Шнеур Залман из Ляд

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Mendeleyev (Обсуждение | вклад)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье| ТИП СТАТЬИ  = 4
+
Рабби '''Шнеур-Залман''' Борухович '''из [[ Ляды (Витебская область)|Ляд]]''' (Шнеер; אלטער רבי, ''Алтер Ребе'' — Старый ребе; [[1745]], местечко [[Лиозно]], [[Польша]], ныне [[Беларусь]], — [[1813]], село Пены, Слободско-Украинской губернии, ныне [[Курская область]], [[Россия]]; похоронен в городе [[Гадяч]], [[Полтавская область|Полтавской губернии]], ныне [[Украина]]) — [[раввин]], основатель направления [[хасидизм]]а — [[Хабад]].
-
| АВТОР1  =
+
{{История иудаизма|=Шнеур-Залман из Ляд|1745|68}}
-
| АВТОР2 =
+
-
| АВТОР3 =
+
-
| СУПЕРВАЙЗЕР =
+
-
| ПРОЕКТ =
+
-
| ПОДТЕМА =
+
-
| КАЧЕСТВО  =
+
-
| УРОВЕНЬ  =
+
-
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =
+
-
| ВИКИПЕДИЯ =
+
-
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
+
-
}}
+
-
 
+
-
+
-
 
+
-
Рабби '''Шнеур-Залман''' из [[ Ляды (Витебская область)|Ляд]] (Шнеер; אלטער רבי, ''Алтер Ребе'' — Старый ребе; [[1745]], местечко [[Лиозно]], [[Польша]], ныне [[Беларусь]], — [[1813]], село Пены, Слободско-Украинской губернии, ныне [[Курская область]], [[Россия]]; похоронен в городе [[Гадяч]], [[Полтавская область|Полтавской губернии]], ныне [[Украина]]) — [[раввин]], основатель направления [[хасидизм]]а — [[Хабад]].
+
-
{{История иудаизма|=Шнеур-Залман|1745|68}}
+
== Биография ==
== Биография ==
Строка 23: Строка 7:
В 5520 г. ([[1760]]) женился. Приложил большие усилия и потратил немалые средства, призывая евреев заняться земледелием. <br />
В 5520 г. ([[1760]]) женился. Приложил большие усилия и потратил немалые средства, призывая евреев заняться земледелием. <br />
В 5524 г. ([[1764]]) впервые отправился в [[Межирич]]. В 5527 г. ([[1767]]) занял должность [[магид]]а в [[Лиозно]]. <br />
В 5524 г. ([[1764]]) впервые отправился в [[Межирич]]. В 5527 г. ([[1767]]) занял должность [[магид]]а в [[Лиозно]]. <br />
-
В 5530 г. ([[1770]]) начал писать свою книгу [[Шулхан Арух арав]]. <br />
+
В 5530 г. ([[1770]]) начал писать свою книгу [[Шулхан Арух арав]] (свод еврейских законов в духе хасидского учения). <br />
В 5532 г. ([[1772]]) основал хасидское учение [[ХаБаД]]. Призывал евреев, живших в районе [[Витебск]]а, к переселению в пределы России. В 5533-5538 гг. ([[1773]]—[[1778]]) основал и занимался укреплением [[йешива|йешивы]] в Лиозно, которая была известна как «классы» («1-й класс», «2-й класс», «3-й класс»). <br />
В 5532 г. ([[1772]]) основал хасидское учение [[ХаБаД]]. Призывал евреев, живших в районе [[Витебск]]а, к переселению в пределы России. В 5533-5538 гг. ([[1773]]—[[1778]]) основал и занимался укреплением [[йешива|йешивы]] в Лиозно, которая была известна как «классы» («1-й класс», «2-й класс», «3-й класс»). <br />
-
В 5534 г. ([[1774]]) вместе с р.[[Менахем Мендель из Витебска|Мэнахэм-Мэндлом]] отправился в [[Вильно]], чтобы встретиться с Виленским Гаоном раби Элияhу. [[Виленский Гаон]] отказался принять их. <br />
+
В 5534 г. ([[1774]]) вместе с р. [[Менахем Мендель из Витебска|Менахем-Менделем]] отправился в [[Вильно]], чтобы встретиться с [[Виленский Гаон|Виленским Гаоном]] раби Элияху бен Шломо Залманом, который отказался их принять. <br />
-
В 5537 г. ([[1777]]) сопровождает р.[[Менахем Мендель из Витебска|Мэнахэм-Мэндела]], отправившегося в [[Эрэц-Исраэль]], и вместе с ним доезжает до Могилева-Подольского. <br />
+
В 5537 г. ([[1777]]) сопровождает р. Менахем-Менделя, отправившегося в [[Эрэц-Исраэль]], и вместе с ним доезжает до Могилева-Подольского. <br />
В 5543 г. ([[1783]]) принимает участие в знаменитом диспуте в [[Минск]]е и побеждает в этом диспуте. Начиная с 5551 г. ([[1791]]) его писания — касающиеся как открытой части Торы, так и скрытой ее части, — получают широкое распространение. <br />
В 5543 г. ([[1783]]) принимает участие в знаменитом диспуте в [[Минск]]е и побеждает в этом диспуте. Начиная с 5551 г. ([[1791]]) его писания — касающиеся как открытой части Торы, так и скрытой ее части, — получают широкое распространение. <br />
-
В 5554 г. ([[1794]]) публикует свою книгу «hИльхот талмуд Тора» («Законы изучения Торы»); в 5557 г. ([[1797]]) — книгу «Тания». <br />
+
В 5554 г. ([[1794]]) публикует свою книгу «hИльхот талмуд Тора» (''Законы изучения Торы''); в 5557 г. ([[1797]]) — книгу «Тания». <br />
В 5559 г. ([[1798]]), на следующий день после окончания праздника [[Сукот]], был арестован. 19-го [[кислев]]а того же года вышел на свободу.
В 5559 г. ([[1798]]), на следующий день после окончания праздника [[Сукот]], был арестован. 19-го [[кислев]]а того же года вышел на свободу.
-
В 5561 г. ([[1800]]), на следующий день после окончания праздника Сукот, ему было приказано прибыть в [[Петербург]]. 11-го ава 5561 г. ([[1801]]) вернулся из Петербурга в Ляды ([[Могилевская губерния]]).
+
В 5561 г. ([[1800]]), на следующий день после окончания праздника Сукот, ему было приказано прибыть в [[Петербург]]. 11-го ава 5561 г. ([[1801]]) вернулся из Петербурга в [[Ляды (Витебская область)|Ляды]] ([[Могилевская губерния]]).
-
В конце месяца ав 5572 г. ([[1812]]) вместе с семьей и многочисленными хасидами покинул [[Ляды]]. 12-го тевета 5573 г. ([[1813]]) прибыл в деревню Пена (Курская губерния), где и скончался на исходе субботы, 24-го тевета. Похоронен в г. [[Гадяч]] (Полтавская обл.).
+
В конце месяца ав 5572 г. ([[1812]]) вместе с семьей и многочисленными хасидами покинул Ляды. 12-го тевета 5573 г. ([[1813]]) прибыл в деревню Пена (Курская губерния), где и скончался на исходе субботы, 24-го тевета. Похоронен в г. [[Гадяч]] (Полтавская обл.).
-
После смерти своего учителя [[Магид из Межерича|Магида из Межерича]] вернулся в [[Белоруссия|Белоруссию]] и собрал вокруг себя учеников, которые стали ядром будущего любавичского хасидизма. Шнеур Залман стал автором книги [[Тания]] (Ликутей Амарим) и [[Шулхан Арух арав]] (свод еврейских законов в духе хасидского учения) — книги, которые легли в основу [[хасидизм]]а.
+
После смерти своего учителя [[Магид из Межерича|Магида из Межерича]] вернулся в [[Белоруссия|Белоруссию]] и собрал вокруг себя учеников, которые стали ядром будущего любавичского хасидизма. Шнеур Залман стал автором книги [[Тания]] (''Ликутей Амарим'') и ''Шулхан Арух арав'' — книги, которые легли в основу [[хасидизм]]а.
== Учение ==
== Учение ==
-
Философская система рабби Шнеура Залмана построена, в основном, путем синтеза галахи и каббалы – рационального и мистического течений в еврейской мысли, с замечательным совершенством соединенных им в единую религиозную философию (Хабад).
+
Философская система рабби Шнеура Залмана построена, в основном, путем синтеза галахи и каббалы — рационального и мистического течений в еврейской мысли, с замечательным совершенством соединенных им в единую религиозную философию (Хабад).
-
Подход рабби Шнеура Залмана к философским проблемам может быть определен как эмпирико-психологический. Подход этот основан на библейской максиме "Из плоти моей Бога узрю"[9]. Его этика укоренена в уникальной природе еврейской души, которая "поистине есть частица Божества свыше". В этом отношении, равно как и в вере в особое предназначение еврейского народа в плане Творения его подход обнаруживает близкое сходство с подходом Иеhуды Галеви, с той лишь разницей, что Галеви говорит о еврейской нации как о целом, тогда как рабби Шнеур Залман более занят индивидуальностью.
+
Подход рабби Шнеура Залмана к философским проблемам может быть определен как эмпирико-психологический. Подход этот основан на библейской максиме «Из плоти моей Б-га узрю»[9]. Его этика укоренена в уникальной природе еврейской души, которая «поистине есть частица Б-жества свыше». В этом отношении, равно как и в вере в особое предназначение еврейского народа в плане Творения его подход обнаруживает близкое сходство с подходом Иегуды Галеви, с той лишь разницей, что Галеви говорит о еврейской нации как о целом, тогда как рабби Шнеур Залман более занят индивидуальностью.
-
Эмпирический подход в сочетании с психологическим методом исследования обычно выражается в попытке определить религию посредством обращения к предметам более определенным, чем рационалистическое умозрение, а именно к реальному опыту. В этом состоит рефлективный метод метафизической интроспекции, цель которой заключается в раскрытии имманентных сущностей и представлений, ведущих первоначально от Бога к человеку, а затем от человека к Богу.
+
Эмпирический подход в сочетании с психологическим методом исследования обычно выражается в попытке определить религию посредством обращения к предметам более определенным, чем рационалистическое умозрение, а именно к реальному опыту. В этом состоит рефлективный метод метафизической интроспекции, цель которой заключается в раскрытии имманентных сущностей и представлений, ведущих первоначально от Б-га к человеку, а затем от человека к Б-гу.
-
Образцом, которому следовал рабби Шнеур Залман при анализе человеческой природы, было учение каббалистов о Боге в терминах Десяти Сфирот (сехель ~ разум и миддот – эмоциональные качества), идея которого следует библейскому утверждению о том, что "человек был сотворен по образу и подобию Божию". Применяя эти принципы и понятия прежде всего к человеку, возможно углубить их понимание по отношению к Богу, таков обратный метод.
+
Образцом, которому следовал рабби Шнеур Залман при анализе человеческой природы, было учение каббалистов о Б-ге в терминах Десяти Сфирот (сехель ~ разум и миддот — эмоциональные качества), идея которого следует библейскому утверждению о том, что «человек был сотворен по образу и подобию Б-жию». Применяя эти принципы и понятия прежде всего к человеку, возможно углубить их понимание по отношению к Б-гу, — таков обратный метод.
-
Тора и Мицвот служат центральным звеном в unio mystica человека с Богом, данным в Божественном Законе и предписаниях. Ибо Тора и Мицвот суть мудрость и воля Бога и, равно как и два других слагаемых этого учения, Бог и человек, Тора во всех свои.х аспектах обладает явными и эзотерическими свойствами – благодаря им реализуются отношения человека к Богу и достигается unio mystica – доктрина, истоки которой содержатся в книге Зогар.
+
Тора и Мицвот служат центральным звеном в unio mystica человека с Б-гом, данным в Б-жественном Законе и предписаниях. Ибо Тора и Мицвот суть мудрость и воля Б-га и, равно как и два других слагаемых этого учения, Б-г и человек, Тора во всех своих аспектах обладает явными и эзотерическими свойствами — благодаря им реализуются отношения человека к Б-гу и достигается unio mystica — доктрина, истоки которой содержатся в книге Зогар.
-
(Из [http://chassidus.ru/philosophy/introduction.htm "Философия Хабада"] р. Нисана Миндела)
+
(Из [http://chassidus.ru/philosophy/introduction.htm «Философия Хабада»] р. Нисана Миндела)
== Ссылки ==
== Ссылки ==
Строка 71: Строка 55:
[[pt:Shneur Zalman de Liadi]]
[[pt:Shneur Zalman de Liadi]]
[[yi:שניאור זלמן פון לאדי]]
[[yi:שניאור זלמן פון לאדי]]
-
 
-
 
-
{{WikiCopyRight}}
 

Версия 16:27, 9 августа 2010

Рабби Шнеур-Залман Борухович из Ляд (Шнеер; אלטער רבי, Алтер Ребе — Старый ребе; 1745, местечко Лиозно, Польша, ныне Беларусь, — 1813, село Пены, Слободско-Украинской губернии, ныне Курская область, Россия; похоронен в городе Гадяч, Полтавской губернии, ныне Украина) — раввин, основатель направления хасидизма — Хабад.

Время деятельности Шнеур Залман из Ляд в истории иудаизма

Ошибка: неверное или отсутствующее изображение

Биография

Родился 18-го элула 5505 г. (1745). В 13 лет, когда он отмечал свою «бар-мицву», выдающиеся мудрецы того поколения называли его великим гением, авторитетом в законах Торы.

В 5520 г. (1760) женился. Приложил большие усилия и потратил немалые средства, призывая евреев заняться земледелием.
В 5524 г. (1764) впервые отправился в Межирич. В 5527 г. (1767) занял должность магида в Лиозно.
В 5530 г. (1770) начал писать свою книгу Шулхан Арух арав (свод еврейских законов в духе хасидского учения).
В 5532 г. (1772) основал хасидское учение ХаБаД. Призывал евреев, живших в районе Витебска, к переселению в пределы России. В 5533-5538 гг. (1773—1778) основал и занимался укреплением йешивы в Лиозно, которая была известна как «классы» («1-й класс», «2-й класс», «3-й класс»).
В 5534 г. (1774) вместе с р. Менахем-Менделем отправился в Вильно, чтобы встретиться с Виленским Гаоном раби Элияху бен Шломо Залманом, который отказался их принять.
В 5537 г. (1777) сопровождает р. Менахем-Менделя, отправившегося в Эрэц-Исраэль, и вместе с ним доезжает до Могилева-Подольского.
В 5543 г. (1783) принимает участие в знаменитом диспуте в Минске и побеждает в этом диспуте. Начиная с 5551 г. (1791) его писания — касающиеся как открытой части Торы, так и скрытой ее части, — получают широкое распространение.
В 5554 г. (1794) публикует свою книгу «hИльхот талмуд Тора» (Законы изучения Торы); в 5557 г. (1797) — книгу «Тания».
В 5559 г. (1798), на следующий день после окончания праздника Сукот, был арестован. 19-го кислева того же года вышел на свободу.

В 5561 г. (1800), на следующий день после окончания праздника Сукот, ему было приказано прибыть в Петербург. 11-го ава 5561 г. (1801) вернулся из Петербурга в Ляды (Могилевская губерния).

В конце месяца ав 5572 г. (1812) вместе с семьей и многочисленными хасидами покинул Ляды. 12-го тевета 5573 г. (1813) прибыл в деревню Пена (Курская губерния), где и скончался на исходе субботы, 24-го тевета. Похоронен в г. Гадяч (Полтавская обл.).

После смерти своего учителя Магида из Межерича вернулся в Белоруссию и собрал вокруг себя учеников, которые стали ядром будущего любавичского хасидизма. Шнеур Залман стал автором книги Тания (Ликутей Амарим) и Шулхан Арух арав — книги, которые легли в основу хасидизма.

Учение

Философская система рабби Шнеура Залмана построена, в основном, путем синтеза галахи и каббалы — рационального и мистического течений в еврейской мысли, с замечательным совершенством соединенных им в единую религиозную философию (Хабад).

Подход рабби Шнеура Залмана к философским проблемам может быть определен как эмпирико-психологический. Подход этот основан на библейской максиме «Из плоти моей Б-га узрю»[9]. Его этика укоренена в уникальной природе еврейской души, которая «поистине есть частица Б-жества свыше». В этом отношении, равно как и в вере в особое предназначение еврейского народа в плане Творения его подход обнаруживает близкое сходство с подходом Иегуды Галеви, с той лишь разницей, что Галеви говорит о еврейской нации как о целом, тогда как рабби Шнеур Залман более занят индивидуальностью.

Эмпирический подход в сочетании с психологическим методом исследования обычно выражается в попытке определить религию посредством обращения к предметам более определенным, чем рационалистическое умозрение, а именно к реальному опыту. В этом состоит рефлективный метод метафизической интроспекции, цель которой заключается в раскрытии имманентных сущностей и представлений, ведущих первоначально от Б-га к человеку, а затем от человека к Б-гу.

Образцом, которому следовал рабби Шнеур Залман при анализе человеческой природы, было учение каббалистов о Б-ге в терминах Десяти Сфирот (сехель ~ разум и миддот — эмоциональные качества), идея которого следует библейскому утверждению о том, что «человек был сотворен по образу и подобию Б-жию». Применяя эти принципы и понятия прежде всего к человеку, возможно углубить их понимание по отношению к Б-гу, — таков обратный метод.

Тора и Мицвот служат центральным звеном в unio mystica человека с Б-гом, данным в Б-жественном Законе и предписаниях. Ибо Тора и Мицвот суть мудрость и воля Б-га и, равно как и два других слагаемых этого учения, Б-г и человек, Тора во всех своих аспектах обладает явными и эзотерическими свойствами — благодаря им реализуются отношения человека к Б-гу и достигается unio mystica — доктрина, истоки которой содержатся в книге Зогар.

(Из «Философия Хабада» р. Нисана Миндела)

Ссылки


pt:Shneur Zalman de Liadi

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация