Шнеур Залман из Ляд

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Raphael (Обсуждение | вклад)
м (Жизнь в Лядах: дополнение)
Raphael (Обсуждение | вклад)
м (Жизнь в Лядах: викификация)
Строка 54: Строка 54:
Это требование казалось Калискеру неприемлемым, так как, по его мнению, грозило выделением из хасидов группы избранников, способных «познавать», в то время как широкие неподготовленные массы остаются в стороне. Калискер обратился с жалобой на новшества Шнеура Залмана к рабби [[Леви, Ицхак Бен Меир Из Бердичева|Леви, Ицхаку бен Меиру из Бердичева]], но тот всецело стал на сторону Шнеура Залмана и упрекнул жалобщика в непочтительности к «великому праведнику».
Это требование казалось Калискеру неприемлемым, так как, по его мнению, грозило выделением из хасидов группы избранников, способных «познавать», в то время как широкие неподготовленные массы остаются в стороне. Калискер обратился с жалобой на новшества Шнеура Залмана к рабби [[Леви, Ицхак Бен Меир Из Бердичева|Леви, Ицхаку бен Меиру из Бердичева]], но тот всецело стал на сторону Шнеура Залмана и упрекнул жалобщика в непочтительности к «великому праведнику».
-
Интеллектуализация хасидизма в учении Шнеура Залмана, когда источником веры объявлялся разум, созерцательное мышление, а не одно лишь чувство, не устраивали и другие группы хасидов, во главе которых стояли рабби [[Барух Бен Иехиэль Из Меджибожа|Барух бен Иехиэль из Меджибожа]] (внук [[Исраэль Бен Элиэзер Баал-Шем-Тов|Исраэля бен Элиэзера Баал-Шем-Това]]) и рабби Ахарон hа-Леви Горовиц (Старосельский ребе, 1765–1828), который незадолго до того был любимым учеником Шнеура Залмана. Эти распри доставили Шнеуру Залману много беспокойства, но не уменьшили его главенствующего влияния в литовско-белорусском хасидизме.
+
Интеллектуализация хасидизма в учении Шнеура Залмана, когда источником веры объявлялся разум, созерцательное мышление, а не одно лишь чувство, не устраивали и другие группы хасидов, во главе которых стояли рабби [[Барух Бен Иехиэль Из Меджибожа|Барух бен Иехиэль из Меджибожа]] (внук [[Бааль Шем Тов, Исраэль (Бешт)|Исраэля бен Элиэзера Баал-Шем-Това]]) и рабби Ахарон hа-Леви Горовиц (Старосельский ребе, 1765–1828), который незадолго до того был любимым учеником Шнеура Залмана. Эти распри доставили Шнеуру Залману много беспокойства, но не уменьшили его главенствующего влияния в литовско-белорусском хасидизме.
=== Последние годы жизни ===
=== Последние годы жизни ===

Версия 20:22, 28 января 2013

Рабби Шнеур-Залман Борухович из Ляд (Шнеер; אלטער רבי, Алтер Ребе — Старый ребе; 1745, местечко Лиозно, Польша, ныне Беларусь, — 1813, село Пены, Слободско-Украинской губернии, ныне Курская область, Россия; похоронен в городе Гадяч, Полтавской губернии, ныне Украина) — раввин, основатель направления хасидизма — Хабад.

Время деятельности Шнеур Залман из Ляд в истории иудаизма

Ошибка: неверное или отсутствующее изображение

Содержание

Биография

Семья

Родился в семье раввина Баруха Познера (умер в промежутке между 1780 г. и 1795 г., в одном из общинных актов его называют «замечательнейшим ученым»).

Братья Шнеура Залмана также были видными талмудистами:

  • рабби Моше бен Барух — раввин в местечке Баево (Могилевской губернии), затем в городе Лепель (Витебской губернии) и в местечке Рудня (Могилевской губернии);
  • рабби Мордехай бен Барух (умер в 1823 г.) — раввин в городе Орша;
  • рабби Иехуда Лейб бен Барух — раввин в местечке Яновичи (Витебской губернии), автор галахического труда «Шеерит Иехуда» («Остаток Иудеи», ср. Иер. 42:15).

Молодость

Родился 18-го элула 5505 г. (1745). Шнеур, Залман очень рано проявил выдающиеся способности и познания, и местный раввин в протоколе общины называет мальчика «удивительным ученым хахам и танна».

После женитьбы в 1760 (5520) г. Шнеур, Залман переселился в дом тестя в Витебск и целиком посвятил себя изучению Талмуда и постталмудической литературы и в 18-летнем возрасте, ведя аскетический образ жизни, принялся изучать каббалу и приложил немалые усилия, призывая евреев заняться земледелием.

Придя к выводу, что ему известно «кое-что об учении, но ничего о молитве», Шнеур, Залман в 1765 (5524) г. отправился учиться благочестию у главы хасидского движения Дова Бера из Межирича (Маггид из Межирича). В Межириче (Волынь) он вошел в круг ближайших учеников Маггида, сдружился с его сыном рабби Аврахамом (hа-Мал’ах, 1741–76) и через два года занял должность магида в Лиозно.

Шулхан арух hа-рав

Хотя Шнеур, Залман был одним из самых молодых учеников Маггида, тот весьма высоко оценивал его способности и в 1770 (5530) г. поручил ему написать новый Шулхан Арух Шнеур, Залман работал над этим трудом много лет, однако после его смерти была опубликована примерно треть рукописи (остальная часть погибла во время пожара).

Этот свод религиозного законодательства известен под названием Шулхан арух hа-рав (1814). Сочинение Шнеура Залмана не было сугубо хасидским трудом, однако, как и задумал Маггид из Межирича, имело большое галахическое значение. Этому способствовали блестящий литературный стиль Шнеура Залмана, ясность и глубина изложения. Книга стала авторитетнейшим источником Галахи для хасидов Хабада.

В 1772 (5532) г. основал хасидское учение ХаБаД. Призывал евреев, живших в районе Витебска, к переселению в пределы России. В 5533-5538 гг. (1773—1778) основал и занимался укреплением йешивы в Лиозно, которая была известна как «классы» («1-й класс», «2-й класс», «3-й класс»).

Годы в Вильно

В 1774 г., в ранний период противодействия хасидизму со стороны традиционного еврейства, Шнеур, Залман вместе с главой хасидов Белоруссии Менахемом Мендлом из Витебска (1730–88) отправился в Вильну, чтобы встретиться с рабби Элияху бен Шломо Залманом (Виленским Гаоном) и убедить его в благочестии и преданности хасидов традиции. Они пытались найти почву для взаимопонимания между хасидами и митнагдим. Однако Гаон не пожелал встретиться с ними.

После этого Шнеур, Залман предпринял еще одну попытку примирения с вождями ревнителей традиций, посетив вместе с рабби Аврахамом Калискером (Аврахам бен Александр Кац из Калиски; 1741–1810) город Шклов, — один из важнейших центров талмудизма, однако и эта попытка окончилась неудачей. Когда весной 1777 г. Менахем Мендл из Витебска уехал в Эрец-Исраэль вместе с большим числом своих последователей, Шнеур, Залман вместе с рабби Исраэлем из Полоцка (умер в 1785 г.) остались его представителями в Белоруссии. В 1777–82 гг. Шнеур, Залман жил (по настоянию местной хасидской общины) в Могилеве, продолжая углубленно изучать Талмуд и каббалу.

В 1782 г. рабби Шнеур, Залман вернулся в местечко Лиозно (Могилевской губернии), где стал маггидом. Вокруг него начали собираться молодые люди, которых он обучал, разделив, в зависимости от уровня подготовки, на отдельные группы (хадарим).

В 1783 (5543) г. побеждает в знаменитом диспуте в Минске. В 1788 г. рабби Менахем Мендл в письме из Эрец-Исраэль объявил Шнеура Залмана главой хасидов Белоруссии, что являлось лишь констатацией реального факта, поскольку число его последователей достигло нескольких десятков тысяч человек.

Книги

Начиная с 5551 г. (1791) его писания — касающиеся как открытой части Торы, так и скрытой ее части, — получают широкое распространение и в 1794 (5554) г. выходит в свет книга «hИльхот талмуд Тора» (Законы изучения Торы). Систематизированное изложение своей концепции хасидизма Шнеур, Залман дал в труде «Ликкутей амарим» («Собрание изречений», ч. 1–2, Славута, 1796 (5557), ч. 1–4, 1814; полный русский перевод Иер., 1998). Это сочинение (известно под названием «Тания» — «Учение»; так по-арамейски обозначается в Талмуде введение в Барайту) стало важнейшей книгой хасидов Хабада, их «письменной Торой».

Основная статья: Тания

Конфликт с митнагдим

Необычайная энергия, громадный организаторский талант, репутация выдающегося талмудиста, философский характер его учения (он привел учение хасидизма в соответствие со строгими требованиями талмудических авторитетов), обаяние личности способствовали исключительному влиянию Шнеура Залмана на хасидов. Он ввел некоторые изменения в ритуале и литургии, приблизив их к сефардским. С этого периода главное внимание митнагдим обратили на деятельность Шнеура Залмана, а их борьба с хасидизмом превратилась в борьбу с ним.

В Петербург из Вильны поступил донос «о вредных для государства поступках руководителя каролинской секты Залмана Боруховича». Осенью 1798 (5559), на следующий день после окончания праздника Сукот, Шнеур, Залман и его 22 «сообщника» были арестованы и «под крепким караулом» отправлены в столицу. Шнеур, Залман был обвинен в создании вредной секты, распространении нежелательных религиозных идей и нелегальной отправке денег в Палестину для каких-то политических целей.

Ответы Шнеура Залмана на вопросы, заданные в Тайной канцелярии, убедили правительство, что его деятельность не представляет ничего преступного. Вместе с другими узниками он был освобожден, хотя за ним было сохранено «строгое наблюдение». Дата освобождения Шнеура Залмана — 19 кислева — отмечается хасидами Хабада с особым торжеством как праздник избавления.

Противники хасидизма, однако, не думали отступать. В начале 1800 (5561) г. руководители виленских митнагдим направили бывшего раввина Пинска, Авигдора бен Иосефа Хаима (в русских документах Авигдор Хаймович), смещенного хасидами с должности, в Петербург, где он подал на имя императора Павла I жалобу на «вредную и опасную» секту, которая может «подать повод к величайшим дерзостям и злодеяниям».

Лично Шнеур, Залман обвинялся в отправке ежегодно больших сумм денег в Турцию, то есть «помощи турецкому султану» (так доносчик пытался представить властям денежную помощь, которая посылалась хасидам, поселившимся в Эрец-Исраэль).

В ноябре 1800 г. Шнеур, Залман был вновь арестован и привезен в Петербург. В аресте сыграла роль представленная императору докладная записка сенатора Г. Р. Державина, рассматривавшего причины голода в Белоруссии (см. Россия. Евреи на территории России в конце 18 в.), в которой он в частности писал о вредной деятельности Шнеура Залмана. Чиновники Тайной канцелярии устроили Шнеуру Залману очную ставку с доносителем. Письменные ответы ребе понравились императору, по приказу которого его освободили из-под ареста, но без права выезда из столицы до рассмотрения дела в Сенате.

После воцарения Александра I (март 1801 г.) и упразднения Тайной канцелярии было пересмотрено и дело Шнеура Залмана. Его освободили, и 11-го ава 5561 г. он поселился в местечке Ляды (Могилевской губернии), где всецело отдался написанию трудов, занимался упорядочением жизни хасидских общин и духовно руководил своими приверженцами.

Жизнь в Лядах

С этих пор Шнеур, Залман известен как «ребе из Ляд». В 1802–1805 гг. возникли серьезные разногласия между ним и главой хасидов в Эрец-Исраэль рабби Аврахамом Калискером. В то время как Калискер основывал свою систему хасидизма на стихе «А праведный своею верою жив будет»[1], Шнеур, Залман основывался на стихе: «Познай Бога, Отца твоего, и служи Ему»[2] и требовал прежде всего познания и проникновения в идею Божества.

Это требование казалось Калискеру неприемлемым, так как, по его мнению, грозило выделением из хасидов группы избранников, способных «познавать», в то время как широкие неподготовленные массы остаются в стороне. Калискер обратился с жалобой на новшества Шнеура Залмана к рабби Леви, Ицхаку бен Меиру из Бердичева, но тот всецело стал на сторону Шнеура Залмана и упрекнул жалобщика в непочтительности к «великому праведнику».

Интеллектуализация хасидизма в учении Шнеура Залмана, когда источником веры объявлялся разум, созерцательное мышление, а не одно лишь чувство, не устраивали и другие группы хасидов, во главе которых стояли рабби Барух бен Иехиэль из Меджибожа (внук Исраэля бен Элиэзера Баал-Шем-Това) и рабби Ахарон hа-Леви Горовиц (Старосельский ребе, 1765–1828), который незадолго до того был любимым учеником Шнеура Залмана. Эти распри доставили Шнеуру Залману много беспокойства, но не уменьшили его главенствующего влияния в литовско-белорусском хасидизме.

Последние годы жизни

Когда в 1812 г. (5572) началась война Франции с Россией, Шнеур, Залман был одним из тех хасидских лидеров, которые призвали своих приверженцев помогать русским войскам. Шнеур, Залман считал, что победа революционной Франции нанесет большой вред еврейской традиционной жизни. Он еще в 1800 г. предсказал поражение и гибель Наполеона I и опасался, что с «победой Наполеона над Россией сокрушатся устои иудаизма».

С приближением французских войск к Лядам Шнеур в конце месяца ав Залман с семьей присоединился к обозу отступавшей русской армии. 12-го тевета 1813 (5573) прибыл в деревню Пена (Курская губерния), где и скончался на исходе субботы, 24-го тевета. Похоронен в г. Гадяч (Полтавская обл.).

Шнеур, Залман стал основателем династии цадиков и раввинов из семьи Шнеерсон. После смерти своего учителя Дов Бер из Межерича вернулся в Белоруссию и собрал вокруг себя учеников, которые стали ядром будущего любавичского хасидизма.

Учение

Философская система рабби Шнеура Залмана построена, в основном, путем синтеза галахи и каббалы — рационального и мистического течений в еврейской мысли, с замечательным совершенством соединенных им в единую религиозную философию (Хабад).

Подход рабби Шнеура Залмана к философским проблемам может быть определен как эмпирико-психологический. Подход этот основан на максиме «Из плоти моей Бoга узрю»[3]. Его этика укоренена в уникальной природе еврейской души, которая «поистине есть частица Бoжества свыше». В этом отношении, равно как и в вере в особое предназначение еврейского народа в плане Творения его подход обнаруживает близкое сходство с подходом Иегуды hа-Леви, с той лишь разницей, что hа-Леви говорит о еврейской нации как о целом, тогда как рабби Шнеур Залман более занят индивидуальностью.

Эмпирический подход в сочетании с психологическим методом исследования обычно выражается в попытке определить религию посредством обращения к предметам более определенным, чем рационалистическое умозрение, а именно к реальному опыту. В этом состоит рефлективный метод метафизической интроспекции, цель которой заключается в раскрытии имманентных сущностей и представлений, ведущих первоначально от Бога к человеку, а затем от человека к Богу.

Образцом, которому следовал рабби Шнеур Залман при анализе человеческой природы, было учение каббалистов о Боге в терминах Десяти Сфирот (сехель - разум и мидот (меры, качества) — эмоциональные качества), идея которого следует библейскому утверждению о том, что «человек был сотворен по образу и подобию Б-жию». Применяя эти принципы и понятия прежде всего к человеку, возможно углубить их понимание по отношению к Богу, — таков обратный метод.

Тора и Мицвот служат центральным звеном в unio mystica человека с Богом, данным в Б-жественном Законе и предписаниях. Ибо Тора и Мицвот суть мудрость и воля Бога и, равно как и два других слагаемых этого учения, Бог и человек, Тора во всех своих аспектах обладает явными и эзотерическими свойствами — благодаря им реализуются отношения человека к Богу и достигается unio mystica — доктрина, истоки которой содержатся в книге Зогар[4].

Библиография

В список включены только опубликованные книги, а не те, что остались в рукописи

1. hИльхот талмуд Тора

2. Бирхот hа-нэhэнин
3. Тания
4. Сидур
5. Шулхан Арух hа-Рав
6. Биурэй hа-Зоhар
7. Тора op
8. Ликутэй Тора
9. Бонэ Йерушалаим
10. Маамрэй Адмор hа-закэн — hанахот hA-рав
11. Маамрэй Адмор hа-закэн — Этталех Лиозно
12. Маамрэй Адмор hа-закэн — 5562
13. Маамар Кэ-тапуах ба-ацэй h-аяар
14. Маамар Йесовэвэнhу
15. Маамар Бэ-хохма йибанэ байит
16. Маамар Ани йешэна
17. Маамар Цийон бэ-мишпат типадэ
18. Маамар Пкуда литэн махацит hа-шэкэль

19. Маамар Вэ-hа-арэц hайта тоhу

20. Маамар У-Мошэ нигаш эль hа-арафэль
21. Маамар Ашрэй йошвэй бэйтэха
22. Маамрэй Адмор hа-закэн — 5568
23. Маамрэй Адмор hа-закэн — 5565
24. Маамрэй Адмор hа-закэн — 5566
25. Маамрэй Адмор hа-закэн — 5567
26. Игрот кодэш
27. Маамрэй Адмор hа-закэн — 5563
28. Маамрэй Адмор hа-закэн — 5564
29. Маамрэй Адмор hа-закэн — hа-кцарим
30. Маамрэй Адмор hа-закэн — 5569
31. Маамрэй Адмор hа-закэн — 5570
32. Маамрэй Адмор hа-закэн — аль парашийот hа-Тора вэ-hа-моадим
33. Маамрэй Адмор hа-закэн — инъяним
34. Маамрэй Адмор hа-закэн — аль марзаль
35. Маамрэй Адмор hа-закэн — нэвиим
36. Маамрэй Адмор hа-закэн — ктувим

Труды Шнеура Залмана представляют собой уникальное сочетание мистицизма и рационализма, откровения и здравого смысла. Наряду с трудами «Тания» и Шулхан арух известность приобрели его философские комментарии «Тора ор» («Тора — свет», Житомир, 1862) и «Ликкутей Тора» («Избранные комментарии к Торе», Житомир, 1848), а также молитвенник «Сидур. Тхиллат hа-Шем» («Сидур. Восхваление Всевышнего», Шклов, 1803; русский перевод 7-е расширенное издание, Иер., 1998).

Примечания

  1. Хав. 2:4
  2. I Хр. 28:9
  3. Иов 19:26
  4. «Философия Хабада» р. Нисана Миндела
Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья Шнеур Залман из Ляд в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация