]] целях. Это обвинение, трансформированное из сочинения Апиона, было популярно среди христиан в [[Средние века|Средневековье]].
+
 
 +
Наиболее известным из античных антисемитских мифов, дожившим до наших дней, является [[Кровавый навет на евреев|кровавый навет]]&nbsp;— обвинение в употреблении крови в [[Обряд|ритуальных]] целях. Это обвинение, трансформированное из сочинения Апиона, было популярно среди христиан в [[Средние века|Средневековье]].
== Примечания ==
== Примечания ==
 +
{{примечания}}
{{примечания}}
== Литература ==
== Литература ==
-
* ''[[Поляков, Леон|Поляков Л.]]'' [http://jhistory.nfurman.com/shoa/poliakov01_01.htm История антисемитизма. т. 1 Эпоха веры: Перевод с французского]. Москва:Лехаим;Иерусалим:Гешарим, 1997. 427 с ISBN 5-7287-0099-3 (Арт-Бизнес-Центр). ISBN 5-88711-014-7.
 
-
* {{книга|автор=[[Лурье, Соломон Яковлевич|Лурье С. Я.]]|заглавие=Антисемитизм в древнем мире. Попытки объяснения его в науке и его причины|ссылка=http://jhistory.nfurman.com/shoa/anti-02.htm|издательство=|место=Иерусалим |год=2009|страниц=|ref=Лурье}}
 
-
* {{книга|автор=[[Тюменев, Александр Ильич|Тюменев А. И.]]|заглавие=Евреи в древности и в Средние века|издательство=Госиздат |место=Петербург |год=1922|страниц=400|ref=Тюменев}}
 
-
{{Антисемитизм (темы)}}
+
*''[[Поляков, Леон|Поляков Л.]]'' [http://jhistory.nfurman.com/shoa/poliakov01_01.htm История антисемитизма. т. 1 Эпоха веры: Перевод с французского]. Москва:Лехаим;Иерусалим:Гешарим, 1997. 427 с ISBN 5-7287-0099-3 (Арт-Бизнес-Центр). ISBN 5-88711-014-7.
-
{{нет интервики}}
+
*{{книга|автор=[[Лурье, Соломон Яковлевич|Лурье С. Я.]]|заглавие=Антисемитизм в древнем мире. Попытки объяснения его в науке и его причины|ссылка=http://jhistory.nfurman.com/shoa/anti-02.htm|издательство=|место=Иерусалим |год=2009|страниц=|ref=Лурье}}
 +
*{{книга|автор=[[Тюменев, Александр Ильич|Тюменев А. И.]]|заглавие=Евреи в древности и в Средние века|издательство=Госиздат |место=Петербург |год=1922|страниц=400|ref=Тюменев}}
 +
 
 +
{{Антисемитизм (темы)}} {{нет интервики}} <br>
 +
 
 +
 
 +
 
 +
<br>
 +
 
 +
 
 +
 
 +
[[Category:Древний мир]][[Category:|Category:]]
-
[[Категория:Антисемитизм]]
+
[[Category:|Category:]][[Category:Антисемитизм]]
-
{{WikiCopyRight}}[[Категория:требует категоризации]]
+

Версия 19:04, 16 сентября 2011

Тип статьи: Текст унаследован из Википедии
Часть серии статей об
антисемитизме

История · Хронология
Арабы и антисемитизм
Христианство и антисемитизм
Ислам и антисемитизм
Новый антисемитизм
Расовый антисемитизм
Религиозный антисемитизм
Антисемитизм без евреев

Категории:

История еврейского народа

Антисемитизм · Евреи
История иудаизма

п·о·р
См. также статью: История антисемитизма
Античный антисемитизм — наиболее древний вид Антисемитизма. Зародился в античную эпоху в среде образованных язычников. Обвинял евреев в ненависти ко всем народам, тайным и явным преступлениям против национальных нравов и обычаев, подрыве экономики, распространению лжеучений, нелояльности и т. п.

При этом само применение термина «антисемитизм» в отношении древнего мира оспаривается некоторыми современными антиковедами как неисторическое[1].

Содержание

Происхождение

По мнению ряда исследователей,[2] антисемитизм возник и развился в мире античного язычества. Большая часть современной антисемитской аргументации происходит от античных предрассудков, одним из центров которых являлась Александрия, примерно около III—II веков до н. э.[3] Первоначальными его распространителями были Египетские литераторы этого периода, обвинявшие евреев в различных злонамеренных делах. Мотивы обвинений были и религиозные, и экономические, и политические.

Обвинения против евреев

Одним из первых теоретиков антисемитизма историки называют египетского жреца Манефона, жившего при Птолемее II Филадельфе (285—246 гг. до н. э.)[3]. В его повествовании об Исходе евреев из Египта евреи представлены «нечистыми»: прокажёнными, слепыми и хромыми. По Манефону, они были высланы из Египта для умилостивления богов, но позже, объединившись с пастухами-гиксосами, они завоёвывают Египет, грабят его, оскверняют храмы и т. п. Последователь Манефона Мнасей Патрский, ученик Эратосфена, впервые пустил в ход столь распространённую впоследствии легенду о том, что иудеи поклоняются в своём храме золотой ослиной голове. Обвинения Манефона повторяли Лисимах, Посидоний, Молон (англ.) и другие греческие авторы.

Писатель Апион (I в. н. э.), повторив обвинения предшественников[4], обвинял евреев также в человеческих жертвоприношениях и людоедстве. В одной из книг Апион написал, что греческий царь Антиох Епифан был в Иерусалимском храме и там к нему обратился грек, который утверждал, что его специально откармливают для последующего убийства и съедения. Еврейский историк Иосиф Флавий высмеял это сочинение, указав, что в Иудаизме нет человеческих жертвоприношений и что в описываемой части храма язычника-грека быть просто не могло[5]. Тем не менее, сочинение Апиона получило широкое распространение и впоследствии стало основой для появления кровавого навета[6].

Для образованного язычника тех времён не было никакой разницы между евреями и христианами. Даже когда их начали различать, против христиан стали выдвигать точно такие же обвинения, как и против евреев. Христианскую церковь и христиан вообще обвиняли в ненависти ко всему роду человеческому, в совершении отвратительных ритуалов. Христиане, утверждали их противники, предаются всяческому разврату и кровосмесительству, почитают голову осла, практикуют ритуальные убийства. Именно в этом язычники ранее обвиняли евреев.

Погромы и гонения

Рассказывают, что когда Марк Аврелий на пути в Египет проезжал через Палестину, то, испытывая отвращение к вонючим и нередко производившим смуты иудеям, скорбно воскликнул: «О маркоманны, о квады, о сарматы! Наконец я нашел людей хуже вас».

Аммиан Марцеллин «Римская история» XXII, 5, 5.

Обвинения египетских жрецов не привели к каким-либо практическим последствиям. Напротив, известно, что в царствование Птолемея II Филадельфа и Птолемея III Эвергета число евреев в Александрии значительно выросло.

Этот процесс был прерван в царствование Антиоха IV Епифана (175—164 гг. до н. э.). В 169 г. Антиох вторгся в Иерусалим, разорив и осквернив Храм, который по его приказу был превращён в святилище Зевса Олимпийского. Это вызвало восстание евреев под предводительством Иуды Маккавея.

В 38 г. н. э. в Александрии произошёл еврейский погром, который был вызван стремлением греков не допустить получения евреями гражданских прав. Историки отмечают опору погромщиков на антисемитскую идеологию[7][8]. Префект Египта Авл Авилий Флакк в ответ на жалобу еврейской общины запретил праздновать субботу и постановил ограничить место жительства евреев в городе, в результате чего многие евреи были выселены из своих домов, а сами дома разграблены[9] Свидетель погрома Филон Александрийский писал:[10]

Не в силах более терпеть нужду одни пошли (против обыкновения) к друзьям и родственникам, прося на жизнь, другие, чей благородный дух чурался попрошайничества как рабьей доли, недостойной свободного человека, решились, несчастные, пойти на рынок, чтобы достать еды себе и домашним. А попав в руки черни, тотчас бывали они убиты, и трупы их тащили через весь город, топча и превращая в месиво, так что и предать земле было бы нечего.

— Филон Александрийский. Против Флакка

Выступления местного населения против евреев в I в. до н. э. — I в. н. э. вспыхивали также на острове Родос, в Риме, Сирии и Палестине. Особенно сильными противоречия были в восточной части Римской империи, где греческое население часто громило еврейские кварталы и убивало евреев. Например, во время волнений в Дамаске в течение нескольких часов, по свидетельству Иосифа Флавия, было перебито 10 тысяч евреев[9].

В Риме враждебное отношение к иудеям началось с воцарения императора Тиберия. В 19 году иудейская религия была запрещена, а 4000 евреев были сданы в солдаты и отправлены на Сардинию с оговоркой, что если они погибнут в борьбе с разбойниками, то государство ничего не потеряет. В дальнейшем евреи были изгнаны из Рима при императоре Клавдии в 50 году, а преследование христиан во времена Нерона, по мнению историка Тюменева, связано было лишь с тем, что эта малочисленная на тот момент секта состояла из выходцев из Иудеи, а на религиозные отличия римляне внимания не обращали[11][12].

Массовые депортации евреев из Палестины проводились римлянами в 70-е и 130-е годы н. э. после Иудейских войн и восстания Бар-Кохбы[13]. После разрушения Иерусалима евреям под угрозой смерти было запрещено приближаться к городу[14]. Кроме того, император Адриан ввёл запреты на религиозное обучение и исполнение обрядов, включая празднование субботы[15].

Причины древнего антисемитизма

Профессор Соломон Лурье пишет, что исходя из повсеместного распространения антисемитизма он «возник не вследствие каких-либо временных или случайных причин, а вследствие тех или иных свойств, постоянно соприсущих еврейскому народу».

Анализируя причины появления антисемитизма везде, где поселялись евреи, он отмечает существование двух равно неприемлемых для науки позиций: что евреи были много хуже иных народов и что евреи были много лучше иных народов[16].

Представляющий первую группу римский историк Тацит писал[17]:

(V, 4) Иудеи считают богопротивным то, что для нас священно, и, наоборот, то, что у нас запрещено, ибо безнравственно и преступно, у них разрешается. … (V, 5) …иудеи охотно помогают друг другу, зато ко всем прочим смертным враждебны и ненавидят их. Ни с кем не делят они ни пищу, ни ложе, избегают чужих женщин, хотя преданы разврату до крайности и со своими творят любые непотребства; они и обрезание ввели, чтобы отличать своих от всех прочих. … При всем том иудеи весьма заботятся о росте своего народа — убийство детей, родившихся после смерти отца, считают преступлением

Тацит. История

Во второй группе кроме собственно еврейских авторов Лурье отмечает учёных-христиан, полагающих иудаизм важной предтечей христианства, поднявшийся выше окружающих его язычников. В качестве примера Лурье приводит цитаты Жозефа Ренана[18] и Михаэля Фридлендера[19], пишущих об особой нравственной миссии еврейского народа и его историческом предназначении.

Лурье опровергает эти мнения и выдвигает следующий тезис[16]. В древнем мире было принято, что покорённый завоевателем народ признавал себя гражданами второго сорта по отношению к гражданам метрополии, стремился походить на полноценных граждан и признавал богов своих завоевателей. Восставая против обид и притеснений малочисленные нации истреблялись поработителями, либо полностью ассимилировались.

Евреи же вели себя принципиально иначе. Своеобразное положение положение Палестины в качестве поля битвы между соседними государствами, по мнению Лурье,

...дало возможность развиться у евреев сильному национальному чувству, не связанному не только с политическим могуществом, но и с политической независимостью — явление единичное и не имеющее аналогий в древнем мире

Евреи, в отличие от других народов, сохранили свое национальное самосознание и свои национальные обычаи. Евреи полагали себя национально-государственным целым без собственного государства с религиозным центром в Палестине. При этом ассимиляция подвергалась жёсткому общественному неодобрению.

Такая позиция и вызывала у народов, среди которых жили евреи, ненависть к ним. Даже занимая высокое общественное положение евреи продолжали подчёркивать свою «особость» и нежелание принимать местные культурные ценности и обычаи. Это и становилось по мнению Лурье, причиной появления антисемитизма везде, где вне Палестины селились евреи.

Значение

Наиболее известным из античных антисемитских мифов, дожившим до наших дней, является кровавый навет — обвинение в употреблении крови в ритуальных целях. Это обвинение, трансформированное из сочинения Апиона, было популярно среди христиан в Средневековье.

Примечания

  1. Так, Бецалель Бар-Кохба (англ. Bezalel Bar-Kochba) в предисловии к монографии The Image of the Jews in Greek literature. The Hellenistic period. (University of California Press, 2010. 623 p. ISBN 9780520253360) предупреждает, что будет использовать термин «антисемитизм» исключительно в кавычках, хотя и указывает, что попытки заменить термин на что-то другое также проблематичны
  2. Например, Эдвард Фланнери (англ.) («The Anguish of the Jews»), Леон Поляков («История антисемитизма»), Аркадий Ковельман («Александрийский погром»)
  3. 3,0 3,1 Введение в историю антисемитизма
  4. Kaufmann Kohler.fckLR APION (англ.). Jewish Encyclopedia. Проверено 13 сентября 2011.
  5. Иосиф Флавий, Против Апиона. 2:89-102
  6. Кардаш А. После Бейлиса. Окна (20 ноября 2003). Проверено 24 июля 2011.
  7. Статья «Александрия» в Электронной еврейской энциклопедии
  8. А. Ковельман. Александрийский погром
  9. 9,0 9,1 Тюменев, 1922, с. 208-209
  10. Филон Александрийский. Против Флакка. РХГА. Проверено 13 сентября 2011.
  11. Статья «Изгнания» в Электронной еврейской энциклопедии
  12. Тюменев, 1922, с. 211-212
  13. Крылов А. В. Глава VII. Национальные религии. § 8. Иудаизм // Основы религиоведения / под ред. И. Н. Яблокова. — М.: Высшая школа, 1994. — 368 с. — ISBN 5-06-002849-6
  14. Свенцицкая И. С. Становление епископальной церкви // Раннее христианство: страницы истории. — М.: Политиздат, 1988. — С. 124.
  15. Дубнов С. М. Часть II. Глава VII. От разрушения Иерусалима до восстания Бар-Кохбы (70-138 гг.) // Краткая история евреев. — 2. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. — 572 с. — ISBN 5-222-03451-8
  16. 16,0 16,1 Лурье, 2009
  17. Тацит. История. V. 4-5, пер. Г. С. Кнабе (Тацит. Сочинения в 2 т. СПб.: Наука, 1993. С. 549, ISBN 5-02-028170-0)
  18. Revue de deux Mondes, 1890, p. 801
  19. «Das Judentum in der vorchristlichen griechischen Welt» (Wien und Leipzig, 1897)

Литература




[[Category:|Category:]]

[[Category:|Category:]]

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация