Иерусалим

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 18:05, 21 апреля 2011; Arbeli (Обсуждение | вклад)
Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Дата создания: 13/11/2010


Город
Иерусалим
ивр. ירושלים
Файл:Jerusalem infobox image.JPG
Флаг Герб
Файл:Flag of Jerusalem.svg Файл:Jerusalem emblem.svg
Страна Израиль
Округ Иерусалимский
Координаты Координаты: 31°47′00″ с. ш. 35°14′00″ в. д. / 31.783333° с. ш. 35.233333° в. д. (G) (O) (Я)31°47′00″ с. ш. 35°14′00″ в. д. / 31.783333° с. ш. 35.233333° в. д. (G) (O) (Я)
Мэр Нир Баракат
Основан 4 тысячелетие до н. э.
Первое упоминание XIX-XX в. до н. э.
Прежние названия Шалем,
Иевус,
Сион (Цион),
Ир Давид (Град Давида)
Элия Капитолина
Аль-Кудс
Площадь 123 км²
Население 769 400 человек (2009)
Национальный состав евреи (474,435),
арабы,
другие
Конфессиональный состав иудеи (65%),
мусульмане (32%),
христиане (2%),
другие (1%)
Часовой пояс UTC+2, летом UTC+3
Телефонный код +972 2
Официальный сайт http://www.jerusalem.muni.il
(иврит) (англ.) (ар.)



Иерусали́м (ивр. ירושליםЙерушала́(й)им, араб. القدس‎‎ аль-К̣удс[1]) — древний ближневосточный город, лежащий на водоразделе между Средиземным и Мёртвым морями, на высоте 650—840 м. Один из древнейших городов мира — его возраст более 3500 лет[2]. Иерусалим является священным городом иудаизма, играет важную роль в христианстве и исламе. Иерусалим являет собой смешение памятников истории, культур и народов с огромным количеством достопримечательностей.

Содержание

Статус Иерусалима

Иерусалим, в прошлом столица древнего Иудейского царства, сегодня является столицей Государства Израиль, в нём находятся все правительственные учреждения. Тем не менее, израильский суверенитет над восточной частью города не признан значительной частью международного сообщества.

Палестинская автономия претендует на то, чтобы превратить Иерусалим в свою столицу, не признавая такого права за другой стороной, несмотря на то, что органы власти Палестинской автономии никогда в Иерусалиме не находились. Израиль официально отвергает эти претензии, хотя известно, что в ходе секретных переговоров по поводу окончательного мирного урегулирования израильские лидеры неоднократно предлагали палестинцам передать отдельные части города (Эхуд Барак, Эхуд Ольмерт). Тем не менее, подобные идеи встречают отторжение в израильском обществе.

Статус Иерусалима — предмет горячих дискуссий. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 181 от 29 ноября 1947 года, известная под названием «Резолюция о разделе Палестины», предполагала, что международное сообщество возьмёт под свой контроль будущее Иерусалима после окончания британского мандата (15 мая 1948 года).

5 декабря 1949 года Израиль объявил Иерусалим своей столицей. В Иерусалиме находятся Кнессет (израильский парламент) и все государственные и правительственные учреждения Израиля. В 1948—1967 годах, когда Восточный Иерусалим был оккупирован Иорданией, этот статус распространялся только на западную часть города.

В результате победы в Шестидневной войне 1967 года Израиль аннексировал Восточный Иерусалим, таким образом получив контроль над всей территорией города, законодательно отделил Восточный Иерусалим от Иудеи и Самарии и объявил свой суверенитет над объединённым Иерусалимом.

Законом об Иерусалиме от 30 июля 1980 года Израиль объявил Иерусалим своей единой и неделимой столицей.

ООН не признает аннексии Восточного Иерусалима. После того, как 15 августа 2006 года правительство Коста-Рики объявило о переводе своего посольства из Иерусалима в Тель-Авив, а 25 августа того же года правительство Сальвадора последовало его примеру, в Иерусалиме не осталось дипломатических миссий иностранных государств. Почти все страны размещают свои посольства в районе Большого Тель-Авива, за исключением Боливии и Парагвая, чьи посольства располагаются в пригороде Иерусалима Мевасерет-Цион. Конгресс США ещё в 1995 году принял закон о переносе посольства в Иерусалим, однако правительство США постоянно откладывало выполнение решения[3]. В настоящее время посольство США находится в Тель-Авиве, а в Иерусалиме находится Генеральное Консульство США.

В Восточном Иерусалиме располагаются консульства США и некоторых других стран, осуществляющих контакты с Палестинской автономией.

Иерусалим — святыня трёх религий

Файл:Flag of UNESCO.svg Всемирное наследие ЮНЕСКО, объект № 148
рус.англ.фр.

Иерусалим имеет совершенно особый статус как место расположения святынь иудаизма, христианства и ислама. Святынями для евреев является Храмовая гора, западная стена Иерусалимского храма — Стена плача («Ко́тель»), кладбище на Масличной горе и множество других памятных и исторических мест; для мусульман — мечети на Храмовой горе (религиозный архитектурный комплекс Аль-Харам аль-Шариф), а для христиан всех конфессий — Храм Гроба Господня и множество церквей.

Иерусалим в иудаизме

Файл:EPSN0080.jpg
Стена плача

В ТаНаХе слово «Иерусалим» упоминается более 336 раз[4].

В 960 году до н. э. царь Соломон воздвиг на горе Мориа Первый Храм, который был разрушен в 586 г. до н. э. царём Вавилона Навуходоносором. Вернувшись из вавилонского плена, иудеи построили Второй Храм, просуществовавший свыше 500 лет[5] и полностью перестроенный царём Иродом (34—7 гг. до н. э.). Иерусалимский храм, который был одним из самых великолепных сооружений своего времени, стал символом Иерусалима, олицетворением его мощи и величия. Величайшая еврейская святыня была полностью разрушена в 70 году римским императором Титом.

В 1534 году в Иерусалиме родился Аризаль (рабби Ицхак Лурия Ашкенази), создатель лурианской Каббалы.

История Иерусалима

Файл:Реконструкция древнего Иерусалима.jpg
План Иерусалима XIX века, реконструкция

Археологические исследования Иерусалима начались в 1864 году и продолжаются до настоящего времени. История Иерусалима начинается в протогородском периоде, к которому относятся несколько погребений.

  • 5 тысячелетие до н. э.—4 тысячелетие до н. э. Первые археологические свидетельства поселения на восточном склоне Храмовой горы.

Первым поселением в позднем бронзовом веке стал город евусеев, одного из ханаанских народов. Он находился на горе Офел (на юго-восточной окраине современного Иерусалима).

  • 2300 год до н. э. Возможное упоминание названия Шалем в документах Эблы (Сирия), однако оно ставится рядом исследователей под сомнение[6].
  • XIX век до н. э.-XX век до н. э. Упоминание названия Шалем в проскрипциях XII египетской династии.
  • XIX век до н. э. Упоминание о Мелхиседеке, царе Шалема и жреце Бога Эльона (Всевышнего).
  • XVI век до н. э. В раскопках, проведенных францисканцами около "Доминус Флевит" (капелла «Плач Господень») были обнаружены изделия из керамики и фаянса, относящиеся к XVI веку до н. э., а также украшения в виде жука-скарабея из Египта Тель-Амарнского периода.

В разное время Иерусалимом владели Иудейское царство, Вавилонская империя, Персидская империя Александра Македонского, Сирия Селевкидов, Египет Птолемеев, государство Хасмонеев, Древний Рим, Византия, Арабский халифа], крестоносцы, государство Айюбидов, монголо-татары, государство мамлюков, Османская империя, Британская империя, Иордания, Израиль.

Библейский период

В Пятикнижии Иерусалим упоминается под названием Шалем[7] или Йевус, как место жительства иевусеев. Однако до прихода евреев царями Иерусалима были амореи (Иисуса Навина 10:5). Под названием Сион (Цион), значение которого неизвестно (возможно, цитадель или укреплённый холм), в Библии[8] первоначально подразумевалась крепость иевуситского города.

« Когда он (Авраам) возвращался после поражения Кедорлаомера и царей, бывших с ним, царь Содомский вышел ему навстречу в долину Шаве, что [ныне] долина царская; и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, — он был священник Бога Всевышнего, — и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. [Аврам] дал ему десятую часть из всего.
»


« Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей, которому и десятину отделил Авраам от всего, — во-первых, по знаменованию [имени] царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира
(Евр.7:1-2)
»


« Иевусеев, жителей Иерусалима, не могли изгнать сыны Иудины, и потому иевусеи живут с сынами Иуды в Иерусалиме и по сей день
»


Период Первого Храма (950—586 до н. э.)

Файл:City of David.jpg
Реконструкция Града Давида. I век н. э.

Предположительно в 1000 год до н. э. город перешел под контроль евреев под предводительством царя Давида. Давид построил здесь свой город, который получил название Ир Давид («Град Давида») и торжественно перенёс туда величайшую еврейскую святыню — Ковчег Завета (2Цар.6. Иерусалим находился на территории между наделами колена Иуды (Иехуды) (к которому принадлежал Давид) и колена Вениамина (Биньямина) (к которому принадлежал первый царь Израиля Саул). Перенеся Ковчег Завета — символ присутствия Бога — в город, не принадлежавший ни одному из колен и бывший в личном владении царя, Давид тем самым превратил свою столицу в святой город, вокруг которого концентрировалась религиозная жизнь всех двенадцати колен Израиля.

  • 1000 год до н. э.—586 год до н. э. гг. до н. э. Иерусалим — столица Иудейского царства.

В Иерусалиме, Давид купил у иевусита Аравны[9] гору Мориа, где воздвиг на месте гумна жертвенник Богу Израиля, чтобы остановить поразившую народ эпидемию[10]. Согласно Библии, это и есть гора в стране Мориа, где происходило жертвоприношение Исаака (2Пар.3:1). Давид намеревался соорудить на этом месте Храм, однако, вняв словам пророка Нафана (Натана)[11], оставил эту миссию своему сыну Соломону.

Основная статья: Храмовая гора

Царь Соломон (970—930 гг. до н. э.) приступил к строительству Иерусалимского храма на четвёртый год своего царствования, в 480 году после Исхода евреев из Египта[12]. Строительство Храма длилось 7 лет: с 957 года до н. э. по 950 год до н. э. (по другим данным, с 1014 года до н. э. по 1007 год до н. э.).

Храм являлся частью комплекса царского дворца и, несомненно, доминировал над окружающими постройками. Дворец располагался рядом с Храмом и сообщался с ним посредством отдельного входа. Недалеко от Храма Соломон также построил свой летний дворец и дворец для дочери египетского фараона, которую взял в жёны. Строительство всего храмового комплекса длилось 16 лет.

Со временем, гора Мориа, на которой стоял Храм, стала считаться Божией горой, а Храм — жилищем Господним. Уже древнейшие пророки[13] провозглашают, что Сион (частью которого является гора Мориа) является исключительным местопребыванием Господа на земле (как некогда гора Синай).

Западный хребет за долиной Тиропеон вошёл в черту города во времена царя Езекии (Хизкияу) в VIII веке до н. э. (727 год до н. э.—698 год до н. э.).

Чудесное избавление Иерусалима и вместе с ним всей Иудеи от нашествия Санхерива в 701 году до н. э. ещё больше окружило Иерусалимский храм ореолом Божественной святости и чудодейственной силы.

Падение Северного царства и разрушение ассирийцами израильских храмов в Дане и в Бейт-Эле в 732 году до н. э. и 721 году до н. э. укрепило положение Иерусалимского храма в качестве центрального святилища всех израильских колен. В результате, паломники из бывшего Израильского царства прибывали на Песах в Иерусалим[14]. С восшествием же на престол благочестивого царя Иосия (Иошияу) в 662 году до н. э. были ликвидированы все языческие культы, разрушены алтари в культовых центрах северных колен, и Иерусалимский храм был окончательно превращён в национально-религиозный центр[15]. С тех пор в Иудее было одно единственное Святилище, куда паломничали даже самаритяне, что можно заключить из того, что после разрушения Иерусалима и основания политического центра в Мицпе самаритяне из Сихема (Шхема), Силома (Шило) и Самарии направлялись в религиозных процессиях в «Дом Божий», в Мицпе.

В 598 году до н. э., при царе Иехонии Навуходоносор захватил Иерусалим и «вывез все сокровища дома Господня… и изломал… все золотые сосуды, которые Соломон, царь Израилев, сделал в храме Господнем»  (4Цар.24:13). Множество знатных жителей вместе с иудейским царём Иехонией были уведены в плен в Вавилонию.

После того, как Седекия (Цедкияу) объявил отделение Иудеи от Вавилона, вавилоняне под предводительством Навузардана в 586 году до н. э. (в 423 году до н. э., согласно традиционной еврейской хронологии) захватили Иерусалим вновь и на этот раз полностью разрушили Храм Соломона до самого основания[16]. Большинство жителей Иерусалима были убиты, оставшиеся взяты в плен и угнаны в рабство в Вавилонию. Ковчег Завета был при этом утерян.

Период Второго Храма (516 до н. э. — 70 год н. э.)

В 538 году до н. э. после завоевания Вавилонии, персидский царь Кир Великий издал декрет, разрешавший изгнанникам возвратиться в Иудею и восстановить Иерусалимский храм, разрушенный вавилонским царём Навуходоносором. Киром, вероятно, руководило при этом политическое соображение, что на границе Египта стоит иметь расположенный к персам народ.

Файл:Cyrus II le Grand et les Hébreux.jpg
Cyrus II le Grand et les Hébreux

Вскоре, однако, возникли распри между иудеями и самаритянами, которым не было позволено принять участие в строительстве, и они стали всячески препятствовать восстановлению Иерусалимского храма. В результате, строительство Храма было прервано на 15 лет. Только во втором году царствования Дария I Гистаспа (520 г. до н. э.), под влиянием речей пророков Аггея (Хаггая) и Захарии, строительство Храма возобновилось[17]. Дарий лично подтвердил декрет Кира и санкционировал продолжение работ; как и раньше, расходы на строительство, как и на регулярные жертвоприношения за благополучие царя и его близких, должны были покрываться из царской казны, а препятствующие восстановлению Храма должны были караться смертью.

Работы были завершены в третий день месяца адар, на шестой год правления Дария, что соответствует 516 году до н. э.[18], через 70 лет после разрушения Первого Храма.

Файл:Reconstruction model of Ancient Jerusalem in Museum of David Castle.jpg
Вход на Храмовую гору, реконструкция

Около 333 г. до н. э. Иерусалим и вся Иудея без сопротивления покоряются Александру Македонскому, который подтверждает привилегии, данные городу персидскими правителями. Вскоре, во время войн диадохов после смерти Александра Иерусалим был захвачен и частично разрушен правителем Египта Птолемеем I Сотером, установившим контроль над Иудеей.

Антиох IV Эпифан (175 год до н.э.—163 год до н.э.) в 169 году до н. э. на обратном пути из Египта вторгся в Иерусалиме на территорию Храма и конфисковал драгоценные храмовые сосуды.[19] Два года спустя (167 год до н.э.) он осквернил его, поставив на Жертвенник всесожжения небольшой алтарь Зевса Олимпийского[20]. Храмовая служба была прервана на три года и возобновлена после захвата Иерусалима Иудой (Иеhудой) Маккавеем (164 г. до н. э.) во время восстания Хасмонеев (167 г. до н. э.—163 г. до н. э.). Греческие завоеватели были изгнаны из страны. Воцарение династии Хасмонеев.

Иуда Маккавей укрепил гору Сион, окружив Храмовую гору стенами и башнями[21]. Укрепления эти, уничтоженные Антиохом V Евпатором[22], были потом восстановлены Маккавеем Ионатаном[23], и ещё увеличены Маккавеем Симоном[24]. Симон также снёс господствовавшую над Храмом крепость Акру, так что Храм стал самым высоким местом в Иерусалиме[25].

В 63 году до н. э. римские войска под предводительством Помпея после трёхмесячной осады взяли штурмом Иерусалим и укреплённый Храм. Город становится административным центром римского протектората Иудея.

При завоевании Иерусалима Иродом, несколько колонн Храма были сожжены и дворы Храма залиты кровью защищавших его. Тем не менее, дальнейшее осквернение Храма было Иродом остановлено[26].

Подземный водовод эпохи Второго храма в Иерусалиме (фото с сайта Управления древностей Израиля) Канал построен в первых годах нашей эры. После взятия Иерусалима евреи пытались спрятаться в нём от римлян.

Обветшавший Иерусалимский храм не гармонировал с новыми великолепными зданиям, которыми Ирод украсил свою столицу. Примерно в середине своего царствования (19 год до н.э.) Ирод принял решение о переустройстве Храмовой горы и о перестройке самого Храма, надеясь этим актом приобрести расположение не любившего его народа. Кроме этого он руководствовался желанием исправить те повреждения, которые он сам причинил на святом месте при завоевании города.

Объём работ был колоссальным, и они продолжались в течение 9,5 лет. Работы по перестройке самого корпуса Храма продолжались 1,5 года, после чего он был освящён. В течение ещё 8 лет Ирод с большим энтузиазмом занимался переделкой дворов, возведением галерей и устройством внешней территории[27]. Работа по отделке и доработке отдельных частей здания Храма и строительство в системе дворов на Храмовой горе продолжалось ещё долгое время после Ирода. Строительство было окончательно завершено лишь при Агриппе II, в период правления наместника Альбина (62-64 гг. н. э.). То есть, всего за 6 лет до разрушения Храма римлянами в 70 году[28].

Храмовая гора и Храм не только были настоящим сердцем Иерусалима эпохи Второго Храма, но и служили духовным центром всей еврейской нации.

Файл:Francesco Hayez 017.jpg
Картина Франческо Хайеса «Разрушение Иерусалимского Храма»

Великое иудейское восстание против римлян, вошедшее в историю как Первая Иудейская война, (66-73 гг.) ознаменовалось прекращением регулярных жертв за благополучие римского императора. При подавлении этого восстания римская армия, во главе с Титом, осадила Иерусалим. С самого начала осады военные действия сконцентрировались вокруг Храма. В 70 году Иоханан Гисхальский укрепился в Храме и в ходе сопернической борьбы с Симоном (Шимоном) Бар-Гиорой соорудил на углах храмового здания башни.

Осада и бои за город длились пять месяцев. Согласно описанию событий у Иосифа Флавия[29], первым шагом римлян к захвату Храмовой горы было разрушение части стены крепости Антония, расположенной напротив Храма (в третий день месяца таммуз). На развалинах крепости римляне построили насыпь, которая достигала стены храмового двора. 17 таммуза прекратилось принесение жертвы тамид, — возможно, потому, что не было священников для проведения ритуала. Между 22 и 28 таммуза сгорели храмовые колоннады. Однако неоднократные попытки римлян овладеть стеной храмового двора не увенчались успехом, пока 9-го Ава (9 августа) Тит не приказал поджечь храмовые ворота. На следующий день в римском штабе состоялся совет относительно судьбы Храма. Согласно свидетельству Флавия, Тит намеревался пощадить Храм, но его подожгли римские солдаты. В то же время, другой источник[30] сообщает, что Тит требовал разрушить Храм. Как бы там ни было, Храм запылал. Удерживавшие Храм повстанцы сражались до конца, и, когда пламя охватило здание, многие из них бросились в огонь. Храм горел в течение 10 дней, а к сентябрю весь Иерусалим был превращен в руины. Храмовая гора была распахана. Римлянами были пленены почти 100 000 жителей. Общее же количество погибших от меча, голода и пленённых за время войны, по свидетельству Иосифа Флавия, было около 1 миллиона 100 тысяч.

Таким образом, в середине лета 70 года Храм был сожжён и разрушен. Это произошло в тот же самый день, 9-го Ава по еврейскому календарю, в который вавилоняне сожгли Храм Соломона[31].

Часть храмовой утвари из разрушенного Храма уцелела и была захвачена римлянами — эти трофеи (среди которых знаменитая Менора) изображены на рельефах триумфальной арки Тита на римском Форуме.

После разрушения Храма

Разрушение Иерусалима и сожжение Храма положило начало рассеянию евреев по всему миру. Город длительное время находился в руинах и запустении.

В 130 году император Адриан повелел построить на развалинах Иерусалима римскую колонию, которой было дано название Элия Капитолина[32]. Город строят по образцу римского военного лагеря: квадрат, внутри которого пересекающиеся под прямым углом улицы. На месте Храма Адриан приказал воздвигнуть святилище, посвящённое |Юпитеру, а на том самом месте, где некогда находилась Святая Святых, была воздвигнута конная статуя Адриана. По свидетельству греческого историка Диона Кассия (155—235 гг.) это вызвало «свирепую и затяжную войну». Вспыхнуло новое еврейское восстание против Рима (Восстание Бар-Кохбы или 2-я Иудейская война, 132—136 гг.).

Восставшие евреи овладели городом и, видимо, соорудили временный Храм, где на короткое время возобновились жертвоприношения. Иерусалим оставался в руках повстанцев почти три года (132—135 гг.), пока летом 135 года восстание не было подавлено и римляне вновь захватили город. Адриан издаёт декрет, по которому всем, кто подвергся обрезанию, доступ в город был запрещён.

После распада Римской империи начинается Византийский период. Иерусалим постепенно приобретает христианский облик. За полвека до Юлиана Константин Великий и его мать Елена возводят Храм Гроба Господня.

В 361 году, на престол римской империи взошёл Юлиан (361-363 гг.), которого христиане называют «отступником» (Apostata), за его стремление вернуться к старой языческой «религии отцов». В декабре 361 года, воцарившись на троне в Константинополе, Юлиан начал проведение в жизнь новой имперской религиозной политики. Он объявил о свободе отправления культа на подвластной ему территории, в том числе, и для различных христианских сект, и о возврате конфискованного имущества языческих храмов. Среди прочего, Юлиан обнародовал также и свой план о восстановлении еврейского Храма в Иерусалиме[33]. Однако 26-го мая 363 года работы по восстановлению Храма были прекращены из-за пожара, который возник в результате стихийного бедствия или аварии на Храмовой горе. А спустя месяц Юлиан пал в бою, и его место занял христианский полководец Иовиан, который положил конец всем его планам.

Файл:Madaba Jerusalem Mosaic.jpg
Мадабская карта Иерусалима (VI в.)

Средние века

  • 614 г. — Захват и разграбление города персидским царём Хосровом II Парвизом, в ходе которого христианское население города было вырезано персидской армией при поддержке иудейского населения Галилеи, восставшего против императора Ираклия[34][35]. Хосрой отменяет запрет на доступ нехристиан в Иерусалим и отдаёт город в управление еврейской общине.
  • 625—628 гг. — Византийцы отвоёвывают территорию Палестины и Иерусалим у персов; евреи отказываются от поддержки Хосроя взамен на обещание об амнистии.
  • 629 г. — Опасаясь нового восстания со стороны евреев, Ираклий нарушает данное ранее обещание амнистии и устраивает в Иерусалиме массовую резню нежелающих креститься евреев. У коптских монахов до сих пор существует особый пост искупления греха нарушения Ираклием данного евреям обещания.
  • 638 г. — Патриарх Софроний I сдаёт Иерусалим новому завоевателю, арабскому халифу Умару ибн аль-Хаттабу и Иерусалим постепенно начинает приобретать мусульманский облик. Чуть позже в Иерусалиме провозглашен халифом Муавия I, основатель династии Омейядов.
  • 1099 г. — Участники Первого крестового похода под предводительством Готфрида Бульонского захватили Иерусалим и уничтожили все мусульманское население. Город стал столицей Иерусалимского королевства, первым королем стал Балдуин I Иерусалимский.
  • 1187 г. — После непродолжительной осады войска египетского султана Салах ад-Дина (европейцы называли его Саладином) овладевают Иерусалимом. Все церкви города, кроме храма Воскресения были обращены в мечети.
  • 1189—1192 гг. — Христиане организуют Третий крестовый поход под предводительством английского короля Ричарда Львиное Сердце, но взять Иерусалим им не удаётся.
  • 1229 г. — Иерусалимским королём стал Фридрих II Штауфен, ему удалось на время вернуть город христианам[36].
  • 1244 г. — Захват Иерусалима хорезмийцами (остатками туркменских войск Джелал ад-Дина Манкбурны), призванными айюбидским султаном Египта ас-Салих Айюбом.
  • 1517 г. — Армия Османской империи после победы в Сирии над мамлюками без кровопролития захватывает территорию Палестины.

Новое время

Файл:Old Jerusalem map.jpg
Карта Древнего Иерусалима и карта Иерусалима в 1900 году
  • 1917—1947 гг. Иерусалим становится административным центром английской подмандатной территории Палестина (По решению Лиги Наций Великобритания получила мандат на управление Палестиной).
  • 1947—1948 гг. Генеральной Ассамблеей ООН резолюцией 181 (II) от 29 ноября 1947 года «Будущее правительство Палестины» о разделе Палестины на еврейское и арабское государства предусмотрела для Иерусалима специальный международный режим, который должен был обеспечиваться Организацией Объединенных Наций через Совет по Опеке. Однако осуществить эту резолюцию Генеральной Ассамблеи так и не удалось. Представители Еврейского агентства согласились с планом раздела, однако арабские государства и представитель Высшего арабского комитета отвергли его, заявив, что они не считают себя связанными этой резолюцией. Непреодолимые разногласия между сторонами в этом конфликте привели к тому, что после окончания британского мандата в 1948 году в Палестине была развязана полномасштабная война, которая, в свою очередь, привела к разделу страны и самого Иерусалима. Западная часть города отошла к Израилю и фактически стала его столицей, восточная часть города отошла к Иордании.
  • 1967 г. В ходе Шестидневной войны Израиль захватил западный берег реки Иордан, и восточная часть Иерусалима перешла под контроль Израиля.
  • 1980 г. Израиль принял закон, по которому Восточный Иерусалим официально аннексировался и объединенный город объявлялся столицей Израиля. Совет Безопасности ООН своей резолюцией № 478 «самым решительным образом» осудил принятие Израилем «основного закона» об Иерусалиме и отказ выполнять соответствующие резолюции Совета Безопасности и подтвердил, что принятие этого закона представляет собой нарушение международного права. Те государства, которые учредили дипломатические миссии в Иерусалиме, должны были вывести такие миссии из Священного города.
  • Статус Иерусалима на сайте ООН

Муниципалитет

Мэры Иерусалима

Основная статья: Мэры Иерусалима
Файл:KikarsafraS.jpg
Площадь Сафра, здание Городского совета Иерусалима

Городской совет был создан в 1863 году во время господства Османской империи. С 1948 по 1967 год в городе работали две мэрии: израильская на западе города и иорданская в восточной части. После объединения города в 1967 году под израильским суверенитетом в городе остался один муниципалитет, хотя в виде протеста арабы продолжили назначать номинального главу восточной части города, несмотря на то, что у него нет никаких функций и официального признания со стороны Израиля.

Городской совет состоит из 31 выборных членов, и его возглавляет мэр, чья каденция - пять лет. Глава муниципалитета имеет право назначить себе шесть заместителей. Все члены городского совета, кроме мэра и его заместителей, работают на волонтерских началах и не получают зарплату. Большинство заседаний совета проходит за закрытыми дверями, но раз в месяц проводится открытое заседание, на которое может попасть любой желающий[37]. Внутри совета традиционно сильные позиции занимают религиозные политические партии - их представляет наибольшее количество депутатов[38].

Здание иерусалимского муниципалитета находится на площади Сафра (Кикар Сфара) на улице Яффо. Муниципальный комплекс состоит из двух современных зданий и десяти отреставрированных зданий, он был открыт в 1993 году[39].

В выборах на пост мэра Иерусалима, которые состоялись в ноябре 2008 года, победил Нир Баркат. Дольше всего в качестве мэра проработал Тедди Коллек, возглавляя городской совет Иерусалима на протяжении 28 лет - в течение шести каденций.

Файл:Jerusalem Jaffo St.jpg
Улица Яффо в центре Иерусалима. Июнь 2006

Население

В последние три тысячи лет еврейское присутствие на территории Иерусалима не прерывалось. А в течение последних ста лет перед основанием Государства Израиль евреи составляли большинство населения Иерусалима:

  • Согласно данным за период Британского мандата, распределение населения Иерусалима было следующим: 60 % иудеи, 20 % — мусульмане, 20 % — христиане.
  • В 1961 году население города состояло из 72 % иудеев, 22 % мусульман и 5 % христиан.
  • На 2006 год в Иерусалиме проживают 729,900 жителей, из которых 65 % иудеи, 32 % — мусульмане, 2 % — христиане.
    • 35 % населения города — дети в возрасте до 15 лет.
    • В 2005 г. зафиксировано 18 тысяч новорожденных.
    • Рост населения составляет 1,1 % в год.
Население Иерусалима в разные периоды:
год иудеи мусульмане христиане всего источник
1471 250 семей  ?  ?  ? Salo Baron[40]
1488 76 семей  ?  ?  ? Salo Baron[40]
1489 200 семей  ?  ?  ? Avraham Yaari[41]
1525 199 семей 616 семей 119 семей  ? Salo Baron[40]
1525 1000 3700 - - ?
1538 1150 6750 - - ?
1539 1630 взрослых мужчин  ?  ?  ? турецкие документы регистрации налогов (Tahrir)[42]
1553 1958 взрослых мужчин 11,750 358 взрослых мужчин  ? Bruce Masters[43]
1556 2350 взрослых мужчин  ?  ?  ? турецкие документы регистрации налогов (Tahrir)[42]
1562 1200 11 450 - - ?
1563 1720 взрослых мужчин  ?  ?  ? турецкие документы регистрации налогов (Tahrir)[42]
1568 1160 взрослых мужчин  ?  ?  ? османская перепись населения[42]
1640 4000  ?  ?  ? Roger — французский путешественник[42]
1723 2000  ?  ?  ? Johann Aegidius Van Egmont и John Heyman — христианские путешественники[42]
1838  ?  ?  ? 11 000 Энциклопедия Британника[44]
1844 7120 5000 3390 15 510 Краткая еврейская энциклопедия[45]

Manashe Harrel[46]

1850 13 800  ?  ?  ? перепись Англо-Еврейского общества
1869 3200 семей  ?  ?  ? H. J. Sneersohn, New York Times, 19 февраля 1869[47]
1872 10,600[48] 5000 5300 20 900 Энциклопедия Британника[44]
1876 12 000 7560 5470 25 030 Краткая еврейская энциклопедия[45]
Manashe Harrel[46]
1896 28 112
28 110
8560
8560
8748
8750
45 420
45 420
Краткая еврейская энциклопедия[45]
Manashe Harrel[46]
1905 40 000 7000 13 000 60 000 Краткая еврейская энциклопедия[45]
1913 48 400 10 050 16 750 75 200 Краткая еврейская энциклопедия[45]
1922 33 971 13 413 14 699 62 578 данные переписи населения[45]
Manashe Harrel[46]
1931 51 222
51 200
19 894
19 900
19 335
19 300
90 503
90 053
данные переписи населения[45]
Manashe Harrel[46]
1944 97 000 30 600 29 400 157 000 ?
1948 100 000 40 000 25 000 165 000 Краткая еврейская энциклопедия[45]
Manashe Harrel[46]
1967 196 500
195 700
58 300
54 963
13 000
12 646
267 800
263 307
данные частичной переписи населения[45]
Manashe Harrel[46]
1971 222 200 68 000 11 000 301 300 Краткая еврейская энциклопедия[45]
1980 292 300
292 300
103 890 11,000 407 190
407 100
Краткая еврейская энциклопедия[45]
данные иерусалимского муниципалитета
1985 327 700  ?  ? 457 700 данные иерусалимского муниципалитета
1987 340 000 121 000 14 000 475 000 данные иерусалимского муниципалитета
1990 378 200 131 800 14 400 524 400 данные иерусалимского муниципалитета
1995 417 100
482 000
182 700
164 300
14 100
16 300
617 000
662 600
данные иерусалимского муниципалитета
?
1996 421 200  ?  ? 602 100 данные иерусалимского муниципалитета
2000 448 800 208 700  ? 657 500 данные иерусалимского муниципалитета
2003 470 000 190 000 10 000 670 000 Краткая еврейская энциклопедия[45]
2004 464 500
458 000
 ?
225,000
 ?
15 000
693 200
706 000
данные иерусалимского муниципалитета
?
2005 469 300  ?  ? 706 400 данные иерусалимского муниципалитета
2006 474 435 233 568 14 598 729 900 ?

Восточный Иерусалим

Файл:Arabic buildings, Mount of Olives, Jerusalem.jpg
Панорама арабского района от резиденции ООН в Иерусалиме
Основная статья: Восточный Иерусалим

В соответствии с планом ООН по разделу Палестины (от 1947 года), Иерусалим должен был стать международной территорией. В 1950 году Восточный Иерусалим был аннексирован Иорданией, однако эту аннексию признали только Великобритания, Пакистан и СССР[49].

После установления контроля в ходе Шестидневной войны в 1967 году над Восточным Иерусалимом и Старым городом Израиль распространил свой суверенитет на всю территорию Иерусалима[50]. Всем жителям было предложено израильское гражданство; сначала большинство из них отказалось от этого, надеявшись на возвращение под власть Иордании, но со временем многие его приняли.

В 1980 году Израиль объединил Западный и Восточный Иерусалим в административном отношении и объявил весь город целиком столицей Израиля. Совет безопасности ООН в своей резолюции 478, однако, не признал это действие законным. Территория Восточного Иерусалима включена в Иерусалимский избирательный округ по выборам в Палестинский Законодательный Совет — парламент Палестинской автономии.

Старый город

Файл:ARI-Jerusalaim.jpg
Иерусалим, Старый город, дом-музей в здании, в котором родился Ари
Основная статья: Старый город (Иерусалим)

Под Старым городом подразумевается историческая часть Иерусалима, которая окружена крепостной стеной. Именно здесь происходили все исторические события, связанные с Иерусалимом, и здесь находятся многие исторические места города, включая святые места трёх мировых религий.

Старый город исторически поделён на еврейскую, армянскую, христианскую и мусульманскую части. В ходе начавшейся в 2000 году интифады Аль-Акса, которая проходит под мусульманскими лозунгами, арабы-христиане на Западном берегу реки Иордан подвергаются преследованиям со стороны палестинских террористических организаций, что породило их массовую эмиграцию, в том числе и из Старого города.

Храмовая гора

Основная статья: Храмовая гора

Стена плача

Основная статья: Стена плача

Транспорт

В 1892 году в Иерусалим была проведена железнодорожная линия, связавшая его с Яффой. Линия была закрыта в 1998 году, и в течение некоторого времени Иерусалим оставался без железнодорожного сообщения. 9 апреля 2005 года участок линии между Иерусалимом и Бейт-Шемешем был открыт вновь. В настоящее время Иерусалим связан прямым железнодорожным сообщением с Тель-Авивом.

Сноски и источники

  1. В арабских переводах Библии — أورشليم Ӯршалӣм (Ӯрушалӣм); официальное арабское название в Израиле — أورشليم القدس, Ӯршалӣм-аль-К̣удс
  2. Timeline for the History of Jerusalem. Jewish Virtual Library. American-Israeli Cooperative Enterprise. Проверено 16 апреля 2007.
  3. Конгресс потребует от Буша перенести посольство США в Иерусалим
  4. [1]Исторические факты об Иерусалиме.
  5. согласно еврейским источникам — 420 лет
  6. Исследователи таблиц Эблы опровергают слухи об упоминании в таблицах Иерусалима и Ура (англ.) Biblical Archaeology Review
  7. Быт. 14:18
  8. ср. 2Цар.5:7; 1Пар.11:5
  9. Некоторые ученые полагают, что «Аравна» не является именем собственным, а означает на одном из местных языков «царь».
  10. 2Цар.24:18 и далее; 1Пар.21
  11. 2Цар.7
  12. 3Цар.6:1, 37; 2Пар.3:1, 2
  13. Амос.1:2; Ис.6:1; 18:7
  14. 2Пар.30:1
  15. 4Цар.23:21; 2Пар.35:1-18
  16. 4Цар.25:9-17; 2Пар.36:19
  17. Аггей 1:15
  18. Или 353 году до н. э., согласно традиционной еврейской хронологии.
  19. Похищенные Антиохом из Храма медные сосуды были возвращены его преемниками евреям, жившим в Антиохии, и поставлены в местной синагоге (Иосиф Флавий, «Иудейская Война» VII, 3:3).
  20. I Макк. 1:21 и далее; 1:46 и далее; 4:38
  21. I Макк. 4:60; 6:7
  22. I Макк. 6:62
  23. ср. I Макк. 12:36; Иосиф Флавий, «Иудейские Древности» XIII, 5:11
  24. I Макк. 13:52
  25. Иосиф Флавий, «Иудейские Древности» XIII, 217
  26. Иосиф Флавий, «Иудейские Древности» XIV, 16:2 и далее
  27. Иосиф Флавий, «Иудейские Древности» XV, 11:5
  28. Иосиф Флавий, «Иудейские Древности» ХХ, 9:7
  29. Иосиф Флавий, «Иудейская Война» 6:150-281
  30. вероятно, опирающийся на свидетельство Тацита
  31. Согласно Иосифу Флавию, Второй Храм сгорел 10-го ава.
  32. в честь себя — Элия Адриана (Publius Aelius Hadrianus), и в честь Капитолийской триады (|Юпитера, Юноны и Минервы)
  33. см. курс лекций Иерусалим в веках
  34. Антиох Стратиг. Пленение Иерусалима
  35. http://sem40.ru/rest/tourism/towns/16858/
  36. Он воспользовался противоречиями между мусульманскими государствами.
  37. Cidor, Peggy. Corridors of Power: A tale of two councils, The Jerusalem Post (2007-03-15). Проверено 28 марта 2007. (недоступная ссылка)
  38. Coker, Margaret. Jerusalem Becomes A Battleground Over Gay Rights Vs. Religious Beliefs, Cox Newspapers (2006-11-11). Проверено 28 марта 2007.
  39. Safra Square – City Hall. The Municipality of Jerusalem. Проверено 24 апреля 2007.
  40. 40,0 40,1 40,2 Salo Baron, A Social and Religious History of the Jews, Columbia University Press, 1983
  41. Avraham Yaari, Igrot Eretz Yisrael, p. 98.(Tel Aviv, 1943)
  42. 42,0 42,1 42,2 42,3 42,4 42,5 «A Historical Survey of the Jewish Population in Palestine Presented to the United Nations in 1947 by Vaad Leumi on Behalf of the Creation of a Jewish State.»
  43. Bruce Masters, Christians And Jews In The Ottoman Arab World Cambridge University Press, 2004
  44. 44,0 44,1 Jerusalem // Encyclopaedia Britannica. — 9th ed.. — Edinburgh: Adam and Charles Black, 1881. — Т. XIII. — P. 643-644.
  45. 45,00 45,01 45,02 45,03 45,04 45,05 45,06 45,07 45,08 45,09 45,10 45,11 Статья «Иерусалим» в Электронной еврейской энциклопедии
  46. 46,0 46,1 46,2 46,3 46,4 46,5 46,6 Manashe Harrel, «The Jewish Presence in Jerusalem through the Ages» in Sinai and Oestericcher, eds., Jerusalem, John Day, 1974. (Цифры из этого источника используются также в Mitchell Geoffrey Bard, The Complete Idiot’s Guide to Middle East Conflict, Alpha, 2002.)
  47. I. Harold Scharfman, The First Rabbi, Pangloss Press, 1988, page 524 which reports the figure as 3,100.
  48. Ашкеназы — 6000, сефарды — 4600
  49. Фрагмент карты юго-западной Азии и северо-восточной Африки из Атласа Мира (СССР, 1982)
  50. [http://www.knesset.gov.il/laws/special/heb/yesod10.htm חוקי יסוד

См. также

Источники

Ссылки

Официальные

Информационные

Очерки

Проекты


Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация