Катастрофа европейского еврейства

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Текст унаследован из Википедии


Статью необходио консолидировать со статьей Холокост

См. также статью: Хронология Холокоста
Часть серии статей о

Категории:

холокост · нацизм · геноцид

Вторая мировая война

Портал:Холокост Проект:Холокост

п·о·р

Катастрофа европейского еврейства, Холоко́ст (иврит. Шоа́) - уничтожение нацистами и их сторонниками еврейского народа во время Второй Мировой Войны

Содержание

Геноцид еврейского народа

Файл:Children in the Holocaust concentration camp liberated by Red Army.jpg
Малолетние узники немецкого концлагеря, освобождённые советскими войсками

За время существования в Германии нацистского режима (1933 - 1945 гг) немецкими нацистами и их пособниками в разных странах, а также ненемецкими нацистскими движениями (бандеровцы, Армия крайова, усташии т.п.) было уничтожено около 6 миллионов евреев в Европе, Западной Азии и Северной Африке. Большинство из них были гражданскими лицами, не участвовавшими в военных действиях.

Нацистское правительство Германии действовало в рамках программы Окончательного решения еврейского вопроса, предусматривавшей поголовное истребление евреев.

Нацисты и их пособники устраивали погромы и массовые убийства евреев в захваченных местностях, свозили их в концентрационные лагеря и лагеря смерти, организовывали Гетто. Евреев умерщвляли не только путём "обычных" убийств, но и промышленными методами - травили газами, морили голодом, непосильной работой и использовали их вместо подопытных животных в медицинских экспериментах.

Большая часть этих преступлений была совершена в ходе Второй мировой войны.

Евреи, попавшие под власть нацистов, сопротивлялись по мере возможности. Действовали еврейские группы подпольщиков и партизанские отряды. В тех странах, где это было возможно, евреи участвовали в местных антифашистских движениях.

Среди населения захваченных нацистами стран нашлось сравнительно небольшое число праведников мира, помогавших евреям вопреки политике властей. Они спасли десятки тысяч людей. Десятки тысяч праведников мира были убиты нацистами. В некоторых случаях евреям помогали, по мере возможности, законные власти и общественные организации (правительство Дании, польское эмигрантское правительство, Болгарская православная церковь и т.п.).

Отличительные черты Катастрофы

В отличие от многочисленных преступлений геноцида, случившихся в течение истории человечества, Катастрофа была первым случаем попытки уничтожения целого народа, осуществлённой современным промышленно развитым европейским государством с использованием всех его технических и организационных возможностей.

Достижения технологии двадцатого века позволили организовать промышленный процесс эксплуатации и умерщвления людей и переработки их тел в лагерях смерти.

Результатом этого стало уничтожение [1] около трети еврейского населения мира.[2]

Те же методы применялись нацистами для уничтожения (полного или частичного) других народов и групп неугодных им людей (цыган, чернокожих граждан Германии, душевнобольных и нетрудоспособных, советских военнопленных и т.д.

Жертвы Катастрофы

Основная статья: Жертвы Катастрофы

Традиционно жертвами Шоа считаются 6 миллионов евреев Европы. Тем не менее, полного поимённого списка жертв не существует. В Национальном Мемориале Катастрофы (Шоа) и Героизма «Яд ва-Шем» в Иерусалиме хранятся персональные документы, свидетельствующие о приблизительно 3 миллионах жертв.

Нацисты и их пособники тщательно скрывали следы своих преступлений.

Правительство СССР стремилось преуменьшить общее число своих погибших граждан и не позволяло составлять отдельные списки по национальностям. Антисемитски настроенные правительства стран Европы после войны не поддерживали усилия по выяснению имён погибших людей. К тому же перекройка границ во время войны привела к путанице, когда одни и те же люди считались одновременно гражданами разных стран.

Во многих местах не оставалось живых свидетелей, которые могли бы сообщить о погибших.

Основной источник статистических данных о Катастрофе европейского еврейства — сравнение предвоенных переписей населения с послевоенными переписями и оценками. По оценкам «Энциклопедии Холокоста» (издана музеем Яд ва-Шем), погибло до 3 миллионов польских евреев, 1.2 миллиона советских евреев (энциклопедия приводит раздельную статистику по СССР и странам Прибалтики), из них 140 тысяч евреев Литвы и 70 тысяч евреев Латвии; 560 тысяч евреев Венгрии, 280 тысяч — Румынии, 140 тысяч — Германии, 100 тысяч — Голландии, 80 тысяч евреев Франции, 80 тысяч — Чехии, 70 тысяч — Словакии, 65 тысяч — Греции, 60 тысяч — Югославии. В Белоруссии было уничтожено более 800 тысяч евреев.

Этапы Катастрофы

Захватив власть в Германии, нацисты взялись за евреев - граждан этой страны. Бюрократические традиции немецкого государства требовали во всём соблюдать законы и формальные процедуры.

Евреев в законодательном порядке лишали работы, собственности и жилья.

Притеснения евреев нарастали постепенно, с проверкой эффективности этих действий и силы сопротивления. Убедившись, что евреев никто не защищает, и их некуда изгонять, нацисты постепенно начали уничтожать еврейсих граждан путём заключения в гетто и концлагеря, где их морили голодом.

В 1942 году был утверждён полный набор дискриминационных мер, позволявший законным образом поэтапно убить евреев - германских граждан (Ванзейская конференция). Но имевшиеся в нём дыры позволили некоторым евреям выжить.

По мере захвата других стран Европы нацисты распространяли на них свои антиеврейские действия. В случае, когда они включали страну или её часть в состав Германии (Австрия, Чехия, Польша), на них распространялись германские законы.

На оккупированных территориях нацисты не ограничивали себя никакими законами и организовывали массовое уничтожение евреев. Там, где они организовали марионеточные режимы (Словакия, Хорватия и т.д.), эти режимы осуществляли геноцид евреев сами.

В странах, где под властью нацистов действовали местные правительства, нацисты требовали от них введения антиеврейских законов и сотрудничества в уничтожении евреев.

В странах - союзниках Германии нацисты осуществляли дипломатическое давление с целью добиться антиеврейских действий от правителей и помогали местным пронацистским политическим силам (Железная Гвардия, Салашисты и т.д.), которые занимались убийствами евреев и погромами. Такую же деятельность они поощряли и вне Европы - в арабских странах, Латинской Америке, на Дальнем Востоке.

Таким образом, хронология уничтожения евреев Европы в основном совпадает с хронологией захватов нацистской Германией европейских стран в ходе Второй мировой войны. Большая часть людей была убита в ходе истребления крупнейших еврейских общин - польской, украинской, белорусской и литовской в 1941-1943 годах. Параллельно были истреблены евреи в других захваченных странах Европы.

В 1943 году, захватив Италию, нацисты добрались до итальянской общины, а в 1944 - до венгерской.

Процесс массового убийства евреев продолжался до конца Второй мировой войны. В некоторых странах, где действовали пронацистские и антисемитские военно-политические силы (Прибалтика, Украина, Польша), убийства евреев продолжались и после войны.

Основные статьи: Катастрофа в Германии, Катастрофа в Австрии, Катастрофа в Чехословакии, Катастрофа в Польше , Катастрофа в Югославии
Основные статьи: Катастрофа в Греции, Катастрофа в Албании, Катастрофа во Франции, Катастрофа в Бельгии , Катастрофа в Нидерландах
Основные статьи: Катастрофа в Люксембурге, Катастрофа в Норвегии, Спасение евреев Дании, Катастрофа в СССР , Катастрофа в Италии
Основные статьи: Катастрофа в Венгрии, Катастрофа в Венгрии, Спасение евреев Болгарии, Катастрофа в Северной Африке

Конец войны

Быстрое продвижение советских войск на запад принудило эсэсовцев лихорадочно ликвидировать последние гетто и рабочие лагеря и заметать следы совершённых в них преступлений. Специальное подразделение (зондеркоммандо-1005) занималось сожжением трупов на месте массовых расстрелов[3]

Поспешно были ликвидированы почти все гетто и лагеря, ещё остававшиеся на территории Польши, Украины, Белоруссии, Латвии и Литвы (так, например, после подавления восстания в вильнюсском гетто последние несколько тысяч евреев были 23 сентября 1943 года отправлены в лагеря в Эстонии); началась массовая отправка еврейского населения из Италии, Норвегии, Франции, Бельгии, Словакии и Греции в Освенцим, продолжавшаяся до октября 1944 г. К уничтожению евреев Венгрии приступили уже после того, как советские войска завладели восточными областями этой страны[3].

По мнению некоторых исследователей, программа истребления евреев в 1943-45 гг. (до капитуляции Германии в мае 1945 г.) была выполнена на две трети. Нехватка рабочей силы и одновременно экономически бессмысленное убийство миллионов людей вызвали в 1943-44 гг. сомнения у нацистской верхушки в правильности подхода к «окончательному решению». В 1943 г. Гиммлер отдал приказ об использовании труда уцелевших евреев в интересах ведения войны. В определённый момент Гиммлер даже предложил освободить часть евреев в обмен на политические уступки (включая и возможность переговоров о заключении сепаратного мира с Западом) или за колоссальный выкуп (смотри статью Кровь за товары).

На последнем этапе войны, когда неизбежность поражения Германии уже не вызывала сомнений, некоторые нацистские руководители пытались использовать евреев для установления связи с союзниками, в то время как другие (прежде всего Гитлер) продолжали требовать тотального уничтожения тех, кто ещё оставался в живых.[3]

«

Я указал ему на то, что за границей ходят слухи о том, что евреев в Польше истребляют. Я указал на то, что со стороны папы последовало заявление, адресованное словацкому правительству. Я указал на то, что такие действия, если они действительно имели место, могут повредить нашему престижу, то есть престижу Германии. По всем этим причинам я просил его допустить осмотр. После продолжительной дискуссии Эйхман заявил мне, что он ни при каких обстоятельствах не может разрешить посещение польских гетто. На мой вопрос «почему?» он ответил, что большей части евреев уже нет в живых. Когда я спросил его, кто отдал такой приказ, он сказал мне, что это приказ Гиммлера. После этого я просил его, чтобы он показал мне этот приказ, - потому что я не мог представить себе, что действительно существует такой письменный приказ.
Вопрос: Расскажите об обстоятельствах издания и содержании приказа.
Ответ: Эйхман сказал мне, что он может показать мне этот письменный приказ, если это беспокоит мою совесть. Он достал из своего сейфа маленькую папку, которую он перелистал, и показал мне письмо Гиммлера начальнику полиции безопасности и СД. В этом письме было написано приблизительно следующее:
«Фюрер приказал разрешить окончательно еврейский вопрос. Разрешение этого вопроса поручается начальнику полиции безопасности и СД и инспектору по концентрационным лагерям. Это так называемое окончательное решение не распространяется пока на работоспособных евреев мужского и женского пола, которые должны использоваться для работы в концентрационных лагерях». Этот приказ был подписан самим Гиммлером. Тут не может быть ошибки, так как я точно знаю подпись Гиммлера.
Вопрос: Кому был адресован этот приказ?
Ответ: Начальнику полиции безопасности и СД, это значит в аппарат начальника полиции безопасности и СД.
Вопрос: Был ли он адресован еще кому-либо?
Ответ: Да, инспектору концентрационных лагерей. Этим двум учреждениям был адресован приказ.
Вопрос: Был ли на этом приказе какой-либо гриф секретности?
Ответ: Это был совершенно секретный приказ.
Вопрос: Когда он был, примерно, издан?
Ответ: Этот приказ был издан, примерно, в апреле 1942 года.
Вопрос: Кем он был подписан?
Ответ: Гиммлером лично.
Вопрос: И вы лично ознакомились с этим приказом в отделе Эйхмана?
Ответ: Да. Эйхман подал мне этот документ, и я сам видел этот приказ.
Вопрос: Задавали ли вы какие-нибудь вопросы относительно значения слов «окончательное решение», которые имелись в приказе?
Ответ: Эйхман пояснил мне смысл этого выражения. Он сказал, что за словами «окончательное решение» скрывается физическое уничтожение еврейской расы в восточных областях. И в более поздних дискуссиях на эту тему это выражение «окончательное решение» постоянно употреблялось.
Вопрос: Когда вы в последний раз видели Эйхмана?
Ответ: В последний раз я видел Эйхмана в конце февраля 1945 года в Берлине. Он сказал тогда, что если война будет проиграна, то он покончит жизнь самоубийством.
Вопрос: Называл ли он тогда общее число евреев, которые были убиты?

Ответ: Да, он высказался тогда очень цинично. Он сказал, что он с улыбкой прыгнет в могилу, так как он с особым удовлетворением сознает, что на его совести около 5 млн человек.
из показаний Дитера Вислицени на Нюрнбергском процессе [4]
»

[1]

«

Здесь я буду говорить с вами совершенно откровенно об особенно трудной главе… Между собой мы будем говорить открыто, хотя никогда не сделаем этого публично… Я имею в виду изгнание евреев, уничтожение еврейского народа…

Лишь немногие из присутствующих знают, что это значит, когда лежит груда трупов, — сто, пятьсот, тысяча трупов… Выдержать все это и сохранить порядочность, — вот что закалило наш характер. Это славная страница нашей истории, которая никогда не была написана и никогда не будет написана.
из речи Генриха Гиммлера в Познани 4 октября 1943 г. перед офицерами СС [5]
»

Сопротивление и Праведники мира

Холокост и местное нееврейское население

Роль местного нееврейского населения оккупированных Германией территорий в процессе холокоста была неоднозначной. Тысячи местных жителей служили в вспомогательной полиции, созданной оккупантами и принимали участие в охране гетто, конвоировании евреев к месту убийств и в самих убийствах. Местная полиция осуществляла отправку евреев в лагеря смерти на территориях, контролируемых режимом Виши во Франции, в Словакии, в Венгрии. Многие местные жители доносили оккупантам на скрывающихся евреев. Многие местные жители присваивали себе имущество убитых евреев, вселялись в их жилища. Наконец, были случаи, когда местные жители сами расправлялись с евреями, без непосредственного участия оккупантов (см. статьи Холокост во Львове, Холокост в Литве, Погром в Едвабне). В Хорватии убийства евреев также осуществлялись без непосредственного немецкого участия (см. статью Усташи).

В то же время немало местных жителей-неевреев спасали евреев, рискуя свободой и жизнью (см. Праведники мира)

Юденраты и еврейская полиция

Основные статьи: Юденрат, Еврейская полиция

По инициативе немецких оккупационных властей в каждом гетто на оккупированных территориях создавались еврейские административные органы самоуправления — юденраты (нем. Judenrat) — «еврейские советы». Отдельный юденрат мог отвечать за определенное гетто, отдельную территорию, регион или даже за целую страну. В полномочия юденратов входило обеспечение хозяйственной жизни и порядка в гетто, сбор денежных средств, отбор кандидатов для работы в трудовых лагерях, а также исполнение распоряжений оккупационной власти. Юденраты активно сотрудничали с немецкими властями, стараясь завоевать авторитет и показать свою значимость для «дела» Германии и тем самым спасти как можно больше евреев. В частности, глава юденрата Лодзинского гетто Хаим Румковский произнёс перед жителями гетто агитационную речь, призывая отдать на смерть детей гетто, якобы ради того, чтобы этой ценой спасти всё гетто. Только массовые отправки евреев в лагеря смерти в 1942 году развеяли иллюзии членов юденратов (так, покончил с собой глава варшавского юденрата Адам Черняков).

Юденратам подчинялась еврейская полиция. Главой еврейской полиции обычно был один из членов юденрата. Комплектование еврейской полиции происходило при участии немцев и руководителей юденратов. Обычно еврейская полиция оружия не имела — членам полиции разрешалось носить резиновые дубинки. Однако некоторые еврейские полицейские были вооружены.

Функции еврейской полиции можно разделить на три типа:

  1. выполнение немецких приказов, полученных через юденрат или непосредственно от оккупационных властей;
  2. выполнение распоряжений юденрата в связи с его мероприятиями: сбор контрибуций.
  3. охрана улиц гетто, охрана входа и выхода из гетто.

Иногда еврейские полицейские принимали участие в расстрелах евреев. 27 октября 1942 года 7 членов еврейской полиции под руководством начальника еврейской полиции Вильнюсского гетто С. Деслера в Ошмянах (Белоруссия) участвовали в массовом убийстве 406 человек.[6] Еврейские полицейские Вильнюсского гетто сопровождали колонны евреев в Панеряй к месту массовых убийств. Также в Вильнюсском гетто в 1942 году еврейской полицией было повешено 6 евреев за уголовные преступления.[6]

Несмотря на то, что еврейская полиция помогала нацистам в уничтожении других евреев, многие (но не все) её члены в конце концов разделили судьбу других жертв холокоста.

Сопротивление самих евреев

Отсутствие чёткой информации о планах нацистов по тотальному уничтожению еврейского народа привело к тому, что жители гетто пытались выполнять требования оккупантов, стремясь выжить (см. Юденрат, Еврейская полиция).

Лишь после того, как исход стал окончательно ясен, в лагерях и гетто начались восстания: наиболее известны восстание в Варшавском гетто в январе 1943 года, а также восстание в лагере уничтожения «Собибор» — единственное успешное восстание в концлагере за всю историю Второй мировой войны. Активным центром сопротивления было Минское гетто. Гетто в Белостоке (польск. Bialystok, ныне Польша), содержавшее вначале 50 000 евреев, было ликвидировано 16 августа 1943 года после пяти дней боев с еврейским подпольем.

Судьба евреев оккупированных территорий была предрешена. Лишённые, как правило, поддержки местного населения, многие из этих людей не имели шансов выжить вне стен гетто. Среди выживших в Шоа — те немногие, кого с риском для жизни прятали местные жители (неевреи, названные «Праведниками мира», спасли от гибели десятки тысяч евреев); те, кто ушёл в партизанские отряды. В Белоруссии среди партизан воевали 30 тысяч евреев — число выживших белорусских евреев с этой цифрой почти совпадает. Известен еврейский партизанский отряд имени Калинина, созданный братьями Бельскими. Евреи воевали также в партизанских отрядах в Литве и на Северной Украине.

Последствия Шоа

Из польских евреев выжило около 300 тысяч: 25 тысяч спаслись в Польше, 30 тысяч вернулись из лагерей принудительного труда, а остальные — это те, кто вернулся из СССР. Уничтожение еврейской жизни, разруха и взрыв антисемитизма, пик которого пришелся на погром в Кельце (Kielce) в июле 1946 года, вынудили большинство польских евреев оставить страну (по большей части нелегально), отправившись в Центральную Европу. После 1946 года в Польше осталось только 50 тысяч евреев.

Были уничтожены не только люди — была уничтожена уникальная местная еврейская культура, уничтожена память о том, что она (эта культура) веками была неотъемлемой частью культуры Восточной Европы. Свидетельств этому практически не сохранилось. Евреи на этих землях, некогда бывших центром мирового еврейства, превратились в маргинальное меньшинство. В некотором смысле, нацисты со своими задачами по окончательному решению еврейского вопроса справились успешно.

Хронология Шоа

Основная статья: Хронология холокоста

Отрицание холокоста

Основная статья: Отрицание холокоста

Существует точка зрения, согласно которой холокост как явление не существовал в том виде, в каком его описывает общепринятая историография. Сторонники этой идеи оспаривают:

  • существование плана физического истребления евреев Европы;
  • существование газовых камер и лагерей смерти, предназначенных для уничтожения людей;
  • численность жертв среди еврейского населения на территории господства национал-социализма, которая, по их мнению, сильно завышена

Генеральная Ассамблея ООН без голосования в резолюции № 60/7 от 21 ноября 2005 года отвергает любое полное или частичное отрицание холокоста как исторического события.[7]. А 26 января 2007 года накануне Международного дня памяти жертв холокоста Генеральная ассамблея ООН приняла Резолюцию № 61/255 «Отрицание Холокоста», осуждающую отрицание холокоста как исторического факта.[8]

Память о холокосте

Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 27 января, день освобождения Освенцима, Международным днём памяти жертв холокоста.

В день 60-й годовщины холокоста Европарламент принял резолюцию, осуждающую холокост[9]:

<…> Сотни тысяч евреев, цыган, гомосексуалистов, поляков и узников других национальностей были убиты в Освенциме и мы подчеркиваем, что память об этих событиях важна не только как напоминание и осуждение преступлений нацистов, но также в качестве назидания об опасности преследования людей на основе расы, этнического происхождения, религии, политических взглядов или сексуальной ориентации.

Лидеры и представители более 40 государств, присутствовавших на памятной церемонии в Освенциме, среди которых был Владимир Путин, решительно осудили холокост, антисемитизм и ксенофобию[10].

Изучением холокоста занимаются множество учёных и исследовательских центров во всём мире.

Холокост в искусстве

Важным моментом в сохранении памяти людей холокоста и необходимости недопущения подобной трагедии впредь является художественное осмысление холокоста в литературе, кинематографе, музыке, изобразительном искусстве. Наиболее эмоционально эта тема раскрыта в кино.

Первым из фильмов, рассказавших об Освенциме и холокосте, был польский фильм «Последний этап» (1946).

Среди наиболее известных лент, посвящённых этой теме: «Пианист», «Список Шиндлера», «Ночь и туман», «Выбор Софи», «Жизнь прекрасна».

См. также

Примечания

  1. American Jewish Committee, Harry Schneiderman and Julius B. Maller, eds., American Jewish Year Book, Vol. 48 (1946—1947), Press of Jewish Publication Society of America, Philadelphia, 1946, page 599
  2. Пан Ги Мун Послание по случаю Международного дня памяти жертв Холокоста (27 января 2009 года). — «Сегодня мы чтим память миллионов жертв нацизма — почти одной трети еврейского народа и бесчисленных представителей других меньшинств, — которые, подверглись жестокой дискриминации, лишениям, зверствам и убийствам»  Проверено 22 ноября 2009.
  3. 3,0 3,1 3,2 Статья «Катастрофа. Нацистская политика уничтожения еврейского народа и этапы Катастрофы» в Электронной еврейской энциклопедии
  4. http://nurnbergprozes.narod.ru/011/9.htm
  5. http://www.megapolis.org/israel/ind147.html
  6. 6,0 6,1 Станкерас П. Литовские полицейские батальоны. 1941-1945 гг.. — Москва: Вече, 2009. — С. 105-106. — 299 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-9533-3897-4
  7. Официальный текст резолюции на русском языке
  8. Резолюция Генеральной ассамблеи ООН № 61/255
  9. Remembering all Holocaust victims(англ.)
  10. В Освенциме прошла церемония памяти жертв концлагеря

Литература

Ссылки

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.


Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация
На других языках