Старый ишув

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
 
(1 промежуточная версия не показана)
Строка 1: Строка 1:
-
'''''Надо консолидировать эту статью со статьей [[Старый ишув - дополнение]]'''''
 
-
 
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 2
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 2
| АВТОР1  =  
| АВТОР1  =  
Строка 13: Строка 11:
| ВИКИПЕДИЯ =
| ВИКИПЕДИЯ =
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
-
}}'''Старый ишув''' ({{lang-he|היישוב הישן}} hа́-ишу́в hа́-яша́н) — собирательное название [[Евреи|еврейского населения]] [[Эрец-Исраэль]], жившего в Стране до начала сионистской [[Первая алия|Первой алии]] в [[1881 год]]у, и данное ему в противоположность новому сионистскому населению Страны (= "Новый ишув". Началом "Нового ишува" считается основание, в [[1882 год]]у, города [[Ришон-ле-Цион]]).
+
}}
 +
 
 +
'''Старый ишув''' ({{lang-he|היישוב הישן}} hа́-ишу́в hа́-яша́н) — собирательное название [[Евреи|еврейского населения]] [[Эрец-Исраэль]], жившего в Стране до начала сионистской [[Первая алия|Первой алии]] в [[1881 год]]у, и данное ему в противоположность новому сионистскому населению Страны (= "Новый ишув"). Началом "Нового ишува" считается приезд, в [[1882 год]]у, группы [[Билу]] и основание города [[Ришон-ле-Цион]]).
-
В идеологическом смысле "Старый ишув" - это предки современных "харедим" ("ультраортодоксов")
+
Поскольку Новый (сионистский) ишув в течение конца 19 и первой половины 20 в. находился в конфликте со Старым ишувом, последний часто характеризуют как "анти-сионистов" и рассматривают как предков современных "харедим" ("ультраортодоксов"), и отождествляют с ними. Это однако не может относиться к Старому ишуву середины 19 в. и тем более предыдущего периода - скорее наоборот, создание и развитие (будущего) "Старого ишува" и было сионизмом того времени.
== Структура ==
== Структура ==
-
Население старого ишува четко разделялось на [[сефарды|сефардов]] и [[Ашкеназы|ашкеназов]], которые делились на хасидов и литваков ("[[Прушим]]"). В качестве отдельных групп можно выделить также [[тейманим]] (Йеменских евреев) и небольшие группы "древнего" еврейского населения, сохранившегося еще с периода Второго Храма (т.е. вообще не уходивших из Страны).
+
Население Старого ишува к концу 19 в. четко разделялось на [[сефарды|сефардов]] и [[Ашкеназы|ашкеназов]], которые делились на хасидов и литваков ("[[Прушим]]"). В качестве отдельных групп можно выделить также [[тейманим]] (Йеменских евреев) и небольшие группы "древнего" еврейского населения, сохранившегося еще с периода Второго Храма (т.е. вообще не уходивших из Страны).
-
Большая часть старого ишува проживала, в [[Четыре святых города|четырёх святых для евреев городах]], это [[Иерусалим]], [[Цфат]], [[Тверия]] и [[Хеврон]].  
+
Большая часть Старого ишува проживала, в [[Четыре святых города|четырёх святых для евреев городах]], это [[Иерусалим]], [[Цфат]], [[Тверия]] и [[Хеврон]].  
Помимо этих городов, еврейские общины существовали в [[Яффо]], [[Хайфа|Хайфе]], [[Пкиин]]е, [[Акко]], [[Шхем]]е и до [[1799 год]]а в [[Газа|Газе]].<ref>{{книга
Помимо этих городов, еврейские общины существовали в [[Яффо]], [[Хайфа|Хайфе]], [[Пкиин]]е, [[Акко]], [[Шхем]]е и до [[1799 год]]а в [[Газа|Газе]].<ref>{{книга
Строка 56: Строка 56:
<!-- Уточнить: В новой стране они столкнулись с тяжелыми условиями, у них не было финансовой поддержки, и не могли заработать себе на жизнь. Большая часть переселенцев {{Нет АИ 2|была уничтожена [[Крестоносцы|крестоносцами]], прибывшими на святую землю в 1219 году|27|11|2011}}. Выжившим тосафистам разрешили поселится в [[Акко]], их потомки смешались с местным еврейским населением. -->
<!-- Уточнить: В новой стране они столкнулись с тяжелыми условиями, у них не было финансовой поддержки, и не могли заработать себе на жизнь. Большая часть переселенцев {{Нет АИ 2|была уничтожена [[Крестоносцы|крестоносцами]], прибывшими на святую землю в 1219 году|27|11|2011}}. Выжившим тосафистам разрешили поселится в [[Акко]], их потомки смешались с местным еврейским населением. -->
-
В 1260 году рабби [[Иехиэль из Парижа]], глава [[Парижская иешива|Парижской иешивы]] вместе с учениками переехал жить в Эрец-Исраэль. Рабби Иехиэль воссоздал свою [[иешива|иешиву]] в Акко<ref>{{cite web|url=http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=13151&query=%CF%C0%D0%C8%C6|title=Париж (История евреев Парижа)|author=|date=|work=|publisher=|accessdate=2011-04-19|lang=}}</ref>
+
В 1260 году рабби [[Иехиэль из Парижа]], глава [[Парижская иешива|Парижской иешивы]] вместе с учениками переехал жить в Эрец-Исраэль. Рабби Иехиэль воссоздал свою [[иешива|иешиву]] в Акко<ref>{{cite web|url=http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=13151&query=%CF%C0%D0%C8%C6|title=Париж (История евреев Парижа)|author=|date=|work=|publisher=|accessdate=2011-04-19|lang=}}</ref>, он умер в [[1265]] (по другим данным в [[1286 год]]у)<ref>{{cite web|url=http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=191&letter=J|title=JEHIEL BEN JOSEPH OF PARIS|author=|date=|work=|publisher=|accessdate=2011-04-19|lang=en}}</ref> и был похоронен неподалеку от города [[Хайфа]], на горе [[Кармель]].
-
, он умер в [[1265]] (по другим данным в [[1286 год]]у)<ref>{{cite web|url=http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=191&letter=J|title=JEHIEL BEN JOSEPH OF PARIS|author=|date=|work=|publisher=|accessdate=2011-04-19|lang=en}}</ref> и был похоронен неподалеку от города [[Хайфа]], на горе [[Кармель]].
+
В [[1267 год]]у [[Моше бен Нахман]] (Рамба́н, Нахмани́д) поселился в Акко.  
В [[1267 год]]у [[Моше бен Нахман]] (Рамба́н, Нахмани́д) поселился в Акко.  
Строка 72: Строка 71:
-
=== Алия учеников Иеhуды Хасида (1700) ===
+
=== Алия сторонников Иеhуды Хасида (1700) ===
-
В 1700 году в Иерусалим переселилась группа из около 1000 [[Ашкеназы|европейских евреев]], под руководством [[Йеhуда hа-Хасид (Иерусалим)|Иеhуды Хасида]]. (К этому времени в Иерусалиме жили в основном [[сефарды]] (около 1 000 человек), и небольшое количество ашкензов, около 200 человек).  
+
В 1700 году в Страну (вначале в Иерусалим) переселилась группа из около 1000 [[Ашкеназы|европейских евреев]], под руководством [[Йеhуда hа-Хасид (Иерусалим)|Иеhуды Хасида]]. (К этому времени в Иерусалиме жили в основном [[сефарды]] (около 1 000 человек), и небольшое количество ашкензов, около 200 человек).  
На строительство [[синагога|синагоги]] переселенцам пришлось занять деньги у арабов. После нескольких лет пребывания в стране между последователями Иеhуды Хасида вспыхнули ссоры. В [[1721 год]] ссоры привели к тому, что ашкеназских евреев обвинили в неуплате долгов,  арабские кредиторы ворвались в синагогу и сожгли ее.
На строительство [[синагога|синагоги]] переселенцам пришлось занять деньги у арабов. После нескольких лет пребывания в стране между последователями Иеhуды Хасида вспыхнули ссоры. В [[1721 год]] ссоры привели к тому, что ашкеназских евреев обвинили в неуплате долгов,  арабские кредиторы ворвались в синагогу и сожгли ее.
Строка 107: Строка 106:
-
== Экономика ==
+
== Халука ==
-
 
+
-
=== Халука ===
+
Большая часть Старого ишува была занята изучением Торы и жила на "[[халука]]" - распределение пожертвований, собранных среди евреев диаспоры. Во все века евреи диаспоры старались посылать пожертвования в Палестину, потому что они чувствовали свою кровную заинтересованность в том, чтобы в Земле Израиля жили евреи. Для каждой еврейской общины было честью быть представленной на земле обетованной, поэтому общины выделяли своим представителям специальные стипендии. <ref>[http://books.google.com/books?id=563fUop-uccC&pg=PA12&lpg=PA12&dq=old+yishuv+haluka&source=bl&ots=5Y-KXlJw_7&sig=37ai9eZMAr6MGnXOX6Q0-toWxiQ&hl=en&ei=LjDUSqOILYX24Ab9v5TRDA&sa=X&oi=book_result&ct=result&resnum=1&ved=0CAoQ6AEwAA#v=onepage&q=old%20yishuv%20haluka&f=false ''Рав Авраам Ицхак Кук: Between Rationalism and Mysticism'', Binyamin Ish Shalom] {{ref-en}}</ref>
Большая часть Старого ишува была занята изучением Торы и жила на "[[халука]]" - распределение пожертвований, собранных среди евреев диаспоры. Во все века евреи диаспоры старались посылать пожертвования в Палестину, потому что они чувствовали свою кровную заинтересованность в том, чтобы в Земле Израиля жили евреи. Для каждой еврейской общины было честью быть представленной на земле обетованной, поэтому общины выделяли своим представителям специальные стипендии. <ref>[http://books.google.com/books?id=563fUop-uccC&pg=PA12&lpg=PA12&dq=old+yishuv+haluka&source=bl&ots=5Y-KXlJw_7&sig=37ai9eZMAr6MGnXOX6Q0-toWxiQ&hl=en&ei=LjDUSqOILYX24Ab9v5TRDA&sa=X&oi=book_result&ct=result&resnum=1&ved=0CAoQ6AEwAA#v=onepage&q=old%20yishuv%20haluka&f=false ''Рав Авраам Ицхак Кук: Between Rationalism and Mysticism'', Binyamin Ish Shalom] {{ref-en}}</ref>
-
=== Экспорт этрогов ===
 
-
[[Цитрон]], а в еврейской традиции - этрог ({{lang-he|אתרוג}}), является одним из атрибутов [[иудаизм|иудейского]] праздника [[Суккот]]. Экспорт этрогов из [[Эрец-Исраэль]], был одним из источников доходов старого ишува. Этому предшествовала идея сионисткой организации [[Ховевей Цион]] вернуться на землю предков и восстановить еврейское земледелие, до появления в Палестине сионистов, этроги выращивали в основном арабы, а позже и евреи. <ref>{{статья|автор=Юлия Систер, Бецалель Гендлер, Евгений Животовский|заглавие=Возрождение|оригинал=|ссылка=http://www.jewishagency.org/JewishAgency/Russian/Education/Special+Resources/RJA/11/11-2.htm?wbc_purpose=bas|автор издания=|издание=|тип=|место=|издательство=|год=|выпуск=|том=|номер=|страницы=|isbn=|issn=|doi=|pmid=|язык=}}</ref>. Еврейский учёный и раввин [[Сапир, Яков|Яков Сапир]], стал первым [[Ашкеназы|евреем-ашкенази]], который начал торговать этрогами. Сам Сапир пишет об этом так:
 
-
{{цитата|автор=|Когда я пришел из города Цфата, да будет он отстроен, в святой город Иерусалим в 1835г., вся торговля этрогами был в руках у сефардийской общины. Рабби, который заведовал фондом, посылал в месяц Ав двух евреев, родившихся в Израиле, для покупки этрогов. В те дни для евреев было достаточно 500<ref name="Раби"> {{статья|автор=
+
== Сельскохозяйственные поселения ==
-
Нехама Шварц (Беркинблит)|заглавие=Увлекательные путешествия этрога|оригинал=|ссылка=http://www.7kanal.com/article.php3?id=234630&view=print|автор издания=|издание=|тип=|место=|издательство=|год=|выпуск=|том=|номер=|страницы=|isbn=|issn=|doi=|pmid=|язык=}}</ref>}}
+
-
Также по словам Сапира, торговля этрогами была монополизирована сефардской общиной еще до [[1835 год]]а, у сефардов был контракт с арабами из города [[Умм-эль-Фахм]], в основном тогда выращивался [[Балади]] (один из сортов этрога). В 40-е годы [[18 век]]а сефарды способствовали внедрению в сельское хозяйство [[Греческий цитрон|Греческих цитронов]], которые стали выращивать и в еврейских хозяйствах.
+
В середине 19 в. среди Старого ишува возникает движение за организацию сельскохозяйственных поселений. Несколько первых попыток организовать сельскохозяйственные поселения в районе Иерихона и в районе Газы не увенчались успехом, но попытка в районе Яффо удалась, и там в 1878 г. было организовано первое в новое время еврейское сельскохозяйственное поселение в Земле Израиля - Петах-Тиква. (см. [[Саломон, Иоэль Моше]])
-
Особую роль в развитии производства этрогов, сыграл раввин [[Хаим Эллизер Вакс]], в 1876 году он купил"три сада в селе Хиттин, и посадил там несколько сотен этроговых деревьев. Позже хозяйство Вакса разрослось до 13 000 деревьев.
 
-
=== Сельскохозяйственные поселения ===
+
== К концу 19 в. ==
-
В середине 19 в. среди Старого ишува возникает движение за организацию сельскохозяйственных поселений. Несколько первых попыток организовать сельскохозяйственные поселения в районе Иерихона и в районе Газы не увенчались успехом, но попытка в районе Яффо удалась, и там в 1878 г. было организовано первое в новое время еврейское сельскохозяйственное поселение в Земле Израиля - Петах-Тиква. (см. [[Саломон, Иоэль Моше]])
+
К 1882 г. .е. к приезду первых представителей "[[Новый Ишув|Нового ишува]]") еврейское население страны, т.е. Старый Ишув, составляло около 25 - 35 тыс. человек.
 +
 
 +
(В Палестине жило в то время также примерно 150 тыс. оседлых мусульман - арабов и турок, 65 тыс. бедуинов, 55 тыс. христиан).
 +
 
 +
Евреи были сосредоточены в основном в четырех главных "святых городах": в Иерусалиме (составляя там большинство населения города), в Цфате, Тверии и Хевроне. Группы евреев жили также в Яффо, Хайфе, Шхеме, и в некоторых других местах.
Строка 154: Строка 151:
[[fr:Ancien Yishouv]]
[[fr:Ancien Yishouv]]
[[he:היישוב הישן]]
[[he:היישוב הישן]]
-
[[yi:יישוב הישן]]{{WikiCopyRight}}[[Категория:требует категоризации]]
+
[[yi:יישוב הישן]]
 +
 
 +
{{WikiCopyRight}}

Текущая версия на 17:38, 2 апреля 2013

Тип статьи: Регулярная исправленная статья


Старый ишув (ивр. היישוב הישן‎ hа́-ишу́в hа́-яша́н) — собирательное название еврейского населения Эрец-Исраэль, жившего в Стране до начала сионистской Первой алии в 1881 году, и данное ему в противоположность новому сионистскому населению Страны (= "Новый ишув"). Началом "Нового ишува" считается приезд, в 1882 году, группы Билу и основание города Ришон-ле-Цион).

Поскольку Новый (сионистский) ишув в течение конца 19 и первой половины 20 в. находился в конфликте со Старым ишувом, последний часто характеризуют как "анти-сионистов" и рассматривают как предков современных "харедим" ("ультраортодоксов"), и отождествляют с ними. Это однако не может относиться к Старому ишуву середины 19 в. и тем более предыдущего периода - скорее наоборот, создание и развитие (будущего) "Старого ишува" и было сионизмом того времени.


Содержание

Структура

Население Старого ишува к концу 19 в. четко разделялось на сефардов и ашкеназов, которые делились на хасидов и литваков ("Прушим"). В качестве отдельных групп можно выделить также тейманим (Йеменских евреев) и небольшие группы "древнего" еврейского населения, сохранившегося еще с периода Второго Храма (т.е. вообще не уходивших из Страны).

Большая часть Старого ишува проживала, в четырёх святых для евреев городах, это Иерусалим, Цфат, Тверия и Хеврон.

Помимо этих городов, еврейские общины существовали в Яффо, Хайфе, Пкиине, Акко, Шхеме и до 1799 года в Газе.[1] Выходцы из Старого ишува основали также (в 1878 году) город Петах-Тиква


История

Алия в Страну Израиля в Средние века

"Наинизшей" точкой еврейского присутствия в Стране Израиля являлся период крестоносцев. Поосле падения государства крестоносцев начинается постепенное увеличение еврейского населения Страны.

Маймонид после 1178 года немного жил в Эрец-Исраэль, а затем вернулся в Египет и поселился там.

В 1211 году из Англии и Франции в Эрец-Исраэль, прибыла группа из 300 евреев-тосафистов.


В 1260 году рабби Иехиэль из Парижа, глава Парижской иешивы вместе с учениками переехал жить в Эрец-Исраэль. Рабби Иехиэль воссоздал свою иешиву в Акко[2], он умер в 1265 (по другим данным в 1286 году)[3] и был похоронен неподалеку от города Хайфа, на горе Кармель.

В 1267 году Моше бен Нахман (Рамба́н, Нахмани́д) поселился в Акко.

В 1488 году раввин Овадья из Бертиноро прибыл в Иерусалим, где занялся восстановлением еврейской общины. Рабби Бертиноро взял на себя обязанность сбора пожертвований в Италии для поддержки неимущих.[4]

Алия после изгнания из Испании

В 1492 году евреи были изгнаны из Испании, а в 1497 году произошло изгнание евреев из Португалии. Многие изгнанники оказались в Эрец-Исраэль.

К началу 16 века, Цфат стал центром учения Кабалы, в городе проживали многие известные раввины и учённые.

В 1561 османский султан подарил политическому деятелю, еврейского происхождения, Иосифу Наси город (Тверию), чтобы создать там убежище для евреев. Наси начал реставрацию древнего города, и пригласил евреев поселиться в нём.[5], однако этот проект не был реализован.


Алия сторонников Иеhуды Хасида (1700)

В 1700 году в Страну (вначале в Иерусалим) переселилась группа из около 1000 европейских евреев, под руководством Иеhуды Хасида. (К этому времени в Иерусалиме жили в основном сефарды (около 1 000 человек), и небольшое количество ашкензов, около 200 человек).

На строительство синагоги переселенцам пришлось занять деньги у арабов. После нескольких лет пребывания в стране между последователями Иеhуды Хасида вспыхнули ссоры. В 1721 год ссоры привели к тому, что ашкеназских евреев обвинили в неуплате долгов, арабские кредиторы ворвались в синагогу и сожгли ее.

Турецкие власти после индидента запретили ашкеназам пребывание в городе, поселенцы вынуждены были покинуть Иерусалим или одеваться как сефарды.

Однако алия группа Иеhуды Хасида произвела большое впечатление на современников, поскольку она представляла собой первую — с 13 в. — организованную алию ашкеназов в Эрец-Исраэль.

Согласно традиции, Иеhуда Хасид купил в Иерусалиме большой участок земли в Старом городе, на котором в середине 19 в. лет была построена главная синагога ашкеназской общины Иерусалима «Хурват рабби Иеhуда хе-Хасид» (разрушена арабами в 1948 г., восстановлена и открыта в 2010 г.[6]

Алия в 18-19 в.

В 1764 году рабби Нахман (однин из ближайших учеников и последователей Баал Шем Това) поселился в Тверии.

В 1777 году группа хасидов, под руководством р. Менахем Мендель из Витебска и р. Авраам из Калиша, учеников р. Дов-Бера из Межерича, поселились в Тверии.

В 1806 г в Страну переселилась горуппа учеников Виленского Гаона (см. Алия учеников Виленского Гаона («Прушим») в 19 в.) Большинство из них поселились в Цфате и Тверии, но некоторые поселились и в Иерусалиме, и восстановили синагогу учеников последователей Иехуды Хасида.

Начиная с 1830 года, около двадцати учеников Хатама Софера поселились в Эрец-Исраэль, почти все из них в Иерусалиме.

В 1837 произошло разрушительное землетрясение в Цфате, погибло около четырех тысяч евреев. Выжившие переселились в другие города, большая часть в Хеврон и Иерусалим, который утвердился в качестве центра старого Ишува.[7]


Положение во второй половине 19 в.

Во течение 19 в. Палестина, оставаясь частью Турецкой империи, постоянно находилась в фокусе борьбы (и даже войны) между различными турецкими и арабскими кланами и наместниками. Каждая из сторон пыталась привлечь на свою сторону европейцев, обладавших мощной военной техникой, и это резко усилило европейское проникновение в Страну. В середине XIX века в Стране открылись иностранные консульства, и стало возможным жить в стране оставаясь иностранным подданным, и находиться при этом под защитой иностранного консульства. Палестина быстро "европеизировалась" и модернизировалась.

В связи с этим начиная с 1850-х годов все больше и больше евреев переселяются в Страну Израиля. В 1860-х-70-х гг. Старый ишув не только количественно увеличивается, но и сильно меняется качественно.

Начиная с 1850 г. евреи составляют большинство в Иерусалиме. Важнейшим событием стал выход иерусалимских евреев за пределы стен Старого Города и начало строительства новых кварталов. Одними из первых были кварталы "Мишкенот Шаананим" и "Нахалат Шива", позже - "Меа Шеарим". В то время это было не только необычно, но и очень опасно. Люди, жившие вне пределов городских стен, подвергались опасности нападения ночующих повсюду арабских шаек. Квартал строился в виде замкнутого пространства - так, чтобы можно было защитить его от нападения.


Халука

Большая часть Старого ишува была занята изучением Торы и жила на "халука" - распределение пожертвований, собранных среди евреев диаспоры. Во все века евреи диаспоры старались посылать пожертвования в Палестину, потому что они чувствовали свою кровную заинтересованность в том, чтобы в Земле Израиля жили евреи. Для каждой еврейской общины было честью быть представленной на земле обетованной, поэтому общины выделяли своим представителям специальные стипендии. [8]


Сельскохозяйственные поселения

В середине 19 в. среди Старого ишува возникает движение за организацию сельскохозяйственных поселений. Несколько первых попыток организовать сельскохозяйственные поселения в районе Иерихона и в районе Газы не увенчались успехом, но попытка в районе Яффо удалась, и там в 1878 г. было организовано первое в новое время еврейское сельскохозяйственное поселение в Земле Израиля - Петах-Тиква. (см. Саломон, Иоэль Моше)


К концу 19 в.

К 1882 г. (т.е. к приезду первых представителей "Нового ишува") еврейское население страны, т.е. Старый Ишув, составляло около 25 - 35 тыс. человек.

(В Палестине жило в то время также примерно 150 тыс. оседлых мусульман - арабов и турок, 65 тыс. бедуинов, 55 тыс. христиан).

Евреи были сосредоточены в основном в четырех главных "святых городах": в Иерусалиме (составляя там большинство населения города), в Цфате, Тверии и Хевроне. Группы евреев жили также в Яффо, Хайфе, Шхеме, и в некоторых других местах.


Примечания

Ссылки


ar:يشوب قديم

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация
На других языках