Старый ишув

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 13: Строка 13:
| ВИКИПЕДИЯ =
| ВИКИПЕДИЯ =
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
-
}}'''Старый ишув''' ({{lang-he|היישוב הישן}} hа́-ишу́в hа́-яша́н) — собирательное название [[Евреи|еврейского населения]] [[Эрец-Исраэль]], жившего в Стране до начала сионистской [[Первая алия|Первой алии]] в [[1881 год]]у, и данное ему в противоположность новому сионистскому населению Страны (= "Новый ишув").
+
}}'''Старый ишув''' ({{lang-he|היישוב הישן}} hа́-ишу́в hа́-яша́н) — собирательное название [[Евреи|еврейского населения]] [[Эрец-Исраэль]], жившего в Стране до начала сионистской [[Первая алия|Первой алии]] в [[1881 год]]у, и данное ему в противоположность новому сионистскому населению Страны (= "Новый ишув". Началом "Нового ишува" считается основание, в [[1882 год]]у, города [[Ришон-ле-Цион]]).
-
Население старого ишува состояло из трех основных групп: [[арабоязычные евреи]] (потомки евреев живших в Эрец-Исраэль, до разрушения Храма), [[сефарды]] (испанские и португальские евреи, осели в Эрец-Исраэль после [[Изгнание евреев из Испании (1492)|изгнания из Испании 1492 году]]) и [[Ашкеназы|ашкеназы (европейские евреи)]].
+
В идеологическом смысле "Старый ишув" - это предки современных "харедим" ("ультраортодоксов")
-
Большая часть старого ишува проживала, в [[Четыре святых города|четырёх святых для евреев городах]], это [[Иерусалим]], [[Цфат]], [[Тверия]] и [[Хеврон]]. Помимо этих городов, еврейские общины существовали в [[Яффо]], [[Хайфа|Хайфе]], [[Пкиин]]е, [[Акко]], [[Шхем]]е и до [[1799 год]]а в [[Газа|Газе]].<ref>{{книга
+
 
 +
== Структура ==
 +
 
 +
Население старого ишува четко разделялось на [[сефарды|сефардов]] и [[Ашкеназы|ашкеназов]], которые делились на хасидов и литваков ("[[Прушим]]"). В качестве отдельных групп можно выделить также [[тейманим]] (Йеменских евреев) и небольшие группы "древнего" еврейского населения, сохранившегося еще с периода Второго Храма (т.е. вообще не уходивших из Страны).
 +
 
 +
Большая часть старого ишува проживала, в [[Четыре святых города|четырёх святых для евреев городах]], это [[Иерусалим]], [[Цфат]], [[Тверия]] и [[Хеврон]].  
 +
 
 +
Помимо этих городов, еврейские общины существовали в [[Яффо]], [[Хайфа|Хайфе]], [[Пкиин]]е, [[Акко]], [[Шхем]]е и до [[1799 год]]а в [[Газа|Газе]].<ref>{{книга
  |автор        = БЕНИАМИН НОЙБЕРГЕР,ДАН КАСПИ
  |автор        = БЕНИАМИН НОЙБЕРГЕР,ДАН КАСПИ
  |часть        =  
  |часть        =  
Строка 34: Строка 41:
  |isbn          =  
  |isbn          =  
  |тираж        =  
  |тираж        =  
-
}}</ref> Город [[Петах-Тиква]] был основан в [[1878 год]]у, но не смотря на это его относят к старому ишуву. В [[1882 год]]у был основан город [[Ришон-ле-Цион]], который и стал началом для [[Ишув|нового ишува]].
+
}}</ref> Выходцы из Старого ишува основали также (в [[1878 год]]у) город [[Петах-Тиква]]  
 +
 
== История ==
== История ==
-
=== Ранние поселенцы ===
+
=== Алия в Страну Израиля в Средние века ===
-
Еврейский учённый [[Маймонид]] путешествовал из [[Испания|Испании]] в [[Марокко]] и [[Египет]], и после [[1178 год]]а он немного жил в [[Эрец-Исраэль]], а затем вернулся в Египет и поселился там. В [[1211 год]]у из [[Англия|Англии]] и [[Франция|Франции]] в Эрец-Исраэль, прибыла группа из 300 [[Тосафот|евреев-тосафистов]]. В новой стране они столкнулись с тяжелыми условиями, у них не было финансовой поддержки, и не могли заработать себе на жизнь. Большая часть переселенцев {{Нет АИ 2|была уничтожена [[Крестоносцы|крестоносцами]], прибывшими на святую землю в 1219 году|27|11|2011}}. Выжившим тосафистам разрешили поселится в [[Акко]], их потомки смешались с местным еврейским населением.
+
 
 +
"Наинизшей" точкой еврейского присутствия в Стране Израиля являлся период крестоносцев. Поосле падения государства крестоносцев начинается постепенное увеличение еврейского населения Страны.
 +
 
 +
[[Маймонид]] после [[1178 год]]а немного жил в [[Эрец-Исраэль]], а затем вернулся в Египет и поселился там.  
 +
 
 +
В [[1211 год]]у из [[Англия|Англии]] и [[Франция|Франции]] в Эрец-Исраэль, прибыла группа из 300 [[Тосафот|евреев-тосафистов]].  
 +
 
 +
<!-- Уточнить: В новой стране они столкнулись с тяжелыми условиями, у них не было финансовой поддержки, и не могли заработать себе на жизнь. Большая часть переселенцев {{Нет АИ 2|была уничтожена [[Крестоносцы|крестоносцами]], прибывшими на святую землю в 1219 году|27|11|2011}}. Выжившим тосафистам разрешили поселится в [[Акко]], их потомки смешались с местным еврейским населением. -->
В 1260 году рабби [[Иехиэль из Парижа]], глава [[Парижская иешива|Парижской иешивы]] вместе с учениками переехал жить в Эрец-Исраэль. Рабби Иехиэль воссоздал свою [[иешива|иешиву]] в Акко<ref>{{cite web|url=http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=13151&query=%CF%C0%D0%C8%C6|title=Париж (История евреев Парижа)|author=|date=|work=|publisher=|accessdate=2011-04-19|lang=}}</ref>
В 1260 году рабби [[Иехиэль из Парижа]], глава [[Парижская иешива|Парижской иешивы]] вместе с учениками переехал жить в Эрец-Исраэль. Рабби Иехиэль воссоздал свою [[иешива|иешиву]] в Акко<ref>{{cite web|url=http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=13151&query=%CF%C0%D0%C8%C6|title=Париж (История евреев Парижа)|author=|date=|work=|publisher=|accessdate=2011-04-19|lang=}}</ref>
, он умер в [[1265]] (по другим данным в [[1286 год]]у)<ref>{{cite web|url=http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=191&letter=J|title=JEHIEL BEN JOSEPH OF PARIS|author=|date=|work=|publisher=|accessdate=2011-04-19|lang=en}}</ref> и был похоронен неподалеку от города [[Хайфа]], на горе [[Кармель]].
, он умер в [[1265]] (по другим данным в [[1286 год]]у)<ref>{{cite web|url=http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=191&letter=J|title=JEHIEL BEN JOSEPH OF PARIS|author=|date=|work=|publisher=|accessdate=2011-04-19|lang=en}}</ref> и был похоронен неподалеку от города [[Хайфа]], на горе [[Кармель]].
-
В [[1267 год]]у [[Галаха|гахалический авторитет]] [[Моше бен Нахман]] (также известный как, Рамба́н или Нахмани́д) поселился в Акко. В [[1488 год]]у [[раввин]] [[Овадья из Бертиноро]] прибыл в Иерусалим, где занялся восстановлением еврейской общины. Рабби Бертиноро взял на себя обязанность сбора пожертвований в [[Италия|Италии]] для поддержки неимущих.<ref>{{cite web|url=http://www.eleven.co.il/article/10580|title=Бертиноро Овадия бен Аврахам Яре |author=|date=|work=|publisher=|accessdate=2011-04-19|lang=}}</ref>
+
В [[1267 год]]у [[Моше бен Нахман]] (Рамба́н, Нахмани́д) поселился в Акко.  
 +
 
 +
В [[1488 год]]у [[раввин]] [[Овадья из Бертиноро]] прибыл в Иерусалим, где занялся восстановлением еврейской общины. Рабби Бертиноро взял на себя обязанность сбора пожертвований в [[Италия|Италии]] для поддержки неимущих.<ref>{{cite web|url=http://www.eleven.co.il/article/10580|title=Бертиноро Овадия бен Аврахам Яре |author=|date=|work=|publisher=|accessdate=2011-04-19|lang=}}</ref>
 +
 
 +
=== Алия после изгнания из Испании ===
-
== Изгнание из Испании ==
 
[[Изгнание евреев из Испании (1492)|В 1492 году евреи были изгнаны из Испании]], а в [[1497 год]]у произошло изгнание евреев из [[Португалия|Португалии]]. Многие изгнанники оказались в [[Эрец-Исраэль]].
[[Изгнание евреев из Испании (1492)|В 1492 году евреи были изгнаны из Испании]], а в [[1497 год]]у произошло изгнание евреев из [[Португалия|Португалии]]. Многие изгнанники оказались в [[Эрец-Исраэль]].
-
В [[1561]] [[Османская империя|османский султан]] подарил политическому деятелю, еврейского происхождения, [[Наси, Иосиф|Иосифу Наси]] город Тивериаду ([[Тверия|Тверию]]), чтобы создать там убежище для евреев. Наси начал реставрацию древнего города, и пригласил евреев поселиться в нём.<ref>{{ЭЕЭ|12910|Наси Иосеф}}</ref> Действия Иосифа Наси вызвали волну возмущения у местных [[Ислам|мусульман]] и [[Христианство|христиан]], и у религиозных евреев его идеи не вызвали энтузиазма. Откликнулись на воззвания Наси, только [[марраны]], крещенные испанские евреи, которых всячески притесняли в христианском обществе. Еврейский историк [[Сесил, Рот|Рот Сесил]] пишет об этом: <ref>{{книга
+
К началу [[16 век]]а, [[Цфат]] стал центром учения [[Каббала|Кабалы]], в городе проживали многие известные [[раввин]]ы и [[Учёный|учённые]].
-
|автор        = Леон Поляков
+
-
|часть        = ИСПАНИЯ: СТРАНА ТРЕХ РЕЛИГИЙ
+
-
|заглавие      = ИСТОРИЯ АНТИСЕМИТИЗМА. КНИГА I - ЭПОХА ВЕРЫ
+
-
|оригинал      =
+
-
|ссылка        = http://62.0.35.69/il4u/history/antisemitizm/polyakov/29.html
+
-
|издание      =
+
-
|ответственный =
+
-
|место        =
+
-
|издательство  = Гешарим
+
-
|год          =  1998 год
+
-
|том          =
+
-
|страницы      =
+
-
|страниц      = 446
+
-
|isbn          = 5-88711-014-7
+
-
}}</ref>
+
-
{{цитата|автор =|Раввины, погруженные в свою казуистику, могли оказать лишь незначительное содействие; еще меньше можно было ожидать от мистиков, убежденных в том, что искупление можно приблизить только с помощью перестановок и комбинаций Божественного Имени, и даже от беглых марранов, вполне счастливых тем, что им удалось спасти собственные шкуры}}
+
В [[1561]] [[Османская империя|османский султан]] подарил политическому деятелю, еврейского происхождения, [[Наси, Иосиф|Иосифу Наси]] город ([[Тверия|Тверию]]), чтобы создать там убежище для евреев. Наси начал реставрацию древнего города, и пригласил евреев поселиться в нём.<ref>{{ЭЕЭ|12910|Наси Иосеф}}</ref>, однако этот проект не был реализован.
-
К началу [[16 век]]а, [[Цфат]] стал центром учения [[Каббала|Кабалы]], в городе проживали многие известные [[раввин]]ы и [[Учёный|учённые]]. Среди них были такие известные личности как, раввин [[Берав, Яаков|Яков Берав]]<ref>{{ЭЕЭ|10528|Берав Я‘аков}}</ref>, рабби [[Кордоверо, Моше|Моше Кордоверо]]<ref>{{ЭЕЭ|12190|Моше Кордоверо}}</ref>, рабби [[Каро, Йосеф|Йосеф Каро]], рабби [[Лурия, Ицхак|Аризаль]].<ref>{{cite web|url=http://www.jewish.ru/israel/press/2009/11/news994280241.php|title=В Цфате небо под ногами|author=|date=|work=|publisher=|accessdate=2011-04-19|lang=}}</ref> В то же время была небольшая община в [[Иерусалим]]е, во главе с раввином [[Леви ибн Хавив]]ом.<ref>{{cite web|url=http://www.chassidus.ru/library/mishnah/rosh_hashana/mafteach2.htm|title=Указатель имен|author=|date=|work=|publisher=|accessdate=2011-04-19|lang=}}</ref> В [[1620 год]]у в Иерусалиме поселился видный [[раввин]] и [[Каббала|каббалист]] [[Исаия Горовиц]].
 
-
== Раввин [[Иехуда Хасид]] ==
+
=== Алия учеников Иеhуды Хасида (1700) ===
-
В 1700 году группа [[Ашкеназы|европейских евреев]], состоящая из более 1500 человек (по другой версии 1300 человек, отправилась в [[Эрец-Исраэль]], чтобы поселится в Иерусалиме. В то время в [[Старый город (Иерусалим)|Старом городе Иерусалим]] жили в основном [[сефарды]] (около 1 000 человек), и небольшое количество ашкензов, около 200 человек. Эти евреи откликнулись на призыв Иехуды Хасида, [[Магид (проповедник)|маггида]] из города [[Седльце]], [[Польша]]. Раввин пропагандировал возвращение в Эрец-Исраэль, и возврат своей земли.<ref>{{ЭЕЭ|11699|Иехуда Хасид ха-Леви}}</ref>
+
-
Треть евреев умерли от лишений и болезней, во время долгого путешествия. После прибытия в Эрец-Исрэль, путники отправились в Иерусалим. Спустя три дня по прибытию на Святую Землю раввин Иехуда Хасид скончался. На строительство [[синагога|синагоги]] евреям пришлось занять деньги у арабов. В [[1721 год]]у ашкеназских евреев обвинили в неуплате налогов. Арабы ворвались в синагогу и уничтожили её. После этого ашкеназам запретили селится в Иерусалиме. Чтобы оставаться в городе, им пришлось одеваться как сефарды. <ref>{{cite web|url=http://piratyy.by.ru/history/hurva.html|title=Синагога Хурва|author=|date=|work=|publisher=|accessdate=2011-04-19|lang=}}</ref>
+
В 1700 году в Иерусалим переселилась группа из около 1000 [[Ашкеназы|европейских евреев]], под руководством [[Йеhуда hа-Хасид (Иерусалим)|Иеhуды Хасида]]. (К этому времени в Иерусалиме жили в основном [[сефарды]] (около 1 000 человек), и небольшое количество ашкензов, около 200 человек).  
-
== Хасиды и Перушим ==
+
На строительство [[синагога|синагоги]] переселенцам пришлось занять деньги у арабов. После нескольких лет пребывания в стране между последователями Иеhуды Хасида вспыхнули ссоры. В [[1721 год]] ссоры привели к тому, что ашкеназских евреев обвинили в неуплате долгов, арабские кредиторы ворвались в синагогу и сожгли ее.
-
В [[18 век]]е группы [[Хасидизм|хасидов]] и [[перушим]] (последователей [[Виленский гаон|Виленского гаона]]), селились в Эрец-Исраэль. В [[1764 год]]у рабби Нахман (однин из ближайших учеников и последователей [[Баал Шем Тов]]а) поселился в Тверии. В [[1777 год]]у хасидские лидеры [[Менахем Мендель из Витебска]] и рабби Авраам из [[Калиш]]а, ученики раввина [[Дов-Бер из Межерича|Дов-Бера из Межерича]], поселились в Тверии.
+
-
[[Миснагдим]] стали прибывать на Святую Землю в 1780 году. Большинство из них поселились в Цфате и Тверии, но некоторые поселились и в Иерусалиме, и восстановили синагогу учеников последователей Иехуды Хасида. Начиная с [[1830 год]]а, около двадцати учеников [[Хатам Софер|Хатама Софера]] поселились в Эрец-Исраэль, почти все из них в Иерусалиме.
+
Турецкие власти после индидента запретили ашкеназам пребывание в городе, поселенцы вынуждены были покинуть Иерусалим или одеваться как сефарды.
 +
 
 +
Однако алия группа Иеhуды Хасида произвела большое впечатление на современников, поскольку она представляла собой первую — с 13 в. — организованную [[Алия|алию]] [[Ашкеназы|ашкеназов]] в Эрец-Исраэль.
 +
 
 +
Согласно традиции, Иеhуда Хасид купил в Иерусалиме большой участок земли в Старом городе, на котором в середине 19 в. лет была построена главная синагога ашкеназской общины Иерусалима «Хурват рабби Иеhуда хе-Хасид» (разрушена арабами в 1948 г., восстановлена и открыта в 2010 г.<ref>[http://maof.rjews.net/history/18-history/24874--qq- Якир Мамлаль Синагога "Хурва" отстроена]</ref>
 +
 
 +
=== Алия в 18-19 в. ===
 +
 
 +
В [[1764 год]]у рабби Нахман (однин из ближайших учеников и последователей [[Баал Шем Тов]]а) поселился в Тверии.
 +
 
 +
В [[1777 год]]у группа хасидов, под руководством р. [[Менахем Мендель из Витебска]] и р. Авраам из [[Калиш]]а, учеников р. [[Дов-Бер из Межерича|Дов-Бера из Межерича]], поселились в Тверии.
 +
 
 +
В 1806 г в Страну переселилась горуппа учеников Виленского Гаона (см. [[Алия учеников Виленского Гаона («Прушим») в 19 в.]]) Большинство из них поселились в Цфате и Тверии, но некоторые поселились и в Иерусалиме, и восстановили синагогу учеников последователей Иехуды Хасида.  
 +
 
 +
Начиная с [[1830 год]]а, около двадцати учеников [[Хатам Софер|Хатама Софера]] поселились в Эрец-Исраэль, почти все из них в Иерусалиме.
-
== Землетрясение в Цфате ==
 
В 1837 произошло разрушительное землетрясение в Цфате, погибло около четырех тысяч евреев. Выжившие переселились в другие города, большая часть в [[Хеврон]] и [[Иерусалим]], который утвердился в качестве центра старого Ишува.<ref>{{ЭЕЭ|14651|История Цфата}}</ref>
В 1837 произошло разрушительное землетрясение в Цфате, погибло около четырех тысяч евреев. Выжившие переселились в другие города, большая часть в [[Хеврон]] и [[Иерусалим]], который утвердился в качестве центра старого Ишува.<ref>{{ЭЕЭ|14651|История Цфата}}</ref>
-
=== От старого ишува к новому ===
+
 
-
{{план}}
+
== Положение во второй половине 19 в. ==
 +
 
 +
 
 +
Во течение 19 в. Палестина, оставаясь частью Турецкой империи, постоянно находилась в фокусе борьбы (и даже войны) между различными турецкими и арабскими кланами и наместниками. Каждая из сторон пыталась привлечь на свою сторону европейцев, обладавших мощной военной техникой, и это резко усилило европейское проникновение в Страну. В середине XIX века в Стране открылись иностранные консульства, и стало возможным жить в стране оставаясь иностранным подданным, и находиться при этом под защитой иностранного консульства. Палестина быстро "европеизировалась" и модернизировалась.
 +
 
 +
В связи с этим начиная с 1850-х годов все больше и больше евреев переселяются в Страну Израиля. В 1860-х-70-х гг. Старый ишув не только количественно увеличивается, но и сильно меняется качественно.
 +
 
 +
Начиная с 1850 г. евреи составляют большинство в Иерусалиме. Важнейшим событием стал выход иерусалимских евреев за пределы стен Старого Города и начало строительства новых кварталов. Одними из первых были кварталы "Мишкенот Шаананим" и "Нахалат Шива", позже - "Меа Шеарим". В то время это было не только необычно, но и очень опасно. Люди, жившие вне пределов городских стен, подвергались опасности нападения ночующих повсюду арабских шаек. Квартал строился в виде замкнутого пространства - так, чтобы можно было защитить его от нападения.
 +
 
== Экономика ==
== Экономика ==
=== Халука ===
=== Халука ===
-
Многие евреи прибывающие в [[Эрец-Исраэль]], были уже пожилыми людьми и жили на свои личные сбережения. Другие евреи занимались только изучением [[Тора|Торы]], и не работали. Что бы помочь еврейскому населению страны, действовала еврейская система поддержки халлука. Халука ({{lang-he|חלקה}} — Халука́) — это денежные пожертвования [[Евреи|евреев]] диаспоры в пользу евреев живущих в стране Израиля<ref>{{ЭЕЭ|14425|Халука}}</ref>. Многие приезжавшие занимались изучением Торы, для каждой еврейской общины было честью быть представленной на земле обетованной, поэтому общины выделяли своим представителям специальные стипендии. <ref>[http://books.google.com/books?id=563fUop-uccC&pg=PA12&lpg=PA12&dq=old+yishuv+haluka&source=bl&ots=5Y-KXlJw_7&sig=37ai9eZMAr6MGnXOX6Q0-toWxiQ&hl=en&ei=LjDUSqOILYX24Ab9v5TRDA&sa=X&oi=book_result&ct=result&resnum=1&ved=0CAoQ6AEwAA#v=onepage&q=old%20yishuv%20haluka&f=false ''Рав Авраам Ицхак Кук: Between Rationalism and Mysticism'', Binyamin Ish Shalom] {{ref-en}}</ref>.
+
 
 +
Большая часть Старого ишува была занята изучением Торы и жила на "[[халука]]" - распределение пожертвований, собранных среди евреев диаспоры. Во все века евреи диаспоры старались посылать пожертвования в Палестину, потому что они чувствовали свою кровную заинтересованность в том, чтобы в Земле Израиля жили евреи. Для каждой еврейской общины было честью быть представленной на земле обетованной, поэтому общины выделяли своим представителям специальные стипендии. <ref>[http://books.google.com/books?id=563fUop-uccC&pg=PA12&lpg=PA12&dq=old+yishuv+haluka&source=bl&ots=5Y-KXlJw_7&sig=37ai9eZMAr6MGnXOX6Q0-toWxiQ&hl=en&ei=LjDUSqOILYX24Ab9v5TRDA&sa=X&oi=book_result&ct=result&resnum=1&ved=0CAoQ6AEwAA#v=onepage&q=old%20yishuv%20haluka&f=false ''Рав Авраам Ицхак Кук: Between Rationalism and Mysticism'', Binyamin Ish Shalom] {{ref-en}}</ref>
=== Экспорт этрогов ===
=== Экспорт этрогов ===
Строка 102: Строка 124:
=== Сельскохозяйственные поселения ===
=== Сельскохозяйственные поселения ===
-
Цели сионистского движения [[Ховевей Цион]] были аналогичны целям старого ишува, среди общих целей было, возвращение евреев всего мира на историческую родину и возвращение к исполнению религиозных традиций. У сионистов была дополнительная цель, сельскохозяйственная обработка земли.<ref>{{книга
 
-
|автор        =  ХАНА ГЕРЦИГ,АВНЕР ХОЛЬЦМАН
 
-
|часть        =
 
-
|заглавие      = Ивритская новелла начала двадцатого века
 
-
|оригинал      =
 
-
|ссылка        = http://books.google.com/books?id=djGwzGo6FFkC&pg=PA24&dq=%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D0%B9+%D1%81%D0%B8%D0%BE%D0%BD+%D1%86%D0%B5%D0%BB%D0%B8&hl=ru&ei=u7eyTbf2BcaaOrK_rKwJ&sa=X&oi=book_result&ct=result&resnum=3&ved=0CDcQ6AEwAg#v=onepage&q&f=false
 
-
|ответственный =
 
-
|издание      = Открытый Университет Иерусалима
 
-
|место        =
 
-
|издательство  =
 
-
|год          =
 
-
|том          =
 
-
|страницы      = 24-26
 
-
|страниц      = 243
 
-
|серия        =
 
-
|isbn          =
 
-
|тираж        =
 
-
}}</ref>
 
-
Они покупали землю [[Османская империя|у Османских властей]] и местных [[феллах]]ов. Инициатором создания и руководителем организации был раввин [[Цви Гирш Калишер]] из Торн, который опубликовал свои взгляды и любовь к Сиону, в произведении Дришат Сион.<ref>{{книга
 
-
|автор        = Время и мы
 
-
|заглавие      =
 
-
|ответственный =
 
-
|ссылка        =
 
-
|место        =
 
-
|издательство  =
 
-
|год          =
 
-
|том          =
 
-
|страниц      = 173
 
-
|страницы      =
 
-
|isbn          =
 
-
}}</ref>
 
-
=== Продовольственная часть ===
+
В середине 19 в. среди Старого ишува возникает движение за организацию сельскохозяйственных поселений. Несколько первых попыток организовать сельскохозяйственные поселения в районе Иерихона и в районе Газы не увенчались успехом, но попытка в районе Яффо удалась, и там в 1878 г. было организовано первое в новое время еврейское сельскохозяйственное поселение в Земле Израиля - Петах-Тиква. (см. [[Саломон, Иоэль Моше]])
-
{{план}}
+
-
== См. также ==
 
-
* [[Дом АРИ]]
 
-
* [[Новый ишув]]
 
== Примечания ==
== Примечания ==

Версия 00:38, 8 апреля 2012

Надо консолидировать эту статью со статьей Старый ишув - дополнение


Тип статьи: Регулярная исправленная статья

Старый ишув (ивр. היישוב הישן‎ hа́-ишу́в hа́-яша́н) — собирательное название еврейского населения Эрец-Исраэль, жившего в Стране до начала сионистской Первой алии в 1881 году, и данное ему в противоположность новому сионистскому населению Страны (= "Новый ишув". Началом "Нового ишува" считается основание, в 1882 году, города Ришон-ле-Цион).

В идеологическом смысле "Старый ишув" - это предки современных "харедим" ("ультраортодоксов")


Содержание

Структура

Население старого ишува четко разделялось на сефардов и ашкеназов, которые делились на хасидов и литваков ("Прушим"). В качестве отдельных групп можно выделить также тейманим (Йеменских евреев) и небольшие группы "древнего" еврейского населения, сохранившегося еще с периода Второго Храма (т.е. вообще не уходивших из Страны).

Большая часть старого ишува проживала, в четырёх святых для евреев городах, это Иерусалим, Цфат, Тверия и Хеврон.

Помимо этих городов, еврейские общины существовали в Яффо, Хайфе, Пкиине, Акко, Шхеме и до 1799 года в Газе.[1] Выходцы из Старого ишува основали также (в 1878 году) город Петах-Тиква


История

Алия в Страну Израиля в Средние века

"Наинизшей" точкой еврейского присутствия в Стране Израиля являлся период крестоносцев. Поосле падения государства крестоносцев начинается постепенное увеличение еврейского населения Страны.

Маймонид после 1178 года немного жил в Эрец-Исраэль, а затем вернулся в Египет и поселился там.

В 1211 году из Англии и Франции в Эрец-Исраэль, прибыла группа из 300 евреев-тосафистов.


В 1260 году рабби Иехиэль из Парижа, глава Парижской иешивы вместе с учениками переехал жить в Эрец-Исраэль. Рабби Иехиэль воссоздал свою иешиву в Акко[2] , он умер в 1265 (по другим данным в 1286 году)[3] и был похоронен неподалеку от города Хайфа, на горе Кармель.

В 1267 году Моше бен Нахман (Рамба́н, Нахмани́д) поселился в Акко.

В 1488 году раввин Овадья из Бертиноро прибыл в Иерусалим, где занялся восстановлением еврейской общины. Рабби Бертиноро взял на себя обязанность сбора пожертвований в Италии для поддержки неимущих.[4]

Алия после изгнания из Испании

В 1492 году евреи были изгнаны из Испании, а в 1497 году произошло изгнание евреев из Португалии. Многие изгнанники оказались в Эрец-Исраэль.

К началу 16 века, Цфат стал центром учения Кабалы, в городе проживали многие известные раввины и учённые.

В 1561 османский султан подарил политическому деятелю, еврейского происхождения, Иосифу Наси город (Тверию), чтобы создать там убежище для евреев. Наси начал реставрацию древнего города, и пригласил евреев поселиться в нём.[5], однако этот проект не был реализован.


Алия учеников Иеhуды Хасида (1700)

В 1700 году в Иерусалим переселилась группа из около 1000 европейских евреев, под руководством Иеhуды Хасида. (К этому времени в Иерусалиме жили в основном сефарды (около 1 000 человек), и небольшое количество ашкензов, около 200 человек).

На строительство синагоги переселенцам пришлось занять деньги у арабов. После нескольких лет пребывания в стране между последователями Иеhуды Хасида вспыхнули ссоры. В 1721 год ссоры привели к тому, что ашкеназских евреев обвинили в неуплате долгов, арабские кредиторы ворвались в синагогу и сожгли ее.

Турецкие власти после индидента запретили ашкеназам пребывание в городе, поселенцы вынуждены были покинуть Иерусалим или одеваться как сефарды.

Однако алия группа Иеhуды Хасида произвела большое впечатление на современников, поскольку она представляла собой первую — с 13 в. — организованную алию ашкеназов в Эрец-Исраэль.

Согласно традиции, Иеhуда Хасид купил в Иерусалиме большой участок земли в Старом городе, на котором в середине 19 в. лет была построена главная синагога ашкеназской общины Иерусалима «Хурват рабби Иеhуда хе-Хасид» (разрушена арабами в 1948 г., восстановлена и открыта в 2010 г.[6]

Алия в 18-19 в.

В 1764 году рабби Нахман (однин из ближайших учеников и последователей Баал Шем Това) поселился в Тверии.

В 1777 году группа хасидов, под руководством р. Менахем Мендель из Витебска и р. Авраам из Калиша, учеников р. Дов-Бера из Межерича, поселились в Тверии.

В 1806 г в Страну переселилась горуппа учеников Виленского Гаона (см. Алия учеников Виленского Гаона («Прушим») в 19 в.) Большинство из них поселились в Цфате и Тверии, но некоторые поселились и в Иерусалиме, и восстановили синагогу учеников последователей Иехуды Хасида.

Начиная с 1830 года, около двадцати учеников Хатама Софера поселились в Эрец-Исраэль, почти все из них в Иерусалиме.

В 1837 произошло разрушительное землетрясение в Цфате, погибло около четырех тысяч евреев. Выжившие переселились в другие города, большая часть в Хеврон и Иерусалим, который утвердился в качестве центра старого Ишува.[7]


Положение во второй половине 19 в.

Во течение 19 в. Палестина, оставаясь частью Турецкой империи, постоянно находилась в фокусе борьбы (и даже войны) между различными турецкими и арабскими кланами и наместниками. Каждая из сторон пыталась привлечь на свою сторону европейцев, обладавших мощной военной техникой, и это резко усилило европейское проникновение в Страну. В середине XIX века в Стране открылись иностранные консульства, и стало возможным жить в стране оставаясь иностранным подданным, и находиться при этом под защитой иностранного консульства. Палестина быстро "европеизировалась" и модернизировалась.

В связи с этим начиная с 1850-х годов все больше и больше евреев переселяются в Страну Израиля. В 1860-х-70-х гг. Старый ишув не только количественно увеличивается, но и сильно меняется качественно.

Начиная с 1850 г. евреи составляют большинство в Иерусалиме. Важнейшим событием стал выход иерусалимских евреев за пределы стен Старого Города и начало строительства новых кварталов. Одними из первых были кварталы "Мишкенот Шаананим" и "Нахалат Шива", позже - "Меа Шеарим". В то время это было не только необычно, но и очень опасно. Люди, жившие вне пределов городских стен, подвергались опасности нападения ночующих повсюду арабских шаек. Квартал строился в виде замкнутого пространства - так, чтобы можно было защитить его от нападения.


Экономика

Халука

Большая часть Старого ишува была занята изучением Торы и жила на "халука" - распределение пожертвований, собранных среди евреев диаспоры. Во все века евреи диаспоры старались посылать пожертвования в Палестину, потому что они чувствовали свою кровную заинтересованность в том, чтобы в Земле Израиля жили евреи. Для каждой еврейской общины было честью быть представленной на земле обетованной, поэтому общины выделяли своим представителям специальные стипендии. [8]

Экспорт этрогов

Цитрон, а в еврейской традиции - этрог (ивр. אתרוג‎), является одним из атрибутов иудейского праздника Суккот. Экспорт этрогов из Эрец-Исраэль, был одним из источников доходов старого ишува. Этому предшествовала идея сионисткой организации Ховевей Цион вернуться на землю предков и восстановить еврейское земледелие, до появления в Палестине сионистов, этроги выращивали в основном арабы, а позже и евреи. [9]. Еврейский учёный и раввин Яков Сапир, стал первым евреем-ашкенази, который начал торговать этрогами. Сам Сапир пишет об этом так:

« Когда я пришел из города Цфата, да будет он отстроен, в святой город Иерусалим в 1835г., вся торговля этрогами был в руках у сефардийской общины. Рабби, который заведовал фондом, посылал в месяц Ав двух евреев, родившихся в Израиле, для покупки этрогов. В те дни для евреев было достаточно 500[10] »

Также по словам Сапира, торговля этрогами была монополизирована сефардской общиной еще до 1835 года, у сефардов был контракт с арабами из города Умм-эль-Фахм, в основном тогда выращивался Балади (один из сортов этрога). В 40-е годы 18 века сефарды способствовали внедрению в сельское хозяйство Греческих цитронов, которые стали выращивать и в еврейских хозяйствах.

Особую роль в развитии производства этрогов, сыграл раввин Хаим Эллизер Вакс, в 1876 году он купил"три сада в селе Хиттин, и посадил там несколько сотен этроговых деревьев. Позже хозяйство Вакса разрослось до 13 000 деревьев.

Сельскохозяйственные поселения

В середине 19 в. среди Старого ишува возникает движение за организацию сельскохозяйственных поселений. Несколько первых попыток организовать сельскохозяйственные поселения в районе Иерихона и в районе Газы не увенчались успехом, но попытка в районе Яффо удалась, и там в 1878 г. было организовано первое в новое время еврейское сельскохозяйственное поселение в Земле Израиля - Петах-Тиква. (см. Саломон, Иоэль Моше)


Примечания

Ссылки


ar:يشوب قديمУведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация
На других языках