Израильские поселения в Иудее и Самарии

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Akrav (Обсуждение | вклад)
(Хеврон)
Akrav (Обсуждение | вклад)
(Хеврон)
Строка 54: Строка 54:
== Хеврон ==
== Хеврон ==
-
Город [[Хеврон]] наиболее ярко связан с многовековой историей еврейского поселенчества и традиционно является его символом — как для сторонников, так и для противников еврейского присутствия в [[Иудея|Иудее]] и [[Самария|Самарии]]. В течение почти четырёх тысячелетий еврейские группы или общины жили либо в Хевроне, либо (в годы, когда это было невозможно) в непосредственной близости от него. Библейский рассказ повествует о том, что [[патриарх Авраам]] выбрал пещеру [[Махпела]] в Хевроне и прилегающий к ней земельный участок в качестве первого места для поселения в Стране Израиля. Впоследствии Хеврон стал первой столицей [[царь Давид|царя Давида]]. С Х века до н.э. до I века н.э. Хеврон и его окрестности были отмечены наиболее быстро растущим населением.  После разрушения[[Второй Храм|Второго Храма]] именно Хеврон стал центром еврейского сопротивления римлянам, беспрецедентного по длительности и эффективности истории [[Римская империя|Римской империи]]. Когда сопротивление было всё же сломлено и его участники казнены, Рим особо позаботился о том, чтобы в Хевроне и его окрестностях не осталось ни одного еврея, и это предписание поддерживалось римскими наместниками в [[Иудея|Иудее]] почти до самого конца дней Римской империи.
+
Город [[Хеврон]] наиболее ярко связан с многовековой историей еврейского поселенчества и традиционно является его символом — как для сторонников, так и для противников еврейского присутствия в [[Иудея|Иудее]] и [[Самария|Самарии]]. В течение почти четырёх тысячелетий еврейские группы или общины жили либо в Хевроне, либо (в годы, когда это было невозможно) в непосредственной близости от него. Библейский рассказ повествует о том, что [[патриарх Авраам]] выбрал пещеру [[Махпела]] в Хевроне и прилегающий к ней земельный участок в качестве первого места для поселения в Стране Израиля. Впоследствии Хеврон стал первой столицей [[царь Давид|царя Давида]]. С Х века до н.э. до I века н.э. Хеврон и его окрестности были отмечены наиболее быстро растущим населением.  После разрушения [[Второй Храм|Второго Храма]] именно Хеврон стал центром еврейского сопротивления римлянам, беспрецедентного по длительности и эффективности истории [[Римская империя|Римской империи]]. Когда сопротивление было всё же подавлено и его участники казнены, [[Римская империя|Рим]] особо позаботился о том, чтобы в Хевроне и его окрестностях не осталось ни одного еврея, и это предписание поддерживалось римскими наместниками в [[Иудея|Иудее]] почти до самого конца дней [[Римская империя|Римской империи]].
С Хевроном связаны и некоторые другие трагические страницы еврейской истории, отмеченные военными неудачами и последующим национальным унижением, когда иностранные завоеватели, пришедшие на смену римлянам жестокими мерами пытались не позволить евреям жить в окрестностях [[Махпела|Махпелы]].  
С Хевроном связаны и некоторые другие трагические страницы еврейской истории, отмеченные военными неудачами и последующим национальным унижением, когда иностранные завоеватели, пришедшие на смену римлянам жестокими мерами пытались не позволить евреям жить в окрестностях [[Махпела|Махпелы]].  
-
Конец ХV века открыл новую главу еврейского поселенчества в Хевроне.  Многие жестокие и унизительные ограничения были отменены оттоманским султаном [[Баязет II|Баязетом II]], после чего состоятельные испанские евреи выкупили большой земельный участок в центре Хеврона и основали там еврейский квартал. Через несколько десятилетий этот квартал стал одним из заметных центров еврейской жизни, известный своими богословами, учителями, ремесленниками и [[софер|переписчиками книг]], а позже делались и попытки создать типографию (впрочем, менее успешные, чем в Нидерландах). В XIX веке еврейский квартал, где к тому времени появились уже четырёх- и пятиэтажные дома, стал разрастаться вширь. В 1909 году в еврейском Хевроне была открыта первая больница современного типа, принимавшая, по контрасту с традицией тех времён, как евреев, так и арабов.
+
Конец ХV века открыл новую главу еврейского поселенчества в Хевроне.  Многие жестокие и унизительные ограничения были отменены оттоманским султаном [[Баязет II|Баязетом II]], после чего состоятельные испанские евреи выкупили несколько больших земельных участков в центре Хеврона и основали там еврейский квартал. Через несколько десятилетий этот квартал стал одним из заметных центров еврейской жизни, известный своими богословами, учителями, ремесленниками и [[софер|переписчиками книг]], а позже делались и попытки создать типографию (впрочем, менее успешные, чем в Нидерландах). В XIX веке еврейский квартал, где к тому времени появились уже четырёх- и пятиэтажные дома, стал разрастаться вширь. В 1909 году в еврейском Хевроне была открыта первая больница современного типа, принимавшая, по контрасту с традицией тех времён, как евреев, так и арабов.
-
Первая Мировая война ознаменовала новый перелом в жизни еврейского поселения в Хевроне — к худшему.  С той поры еврейское население Хеврона начало медленно уменьшаться, как при оттоманской власти, так и при британской, и к 1929 году оно насчитывало лишь 1500 человек. 23 августа 1929 арабские боевики и присоединившиеся к ним арабские массы Хеврона внезапно атаковали еврейский квартал. Из-за отсутствия еврейской [[самооборона|самообороны]] в городе квартал прекратил своё существование через несколько дней.
+
Первая Мировая война ознаменовала новый перелом в жизни еврейского поселения в Хевроне — к худшему.  С той поры еврейское население Хеврона начало медленно уменьшаться, как при оттоманской власти, так и при британской, и к 1929 году оно насчитывало лишь 1500 человек. 23 августа 1929 арабские боевики и присоединившиеся к ним арабские массы Хеврона внезапно атаковали еврейский квартал. Из-за отсутствия в городе еврейской [[самооборона|самообороны]] квартал прекратил своё существование через несколько дней.
Роль британских властей в резне до конца не ясна.  По утверждениям британских источников, британская полиция пыталась защитить еврейское население;  по сохранившимся свидетельствам выживших жителей еврейского квартала, она соблюдала нейтралитет.  Как бы там ни было, через несколько дней британские власти приняли решение ликвидировать еврейское присутствие в Хевроне. Оставшиеся в живых обитатели еврейского квартала были депортированы в Иерусалим, а их имущество передано в распоряжение арабской общины города.
Роль британских властей в резне до конца не ясна.  По утверждениям британских источников, британская полиция пыталась защитить еврейское население;  по сохранившимся свидетельствам выживших жителей еврейского квартала, она соблюдала нейтралитет.  Как бы там ни было, через несколько дней британские власти приняли решение ликвидировать еврейское присутствие в Хевроне. Оставшиеся в живых обитатели еврейского квартала были депортированы в Иерусалим, а их имущество передано в распоряжение арабской общины города.
Строка 70: Строка 70:
Еврейское поселение в Хевроне было восстановлено в 1968 году, через год после освобождения города.  Первые после 19-летнего отсутствия еврейские жители первоначально обосновались не в самом городе, а рядом (группа [[Моше Левингер|Моше Левингера]]), создав посёлок, получивший название [[Кирьят-Арба|Кирьят-Арба]].  Лишь через 13 лет, в 1981, первые еврейские постоянные жители появились в самóм Хевроне, несмотря на пассивное противодействие израильского правительства, опасавшегося вспышек насилия (небезосновательно, учитывая, что с 1980 до сегодняшнего дня от рук арабских боевиков в Хевроне погибло 19 [''проверить!''] еврейских жителей).
Еврейское поселение в Хевроне было восстановлено в 1968 году, через год после освобождения города.  Первые после 19-летнего отсутствия еврейские жители первоначально обосновались не в самом городе, а рядом (группа [[Моше Левингер|Моше Левингера]]), создав посёлок, получивший название [[Кирьят-Арба|Кирьят-Арба]].  Лишь через 13 лет, в 1981, первые еврейские постоянные жители появились в самóм Хевроне, несмотря на пассивное противодействие израильского правительства, опасавшегося вспышек насилия (небезосновательно, учитывая, что с 1980 до сегодняшнего дня от рук арабских боевиков в Хевроне погибло 19 [''проверить!''] еврейских жителей).
-
К сегодняшнему дню в частично восстановленном еврейском квартале Хеврона проживает около 800 жителей, и число их растёт. Значительная часть осквернённых мест расчищена, часть из них восстановлена, несмотря на многократные попытки арабских активистов разрушить их вновь.
+
К сегодняшнему дню в частично восстановленном еврейском квартале Хеврона проживает около 800 жителей, и число их растёт. Значительная часть осквернённых мест расчищена, часть из них восстановлена, несмотря на многократные попытки арабских активистов разрушить их вновь.
Международная общественность неодобрительно относится к еврейскому присутствию в Хевроне.  После 1974 г. все европейские страны, а также большинство крупных прогрессивных и левых общественных организаций в мире в той или иной форме высказались о незаконности еврейского присутствия в Хевроне, о желательности ликвидации хевронского еврейского квартала и депортации его жителей.
Международная общественность неодобрительно относится к еврейскому присутствию в Хевроне.  После 1974 г. все европейские страны, а также большинство крупных прогрессивных и левых общественных организаций в мире в той или иной форме высказались о незаконности еврейского присутствия в Хевроне, о желательности ликвидации хевронского еврейского квартала и депортации его жителей.

Версия 23:27, 5 августа 2010

Тип статьи: Текст унаследован из Википедии


"Поселения" — обобщающий термин, который употребляется в западной дипломатии начиная с середины 1970-х годов для обозначения израильских населённых пунктов и районов с преимущественно еврейским населением, находящихся вне пределов, очерченных линией прекращения огня 1949 года. Точного непротиворечивого понятия "поселение" не существует. К понятию "поселения" (или "поселения на оккупированных территориях") современная западная политическая семантика относят как совсем новые израильские города, возникшие после 1967 г. (напр., Ариэль), так и восстановленные города, на месте разрушенных древних (напр., Шилó или Силоам), а также некоторые небольшие города, основанные во времена британского мандата (напр., Кфар-Даром, построенный в 1946), а иногда даже отдельные городские районы с преимущественно еврейским населением, существовавшие на протяжении нескольких последних столетий (напр., Хеврон, Иерусалим) и существующие поныне. Города и районы с преимущественно арабским населением обычно не обозначаются словом "поселения", даже если были построены по плану израильской застройки.

Понятия "израильские поселения", "поселения на оккупированной территории" возникло после установления арабского нефтяного эмбарго (начавшегося в октябре 1973 и окончившегося в марте 1974). Эмбарго было отменено сразу же после того, как все европейские страны и Япония выступили с публичной декларацией о том, что существование израильских "поселений" вне линии прекращения огня 1949 года противоречит международным законам. [здесь надо указать по странам и датам: когда каждая из них опубликовала декларацию... первой была Япония(?), последней -- Голландия, но все -- весной 1974] Тогда же ряд международных межправительственных организаций, таких как Конференция стран участников Четвертой Женевской Конвенции[1],ООН, ЕС[2] Международная Амнистия и Human Rights Watch объявили, что существование "поселений" является актом оккупации, несмотря на то, что подписанная всеми европейскими странами Женевская конвенция определяет оккупацию как занятие территории другого государства[3] [4].

Из-за неопределённости понятия "поселения" трудно определить численность их жителей. Если принимать наиболее экстремистские определения (включающие в число "поселений" Хеврон и Иерусалим), к 2010 году количество жителей-"поселенцев" приближается к полумиллиону.

Термин "поселения" часто употребляется и в израильском политическом контексте, без негативной окраски, главным образом по отношению к маленьким городкам, построенным в Иудее и Самарии в последние десятилетия.

Содержание

Термины

  • На иврите поселение за пределами зеленой линии как правило называют hитнахлут (התנחלות). Термин это означает «наследие», то есть поселение, основанное на земле унаследованой от предков, живших на ней во времена израильских царств. В Торе он упоминается по отношению к заселению евреями Ханнана после исхода из Египта. Термин это стал употребляться после первой победы на выборах и прихода к власти партии Ликуд в 1977 году. Постепенно термин hитнахлут приобрёл негативную коннотацию и в настоящее время жители поселений и их сторонники пользуются термином hитьяшвут, который означает собственно «заселение».
  • Палестинцы называют израильские поселения термином мустамараат(مستعمرات), что означает в дословном перевод колонии. [5]
  • Израильское правительство официально называет западной берег Иудеей и Самарией. Этого же термина придерживаются представители израильского правого лагеря, сторонники аннексии Западного Берега Израилем.

Основные исторические события [6]

Основная статья: История Израиля
  • До XIII века до н.э. на территории западного берега реки Иордан располагались несколько городов-государств различных ханаанских народов.
  • В течении XIII—XII веков до н.э. эти территории были захвачены еврейскими племенами и с тех пор вошли в состав Земли Израиля. Название «Иудея» получила территория отошедшая племени иудеев (в еврейской терминологии — колену Иеhуды).
  • В XI веке до н.э. эта территория вошла в состав объединённого Израильского царства, столицей которого вначале был город Хеврон, а затем стал Иерусалим.
  • После распада объединённого Израильского царства в X веке до н.э. на его бывшей территории были созданы два царства — Иудея и Израиль. Израильские цари основали новую столицу своего царства — г. Самарию (ивр. שומרון‎). Территория прилегающая к новой столице стала называться Самария.
  • Еврейская государственность была окончательно разрушена Римской империей в период императора Адриана во II веке н.э. Земля Израиля была переименована римлянами в провинцию Палестина, по названию одного из народом моря (филистимляне, (ивр. פלישתים‎) проживавших в ней в прошлом.
  • В течении последующих 18 веков эта территория входила в поочерёдно в состав Римской Империи, Византийской Империи, арабского Халифата, государства крестоносцев, государства мамелюков, Османской империи и британского мандата.



В течении последующих 18 веков эта территория входила в поочерёдно в состав Римской Империи, Византийской Империи, арабского Халифата, государства крестоносцев, государства мамелюков, Османской империи и британского мандата.* 1949. В ходе Войны за независимость бóльшая часть Иудеи и Самарии, вместе с Восточным Иерусалимом захвачены Трансиорданией, переименованной по этому случаю в Иорданию.

  • 1929. Нападение Египта и Сирии на Израиль. Через три дня после начала военных действий Иордания в войну вступает и атакует Израиль с территории Иудеи и Самарии. (Шестидневной войны)
  • 1950. Иордания незаконно аннексирует захваченные территории Иудеи и Самарии.*       Победа Израиля на всех трёх фронтах. Территории Иудеи и Самарии возвращаются в состав израильского государства.
  •       Иерусалим освобождён и объединён.
  •       Под контроль Израиля переходят Синайский полуостров и сектор Газа, ранее контролировавшиеся Египтом и Голанские высоты, ранее контролировавшиеся Сирией.
  • 1973. Новое одновременное нападение Сирии и Египта на Израиль. (Война Судного дня.
  • 1974. США и СССР устанавливают двойную линию разъединения сил на Голанских высотах и вводят туда войска ООН. По настоянию сверхдержав часть нейтральной полосы пролегает по израильской территории, в результате чего Израиль теряет контроль над городом Кунейтрой.
  • 1977. Мирный договор с Египтом.
  • 1981. По договору с Египтом, Израиль разрушает военное поселение Ямит и насильственно эвакуирует с Синайского полуострова около восьмисот его жителей.
  • В 1981 году Израиль произвел эвакуацию всех своих поселений с Синайского полуострова, в связи с возвращением этой территории Египту по Кемп-Девидскому мирному договору. В рамках этого договора Египет отказался от своих притязаний на сектор Газа.* В 1994 году в результате мирного договора между Израилем и Иорданией, последняя отказалась от своих притязаний на западный берег реки Иордан.
  • В августе 2005 года Израиль эвакуировал свои поселения из Газы и северной части Западного Берега (северная самария), согласно Плану одностороннего отделения.

Хеврон

Город Хеврон наиболее ярко связан с многовековой историей еврейского поселенчества и традиционно является его символом — как для сторонников, так и для противников еврейского присутствия в Иудее и Самарии. В течение почти четырёх тысячелетий еврейские группы или общины жили либо в Хевроне, либо (в годы, когда это было невозможно) в непосредственной близости от него. Библейский рассказ повествует о том, что патриарх Авраам выбрал пещеру Махпела в Хевроне и прилегающий к ней земельный участок в качестве первого места для поселения в Стране Израиля. Впоследствии Хеврон стал первой столицей царя Давида. С Х века до н.э. до I века н.э. Хеврон и его окрестности были отмечены наиболее быстро растущим населением. После разрушения Второго Храма именно Хеврон стал центром еврейского сопротивления римлянам, беспрецедентного по длительности и эффективности истории Римской империи. Когда сопротивление было всё же подавлено и его участники казнены, Рим особо позаботился о том, чтобы в Хевроне и его окрестностях не осталось ни одного еврея, и это предписание поддерживалось римскими наместниками в Иудее почти до самого конца дней Римской империи.

С Хевроном связаны и некоторые другие трагические страницы еврейской истории, отмеченные военными неудачами и последующим национальным унижением, когда иностранные завоеватели, пришедшие на смену римлянам жестокими мерами пытались не позволить евреям жить в окрестностях Махпелы.

Конец ХV века открыл новую главу еврейского поселенчества в Хевроне. Многие жестокие и унизительные ограничения были отменены оттоманским султаном Баязетом II, после чего состоятельные испанские евреи выкупили несколько больших земельных участков в центре Хеврона и основали там еврейский квартал. Через несколько десятилетий этот квартал стал одним из заметных центров еврейской жизни, известный своими богословами, учителями, ремесленниками и переписчиками книг, а позже делались и попытки создать типографию (впрочем, менее успешные, чем в Нидерландах). В XIX веке еврейский квартал, где к тому времени появились уже четырёх- и пятиэтажные дома, стал разрастаться вширь. В 1909 году в еврейском Хевроне была открыта первая больница современного типа, принимавшая, по контрасту с традицией тех времён, как евреев, так и арабов.

Первая Мировая война ознаменовала новый перелом в жизни еврейского поселения в Хевроне — к худшему. С той поры еврейское население Хеврона начало медленно уменьшаться, как при оттоманской власти, так и при британской, и к 1929 году оно насчитывало лишь 1500 человек. 23 августа 1929 арабские боевики и присоединившиеся к ним арабские массы Хеврона внезапно атаковали еврейский квартал. Из-за отсутствия в городе еврейской самообороны квартал прекратил своё существование через несколько дней.

Роль британских властей в резне до конца не ясна. По утверждениям британских источников, британская полиция пыталась защитить еврейское население; по сохранившимся свидетельствам выживших жителей еврейского квартала, она соблюдала нейтралитет. Как бы там ни было, через несколько дней британские власти приняли решение ликвидировать еврейское присутствие в Хевроне. Оставшиеся в живых обитатели еврейского квартала были депортированы в Иерусалим, а их имущество передано в распоряжение арабской общины города.

Первая попытка восстановления еврейского поселения в Хевроне произошла лишь два года спустя, в 1931 году, когда группа религиозных семей, около 200 человек, вернулась в город. Им удалось прожить в Хевроне четыре года. В апреле 1936 британские власти арестовали всех еврейских жителей и вывезли их за пределы города.

В 1948 году Хеврон попал под власть Трансиордании (Иордании), которая контролировала город в течение 19 лет. За это время иорданские власти уничтожили все следы еврейского пребывания в Хевроне. Еврейский квартал был сравняли с землёй, на его месте были устроены базарная площадь, общественные уборные, бойня и мусорная свалка. Кладбище, находившееся за пределами квартала, тоже было разрушено и осквернено.

Еврейское поселение в Хевроне было восстановлено в 1968 году, через год после освобождения города. Первые после 19-летнего отсутствия еврейские жители первоначально обосновались не в самом городе, а рядом (группа Моше Левингера), создав посёлок, получивший название Кирьят-Арба. Лишь через 13 лет, в 1981, первые еврейские постоянные жители появились в самóм Хевроне, несмотря на пассивное противодействие израильского правительства, опасавшегося вспышек насилия (небезосновательно, учитывая, что с 1980 до сегодняшнего дня от рук арабских боевиков в Хевроне погибло 19 [проверить!] еврейских жителей).

К сегодняшнему дню в частично восстановленном еврейском квартале Хеврона проживает около 800 жителей, и число их растёт. Значительная часть осквернённых мест расчищена, часть из них восстановлена, несмотря на многократные попытки арабских активистов разрушить их вновь.

Международная общественность неодобрительно относится к еврейскому присутствию в Хевроне. После 1974 г. все европейские страны, а также большинство крупных прогрессивных и левых общественных организаций в мире в той или иной форме высказались о незаконности еврейского присутствия в Хевроне, о желательности ликвидации хевронского еврейского квартала и депортации его жителей.

Население

См. Города Израиля, или отдельно по названию каждого из "поселений".

Статус Поселений с точки зрения ортодоксального иудаизма

Статус Поселений с точки зрения международного права

В статье 49 "Женевская конвенция от 12 августа 1949 года о защите гражданского населения во время войны" указано

Оккупирующая держава не сможет депортировать или перемещать часть своего собственного гражданского населения на оккупированную ею территорию.[7]

Резолюциях СБ ООН 446[8], Р 452[9], 465[10] и 471[11] указанно, что создание Израилем поселений на оккупированных территориях является незаконным и выдвигаются требования к Израилю прекратить постройку поселений.

[Совет Безопасности ООН] постановляет, что политика и практика Израиля по созданию поселений на палестинских и иных арабских оккупированных территориях с 1967 года не имеет законных оснований и представляет собой серьезное препятствие для установления всеобъемлющего, справедливого и долговременного мира на Ближнем Востоке. (резолюций ООН 446, статья 1)[8]

Поселения, палестинцы и права человека

Ситуация на территориях по мнению ряда авторов сходна с ситуацией в ЮАР при аппартеиде.

Эвакуация поселений

Список поселений в Иудее и Самарии (Западный берег реки Иордан)

(Израильские поселения — территория Израиля. Они также внесены в список городов Израиля)

Сектор Газа

15 августа 2005 Израиль начал вывод израильских поселенцев (9 200 человек). 22 августа все израильтяне покинули Сектор Газа. С 23 августа на территории сектора Газа нет ни одного израильского поселения. 12 сентября Сектор Газа покинул последний израильский солдат.

Бывшие поселения

  • Элей-Синай (ивр. אלי סיני‎)
  • Бдолах (ивр. בדולח‎)
  • Бней-Ацмон (ивр. בני עצמון‎)
  • Гадид (ивр. גדיד‎)
  • Ган-Ор (גן אור)
  • Ганей-Таль (גני טל)
  • Дугит (ивр. דוגית‎)
  • Кфар-Даром (ивр. כפר דרום‎)
  • Кфар-Ям (כפר ים)
  • Кфар-Ацмона (ивр. כרם עצמונה‎)
  • Ацмона (ивр. עצמונה‎)
  • Мораг (ивр. מורג‎)
  • Неве-Дкалим (ивр. נוה דקלים‎)
  • Нисанит (ивр. ניסנית‎)
  • Нецер-Хазани (ивр. נצר חזני‎)
  • Нецарим (ивр. נצרים‎)
  • Пеат-Саде (ивр. פאת שדה‎)
  • Катиф (ивр. קטיף‎)
  • Рафиах-Ям (רפיח ים)
  • Шират-ха-Ям (ивр. שירת הים‎)
  • Слав (ивр. שליו‎)
  • Тель-Катифа (תל קטיפא)

Примечания

См. также

ar:مستوطنات إسرائيلية

cs:Izraelské osady da:Israelske bosættelsereo:Israela koloniofa:شهرک یهودی‌نشین fi:Juutalaissiirtokuntanl:Israëlische nederzetting no:Israelske bosetninger pl:Osiedla żydowskie sv:Israeliska bosättningar tl:Paninirahang IsraeliУведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация