Ифтах (Иеффай)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «{{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 4 | АВТОР1 = | АВТОР2 = | АВТОР3 = | СУПЕРВАЙЗЕР = | ПРОЕКТ = | ПОДТЕМА = | К…»)
Raphael (Обсуждение | вклад)
(консолидация)
Строка 13: Строка 13:
}}{{нет карточки}}
}}{{нет карточки}}
[[Файл:Sud11 34-35.jpg|thumb|]]
[[Файл:Sud11 34-35.jpg|thumb|]]
-
'''Иеффай''' ({{lang-he|יִפְתָּח}}, ''Ифта́х'') — в [[Ветхий Завет|Ветхом Завете]] военачальник и девятый из [[Эпоха Судей|судей израильских]]<ref>{{книга|автор = Мешков З.|часть = |заглавие = Шофтим (ивритский текст с русским переводом и комментарием) |оригинал = שופטים|ссылка = |ответственный = перевод и редакция З. Мешкова |издание = |место = Иерусалим-Киев|издательство = «Бней Давид»|год = 2006|том = |страницы = |страниц = 306|серия = Первые пророки|isbn = |тираж =}}</ref>. Время его деятельности — X век до н. э.
+
'''Ифта́х'''({{lang-he|יִפְתָּח}}, в русской традиции '''Иеффай''') — в [[Ветхий Завет|Ветхом Завете]] военачальник и девятый из [[Судьи_израильские#.D0.A1.D0.BF.D0.B8.D1.81.D0.BE.D0.BA_.D0.A1.D1.83.D0.B4.D0.B5.D0.B9_.D0.98.D0.B7.D1.80.D0.B0.D0.B8.D0.BB.D1.8F|судей израильских]]<ref>{{книга|автор = Мешков З.|часть = |заглавие = Шофтим (ивритский текст с русским переводом и комментарием) |оригинал = שופטים|ссылка = |ответственный = перевод и редакция З. Мешкова |издание = |место = Иерусалим-Киев|издательство = «Бней Давид»|год = 2006|том = |страницы = |страниц = 306|серия = Первые пророки|isbn = |тираж =}}</ref>, победитель [[аммон]]итян. Время его деятельности — X век до н. э.
-
Мать его была блудница из Галаада, в заиорданском колене Манассиином. Лишённый своими свободными братьями наследства и изгнаный из дома, он удалился в пустыню в земле Тов и там стал атаманом шайки грабителей.
+
== Биография Ифтаха ==
 +
Ифтах был сыном некоего Гилада от блудницы. Изгнанный законными сыновьями из отчего дома, Ифтах стал во главе шайки «праздных людей» (Суд. 11:3).
-
== Принесение в жертву дочери Иеффая ==
+
История Ифтаха отражает выдвижение лидеров нового типа, не связанных с патриархально-племенным руководством. Ифтах— лишенный удела в своем клане изгой, глава вооруженной шайки (подобно [[Давид|Давиду]]), к которому в трудную минуту вынуждены обратиться старейшины. Поэтому своим выдвижением Ифтах обязан не помазанию пророка или возложенной на него Богом миссии, а соглашению с племенными вождями.
 +
 
 +
Светский характер приобретения власти вызвал необходимость Божественных санкций: чтобы сделать Бога стороной заключаемого договора о передаче власти, Ифтах дает свой обет (см. ниже).
 +
 
 +
Ифтах был израильским судьёй в течение шести лет и умер одиноким; в потомстве не осталось даже воспоминания о месте его погребения. История его жизни изложена в [[Книга Судей Израилевых|Книге Судей]] (гл. 11 и 12).
 +
 
 +
Существует предположение, что в первоначальной традиции Ифтаху приписывалась также победа над [[моав]]итским войском.
 +
=== Принесение в жертву дочери Иеффая ===
[[Файл:Giovanni Antonio Pellegrini 001.jpg|thumb|left|Возвращение Иеффая, [[Джиованни Антонио Пеллегрини]]]]
[[Файл:Giovanni Antonio Pellegrini 001.jpg|thumb|left|Возвращение Иеффая, [[Джиованни Антонио Пеллегрини]]]]
[[Файл:Thomas Buchanan Read Jephthah’s Daughter.jpg|left|thumb|Дочь Иеффая ([[Рид, Томас Бьюкенен|Томас Бьюкенен Рид]], 1858).]]
[[Файл:Thomas Buchanan Read Jephthah’s Daughter.jpg|left|thumb|Дочь Иеффая ([[Рид, Томас Бьюкенен|Томас Бьюкенен Рид]], 1858).]]
-
Когда израильский народ, истомившись под разорительным игом [[аммонитяне|аммонитян]], обратился к нему с мольбой о помощи, он стал во главе собравшегося ополчения и наголову разбил врага.
+
Когда аммонитяне напали на израильтян, старейшины Гилада призвали Ифтаха возглавить сопротивление, и тот согласился при условии, что в случае победы станет во главе Израиля (Суд. 11:1–11). После неудачной попытки решить конфликт с аммонитянами дипломатическим путем, убедив их, что Израиль по праву владеет землями, на которые аммонитяне предъявили претензии (Суд. 11:12–28), Ифтах нанес противнику сокрушительное поражение.
-
{{ВЗ|И дал Иеффай обет Господу и сказал: если Ты предашь Аммонитян в руки мои, то по возвращении моём с миром от Аммонитян, что выйдет из ворот дома моего навстречу мне, будет Господу, и вознесу сие на всесожжение.|Суд|11:30|,31}}
+
{{ВЗ|И дал Ифтах [[обет]] Господу, и сказал: если Ты предашь Аммонитян в руки мои, то да будет: выходящий из дверей дома моего навстречу мне, по возвращении моем с миром от Аммонитян, да будет он Господу, и вознесу это во всесожжение.|Суд|11:30|,31}}
-
Навстречу Иеффаю вышла его единственная дочь. Узнав об [[обет]]е, она попросила отца только отпустить её на два месяца, чтобы она с подругами могла оплакать в горах свою участь. Через два месяца она вернулась и была принесена в жертву.
+
К великому горю Ифтаха, навстречу ему вышла с приветствием его единственная дочь. Дочь Ифтаха беспрекословно подчинилась своей судьбе, выговорив лишь разрешение на два месяца удалиться в горы, чтобы там {{ВЗ|оплакать свое девство с подругами... По прошествии двух месяцев она возвратилась к отцу своему, и он совершил над нею обет свой, который дал, и она не познала мужа. И вошло в обычай у Израиля, что ежегодно дочери Израилевы ходили оплакивать дочь Ифтаха Гиладского четыре дня в году.|Суд|11:37|40}}
-
Толкователи относятся к этому факту различно: одни понимают его буквально, в смысле человеческого жертвоприношения, другие полагают, что дочь Иеффая осталась в девстве и посвящена была на служение [[скиния|скинии]].
+
История жертвоприношения дочери Ифтаха носит выраженный фольклорный характер и не может служить основанием для заключения, что человеческие жертвоприношения в Древнем Израиле были нормой.  
-
Иеффай был израильским судьёй в течение шести лет и умер одиноким; в потомстве не осталось даже воспоминания о месте его погребения. История его жизни изложена в [[Книга Судей Израилевых|Книге Судей]] (гл. 11 и 12).
+
В некоторых библейских комментариях обет интерпретируется как обет девственности. Также полагают, что дочь Ифтаха была посвящена на служение [[скиния|скинии]].
-
 
+
-
Существует предположение, что в первоначальной традиции Иеффаю приписывалась также победа над моавитским войском.
+
== В художественной литературе ==
== В художественной литературе ==
-
* [[Данте Алигьери]] упомянул Иеффая в разделе «[[Рай (Божественная комедия)|Рай]]» в [[Божественная комедия|«Божественной комедии»]].
+
* [[Данте Алигьери]] упомянул Ифтаха в разделе «[[Рай (Божественная комедия)|Рай]]» в [[Божественная комедия|«Божественной комедии»]].
-
* [[Лион Фейхтвангер]] по мотивам сюжета написал роман «Иеффай и его дочь».
+
* [[Лион Фейхтвангер]] по мотивам сюжета написал роман «Ифтах и его дочь».
-
* [[Таксиль, Лео|Лео Таксиль]] по-свому рассказал историю Иеффая в одной из глав [[Забавная Библия|Забавной Библии]].
+
* [[Таксиль, Лео|Лео Таксиль]] по-свому рассказал историю Ифтаха в одной из глав [[Забавная Библия|Забавной Библии]].
-
* [[Джордж Байрон]] написал стихотворение «Дочь Иефая»
+
* [[Джордж Байрон]] написал стихотворение «Дочь Ифтаха»
-
* [[Шекспир, Уильям|У. Шекспир]] упомянул Иеффая в пьесе «[[Гамлет, принц датский|Гамлет]]»
+
* [[Шекспир, Уильям|У. Шекспир]] упомянул Ифтаха в пьесе «[[Гамлет, принц датский|Гамлет]]»
== См. также ==
== См. также ==
Строка 46: Строка 52:
== Ссылки ==
== Ссылки ==
{{commonscat|Jephthah}}
{{commonscat|Jephthah}}
-
* {{ЭЕЭ|11886|Ифтах}}
+
{{ElevenCopyRight|11886|ИФТАХ}}
* [http://www.jba.gr/rus/jbadec06b_ru.htm Действительно ли Иеффай пожертвовал своей дочерью? Анализ Книги Судей 11:31]
* [http://www.jba.gr/rus/jbadec06b_ru.htm Действительно ли Иеффай пожертвовал своей дочерью? Анализ Книги Судей 11:31]
* [http://www.edic.ru/myth/art_myth/art_10029.html Иеффай]
* [http://www.edic.ru/myth/art_myth/art_10029.html Иеффай]
Строка 54: Строка 60:
{{ЭСБЕ}}
{{ЭСБЕ}}
-
{{Bible-stub}}
+
<!-- [[ca:Jeftè]]
-
 
+
-
+
-
+
-
+
-
+
-
+
-
 
+
-
[[ca:Jeftè]]
+
[[de:Jiftach]]
[[de:Jiftach]]
[[el:Ιεφθάε]]
[[el:Ιεφθάε]]
Строка 78: Строка 76:
[[pl:Jefte]]
[[pl:Jefte]]
[[pt:Jefté]]
[[pt:Jefté]]
-
[[sv:Jefta]]{{WikiCopyRight}}[[Категория:требует категоризации]]
+
[[sv:Jefta]] -->
 +
[[Категория:Библейские персонажи]]

Версия 21:17, 8 октября 2012

Тип статьи: Текст унаследован из Википедии




Ифта́х(ивр. יִפְתָּח‎, в русской традиции Иеффай) — в Ветхом Завете военачальник и девятый из судей израильских[1], победитель аммонитян. Время его деятельности — X век до н. э.

Содержание

Биография Ифтаха

Ифтах был сыном некоего Гилада от блудницы. Изгнанный законными сыновьями из отчего дома, Ифтах стал во главе шайки «праздных людей» (Суд. 11:3).

История Ифтаха отражает выдвижение лидеров нового типа, не связанных с патриархально-племенным руководством. Ифтах— лишенный удела в своем клане изгой, глава вооруженной шайки (подобно Давиду), к которому в трудную минуту вынуждены обратиться старейшины. Поэтому своим выдвижением Ифтах обязан не помазанию пророка или возложенной на него Богом миссии, а соглашению с племенными вождями.

Светский характер приобретения власти вызвал необходимость Божественных санкций: чтобы сделать Бога стороной заключаемого договора о передаче власти, Ифтах дает свой обет (см. ниже).

Ифтах был израильским судьёй в течение шести лет и умер одиноким; в потомстве не осталось даже воспоминания о месте его погребения. История его жизни изложена в Книге Судей (гл. 11 и 12).

Существует предположение, что в первоначальной традиции Ифтаху приписывалась также победа над моавитским войском.

Принесение в жертву дочери Иеффая

Файл:Giovanni Antonio Pellegrini 001.jpg
Возвращение Иеффая, Джиованни Антонио Пеллегрини
Файл:Thomas Buchanan Read Jephthah’s Daughter.jpg
Дочь Иеффая (Томас Бьюкенен Рид, 1858).

Когда аммонитяне напали на израильтян, старейшины Гилада призвали Ифтаха возглавить сопротивление, и тот согласился при условии, что в случае победы станет во главе Израиля (Суд. 11:1–11). После неудачной попытки решить конфликт с аммонитянами дипломатическим путем, убедив их, что Израиль по праву владеет землями, на которые аммонитяне предъявили претензии (Суд. 11:12–28), Ифтах нанес противнику сокрушительное поражение.

« И дал Ифтах обет Господу, и сказал: если Ты предашь Аммонитян в руки мои, то да будет: выходящий из дверей дома моего навстречу мне, по возвращении моем с миром от Аммонитян, да будет он Господу, и вознесу это во всесожжение.
»

К великому горю Ифтаха, навстречу ему вышла с приветствием его единственная дочь. Дочь Ифтаха беспрекословно подчинилась своей судьбе, выговорив лишь разрешение на два месяца удалиться в горы, чтобы там

« оплакать свое девство с подругами... По прошествии двух месяцев она возвратилась к отцу своему, и он совершил над нею обет свой, который дал, и она не познала мужа. И вошло в обычай у Израиля, что ежегодно дочери Израилевы ходили оплакивать дочь Ифтаха Гиладского четыре дня в году.
»


История жертвоприношения дочери Ифтаха носит выраженный фольклорный характер и не может служить основанием для заключения, что человеческие жертвоприношения в Древнем Израиле были нормой.

В некоторых библейских комментариях обет интерпретируется как обет девственности. Также полагают, что дочь Ифтаха была посвящена на служение скинии.

В художественной литературе

  • Данте Алигьери упомянул Ифтаха в разделе «Рай» в «Божественной комедии».
  • Лион Фейхтвангер по мотивам сюжета написал роман «Ифтах и его дочь».
  • Лео Таксиль по-свому рассказал историю Ифтаха в одной из глав Забавной Библии.
  • Джордж Байрон написал стихотворение «Дочь Ифтаха»
  • У. Шекспир упомянул Ифтаха в пьесе «Гамлет»

См. также

  • Шибболет

Примечания

  1. Мешков З. Шофтим (ивритский текст с русским переводом и комментарием) = שופטים / перевод и редакция З. Мешкова. — Иерусалим-Киев: «Бней Давид», 2006. — 306 с. — (Первые пророки).

Ссылки

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ИФТАХ в ЭЕЭ


При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация