Левиафан

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «{{Сузить_тему}}{{другие значения}} [[Файл:Destruction of Leviathan.png|thumb|right|200 px|Убийство Левиафана. Гравю…»)
Maria Akopyan (Обсуждение | вклад)
 
(6 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Сузить_тему}}{{другие значения}}
+
{{О_статье
-
[[Файл:Destruction of Leviathan.png|thumb|right|200 px|Убийство Левиафана. Гравюра [[Гюстав Доре|Гюстава Доре]], [[1865]] г.]]
+
|ТИП СТАТЬИ=2
-
'''Левиафа́н''' ({{lang-he|לִוְיָתָן}} (чит. ''ливьята́н'') «скрученный, свитый») — чудовищный [[море|морской]] [[змей]], упоминаемый в [[Ветхий Завет|Ветхом Завете]], иногда отождествляемый с [[сатана|сатаной]], в современном иврите — [[Китообразные|кит]].
+
|СУПЕРВАЙЗЕР=2
 +
|УРОВЕНЬ=1
 +
|КАЧЕСТВО=
 +
|АВТОР1=
 +
|АВТОР2=
 +
|АВТОР3=
 +
|ВИКИПЕДИЯ=
 +
|ПРОЕКТ=
 +
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
 +
|ПОДТЕМА=
 +
|ДАТА СОЗДАНИЯ=13/12/2010
 +
}}
 +
'''Левиафа́н''' ({{lang-he|לִוְיָתָן}} чит. ''ливьята́н'') — чудовищный морской змей, упоминаемый в [[Библия|Библии]]. В современном иврите этим словом обозначается кит.
 +
Часто упоминается наряду с сухопутным аналогом бхемот, морскими чудовищами нахаш или нахаш бариах, таннин и рахав и олицетворением моря — ям, предстающими либо как пример непостижимости величия и тайны Божественного творения (Пс. 104:26; 148:7; Иов 40:15–41:26, где прообразом Левиафана служит, возможно, крокодил), либо как воплощающие злое начало и враждебные Богу существа, с которыми Он воюет и которых побеждает в конце времен (Ис. 27:1; 51:9–10; Пс. 74:14; 89:11; 91:13; Иов 9:13; 26:12; 40:25).
== Происхождение ==
== Происхождение ==
-
В [[угарит]]ском мифологическом цикле Левиафан (''Латану'') — многоголовое<ref>KTU, 1.5, I, 3; ср. Пс. 74, 14</ref> морское чудовище, спутник бога моря [[Йамму]], вместе с последним поверженный [[Баал]]ом<ref>[http://glossword.info/index.php/term/,6ea3ac6f59585cb1956054ab61b0a4596f595c945468b0556c7154a261a69d5a5c5764ac97a158b1aba6b05ea0abac5e54.xhtml Баал]. Библейская энциклопедия</ref>.
+
 
 +
Борьба Левиафана и других чудовищ с Богом служит сюжетом широко распространенных на древнем Ближнем Востоке мифов об изначальной вражде между Творцом и силами моря, олицетворяющими хаос, который Бог должен преодолеть, чтобы создать упорядоченную вселенную (см. [[Космогония]]). В угаритской мифологии Левиафан (лотан или латану), спутник бога моря [[Йамму]], воплощающий силы водного мира, борется с божествами [[Баал]]ом (см. [[Ваала Культ|Ваала культ]]) и Анат. Возможна также связь Левиафана с Тиамат, олицетворяющей в вавилонской мифологии морскую стихию, которую при разделении верхних и нижних вод божество Мардук рассекает пополам.
 +
 
 +
В [[Апокалиптическая Литература|апокалиптической литературе]], в [[Апокрифы И Псевдоэпиграфы|апокрифах и псевдоэпиграфах]], а также в [[Аггада|Аггаде]] приводится ряд гиперболических описаний невероятной величины и силы Левиафана и бхемот (обычно отождествляемого в последнем источнике с шор hа-бар `диким быком`). Согласно Первому апокалипсису [[Барух|Баруха]], их мясом «в то время [то есть “в конце дней”] будут кормиться все, кто останется» (29:4), а автор Первой (Эфиоп.) книги Эноха ([[Ханох|Ханоха]]) утверждает, что в эсхатологические времена «будут... таннин-самка, называемая ливьятан... и таннин-самец, имя которого бхемот» (60:7–8; ср. ББ. 74б). Толкуя стих 40:30 книги Иов, амора [[Иоханан Бар Наппаха|Иоханан бар Наппаха]] предсказывает, что из мяса Левиафана, убитого архангелом Гавриэлем, Бог устроит пир праведникам, которым они будут наслаждаться, сидя в шатре, сделанном из кожи Левиафана (ББ. 75а). Согласно другой аггаде, Левиафан вступит с «диким быком» в бой, в котором погибнут оба (Лев. Р. 13:3). В литературе [[Каббала|каббалы]] чета Левиафан олицетворяет силы зла и порока (Зохар 1:34б и 35б).
 +
 
 +
Легенда о бое Левиафана с «диким быком» и пире благочестивых включена в рифмованный [[Пиют|пиют]] Акдамут-миллин, написанный на [[Арамейский Язык|арамейском языке]] и приписываемый литургическому (см. [[Литургия]]) поэту Меиру бен Ицхаку Нехораю (11 в.), который в ашкеназских общинах (см. [[Ашкеназы]]) распевают в антифон кантор и молящиеся особым традиционным напевом перед чтением [[Тора|Торы]] в праздник [[Шавуот|Шавуот]].
== В Библии ==
== В Библии ==
-
В [[Иов.|Книге Иова]] Левиафан подробно описан и назван царём ({{Библия|Иов|40:20}}—{{Библия2|Иов|41:26}}). Согласно [[Пс.|Книге Псалмов]], Бог поразит его в голову и отдаст в пищу «людям пустыни» ({{Библия|Пс|73:14}}). В некоторых местах Ветхого Завета он упоминается, как живой ({{Библия|Иов|3:8}} и {{Библия|Пс|103:26}}).
+
В [[Иов.|Книге Иова]] Левиафан подробно описан и назван царём ({{Библия|Иов|40:20}}—{{Библия2|Иов|41:26}}). Согласно [[Псалмы|Книге Псалмов]], Бог поразит его в голову и отдаст в пищу «людям пустыни» ({{Библия|Пс|73:14}}). В некоторых местах Ветхого Завета он упоминается, как живой ({{Библия|Иов|3:8}} и {{Библия|Пс|103:26}}).
{{ВЗ|Можешь ли ты удою вытащить левиафана и веревкою схватить за язык его? вденешь ли кольцо в ноздри его? проколешь ли иглою челюсть его? будет ли он много умолять тебя и будет ли говорить с тобою кротко? сделает ли он договор с тобою, и возьмешь ли его навсегда себе в рабы? станешь ли забавляться им, как птичкою, и свяжешь ли его для девочек твоих? будут ли продавать его товарищи ловли, разделят ли его между Хананейскими купцами? можешь ли пронзить кожу его копьем и голову его рыбачьею острогою? Клади на него руку твою, и помни о борьбе: вперед не будешь. <br />
{{ВЗ|Можешь ли ты удою вытащить левиафана и веревкою схватить за язык его? вденешь ли кольцо в ноздри его? проколешь ли иглою челюсть его? будет ли он много умолять тебя и будет ли говорить с тобою кротко? сделает ли он договор с тобою, и возьмешь ли его навсегда себе в рабы? станешь ли забавляться им, как птичкою, и свяжешь ли его для девочек твоих? будут ли продавать его товарищи ловли, разделят ли его между Хананейскими купцами? можешь ли пронзить кожу его копьем и голову его рыбачьею острогою? Клади на него руку твою, и помни о борьбе: вперед не будешь. <br />
Надежда тщетна: не упадешь ли от одного взгляда его? Нет столь отважного, который осмелился бы потревожить его; кто же может устоять перед Моим лицем? Кто предварил Меня, чтобы Мне воздавать ему? под всем небом все Мое. Не умолчу о членах его, о силе и красивой соразмерности их. Кто может открыть верх одежды его, кто подойдет к двойным челюстям его? Кто может отворить двери лица его? круг зубов его — ужас; крепкие щиты его — великолепие; они скреплены как бы твердою печатью; один к другому прикасается близко, так что и воздух не проходит между ними; один с другим лежат плотно, сцепились и не раздвигаются. От его чихания показывается свет; глаза у него как ресницы зари; из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры; из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляет угли, и из пасти его выходит пламя. На шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас. Мясистые части тела его сплочены между собою твердо, не дрогнут. Сердце его твердо, как камень, и жестко, как нижний жернов. Когда он поднимается, силачи в страхе, совсем теряются от ужаса. Меч, коснувшийся его, не устоит, ни копье, ни дротик, ни латы. Железо он считает за солому, медь — за гнилое дерево. Дочь лука не обратит его в бегство; пращные камни обращаются для него в плеву. Булава считается у него за соломину; свисту дротика он смеется. Под ним острые камни, и он на острых камнях лежит в грязи. Он кипятит пучину, как котел, и море претворяет в кипящую мазь; оставляет за собою светящуюся стезю; бездна кажется сединою. Нет на земле подобного ему; он сотворен бесстрашным; на все высокое смотрит смело; он царь над всеми сынами гордости.|Иов|40:20-41:26}}
Надежда тщетна: не упадешь ли от одного взгляда его? Нет столь отважного, который осмелился бы потревожить его; кто же может устоять перед Моим лицем? Кто предварил Меня, чтобы Мне воздавать ему? под всем небом все Мое. Не умолчу о членах его, о силе и красивой соразмерности их. Кто может открыть верх одежды его, кто подойдет к двойным челюстям его? Кто может отворить двери лица его? круг зубов его — ужас; крепкие щиты его — великолепие; они скреплены как бы твердою печатью; один к другому прикасается близко, так что и воздух не проходит между ними; один с другим лежат плотно, сцепились и не раздвигаются. От его чихания показывается свет; глаза у него как ресницы зари; из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры; из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляет угли, и из пасти его выходит пламя. На шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас. Мясистые части тела его сплочены между собою твердо, не дрогнут. Сердце его твердо, как камень, и жестко, как нижний жернов. Когда он поднимается, силачи в страхе, совсем теряются от ужаса. Меч, коснувшийся его, не устоит, ни копье, ни дротик, ни латы. Железо он считает за солому, медь — за гнилое дерево. Дочь лука не обратит его в бегство; пращные камни обращаются для него в плеву. Булава считается у него за соломину; свисту дротика он смеется. Под ним острые камни, и он на острых камнях лежит в грязи. Он кипятит пучину, как котел, и море претворяет в кипящую мазь; оставляет за собою светящуюся стезю; бездна кажется сединою. Нет на земле подобного ему; он сотворен бесстрашным; на все высокое смотрит смело; он царь над всеми сынами гордости.|Иов|40:20-41:26}}
-
 
-
== Влияние на культуру ==
 
-
* Левиафан — первоначальное название одного из крупнейших кораблей XIX века, британского парохода «[[Грейт Истерн]]».
 
-
 
-
=== Литература и изобразительное искусство ===
 
-
* Английский философ [[Гоббс, Томас|Томас Гоббс]] использует образ левиафана для описания могущественного государства в своей книге [[Левиафан (Гоббс)|«Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского»]].
 
-
* «Левиафан» — название корабля в одноимённом романе [[Акунин, Борис|Б. Акунина]].
 
-
* «Левиафан» — литературная иллюстрированная газета, выходила в [[1975]]—[[1980]] гг. в [[Израиль|Израиле]]. Редактор [[Гробман, Михаил Яковлевич|Михаил Гробман]]. Авторы: [[Красовицкий, Станислав Яковлевич|С. Красовицкий]], [[Лимонов, Эдуард Вениаминович|Э. Лимонов]], [[Сапгир, Генрих Вениаминович|Г. Сапгир]], [[Холин, Игорь Сергеевич|И. Холин]] и др. Вышло 3 номера.
 
-
* «Левиафан» — книжное издательство в [[Тель-Авив]]е в нач. 1990-х гг.
 
-
* «Левиафан» — книга дневников [[Гробман, Михаил Яковлевич|Михаила Гробмана]] [[1963]]—[[1971]] гг. Издана [[Новое литературное обозрение|«НЛО»]] в [[2002]] г. Летопись художественной жизни [[Москва|Москвы]], более 1500 имён.
 
-
* Ловцы Левиафанов: Откровение Иова Счастливого [[Адрианов, Роман Олегович|Элиас Отис]] [[2001]] г. Трактовка [[Книга Иова|Книги Иова]]. В качестве приложения к книге — колода карт «[[Таро]] Ловца Левиафанов»<ref name="Карточниый Домик">http://cardshouse.narod.ru/leviafan/ground.htm</ref>, проиллюстрированная картинами [[Борис Вальехо|Бориса Валеджио]].
 
-
 
-
=== Кинематограф и анимация ===
 
-
* [[Левиафан (фильм)|«Левиафан»]] — [[фильм ужасов]] режиссёра [[Пан Косматос, Джордж|Дж. Косматоса]].
 
-
* Левиафан — название гигантских биомеханических живых кораблей в фантастическом сериале [[На краю Вселенной|«На краю Вселенной»]].
 
-
* Левиафан — одна из семи Сестёр Чистилища в [[аниме]] [[Umineko_no_Naku_Koro_ni|Когда плачут чайки]].
 
-
* Левиафаны — гигантские роботы, созданные королём [[Атлантида|Атлантиды]] для защиты последней на дне в мультфильме «[[Атлантида: Затерянный мир|Атлантида]]».
 
-
 
-
=== Компьютерные игры ===
 
-
* Левиафан — мобильный защитный боевой корабль Землян в игре [[Descent: FreeSpace]].
 
-
* Левиафан — огромное пятиместное транспортное средство с тяжёлой броней и малой скоростью передвижения в игре [[Unreal Tournament 3]].
 
-
* Левиафан — крейсер из игры [[Star Wars: Knights of the Old Republic]]. В определённый момент игры на нём оказываются пойманы почти все главные персонажи.
 
-
* Левиафан — один из врагов в игре [[Devil May Cry 3: Dante's Awakening]]. Фигурирует там в качестве босса.
 
-
* Левиафан — один из врагов в игре [[Dead Space]]. Фигурирует там в качестве босса.
 
-
* Левиафан — один из врагов в игре [[World of Warcraft: Wrath of the Lich King]]. Фигурирует там в качестве босса.
 
-
* Левиафан — один из врагов в онлайн-игре [[Герои войны и денег]]. Впервые появился в ивенте «Морские чудовища».
 
-
* Левиафан — один из рейд-боссов в игре [[Everquest 2]], который находится в зоне «Зал судьбы» (Ярсатские Пустоши).
 
-
* Левиафан — герой в [[DotA]].
 
-
* Левиафан — название мощнейшего корабля расы Калдари в игре [[Eve-online]]
 
-
* Левиафан — крупнейший флот-улей враждебной человечеству расы [[Тираниды|тиранидов]] в вымышленной вселенной [[Warhammer 40,000]].
 
-
* Левиафан — Хранительница-Фея, персонаж из игры [[Mega Man ZX]], с которой предстоит сразится андроиду Зэро.
 
-
* Левиафан — Эйделон (дух-хранитель) в серии игр [[Final Fantasy]].{{нет АИ|28|01|2010}}
 
-
* Левиафан — один из противников Кратоса в игре [[God of War III]].
 
-
* Левиафан — название одной из миссий в игре [[Earth 2150]].
 
-
* Левиафан — большой грузовой транспортный вертолет в игре [[Grand Theft Auto: San Andreas]]
 
-
 
-
=== Музыка ===
 
-
* Левиафан — название композиции российской пост-хардкор группы Marschak
 
-
* Leviathan (Левиафан) — название альбома американской прогрессив-метал/сладж группы [[Mastodon]].
 
-
* Leviathan (Левиафан) — песня группы [[Alestorm]], входящая в трек-лист EP Leviathan и альбома ''Black Sails at Midnight''.
 
-
* Левиафан иногда также отождествляется с [[Ктулху]] из-за среды обитания и связанного с ними обоими антуража. В частности, в тексте песни группы [[1349 (группа)|1349]] «From The Deeps» есть такие слова:
 
-
<blockquote>
 
-
<poem>
 
-
Пробудись, Левиафан!
 
-
Пробудись, Ктулху!
 
-
Восстаньте! Восстаньте! Восстаньте! Восстаньте!
 
-
Из глубин…
 
-
</poem>
 
-
</blockquote>
 
== Примечания ==
== Примечания ==
Строка 66: Строка 35:
==См.также==
==См.также==
-
* [[День Святого Сильвестра]]
+
-
* [[Левиафан (книга)|«Левиафан»]] (книга [[Чхартишвили, Григорий Шалвович|Бориса Акунина]])
+
-
* [[Ориэлла (книга)|«Ориэлла»]] (книга [[Мэгги Фьюри]])
+
-
* [[Левиафан (Гоббс)]]
+
-
 
+
-
[[Категория:Персонажи Ветхого Завета]]
+
-
[[Категория:Демоны в христианстве]]
+
-
[[Категория:Западносемитская мифология]]
+
[[Категория:Еврейская мифология]]
[[Категория:Еврейская мифология]]
-
[[Категория:Мифические змеи]]
+
[[Категория:Библейские сюжеты]]
 +
[[Категория:Библейские персонажи]]
-
[[ar:لوياثان]]
+
{{ElevenCopyRight|12352|ЛЕВИАФАН}}
-
[[bg:Левиатан]]
+
{{WikiCopyRight}}
-
[[ca:Leviatan]]
+
-
[[cs:Leviatan]]
+
-
[[cy:Lefiathan]]
+
-
[[da:Livjatan (havuhyre)]]
+
-
[[de:Leviathan (Mythologie)]]
+
-
[[en:Leviathan]]
+
-
[[eo:Levjatano]]
+
-
[[es:Leviatán]]
+
-
[[fa:لویاتان]]
+
-
[[fi:Leviatan]]
+
-
[[fr:Léviathan]]
+
-
[[he:לווייתן (מיתולוגיה)]]
+
-
[[hu:Tengeri kígyó]]
+
-
[[id:Lewiatan]]
+
-
[[it:Leviatano]]
+
-
[[ja:レヴィアタン]]
+
-
[[ko:레비아탄]]
+
-
[[lt:Leviatanas]]
+
-
[[nl:Leviathan (mythisch wezen)]]
+
-
[[no:Leviatan]]
+
-
[[pl:Lewiatan (potwór)]]
+
-
[[pt:Leviatã (monstro)]]
+
-
[[sk:Leviatan]]
+
-
[[sl:Leviatan]]
+
-
[[sr:Левијатан (митологија)]]
+
-
[[sv:Leviatan]]
+
-
[[th:ลิวาธาน]]
+
-
[[tl:Leviatan]]
+
-
[[tr:Leviathan]]
+
-
[[uk:Левіафан]]
+
-
[[zh:利维坦]]
+

Текущая версия на 00:21, 24 марта 2012

Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман


Дата создания: 13/12/2010


Левиафа́н (ивр. לִוְיָתָן‎ чит. ливьята́н) — чудовищный морской змей, упоминаемый в Библии. В современном иврите этим словом обозначается кит. Часто упоминается наряду с сухопутным аналогом бхемот, морскими чудовищами нахаш или нахаш бариах, таннин и рахав и олицетворением моря — ям, предстающими либо как пример непостижимости величия и тайны Божественного творения (Пс. 104:26; 148:7; Иов 40:15–41:26, где прообразом Левиафана служит, возможно, крокодил), либо как воплощающие злое начало и враждебные Богу существа, с которыми Он воюет и которых побеждает в конце времен (Ис. 27:1; 51:9–10; Пс. 74:14; 89:11; 91:13; Иов 9:13; 26:12; 40:25).

Содержание

Происхождение

Борьба Левиафана и других чудовищ с Богом служит сюжетом широко распространенных на древнем Ближнем Востоке мифов об изначальной вражде между Творцом и силами моря, олицетворяющими хаос, который Бог должен преодолеть, чтобы создать упорядоченную вселенную (см. Космогония). В угаритской мифологии Левиафан (лотан или латану), спутник бога моря Йамму, воплощающий силы водного мира, борется с божествами Баалом (см. Ваала культ) и Анат. Возможна также связь Левиафана с Тиамат, олицетворяющей в вавилонской мифологии морскую стихию, которую при разделении верхних и нижних вод божество Мардук рассекает пополам.

В апокалиптической литературе, в апокрифах и псевдоэпиграфах, а также в Аггаде приводится ряд гиперболических описаний невероятной величины и силы Левиафана и бхемот (обычно отождествляемого в последнем источнике с шор hа-бар — `диким быком`). Согласно Первому апокалипсису Баруха, их мясом «в то время [то есть “в конце дней”] будут кормиться все, кто останется» (29:4), а автор Первой (Эфиоп.) книги Эноха (Ханоха) утверждает, что в эсхатологические времена «будут... таннин-самка, называемая ливьятан... и таннин-самец, имя которого бхемот» (60:7–8; ср. ББ. 74б). Толкуя стих 40:30 книги Иов, амора Иоханан бар Наппаха предсказывает, что из мяса Левиафана, убитого архангелом Гавриэлем, Бог устроит пир праведникам, которым они будут наслаждаться, сидя в шатре, сделанном из кожи Левиафана (ББ. 75а). Согласно другой аггаде, Левиафан вступит с «диким быком» в бой, в котором погибнут оба (Лев. Р. 13:3). В литературе каббалы чета Левиафан олицетворяет силы зла и порока (Зохар 1:34б и 35б).

Легенда о бое Левиафана с «диким быком» и пире благочестивых включена в рифмованный пиют Акдамут-миллин, написанный на арамейском языке и приписываемый литургическому (см. Литургия) поэту Меиру бен Ицхаку Нехораю (11 в.), который в ашкеназских общинах (см. Ашкеназы) распевают в антифон кантор и молящиеся особым традиционным напевом перед чтением Торы в праздник Шавуот.

В Библии

В Книге Иова Левиафан подробно описан и назван царём (Иов.40:2041:26). Согласно Книге Псалмов, Бог поразит его в голову и отдаст в пищу «людям пустыни» (Пс.73:14). В некоторых местах Ветхого Завета он упоминается, как живой (Иов.3:8 и Пс.103:26).

« Можешь ли ты удою вытащить левиафана и веревкою схватить за язык его? вденешь ли кольцо в ноздри его? проколешь ли иглою челюсть его? будет ли он много умолять тебя и будет ли говорить с тобою кротко? сделает ли он договор с тобою, и возьмешь ли его навсегда себе в рабы? станешь ли забавляться им, как птичкою, и свяжешь ли его для девочек твоих? будут ли продавать его товарищи ловли, разделят ли его между Хананейскими купцами? можешь ли пронзить кожу его копьем и голову его рыбачьею острогою? Клади на него руку твою, и помни о борьбе: вперед не будешь.

Надежда тщетна: не упадешь ли от одного взгляда его? Нет столь отважного, который осмелился бы потревожить его; кто же может устоять перед Моим лицем? Кто предварил Меня, чтобы Мне воздавать ему? под всем небом все Мое. Не умолчу о членах его, о силе и красивой соразмерности их. Кто может открыть верх одежды его, кто подойдет к двойным челюстям его? Кто может отворить двери лица его? круг зубов его — ужас; крепкие щиты его — великолепие; они скреплены как бы твердою печатью; один к другому прикасается близко, так что и воздух не проходит между ними; один с другим лежат плотно, сцепились и не раздвигаются. От его чихания показывается свет; глаза у него как ресницы зари; из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры; из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляет угли, и из пасти его выходит пламя. На шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас. Мясистые части тела его сплочены между собою твердо, не дрогнут. Сердце его твердо, как камень, и жестко, как нижний жернов. Когда он поднимается, силачи в страхе, совсем теряются от ужаса. Меч, коснувшийся его, не устоит, ни копье, ни дротик, ни латы. Железо он считает за солому, медь — за гнилое дерево. Дочь лука не обратит его в бегство; пращные камни обращаются для него в плеву. Булава считается у него за соломину; свисту дротика он смеется. Под ним острые камни, и он на острых камнях лежит в грязи. Он кипятит пучину, как котел, и море претворяет в кипящую мазь; оставляет за собою светящуюся стезю; бездна кажется сединою. Нет на земле подобного ему; он сотворен бесстрашным; на все высокое смотрит смело; он царь над всеми сынами гордости.

»


Примечания

См.также

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ЛЕВИАФАН в ЭЕЭ

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация