Герцль, Теодор

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Наталья (Обсуждение | вклад)
Наталья (Обсуждение | вклад)
Строка 75: Строка 75:
После его смерти [[Жаботинский, Владимир|В. Жаботинский]] писал: «''И днём конца был день его расцвета, и грянул гром, и песня не допета — но за него мы песню допоём!''»
После его смерти [[Жаботинский, Владимир|В. Жаботинский]] писал: «''И днём конца был день его расцвета, и грянул гром, и песня не допета — но за него мы песню допоём!''»
 +
 +
[[Файл:Theodor Herzl Grab 20032005.JPG|thumb|right|200px|<CENTER>''могила '''Теодора Герцля'''''</CENTER>]]
Судьба детей Герцля была трагична. Старшая дочь Паулина (1890—1930) покончила жизнь [[самоубийство]]м, так же как и сын Ханс (1891—1930), который в 1906 г. принял [[христианство]], а после смерти сестры застрелился на её могиле в [[Бордо]] ([[Франция]]). Младшая дочь Маргарет (известная как Труде; 1893—1943) умерла в [[нацизм|нацистском]] [[концлагерь|концлагере]] [[Терезин]].
Судьба детей Герцля была трагична. Старшая дочь Паулина (1890—1930) покончила жизнь [[самоубийство]]м, так же как и сын Ханс (1891—1930), который в 1906 г. принял [[христианство]], а после смерти сестры застрелился на её могиле в [[Бордо]] ([[Франция]]). Младшая дочь Маргарет (известная как Труде; 1893—1943) умерла в [[нацизм|нацистском]] [[концлагерь|концлагере]] [[Терезин]].
Строка 86: Строка 88:
 +
В своей книге ''«[[Еврейское государство (книга)|Еврейское государство. Опыт современного решения еврейского вопроса]]»'' (Der Judenstaat) Герцль подчёркивает, что еврейский вопрос следует решать не эмиграцией из одной страны диаспоры в другую или ассимиляцией, а созданием независимого еврейского государства.
-
В своей книге ''«[[Еврейское государство (книга)|Еврейское государство. Опыт современного решения еврейского вопроса]]»'' (Der Judenstaat) Герцль подчёркивает, что еврейский вопрос следует решать не эмиграцией из одной страны диаспоры в другую или ассимиляцией, а созданием независимого еврейского государства. Политическое решение еврейского вопроса, по его мнению, должно быть согласовано с великими державами. Массовое переселение евреев в еврейское государство будет проводиться в соответствии с хартией, открыто признающей их право на поселение, и международными гарантиями. Это будет организованный исход еврейских масс Европы в самостоятельное еврейское государство. Герцль полагал, что образование подобного государства должно осуществляться по заранее продуманному плану. Еврейское государство должно быть проникнуто духом общественного прогресса (например, установление семичасового рабочего дня), свободы (каждый может исповедовать свою веру или оставаться неверующим) и равноправия (другие национальности имеют равные с евреями права). Для реализации этого плана Герцль считал необходимым создать два органа — политический и экономический: «Еврейское общество» в качестве официального представительства еврейского народа и «Еврейскую компанию» для руководства финансами и конкретным строительством. Необходимые средства предполагалось получить при содействии еврейских банкиров, и только в случае их отказа должен был последовать призыв к широким еврейским массам.<ref name="KE_Herzl" />
+
Политическое решение еврейского вопроса должно быть согласовано с великими державами. Массовое переселение евреев в еврейское государство будет проводиться в соответствии с хартией, открыто признающей их право на поселение, и международными гарантиями.  
-
[[Файл:Herzl-balcony.jpg|thumb|200px|[[Теодор Герцль]] в 1901 году на балконе отеля [[Отель «Les Trois Rois»|«Les Trois Rois»]] ([[Базель]]) во время очередного Сионистского конгресса]]
+
Это будет организованный исход еврейских масс Европы в еврейское государство.
-
Вместе с [[Марморек, Оскар|Оскаром Мармореком]] и [[Нордау, Макс|Максом Нордау]] Герцль организовал [[Всемирный сионистский конгресс]] (26 по 29 августа [[1897]]) в [[Базель|Базеле]] и был избран президентом «[[Всемирная сионистская организация|Всемирной сионистской организации]]».
+
Образование такого государства должно осуществляться по заранее продуманному плану и при использовании всех современных научных и технических достижений.  
-
Принятая там [[Базельская программа]] была основой для многочисленных переговоров (в том числе с германским императором [[Вильгельм II (германский император)|Вильгельмом II]] и турецким [[султан]]ом [[Абдул-Хамид II|Абдул-Гамидом II]]) с целью создать «жилище для еврейского народа» в Палестине. Хотя старания Герцля тогда не увенчались успехом, его работа создала предпосылки для создания государства [[Израиль]] (в [[1948]] г.). В [[1897]] Герцль опубликовал пьесу «''Новое гетто''» и создал в Вене «''Die Welt''», ежемесячник сионистского движения.
+
Еврейское государство должно быть проникнуто духом общественного прогресса (например, установление семичасового рабочего дня), свободы (каждый может исповедовать свою веру или оставаться неверующим) и равноправия (другие национальности имеют равные с евреями права).  
-
В [[1899]] Герцль создал «Еврейское колонизационное общество» с целью закупки земли в [[Палестина|Палестине]], которая тогда была частью [[Османская империя|Османской империи]]. [[Великобритания]] предложила Герцлю как представителю Всемирной сионистской организации землю в Британской Восточной Африке (часть территории современной [[Кения|Кении]] под названием Уганда; не путать с современным [[Уганда|государством Уганда]]) для организации там еврейского государства (так называемый [[план Уганды]]). Герцль сам готов был принять данное предложение, но этому воспротивились другие активисты движения в том числе весьма близкие к Герцлю. Угандийские планы провалились из-за того, что большинство сионистов рассматривали как возможную территорию для еврейского государства только Палестину; кроме того, представители конгресса сочли предложенную британским министром колоний [[Чемберлен, Джозеф|Джозефом Чемберленом]] территорию как непригодную для поселения.
+
Для реализации этого плана Герцль считал необходимым создать два органа — политический и экономический: «Еврейское общество» в качестве официального представительства еврейского народа и «Еврейскую компанию» для руководства финансами и конкретным строительством.  
-
[[Файл:Theodor Herzl Grab 20032005.JPG|thumb|right|200px|<CENTER>''могила '''Теодора Герцля'''''</CENTER>]]
+
Необходимые средства предполагалось получить при содействии еврейских банкиров, и только в случае их отказа должен был последовать призыв к широким еврейским массам.
-
В [[1900]] Герцль опубликовал «''Философские рассказы''». В своём [[Утопия|утопическом]] романе на немецком языке «''Altneuland''» («Старая новая земля» [[1902]], позже [[Соколов, Нахум|Нахумом Соколовым]] он был переведён на [[иврит]]), Герцль создал идеалистическую картину будущего еврейского государства. Здесь он сформулировал эскиз политического и общественного строя еврейского государства в Палестине. Герцль не предвидел [[Израильско-палестинский конфликт|арабско-еврейских конфликтов]] и стоял на точке зрения, согласно которой живущие в Палестине [[арабы]] будут радостно приветствовать новых еврейских поселенцев. В переводе на иврит роман назывался ''Тель-Авив'' (то есть «весенний холм», название [[библия|библейского]] поселения); название будущего города [[Тель-Авив]] было навеяно романом Герцля.
+
 
 +
23 апреля 1896 г. Герцль получил аудиенцию у великого герцога Баденского, ставшего впоследствии сторонником сионизма.
 +
 
 +
В июне 1896 г. Герцль совершил первое путешествие в Константинополь, где встретился с великим визирем султана. Герцль выдвинул предложение об улучшении евреями тяжелого финансового положения Османской империи, если султан согласится на превращение Палестины в еврейское государство. Султан (Абдул-Хамид II; 1842–1918) не принял план Герцля и даже отказался от официальной встречи с ним. С тех пор Герцль стал добиваться получения от турецкого правительства «чартера» (хартии) на право заселения Палестины евреями под защитой властей.
 +
 
 +
По пути в Турцию Герцль был тепло встречен еврейскими общинами Сербии и Болгарии. Такой же прием оказали Герцлю еврейские массы лондонского Ист-Энда во время его поездки в [[Лондон]]. Однако Герцлю не удалось добиться поддержки со стороны руководителей британского еврейства, местных деятелей движения Ховевей Цион и [[Еврейское Колонизационное Общество|Еврейского колонизационного общества]].
 +
 
 +
Отказался поддерживать Герцля и [[Ротшильд Барон Эдмон Джеймс Де|барон Эдмон де Ротшильд]], считая, что невозможно будет организовать еврейские массы для осуществления планов сионизма. Такой отказ и, в особенности, его мотивировка побудили Герцля приступить к созданию представительства всего еврейского народа.
 +
 
 +
В марте 1897 г. предварительная конференция с участием представителей обществ Ховевей Цион Германии, Австрии и [[Галиция|Галиции]] приняла предложение Герцля о созыве Всеобщего сионистского конгресса.
 +
 
 +
1-й [[Сионистские Конгрессы|Сионистский конгресс]] состоялся 29–31 августа 1897 г. в Базеле. Он принял программу сионистского движения ([[Базельская Программа|Базельская программа]]) и основал Всемирную сионистскую организацию, президентом которой был избран Герцль, остававшийся на этом посту до самой смерти.
 +
Из многочисленных участников конгресса наибольшее впечатление произвели на Герцля русские сионисты (статья «Евреи России», опубликована в «Ди Вельт», 1897).
 +
 
 +
Вскоре после конгресса Герцль занялся созданием Сионистского банка, который должен был обеспечить финансовую основу для переговоров с турецким правительством.
 +
 
 +
Резолюция об учреждении банка (см. [[Еврейский Колониальный Банк|Еврейский колониальный банк]]) была принята на 2-м конгрессе (Базель, 28–31 августа 1898 г.) и осуществлена в марте 1899 г. Главная контора банка находилась в Лондоне. Филиал его был открыт в [[Яффа|Яффе]] (1903) под названием Англо-Палестинская компания, которая со временем превратилась в современный Банк леумми ле-Исраэль.
 +
 
 +
После 2-го Сионистского конгресса при помощи великого герцога Баденского Герцлю удалось вызвать сочувствие германского императора Вильгельма II к планам сионизма. В сентябре 1898 г. Герцль был извещен, что во время предстоящего посещения Палестины Вильгельм II готов встретиться с ним в Константинополе, по дороге на Ближний Восток, и в Иерусалиме. На приеме в Константинополе Герцль изложил перед Вильгельмом свою программу, затем отплыл в Эрец-Исраэль.
 +
 
 +
По прибытии в Яффу Герцль решил посетить еврейские сельскохозяйственные поселения в Палестине.
 +
Иерусалим произвел на Герцля неизгладимое впечатление.
 +
 
 +
Официальная встреча с Вильгельмом состоялась 2 ноября 1898 г. в палаточном лагере императора в предместье Иерусалима. Однако результат встречи был неудачным, как и последующие переговоры Герцля с правительством Турции.
 +
 
 +
Аудиенция у султана Абдул-Хамида II (17 мая 1901 г.), устроенная благодаря посредничеству профессора [[Вамбери, Арминий|А. Вамбери]], встречи с представителями турецкого правительства в феврале и июле 1902 г. остались безрезультатными. Герцль не мог дать конкретных предложений относительно финансовой помощи, в которой нуждалась Турция, а турки не соглашались на какие-либо уступки по вопросу еврейского заселения Палестины.
 +
 
 +
Все это заставило Герцля изменить ориентацию и искать поддержку планам сионизма у Великобритании, значение которой для осуществления сионистских целей было очевидно Герцлю с самого начала его политической деятельности. В начале июня 1902 г. Герцль был приглашен в Лондон для участия в работе комиссии по вопросу иммиграции иностранцев (главным образом евреев) в Англию. Герцль заявил, что необходимость немедленно облегчить безысходное положение еврейского народа заставляет сионистское движение, не отказываясь от своей программы (основание еврейского национального очага в Палестине), учесть и другие возможности.
 +
 
 +
Герцль предложил создать независимое еврейское поселение на [[Кипр|Кипре]] или Синайском полуострове (см. [[Эль-Ариш]]), которые находились тогда под британским протекторатом и в непосредственной близости к Палестине. План этот не был принят.
 +
 
 +
В процессе переговоров (1903) британское правительство выдвинуло предложение об автономном еврейском поселении в подвластной ему Восточной Африке (протекторат Уганда). Под влиянием сообщений о Кишиневском погроме (1903; см. [[Кишинёв|Кишинев]]) и тяжелом положении евреев Восточной Европы Герцль счел возможным вести переговоры с британским правительством даже об Уганде, не прекращая борьбы за еврейское поселение в Палестине. 5 августа 1903 г. Герцль отправился в Россию, чтобы попытаться облегчить положение русских евреев и добиться поддержки России в переговорах с Турцией о Палестине.
 +
 
 +
Герцль дважды встречался с министром внутренних дел [[Плеве, Вячеслав Константинович|В. Плеве]], который пообещал, что русское правительство окажет поддержку сионистам в их переговорах с султаном, и с министром финансов [[Витте, Сергей Юльевич|С. Витте]], с которым обсуждал вопрос о деятельности Сионистского банка в России.
 +
 
 +
14 августа 1903 г., когда Герцль еще находился в России, британское правительство заявило о своей поддержке плана независимой еврейской колонии в Уганде (во главе с еврейским губернатором и под верховной властью Великобритании). С одобрения сионистского Исполнительного комитета Герцль представил этот план (см. [[Уганды План|Уганды план]]) на рассмотрение 6-го Сионистского конгресса (Базель, 23–28 августа 1903 г.).
 +
 
 +
Несмотря на категорическое заявление Герцля о том, что план не отменяет конечных целей сионизма, он вызвал яростное сопротивление части делегатов конгресса, особенно из России, которые восприняли его как измену основной идее сионистского движения. Герцлю удалось предотвратить раскол в сионистском движении. На этом заседании конгресса он торжественно провозгласил: «Если забуду тебя, Иерусалим, забудь меня, десница моя».
 +
 
 +
Тем не менее после конгресса еще несколько месяцев продолжалась яростная борьба в сионистской печати и на массовых митингах по поводу плана Уганды. 11–12 апреля 1904 г. Герцль созвал расширенное заседание Исполнительного комитета Сионистской организации, на котором, после бурных дебатов, ему удалось опровергнуть обвинения в измене идеалам сионизма и урегулировать отношения с оппозицией.
 +
 
 +
Герцль столкнулся также с оппозицией молодых сионистов, главным образом из России ([[Вейцман, Хаим|Х. Вейцман]], [[Бернштейн-Коган|Я. Бернштейн-Коган]], [[Моцкин, Лео|Л. Моцкин]]), упрекавших его в пренебрежении культурной деятельностью и недостаточном внимании к текущей поселенческой работе в Палестине (см. [[Демократическая Фракция|Демократическая фракция]]).
 +
 
 +
Со своей стороны, [[Ахад-hа-Ам|Ахад-hа-Ам]] обвинял Герцля в том, что он не прилагает никаких усилий к возрождению еврейской культуры, и его еврейское государство не имеет национального еврейского облика.
 +
 
 +
Герцль не предвидел [[Израильско-палестинский конфликт|арабско-еврейских конфликтов]] и стоял на точке зрения, согласно которой живущие в Палестине [[арабы]] будут радостно приветствовать новых еврейских поселенцев.
 +
 
 +
[[Файл:Herzl-balcony.jpg|thumb|200px|[[Теодор Герцль]] в 1901 году на балконе отеля [[Отель «Les Trois Rois»|«Les Trois Rois»]] ([[Базель]]) во время очередного Сионистского конгресса]]
 +
 
 +
 
 +
В [[1900]] Герцль опубликовал «''Философские рассказы''». В своём [[Утопия|утопическом]] романе на немецком языке «''Altneuland''» («Старая новая земля», в русском переводе «Страна возрождения» [[1902]], позже [[Соколов, Нахум|Нахумом Соколовым]] он был переведён на [[иврит]]). В переводе на иврит роман назывался ''Тель-Авив'' (то есть «весенний холм», название [[библия|библейского]] поселения); название будущего города [[Тель-Авив]] было навеяно романом Герцля.
 +
Эпиграф к книге: «Если захотите, это не будет сказкой», — стал лозунгом всего сионистского движения.  
 +
Здесь он сформулировал эскиз политического и общественного строя еврейского государства в Палестине.

Версия 09:23, 2 апреля 2012

Тип статьи: Регулярная статья
Файл:Herzl.jpg
Теодор Герцль

Теодор Герцль (нем. Theodor Herzl; Биньямин Зеев; 2 мая 1860, Будапешт — 3 июля 1904, Эдлах, Австрия, похоронен в Иерусалиме) — основоположник идеологии политического сионизма, провозвестник еврейского государства и создатель Всемирной сионистской организации.

В честь Теодора Герцля назван город Герцлия.

Содержание

Биография

Рос в Будапеште в ассимилированной семье, не чуждой, однако, еврейским традициям. Мать, Жанетт Герцль (урожд. Диамант), приобщала сына к немецкой культуре и языку. С детства имел склонность к литературе, писал стихи, создал ученический литературный кружок. Будучи в гимназии, публиковал рецензии на книги и спектакли в одной из будапештских газет. Чуткий к проявлениям антисемитизма, Герцль оставил реальную гимназию, оскорбленный антисемитскими объяснениями учителя. В 1878 г. семья переехала из Будапешта в Вену, и Герцль поступил на юридический факультет Венского университета. В 1881 г. стал членом немецкого студенческого общества Альбия, но в 1883 г. вышел из него в знак протеста против проявлений антисемитизма. В студенческие годы Герцль мало интересовался еврейским вопросом.

Подобно многим евреям того времени, он был сторонником ассимиляции и полагал, что идеи прогресса заставят человечество избавиться от антисемитизма. В то же время столкновения с действительностью подрывали веру в спасительную силу эмансипации и прогресса. Тяжелое впечатление произвела на Герцля антисемитская книга Е. Дюринга «О еврейском вопросе» (1881).

В 1884 г. Герцль получил степень доктора юридических наук и некоторое время проработал в судах Вены и Зальцбурга. В автобиографических заметках (1898) Герцль писал: «Будучи евреем, я бы никогда не смог занять пост судьи. Поэтому я расстался одновременно и с Зальцбургом, и с юриспруденцией».[1] С 1885 г. Герцль посвятил себя всецело литературной деятельности. Он написал ряд пьес, фельетонов и философских рассказов. Некоторые его пьесы имели настолько громкий успех на сценах австрийских театров, что в своё время Герцль считался одним из ведущих австрийских драматургов[2].

В 1889 Герцль женился на Юлии Нашауэр (Julie Naschauer) (1868—1907). Их супружеская жизнь, однако, не сложилась, поскольку жена не понимала и не разделяла взглядов Герцля.

С октября 1891 по июль 1895 Герцль работал корреспондентом влиятельной либеральной венской газеты «Neue Freie Presse» в Париже. В ней он публиковал, помимо прочего, заметки о парламентской жизни во Франции. Свои взгляды на политику Герцль изложил в небольшой книге «Бурбонский дворец» (здание, где находилась французская палата депутатов).

В политических кругах Парижа Герцль неоднократно слышал антисемитские речи и высказывания. Его взгляды на решение еврейского вопроса постепенно менялись, что заметно уже в его пьесе «Гетто» (1894), переименованной затем в «Новое гетто».

Крутой поворот во взглядах и в жизни Герцля произошёл в 1894 г. под влиянием дела Дрейфуса. Крики «Смерть евреям!», раздававшиеся на парижских улицах, окончательно убедили его в том, что единственным решением еврейского вопроса является создание независимого еврейского государства.

В июне 1895 г. Герцль обратился за поддержкой к барону Морису де Гиршу. Однако, встреча не принесла результатов. В те дни Герцль начал писать дневник и делать первые наброски к книге «Еврейское государство». В своём дневнике Герцль писал: «Идеи в душе моей гнались одна за другой. Целой человеческой жизни не хватит, чтобы все это осуществить…»[1]

Свою программу Герцль изложил в книге, которую назвал «Еврейское государство. Опыт современного решения еврейского вопроса» (Der Judenstaat), которая была опубликована в Вене 14 февраля 1896 года. В том же году были опубликованы её переводы с немецкого на иврит, английский, французский, русский и румынский языки.

Большинство западноевропейских евреев подвергли сомнению исходные предпосылки Герцля и отвергли его план, и лишь некоторые видные еврейские деятели стали на его сторону (М. Нордау, И. Зангвил). Однако многие участники движения Ховевей Цион в Восточной Европе и сионистски настроенные еврейские студенты Австрии, Германии и других стран (в большинстве — выходцы из Восточной Европы) восприняли идеи Герцля с огромным энтузиазмом и призвали его руководить группами, готовыми посвятить себя осуществлению этого плана.

Общение с ними убедило Герцля в том, что для еврейских масс представление о еврейском государстве неотделимо от Эрец-Исраэль. Так движение стало сионистским. Возглавив его, Герцль развернул энергичную политическую деятельность.

Для распространения идей сионизма Герцль основал, редактировал и финансировал еженедельную газету на немецком языке «Ди Вельт», первый номер которой вышел 4 июня 1897 г.

29–31 августа 1897 г. в Базеле состоялся 1-й Сионистский конгресс .

Он принял программу сионистского движения (Базельская программа) и основал Всемирную сионистскую организацию, президентом которой был избран Герцль, остававшийся на этом посту до самой смерти.

В те дни Герцль писал: «Если бы нужно было подвести итог Базельскому конгрессу одним коротким предложением, я бы сказал: “В Базеле я создал Еврейское государство!”»

Деятельность Герцля как основателя и вождя сионистского движения продолжалась менее десяти лет, но уже при жизни его личность стала легендарной. Он сочетал в себе черты пророка и политического лидера, мечтателя и расчетливого администратора, романтического писателя и трезвого практика, рафинированного фельетониста и упорного борца за проведение в жизнь своих идей. Герцль замечает в дневнике, что, работая над книгой «Еврейское государство», он слышал шелест таинственных крыльев, что не мешало ему разрабатывать детальный план создания и деятельности «Еврейского общества» и «Еврейской финансовой компании». Глубоко веря в правоту и осуществимость своих идеалов, он игнорировал насмешки окружающих и, несмотря на неимоверные трудности, твердо шел по намеченному пути. Само появление Герцля на политической арене произвело революционный сдвиг в национальном самосознании еврейского народа, стимулировавший, в свою очередь, обострение чувства собственного достоинства и самоуважения у каждого еврея.

Впервые в истории еврейской диаспоры Герцль создал всемирное представительство еврейского народа, придал новое содержание принадлежности еврея к своей нации, вернув, таким образом, к еврейству многие круги ассимилированных евреев. Главной целью национальной деятельности он сделал не облегчение страданий еврейского народа, а улучшение положения евреев в той или иной стране и разрешение еврейской проблемы в мировом масштабе.

Аристократизм Герцля, его спокойствие и самообладание вызывали восхищение, а порой благоговение не только у его последователей, но и у таких противников его политической концепции, как Ахад-hа-Ам, который после 1-го Сионистского конгресса писал, что Герцль воплотил на рубеже 19 в. и 20 в. величие пророков древнего Израиля. Еврейские массы Европы видели в нем «царственного трибуна», призванного вернуть народу величие древности. В глазах неевреев появление Герцля разрушало стереотип еврея, веками создававшийся в христианском и мусульманском мире. Поэтому властелины держав — турецкий султан, германский кайзер, вельможи и министры, папа римский принимали молодого венского журналиста как признанного представителя всего еврейского народа, несмотря на то, что у него не было и не могло быть никаких полномочий и почти никакой общественной опоры. Созданная им Всемирная сионистская организация представляла собой вначале незначительное меньшинство в еврейском народе. Одухотворенный идеей еврейского государства, Герцль силой своей логики и убежденностью сумел уверить многих, что антисемитизм является не только страшным злом для евреев, но и тяжким недугом, который не перестанет точить европейское общество до тех пор, пока у еврейского народа не будет на земле своего уголка, где он смог бы вновь творить духовные ценности и обогащать, как и в прошлом, культуру всего мира.

Активная политическая деятельность, ожесточенные схватки с оппонентами, в дополнение к напряжённой борьбе за дело сионизма, привели к обострению болезни сердца, которой страдал Герцль. Его болезнь осложнилась воспалением легких. Своему другу, приехавшему навестить его, Герцль сказал: «Почему мы дурачим себя?.. Колокол звонит по мне. Я не трус, и могу спокойно встретить смерть, тем более что я не потерял попусту последние годы своей жизни. Я думаю, что неплохо послужил своему народу». Это были его последние слова. Вскоре его состояние ухудшилось, и 3 июля 1904 г. Герцль скончался.

В завещании Герцль просил похоронить его в Вене рядом с отцом, пока еврейский народ не перенесёт его останки в Землю Израиля. Останки Герцля были доставлены из Австрии в Иерусалим первым полётом авиакомпании Эль-Аль 14 августа 1949 г., вскоре после создания Государства Израиль. Ныне прах провозвестника еврейского государства покоится на горе Герцля в Иерусалиме, а недалеко от его могилы построен музей Герцля. День смерти Герцля по еврейскому календарю 20-й день месяца таммуз отмечают в Израиле как национальный день его памяти.

После его смерти В. Жаботинский писал: «И днём конца был день его расцвета, и грянул гром, и песня не допета — но за него мы песню допоём!»

Файл:Theodor Herzl Grab 20032005.JPG
могила Теодора Герцля

Судьба детей Герцля была трагична. Старшая дочь Паулина (1890—1930) покончила жизнь самоубийством, так же как и сын Ханс (1891—1930), который в 1906 г. принял христианство, а после смерти сестры застрелился на её могиле в Бордо (Франция). Младшая дочь Маргарет (известная как Труде; 1893—1943) умерла в нацистском концлагере Терезин.

Государство Израиль было провозглашено в мае 1948 г., лишь немногим позже той даты, которую предсказал Герцль после 1-го Сионистского конгресса.

Герцль, Теодор Т. Герцль.


Основатель и вождь сионистского движения

В своей книге «Еврейское государство. Опыт современного решения еврейского вопроса» (Der Judenstaat) Герцль подчёркивает, что еврейский вопрос следует решать не эмиграцией из одной страны диаспоры в другую или ассимиляцией, а созданием независимого еврейского государства.

Политическое решение еврейского вопроса должно быть согласовано с великими державами. Массовое переселение евреев в еврейское государство будет проводиться в соответствии с хартией, открыто признающей их право на поселение, и международными гарантиями.

Это будет организованный исход еврейских масс Европы в еврейское государство. Образование такого государства должно осуществляться по заранее продуманному плану и при использовании всех современных научных и технических достижений.

Еврейское государство должно быть проникнуто духом общественного прогресса (например, установление семичасового рабочего дня), свободы (каждый может исповедовать свою веру или оставаться неверующим) и равноправия (другие национальности имеют равные с евреями права).

Для реализации этого плана Герцль считал необходимым создать два органа — политический и экономический: «Еврейское общество» в качестве официального представительства еврейского народа и «Еврейскую компанию» для руководства финансами и конкретным строительством.

Необходимые средства предполагалось получить при содействии еврейских банкиров, и только в случае их отказа должен был последовать призыв к широким еврейским массам.

23 апреля 1896 г. Герцль получил аудиенцию у великого герцога Баденского, ставшего впоследствии сторонником сионизма.

В июне 1896 г. Герцль совершил первое путешествие в Константинополь, где встретился с великим визирем султана. Герцль выдвинул предложение об улучшении евреями тяжелого финансового положения Османской империи, если султан согласится на превращение Палестины в еврейское государство. Султан (Абдул-Хамид II; 1842–1918) не принял план Герцля и даже отказался от официальной встречи с ним. С тех пор Герцль стал добиваться получения от турецкого правительства «чартера» (хартии) на право заселения Палестины евреями под защитой властей.

По пути в Турцию Герцль был тепло встречен еврейскими общинами Сербии и Болгарии. Такой же прием оказали Герцлю еврейские массы лондонского Ист-Энда во время его поездки в Лондон. Однако Герцлю не удалось добиться поддержки со стороны руководителей британского еврейства, местных деятелей движения Ховевей Цион и Еврейского колонизационного общества.

Отказался поддерживать Герцля и барон Эдмон де Ротшильд, считая, что невозможно будет организовать еврейские массы для осуществления планов сионизма. Такой отказ и, в особенности, его мотивировка побудили Герцля приступить к созданию представительства всего еврейского народа.

В марте 1897 г. предварительная конференция с участием представителей обществ Ховевей Цион Германии, Австрии и Галиции приняла предложение Герцля о созыве Всеобщего сионистского конгресса.

1-й Сионистский конгресс состоялся 29–31 августа 1897 г. в Базеле. Он принял программу сионистского движения (Базельская программа) и основал Всемирную сионистскую организацию, президентом которой был избран Герцль, остававшийся на этом посту до самой смерти. Из многочисленных участников конгресса наибольшее впечатление произвели на Герцля русские сионисты (статья «Евреи России», опубликована в «Ди Вельт», 1897).

Вскоре после конгресса Герцль занялся созданием Сионистского банка, который должен был обеспечить финансовую основу для переговоров с турецким правительством.

Резолюция об учреждении банка (см. Еврейский колониальный банк) была принята на 2-м конгрессе (Базель, 28–31 августа 1898 г.) и осуществлена в марте 1899 г. Главная контора банка находилась в Лондоне. Филиал его был открыт в Яффе (1903) под названием Англо-Палестинская компания, которая со временем превратилась в современный Банк леумми ле-Исраэль.

После 2-го Сионистского конгресса при помощи великого герцога Баденского Герцлю удалось вызвать сочувствие германского императора Вильгельма II к планам сионизма. В сентябре 1898 г. Герцль был извещен, что во время предстоящего посещения Палестины Вильгельм II готов встретиться с ним в Константинополе, по дороге на Ближний Восток, и в Иерусалиме. На приеме в Константинополе Герцль изложил перед Вильгельмом свою программу, затем отплыл в Эрец-Исраэль.

По прибытии в Яффу Герцль решил посетить еврейские сельскохозяйственные поселения в Палестине. Иерусалим произвел на Герцля неизгладимое впечатление.

Официальная встреча с Вильгельмом состоялась 2 ноября 1898 г. в палаточном лагере императора в предместье Иерусалима. Однако результат встречи был неудачным, как и последующие переговоры Герцля с правительством Турции.

Аудиенция у султана Абдул-Хамида II (17 мая 1901 г.), устроенная благодаря посредничеству профессора А. Вамбери, встречи с представителями турецкого правительства в феврале и июле 1902 г. остались безрезультатными. Герцль не мог дать конкретных предложений относительно финансовой помощи, в которой нуждалась Турция, а турки не соглашались на какие-либо уступки по вопросу еврейского заселения Палестины.

Все это заставило Герцля изменить ориентацию и искать поддержку планам сионизма у Великобритании, значение которой для осуществления сионистских целей было очевидно Герцлю с самого начала его политической деятельности. В начале июня 1902 г. Герцль был приглашен в Лондон для участия в работе комиссии по вопросу иммиграции иностранцев (главным образом евреев) в Англию. Герцль заявил, что необходимость немедленно облегчить безысходное положение еврейского народа заставляет сионистское движение, не отказываясь от своей программы (основание еврейского национального очага в Палестине), учесть и другие возможности.

Герцль предложил создать независимое еврейское поселение на Кипре или Синайском полуострове (см. Эль-Ариш), которые находились тогда под британским протекторатом и в непосредственной близости к Палестине. План этот не был принят.

В процессе переговоров (1903) британское правительство выдвинуло предложение об автономном еврейском поселении в подвластной ему Восточной Африке (протекторат Уганда). Под влиянием сообщений о Кишиневском погроме (1903; см. Кишинев) и тяжелом положении евреев Восточной Европы Герцль счел возможным вести переговоры с британским правительством даже об Уганде, не прекращая борьбы за еврейское поселение в Палестине. 5 августа 1903 г. Герцль отправился в Россию, чтобы попытаться облегчить положение русских евреев и добиться поддержки России в переговорах с Турцией о Палестине.

Герцль дважды встречался с министром внутренних дел В. Плеве, который пообещал, что русское правительство окажет поддержку сионистам в их переговорах с султаном, и с министром финансов С. Витте, с которым обсуждал вопрос о деятельности Сионистского банка в России.

14 августа 1903 г., когда Герцль еще находился в России, британское правительство заявило о своей поддержке плана независимой еврейской колонии в Уганде (во главе с еврейским губернатором и под верховной властью Великобритании). С одобрения сионистского Исполнительного комитета Герцль представил этот план (см. Уганды план) на рассмотрение 6-го Сионистского конгресса (Базель, 23–28 августа 1903 г.).

Несмотря на категорическое заявление Герцля о том, что план не отменяет конечных целей сионизма, он вызвал яростное сопротивление части делегатов конгресса, особенно из России, которые восприняли его как измену основной идее сионистского движения. Герцлю удалось предотвратить раскол в сионистском движении. На этом заседании конгресса он торжественно провозгласил: «Если забуду тебя, Иерусалим, забудь меня, десница моя».

Тем не менее после конгресса еще несколько месяцев продолжалась яростная борьба в сионистской печати и на массовых митингах по поводу плана Уганды. 11–12 апреля 1904 г. Герцль созвал расширенное заседание Исполнительного комитета Сионистской организации, на котором, после бурных дебатов, ему удалось опровергнуть обвинения в измене идеалам сионизма и урегулировать отношения с оппозицией.

Герцль столкнулся также с оппозицией молодых сионистов, главным образом из России (Х. Вейцман, Я. Бернштейн-Коган, Л. Моцкин), упрекавших его в пренебрежении культурной деятельностью и недостаточном внимании к текущей поселенческой работе в Палестине (см. Демократическая фракция).

Со своей стороны, Ахад-hа-Ам обвинял Герцля в том, что он не прилагает никаких усилий к возрождению еврейской культуры, и его еврейское государство не имеет национального еврейского облика.

Герцль не предвидел арабско-еврейских конфликтов и стоял на точке зрения, согласно которой живущие в Палестине арабы будут радостно приветствовать новых еврейских поселенцев.

Теодор Герцль в 1901 году на балконе отеля «Les Trois Rois» (Базель) во время очередного Сионистского конгресса


В 1900 Герцль опубликовал «Философские рассказы». В своём утопическом романе на немецком языке «Altneuland» («Старая новая земля», в русском переводе «Страна возрождения» 1902, позже Нахумом Соколовым он был переведён на иврит). В переводе на иврит роман назывался Тель-Авив (то есть «весенний холм», название библейского поселения); название будущего города Тель-Авив было навеяно романом Герцля. Эпиграф к книге: «Если захотите, это не будет сказкой», — стал лозунгом всего сионистского движения.

Здесь он сформулировал эскиз политического и общественного строя еврейского государства в Палестине.


Примечания

Ссылки

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ГЕРЦЛЬ Теодор в ЭЕЭ





af:Theodor Herzl ar:ثيودور هرتزل az:Teodor Hertsl bg:Теодор Херцел bs:Theodore Herzl ca:Theodor Herzl cs:Theodor Herzl da:Theodor Herzlel:Τέοντορ Χερτσλeo:Theodor Herzlet:Theodor Herzl eu:Theodor Herzl fa:تئودور هرتسل fi:Theodor Herzlgl:Theodor Herzlhu:Herzl Tivadar id:Theodor Herzlja:テーオドール・ヘルツル ka:თეოდორ ჰერცლი kab:Theodor Herzl ko:테오도어 헤르츨 la:Theodorus Herzl lad:Theodor Herzl lv:Teodors Hercls ms:Theodor Herzl nl:Theodor Herzl nn:Theodor Herzl no:Theodor Herzl pl:Theodor Herzl pt:Theodor Herzl ro:Theodor Herzl sk:Theodor Herzl sq:Theodor Herzl sv:Theodor Herzl tr:Theodor Herzlzh:西奥多·赫茨尔Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.


Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация