Еврейская история

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Перейти к: навигация, поиск
Карта Палестины 1759 года, показывающая расселение
Двенадцати колен Израиля
Часть серии статей об
     

Хронология еврейской истории
Библейская хронология
Библейская история
История антисемитизма
Христианство и антисемитизм

Периоды еврейской истории:

Категории:

История еврейского народа

Антисемитизм · Евреи
История иудаизма
Течения в иудаизме

п·о·р


Содержание

Уникальность еврейской истории

Еврейское самосознание является уникальным сочетанием этнического, религиозного и этического элементов, и нельзя игнорировать ни один из них.

Историческая память в коллективном еврейском сознании

Коллективная память еврейского народа выражена в письменных источниках, составленных древними поколениями. Это ТаНаХ, Талмуд, агадическая литература, мистические, философские и галахические произведения Средних веков, еврейская литература Нового времени. Эта национальная память поддерживается еврейским образом жизни, освежается годичным циклом еврейских праздников, и побуждает каждое новое поколение пережить сопричастность с народным прошлым.

Как сказано в hагаде: «В каждом поколении человек обязан рассматривать себя, будто он сам вышел из Египта, ибо сказано: «И скажи сыну твоему в тот день так — это ради того, что сделал со мною Господь при исходе моем из Египта»  (Исх.13:8). Не только наших предков вызволил Святой, благословен Он, но и нас спас вместе с ними, как сказано: «И нас Он вывел оттуда, чтобы повести нас и даровать нам землю, о которой Он клялся нашим предкам»  (Втор.6:23

Евреи чувствуют нравственную связь с ушедшими поколениями, как если бы праотцы и сегодня были живы. Это свойство еврейской традиции иллюстрируют следующие слова Талмуда: «Рабби Зейра, завершив молитву, говорил так: „Да будет воля Твоя, Господь, Бог наш, чтобы не согрешили мы, и не опозорились, и не заставили стыдиться праотцев наших“» (Брахот 16б).

Географическое своеобразие еврейской истории

На заре еврейской истории события концентрировались вокруг Земли Израиля. Начиная с талмудического периода и далее в раннее Средневековье, большая часть еврейского народа проживала в странах ислама. В поздние Средние века и в Новое время, центральные события еврейской истории перемещаются в Европу. С течением времени ареной событий еврейской истории становятся Северная Африка, Западная и Восточная Европа, Северная Америка. С возникновением еврейского «национального очага», а затем Государства Израиль, Земля Израиля вновь начинает играть центральную роль в еврейской истории.

Возникнув на перекрестке древних цивилизаций в Земле Израиля, еврейская культура развивалась в постоянном контакте с окружающими народами и в своей стране, и в изгнании. Евреи оказали значительное влияние на развитие христианской и мусульманской цивилизаций, но и сами они не были изолированы от внешних влияний. Составляя четко определённое меньшинство в среде других народов, евреи всегда вели плодотворный диалог с другими культурами.

Древняя (библейская) история (XX—IV вв. до н. э.)

Становление еврейского народа: его религиозное своеобразие и письменная традиция. Создание и становление еврейского государства.

Начало еврейской истории охватывает период от появления евреев на арене истории во времена Авраама, родоначальника еврейского народа (около XX в. до н. э.), до завоевания Иудеи Александром Македонским (IV в. до н. э.).

Основным источником для изучения древнейшей истории еврейского народа служит ТаНаХ. Важным источником являются также сочинения Иосифа Флавия («Иудейские древности» и «Иудейская война»), Филона Александрийского и др.

В XX в. до н. э. Авраам пришёл в Ханаан из Месопотамии и три поколения его потомков жили там, занимаясь кочевым скотоводством. Затем это племя переселилось в Египет, где провело сотни лет. Численность его за это время существенно выросла.

Согласно еврейской традиции, записанной в Торе, еврейский народ сформировался в результате Исхода из Египта и принятия Закона Торы у горы Синай.

Еврейские племена захватили земли ханаанских народов и стали называть Ханаан Землёй Израиля.

До конца XI в. до н. э. еврейские племена жили обособленно в своих уделах. Управлялись вождями, вошедшими в историю как судьи.[1] Племена вели войны против соседних народов и друг против друга, вступая при этом в союзы друг с другом и с сохранившимися остатками местного ханаанского населения.

В конце Эпохи судей сформировалось царство Израильское, завоевавшее многие соседние территории. В X в. до н.э. был построен Иерусалимский храм. В конце X в. до н.э. царство раскололось на Израильское и Иудейское царства.

Два еврейских государства сосуществовали до конца VIII в. до н.э., участвуя в региональной политике. В 722 г. до н.э. Израильское царство было захвачено Ассирией. В 586 г. до н.э. Иудея была захвачена Вавилоном. При этом был сожжён храм.

Население Израиля (10 из 12 колен) было частично разогнано по окраинам ассирийской империи, откуда не вернулось. На его место пригнали другие побеждённые племена. Смешавшись с остатками десяти колен, они образовали новый народ - Самаритян.

Население Иудеи частично вернулось из Вавилонского пленения в конце VII в. до н.э., при новых хозяевах региона - Персидской империи. Репатрианты построили Второй Храм. Большая часть угнанных евреев осталось в Вавилонии или переселилось в другие части Персидской империи.

От македонских завоеваний до разрушения Храма (IV век до н.э. - I век н.э.)

После завоевания персидской империи Александром Македонским Земля Израиля сначала была подчинена Птолемеям в Египте (320—201 г. до н. э.), затем Селевкидам в Сирии.

Образовалась многочисленная колония евреев в Египте (Александрии и др.). Во II в. до н. э. появились колонии евреев в Риме и некоторых приморских городах западного Средиземноморья.

Возникло культурно-политическое движение эллинизма, стремившееся к внедрению греческой культуры во все области еврейской жизни. Сирийский царь Антиох IV Эпифан захотел насильственно окончательно эллинизировать евреев. В 165—141 г. до н. э. произошло восстание(Маккавеев), закончившееся освобождением Иудеи. Возникло Хасмонейское царство (164-37) со столицей в Иерусалиме.

В это время эллинизированные группы и нееврейские семитские народы Негева и Заиорданья влились в состав еврейского народа.

В 63 г до н. э. в результате междоусобных войн претендентов на престол Иудея попала под власть Рима. При его поддержке последнего хасмонейского царя сверг идумейский аристократ Ирод I Великий. Он расширил храм в Иерусалиме. В 6 году н. э. Иудея была подчинена римскому прокуратору.

Население Иудеи сопротивлялось римскому влиянию. Возникли многочисленные политические течения, враждебные Риму и друг другу. В 66 г. они подняли восстание против власти Рима (Иудейская война), превратившееся в гражданскую войну. Еврейские отряды уничтожили множество евреев в ходе борьбы друг с другом. Результатом был военный разгром Иудеи, разрушение Второго храма, гибель и изгнание из страны сотен тысяч евреев.

От разрушения Храма до арабских завоеваний (I—VII вв.)

Этот период в источниках по еврейской истории часто называют периодом Мишны и Талмуда.

Укрепление еврейских общин, развитие духовной жизни народа в отсутствие собственного государства. Создание канонического литературного корпуса, определяющего мировоззренческие установки каждого еврея.

После победы Рима в Иудейской войне сотни тысяч евреев были убиты или угнаны в рабство; ещё сотни тысяч были изгнаны из страны Израиля или выдавлены экономическими притеснениями. Римские власти поощряли иностранную колонизацию Страны Израиля. Тогда же появился введённый римлянами термин «Палестина», который должен был стереть память о еврейском присутствии в Земле Израиля.

В 132 году политика императора Адриана вызвала восстание евреев под предводительством Бар-Кохбы (132—135 гг.). После его поражения произошла новая волна репрессий и депортаций. В Египте была уничтожена поддержавшая восстание Александрийская община.

Большая часть эмигрантов поселилась в сопредельных странах. Особенно привлекательной для поселения была Вавилония, не подвластная Риму и населённая евреями ещё с VII века до н.э. Однако поток еврейских переселенцев доходил до самых дальних частей Римской империи и других государств.

Обширные потоки еврейской эмиграции направились вдоль всего африканского побережья до Марокко, перешли на Пиренейский полуостров. Другой эмиграционный поток шёл на Балканский полуостров, вдоль всего Чёрного моря (Крым), отсюда доходил по Днепру до Киева. Обширные еврейские колонии возникли также в Риме, в северной Италии, южной Франции и в прирейнских городах.

Римляне полностью искоренили еврейское самоуправление. Власть в народе перешла к морально-религиозным авторитетам (мудрецам). Они осуществляли правосудие и наладили систему просвещения.

После раздела Римской империи в 395 году, Палестина стала провинцией Византии. Несмотря на значительное уменьшение численности евреев ко второй половине V века, в Галилее в этот период сохранялось еврейское большинство. [2]

В 614 году персидские войска, при поддержке местных евреев, завоевали Страну Израиля.[3] В 629 году византийцы её отбили и устроили резню и погромы. В 629—630 годах, еврейское присутствие в регионе достигло своего минимума за всю трёхтысячелетнюю историю, но полностью не исчезло.[4]

В эти времена создавались тексты, из которых впоследствии были составлены Мишна и Талмуд. Сообщества интеллигентов, занимавшиеся этим трудом, работали независимо в Стране Израиля (в основном в Галилее) и в Вавилоне. Поэтому существуют два варианта: Иерусалимский Талмуд и Вавилонский Талмуд.

Первое вторжение арабов в Палестину датируется 634 годом. Они полностью вытеснили византийцев в 638 году.

В Вавилонии

После разрушения Храма и особенно разгрома восстания Бар-Кохбы главная масса евреев ушла в Месопотамию, где в течение 8-и веков находился духовный и умственный центр евреев, действовали еврейские талмудические академии, жили духовные главы евреев: эксилархи и гаоны (этот период еврейской истории называется эксилархатом и гаонатом).

В Римской империи и Византии

До принятия в Римской империи христианства евреи везде жили мирно среди других народов, занимаясь земледелием, ремёслами, и вели торговые сношения между Востоком и Западом. В Италии, Франции и Германии евреи до начала средних веков не подвергались никаким ограничениям в занятиях. В Ломбардии и южной Франции они занимались земледелием наряду с торговлей.

Христианизированный Рим стал претендовать на контроль над духовной жизнью еврейского народа.[5]

Преследования евреев начались в Византии при Феодосии II (401—450), который отличался религиозным фанатизмом и стремлением к полицейскому регламентированию внутренней жизни.[6]

Раннее средневековье (VI—IX вв.)

Существование еврейских общин в диаспоре между двумя цивилизациями — христианством и исламом. Формирование основных институтов общинного самоуправления.

В Европе и бассейне Средиземноморья раннее средневековье было эпохой великих переселений народов. На месте Западной Римской империи и её окраин возникли новые государства.

Некоторые из них, расставаясь с язычеством, приняли иудаизм в качестве государственной религии. Нумидия (на территории современного Алжира) и Йемен были вскоре завоёваны мусульманами. А Хазария в степях Восточной Европы стала региональной сверхдержавой и сохраняла своё положение до конца X века. Её наличие заставляло многие другие государства считаться с евреями.

С VII века н. э. еврейские общины в диаспоре оказались разделены между христианством и исламом. Евреи, не имевшие ни своего государства, ни своей армии, должны были выработать новые формы социальной организации, которые позволили бы им сохранить своё духовное наследие и утвердить свой автономный статус в нееврейском обществе. Такой формой стала средневековая община, вписавшаяся в общую корпоративную структуру феодального общества и создавшая условия для удовлетворения социальных, религиозных и экономических потребностей евреев. Руководство еврейских общин не только справилось с задачей выживания, но и создало условия для экономического и духовного развития, более того, евреи зачастую становились торговыми и культурными посредниками между враждующими христианами и мусульманами.

Сталкиваясь с новыми формами общественной жизни и входя в контакт с новой для них культурой, евреи не замыкались в традиционной системе представлений, а стремились обогатить свой внутренний мир за счёт достижений окружающего их общества. Результатом этого процесса стало формирование многообразной и самобытной средневековой еврейской культуры, включавшей в себя как древние культурные пласты, так и плоды творческой деятельности последних поколений.

В Земле Израиля

После арабского завоевания (638) были введены тяжёлые налоги на евреев. Это сделало невозможным экономически заниматься сельским хозяйством и некоторыми другими видами деятельности. Многие евреи эмигрировали или переселились в города и перешли к высокорентабельным занятиям (торговля, финансовые операции, производство дорогих ремесленных изделий, свободные профессии).

Вне Земли Израиля

Большинство евреев оказалось рассредоточено по другим странам. Условия жизни в них сильно различались - от наличия автономных районов с собственными органами управления (в бывшей Вавилонии) до положения дискриминируемой касты, как в Византии. Евреи в этот период играли во многих странах роль цивилизующего фактора, наследников древней культуры среди варварских народов. Они налаживали международную торговлю и просвещение, возрождали античные технологии. Целые государства и отдельные люди в этот период переходили в иудаизм. Жрецы конкурирующих религий (христианства, ислама, зороастризма) во всех странах вели враждебные действия против евреев, подстрекая против них власти и народ.

На Ближнем Востоке

В Месопотамии при багдадских халифах евреи пользовались равноправием, допускались к высшим государственным должностям.

В Западной Европе

В Западной Европе еврейские общины сохранились со времён Римской империи. Они, как правило, сохранились в уцелевших римских городах и начали развиваться после прекращения варварских нашествий.

В империи Карла Великого евреи пользовались определёнными имущественными правами. Существовали евреи-землевладельцы. Сам император пользовался услугами евреев для своих политических целей.[7]

В мусульманских государствах Испании евреи были почти равноправными с мусульманами. Известны многочисленные евреи, занимавшие высокие должности при правителях мусульманских государств.

Высокое и позднее средневековье (X—XV вв.)

Основная статья: История еврейского народа в высоком и позднем средневековье (X—XV вв.)
Перемещение демографического и культурного центра еврейства в Восточную Европу.

Изгнания и преследования евреев привели к рассеянию еврейского народа по всем уголкам мира — от Северной Африки и Османской империи до открытой Колумбом Америки и сопровождались усилением изоляции евреев и их вытеснением на периферию общественной жизни в Европе.

В Стране Израиля и на Ближнем Востоке

В Западной Европе

Условия жизни евреев в Западной Европе сильно ухудшились, начиная с X века. Усилились религиозные притеснения. Во всех странах урезались экономические и личные права евреев. Законы всё менее защищали их безопасность и имущество. В моменты социальных и религиозных потрясений евреи становились первыми жертвами насилия.

Массовые убийства евреев, истребление целых общин происходили по пути следования крестоносцев во время Крестовых походов. Часты были случаи насильственного принуждения к крещению отдельных евреев и целых общин.

Коммунальные революции XI-XII веков в европейских городах сопровождались погромами, изгнанием евреев или сильным ущемлением их прав.

С XIII в. в Западной Европе стали распространяться кровавые наветы против евреев, за которыми последовали дополнительные антиеврейские постановления католической церкви.

В 1348 году евреев обвинили в распространении эпидемии чумы и истребили во многих городах.

Под давлением горожан евреям постепенно запретили все виды деятельности, кроме финансовых операций и торговли старьём.[8]

Короли (напр., Филипп II Август и др.) и князья, когда нуждались в деньгах, изгоняли евреев из своих владений, отбирали у них всё имущество и призывали их назад для оживления торговли, давали евреям наживать состояния, чтобы вновь отобрать всё для себя.

Во многих государствах, владениях и городах евреям было предписано носить особый костюм. Как правило для них отводился отдельный квартал в городе.

Несмотря на тяжкие экономические условия и постоянные преследования, творческая жизнь не замирала среди евреев. Знакомые по арабским переводам с греческой литературой, они перевели многие классические сочинения на еврейском языке, изучали в подлиннике греческих и латинских авторов. В эпоху возрождения итальянские и нидерландские евреи явились учителями многих гуманистов, которые с Рейхлином во главе взяли под защиту Талмуд, когда фанатики воздвигли костры против еврейских книг.

В Польше и Руси (XII—XV вв.)

На Юге и Юго-Востоке России и в Киеве евреи встречаются с IX—XI вв. В Польше и Литве евреи поселились с XI в. Особенно усилились здесь еврейские поселения со времени жестоких преследований евреев в XII—XIV в. Короли Болеслав II Благочестивый (1264) и Казимир III (1334-67) даровали польским евреям грамоты, в которых евреям были предоставлены разные права и льготы и права внутреннего общинного самоуправления и суда. Такого же содержания грамоты были даны литовским евреям великим князем Витовтом (1388) и королём Сигизмундом I (1507). До конца существования польско-литовского государства евреи пользовались дарованными им правами.

В Азии

В Африке

В XII в. в Испании и Северной Африке значительное число евреев были насильственно обращены в ислам мусульманскими фанатиками альмохадами.

Новое время (XVI—XVIII вв.)

Постепенная интеграция евреев в европейском обществе, сопровождавшаяся ослаблением и коренной перестройкой традиционных общинных институтов.

Перестройка средневекового общества под влиянием новых общественно-политических взглядов (абсолютизм, меркантилизм, Просвещение) и растущая секуляризация общества привели к пересмотру традиционного отношения к евреям в Европе. Переход от Средневековья к Новому времени был ознаменован началом эмансипационного процесса, поэтапным предоставлением евреям равных с неевреями гражданских прав. Эмансипация привела к возникновению многообразных контактов между евреями и их соседями: евреи проникли во все сферы общественной и культурной жизни.

В стране Израиля

В 1517 году территория Палестины была завоевана турками-османами. В течение 400 лет она оставалась частью Османской империи, охватывавшей значительную часть юго-восточной Европы, всю Малую Азию и Ближний Восток, Египет и Северную Африку.[9]

В Османской империи евреи, согласно мусульманским законам, имели статус «зимми» — то есть пользовались относительной гражданской и религиозной свободой, но не имели права носить оружие, служить в армии и ездить на лошадях и были обязаны платить особые налоги.[10] В этот период евреи Палестины жили главным образом за счёт благотворительных поступлений из-за границы (Халукка).

В течение XVI века большие еврейские общины пускали корни в Земле Израиля в четырёх святых городах: Иерусалиме, Хевроне, Цфате и Тверии.

В 1695 году географ и лингвист Адриаан Реланднаписал книгу Palaestina ex Monumentis Veteribus Illustrata.[11] Он создал карту Палестины и составил таблицу численности населения по населённым пунктам. По его сведениям, страна была в основном малонаселённая, основное население в Иерусалиме, Акко, Цфате, Яффо, Тверии и Газе. Большинство населения — евреи, почти все остальные — христиане, очень мало мусульман, в основном бедуины. Единственное исключение — Наблус (сейчас Шхем), где преобладали мусульмане.[12][13]

В 1700 году рабби Иеhуда Хасид, прибыл в Иерусалим в во главе около тысячи своих последователей — выходцев из различных стран Европы. До их прибытия иерусалимская община насчитывала 1200 человек, в том числе 200 ашкеназов. Однако сам Иеhуда Хасид после прибытия в страну внезапно умер. Между его последователями и обременённой долгами ашкеназской общиной Иерусалима возникли трения, приведшие к сожжению ашкеназской синагоги кредиторами-арабами (1720) и выселению евреев-ашкеназов из города. Долгое время после этих событий еврейские иммигранты из Европы селились главным образом в Хевроне, Цфате и Тверии.[2]

В начале 1799 года в Палестину вторгся Наполеон. Он пытался получить поддержку у еврейской общины, издавая прокламации. Однако он был вынужден отступить в Египет.[2]

В 1800 году население Палестины не превышало 300 тысяч, 25 тысяч из которых составляли христиане. Евреи (главным образом сефарды) составляли 5 тысяч и в основном были по-прежнему сосредоточены в Иерусалиме, Цфате, Тверии и Хевроне. Остальное население страны (около 270 тысяч) составляли мусульмане, почти все — сунниты.[2]


В Западной Европе

По освобождении Нидерландов от испанского гнёта там расцвела еврейская община, из среды которой вышел Барух Спиноза.

В Великобритании

В Англии во времена Республики (в 1655 году) по договорённости диктатора Кромвеля с главой амстердамской общины Менаше Бен-Исраэлем началось восстановление еврейской общины - полулегально, под устные гарантии Кромвеля.[14] После поражения английской революции и восстановления монархии Тюдоров евреям официально разрешено было вновь селиться в Англии.[15]

В Польше и России

В XVII в. во время казацких набегов в польские области евреи сильно пострадали особенно в эпоху Богдана Хмельницкого и гайдамачины. Разорение евреев в юго-западной части польского государства создало благоприятную почву для мистических движений и сектантства. Сильное впечатление не только на польских евреев, но и евреев Западной Европы произвело появление в Смирне лже-мессии Шабтая Цви (1668). В середине XVIII в. среди евреев Галиции, Подолии и Волыни распространилось мистическое учение хасидизма, в котором выразилось искание удручённого гонениями еврейства утешения в восторженной вере и протест против сухого формализма ортодоксального иудаизма. В половине XVIII в. в Подолии и Галиции появилась полу-христианская секта франкистов.

В 1742 г. был издан Указ "О высылке как из Великороссийских, так и из Малороссийских городов, сел и деревень, всех Жидов"

После первого польского раздела евреям было обещано в указах Екатерины II (1772 и 1785 г.) — пользование выгодами и правами «без различия закона и народа», наравне с лицами других состояний, принятых под скипетр российской державы. Тем не менее, вскоре евреи стали подвергаться разнообразным ограничениям.

Новейшее время (XIX—XX вв.)

Проникновение евреев во все сферы общественной и культурной жизни и, как следствие, активизация антисемитских движений. Зарождение еврейского национального движения и начало строительства «национального очага» в Земле Израиля. Катастрофа европейского еврейства (Холокост).

Формирование национальных идеологий в Европе привело к замедлению процесса интеграции евреев в окружающем обществе. Как реакция на их деятельность и активное присутствие в разных сферах жизни национальных государств, получили распространения антисемитские концепции. Вместе с тем, под влиянием общего национального пробуждения народов Европы возникло сионистское движение, положившее начало созиданию еврейского «национального очага» в Палестине. Рост антисемитизма на рубеже XIX—XX веков, привел к размаху сионистского движения, особенно среди ассимилированного еврейства.

В Западной Европе

Эмансипация евреев в Западной Европе началась с Великой французской революции. В 1791 г. евреи Франции получили общие гражданские права. В Германии равноправие евреев было обещано в разных странах в годы национально-освободительного подъема 1812—1814 гг. В 1858 г. евреи допущены в английский парламент. Фактически постепенное уравнение в правах немецких евреев завершилось в 1848—1862 гг. Германской конституцией 1871 г. признано равноправие евреев.

На начало XX в. везде в Западной Европе (за исключением Румынии, где постановление Берлинского конгресса 1878 о предоставлении равноправия евреев не было приведено в исполнение) и в Америке, куда в течение XIX в. переселилось более 1 миллиона евреев, евреи пользовались всеми гражданскими и политическими правами.

Основная статья: Хаскала

Наряду с уравнением в гражданских правах в Западной Европе евреи с конца XVIII в. приобщаются к европейскому просвещению и, начиная с Мозеса Мендельсона, выдвигают ряд деятелей, учёных и литераторов, работающих как в среде еврейской массы в целях её просвещения, так и на общеполитической и литературной почве (Ласкер, Лассаль, Маркс, Кремье, Биконсфильд, Берне, Гейне и др.).

В то же время евреи нередко теряли привилегию на свои особенные религиозно-общественные законы. Вырабатывая ответ на новую ситуацию, эмансипированные евреи в странах Европы пришли к разным формам существования религиозной традиции, вплоть до индифферентного отношения к ней. Так возникли консервативный и реформистский иудаизм и началась ассимиляция евреев среди других народов в рамках их национальных государств.

В Восточной Европе

Особое значение в этот период приобретает еврейский центр в Восточной Европе. Сформировавшаяся ещё в Средние века самобытная культура восточноевропейского еврейства становится основой наиболее значимых социально-культурных явлений в еврейском обществе Нового времени в целом. Идеологии и движения, возникшие в Восточной Европе, экспортируются в другие общины мира благодаря массовой миграции евреев из этого региона на Запад и в Палестину, начавшейся в конце XIX века.

В России

Основная статья: История евреев в России

В России евреев большими массами живут со времени присоединения польско-литовских областей в конце XVIII в.

Во внутренней жизни русских евреев в течение XIX в. произошли значительные перемены. С начала 1860-х гг. значительно усиливалось стремление евреев к общеевропейскому образованию, чему благоприятствовала освободительная, в отношении евреев, политика правительства 1860-70-х гг. Появился класс еврейской интеллигенции, принимавшей деятельное участие в русской литературе общественной жизни и свободных профессиях. Политическая реакция 1881 ознаменовалась в отношении евреев рядом еврейских погромов в южных губерниях и изданием новых ограничительных законов 1882 и 1891 г. Репрессии против евреев крайне вредно отразились на их экономическом положении и содействовали чрезвычайному развитию пауперизма и эмиграционного движения.

В Стране Израиля


Катастрофа европейского еврейства (Холокост)

Основная статья: Холокост

Современная история (после 1945 года)

Основные статьи: История Израиля, Арабо-израильский конфликт
Возрождение еврейского государства со столицей в Иерусалиме; арабо-израильский конфликт; современная еврейская диаспора, её связь с Израилем.

Массовое уничтожение евреев Европы побудило народы мира согласиться на возрождение еврейского национального государства Израиль со столицей в Иерусалиме. Укрепление государства Израиль происходит в условиях непрекращающегося арабо-израильского конфликта, а современная еврейская диаспора служит опорой Израилю в борьбе за выживание.

XXI век начался с беспрецедентной атаки современного фундаментализма на европейско-американскую цивилизацию. Статусу-кво современного мира угрожает опасность. В условиях глобализации политических и культурных процессов острие этой атаки направленно, прежде всего, против евреев и еврейского государства.

Примечания

  1. Современное значение слова шофет (שופת) - судья, очевидно, уже первоначального. Оно значило тогда "принимающий решения", то есть правитель.
  2. Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок Eretz_hist не указан текст
  3. Регионы и периферия В. и. Сирия и Палестина
  4. Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок history не указан текст
  5. История еврейского народа в библейский период
  6. Статья Евреи в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона
  7. Статья "Карл Великий" из Электронной еврейской энциклопедии
  8. [Жан-Клод Оке. Средневековая Венеция. Москва, «Вече», 2006 (скверный перевод с оригинала Jean-Claude Hocquet. Venise au Moyen Age. Les Belles Lettres, Paris, 2002) Стр. 131 В XIV веке в большинстве городов Римской империи еврейским общинам было запрещено заниматься коммерцией.]
  9. Palestine: The Crusades (англ.) (2007). Проверено 19 сентября 2007.
  10. Статья «Турция» в Электронной еврейской энциклопедии
  11. (Статья в "Википедии" со ссылкой на "Британнику" утверждает, что он никогда не выезжал из Нидерландов. Так что упоминания о его путешествии в Страну Израиля сомнительны. Скорее всего, Реланд свёл все доступные ему материалы путешественников. Также следует отметить, что написание его имени, напоминающее итальянское, на самом деле является его склонением в латинском языке, на котором написана книга. Л.Гроервейдл).
  12. Palaestina ex Monumentis Veteribus Illustrata
  13. A TOUR OF PALESTINE; THE YEAR IS 1695
  14. Jewish.ru
  15. Электронная еврейская энциклопедия

Литература

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — Санкт-Петербург: 1890—1907.

Ссылки

bn:ইহুদি ধর্মের ইতিহাসfi:Juutalaisten historiamk:Историја на Јудаизмот ms:Sejarah Yahudi nl:Joodse geschiedenis pdc:Yiddische Gschicht pt:História judaica sv:Judendomens historia tr:Yahudi tarihi

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация