Каирская гениза

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Регулярная исправленная статья

Каирская гениза — крупнейший архив средневекового еврейства, сохранившийся в генизе синагоги города Фустат (ныне в пределах Каира).

Содержание

Содержание документов

Документы, охватывающие более тысячелетия (с конца IX по конец XIX в.), составлены еврейским письмом на арабском, древнееврейском, арамейском, идише и некоторых других языках.

Файл:Solomon Schechter.jpg
Соломон Шехтер изучает документы из Каирской Генизы в 1895 г.

Среди сокровищ Каирской генизы — Еврейско-хазарская переписка, Кембриджский документ, Киевское письмо, древние фрагменты Корана и священных текстов иудаизма, а также Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова. Большую же часть документов составляют повседневные деловые бумаги купцов и ростовщиков. Общее количество листов оценивается в 250 тысяч; в них упоминается до 35 тысяч лиц из Египта, Палестины, Ливана, Сирии, Туниса, Сицилии, Франции, Испании, Марокко, Хорезма, Индии и многих других стран.

История открытия

Рукописи Каирской генизы, в отличие от гениз в прочих центрах диаспоры, уцелели благодаря полупустынному климату Фустата. Первым этими документами заинтересовался странствующий раввин Яков Сапир (1822-88), однако внимание широкой научной общественности к каирскому архиву привлёк Соломон Шехтер (1847—1915), который вывез из Египта в Кембриджский университет до 140 тысяч документов. Ещё 40 тысяч каирских рукописей осели в Еврейской теологической семинарии Америки.

Библиотека Манчестерского университета, в распоряжении которого находятся 11 тысяч документов каирской генизы, в настоящее время реализует проект их перевода в электронную форму и создания интернет-библиотеки каирской генизы.

Значение текстов генизы для мировой науки

После открытия и ввода в научный оборот текстов Каирской генизы возникла научная категория еврейские документальные памятники. Для исследователей средневековой истории стало более невозможно игнорировать тексты на иврите или отрицать их подлинность, что практиковалось до середины XX века. Отчасти эта практика объясняется тем, что учёные-медиевисты, как правило, не изучали иврит и не стремились восполнить этот недостаток совей подготовки.

При изучении еврейских религиозных и теологических текстов удалось установить, что община Фустата была раввинистической, а не караимской.

Хотя большинство текстов генизы относятся к истории Египта и соседних стран, обнаружены также документы по средневековой истории Европы. В частности, Норман Голб обнаружил документы о христианских герах средних веков, об истории еврейских общин Руана и Прованса.

Ссылка

  • Интернет-библиотека каирской генизы
  • Голб Норманн. Значение древнееврейских рукописей для исторических исследований, в особенности, истории хазар. В сборнике "Хазары. Евреи и славяне. Том 16 (Jews and slavs, volume 16)". Сборник под ред. В. Петрухина, В. Московича, А. Федорчука, А. Кулика, Д. Шапиро. Серия Bibliotheca Judaica. «Гешарим», Иерусалим – «Мосты культуры», Москва, 2005 ISBN 5-93273-196-6

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация